О любви

Владимир Бородин 2
Поговорим о любви...
- Могу я задать тебе один вопрос? - неожиданно произнесла девушка.
Они сидели на завалинке их дома. Грелись под лучами вечернего летнего солнышка. Наслаждались покоем. Мужчина пил кофе и курил самодельную сигаретку. Дочь его разглядывала свой, уже пустой стакан, в котором совсем недавно был ее чай.
Сквозь стенку их дома доносились приглушенные звуки работающего телевизора. Там, в доме, ее мама готовила обед.
А внизу, прямо у них под ногами, с легким шумом река несла свои воды. Свои маленькие воды несла в какие-то уже большие воды другой реки, чтобы та вынесла их уже в море. Это был вообще-то обычный день и все происходило так, как и каждый день.
Необычным была лишь встреча отца с дочерью.
Девушке только недавно исполнилось восемнадцать лет и встретила она свое совершеннолетие вдали от дома, от отца с матерью. Дело в том, что она училась в другой стране, изучала искусство фотографирования и приехала домой всего несколько дней назад. На каникулы...
- Конечно, милая, ты можешь задавать любые вопросы, - безмятежно сказал мужчина, все еще наслаждаясь своим кофе.
- Я буду только рад, если сумею ответить тебе так, как считаю правильным. Если, разумеется, я буду знать ответ на твой вопрос. Задавай...
- Что такое любовь? Что ты знаешь об этом так, чтобы рассказать мне об этом?-
Несколько секунд мужчина продолжал смотреть на реку, но потом повернул голову в сторону дочери...
" Чтож, думал он, девочке уже восемнадцать. Это со многими случается гораздо раньше и, похоже, пришла пора. Хороший вопрос! Достаточно прямо. Мне думается, что это самое правильное... ей узнать об этом чувстве от родителей."
- Ответа на этот вопрос, - усмехнулся мужчина, - не даст тебе никто. Ответа и не знает никто! Любой, кто попытается ответить, будет преломлять это чувство исходя из своего личного опыта. Часто искажая действительные события и приукрашая свои ощущения любви. Абсолютно любому человеку кажется, что именно его любовь и есть настоящая. Самая сильная и чистая. И, как это чаще всего бывает, другими людьми непонятая.
- Так что, - почти шепотом произнесла девушка, - значит правда, что ответа на этот вопрос нет?
Он засмеялся. Смеялся долго и ласково, не сводя взгляда с зарумянившейся дочери.
- Как происходит всегда беседа двух людей? Один мучается, ищет ответ на вопрос, всячески обдумывая его. Потом он  задает свой больной вопрос собеседнику. Глупый собеседник сразу же понимает вопрос и начинает отвечать. Ему кажется непонятным, как такой простой вопрос так долго мучал человека.
Ты задала вопрос, которого я и не ожидал и ждал давно. Для меня он совсем не неожиданный. Все варианты ответа на него я давно обдумал! Втайне, мне давно хотелось улышать от своих детей этот вопрос, но, вот, получилось так, что его задала мне моя самая младшая дочь. И это хорошо, это приятно! Погоди минуточку, я сбегаю в дом и сделаю себе еще одну сигаретку...-
Мужчина так и поступил. Зашел в дом, свернул сигаретку, глянул, как продвигаются дела у жены с обедом, поцеловал ее и вернулся к дочери.
- Что такое любовь?, - начал он, прикурив, - Я уже сказал, что этого не знает никто! Или... знают все. Только никак не могут придти к единому мнению. Что такое сердце тоже знают все. Мотор человеческого организма, качающий кровь. Все просто. Только не могут объяснить, как в сердце приходит любовь? Каким образом, сердце превращает ум в безумие? Ведь иначе и не назвать то, что происходит с влюбленным человеком.
Я бы сказал, что понятие любви - всеобъемлющее, всеохватывающее. Она, любовь, включает в себя все... влюбленность, восторг, нежность к человеку, которого любишь и... даже временное разочарование, вплоть до ненависти. Слепота и безумие - вот, пожалуй, две главных составляющих этого чувства. Иногда они хорошие и приятные, а иногда и не очень.
Но, хорошенько обдумав все, я пришел к выводу, что надо определить несколько видов любви.
Первой я бы назвал любовь платоническую. Я ее определяю, как тихую, безвредную для себя и для объекта любви. Она длится годами, даже десятилетиями, часто продолжается всю жизнь. Это и дружба и, одновременно, не дружба. Туманно?
- Не важно, - ответила дочь, - У тебя была такая любовь?
- Она у меня и есть. Мне было меньше лет, чем тебе сейчас. Я влюбился в девушку из своего класса. Мы были вместе чуть больше года, до ухода моего в армию. Так случилось, что она меня не дождалась и вышла замуж. Никакой обиды с моей стороны! Я был сам виноват в этом. Ну, да ладно. Я не об этом. Вот уже больше пятидесяти лет мы дружим с ней. Мама даже иногда ревнует нас, но делает это она совершенно напрасно. Мы очень редко видимся, редко говорим по телефону, а встретившись разговариваем о наших семьях, жизни и ... я даже не знаю, взаимно ли чувство. Хотелось бы в это верить, так приятнее.
- А следующая любовь?
- А следующую я бы назвал - святая любовь! Да-да. Она прекрасна, единственный ее недостаток - она приходит к человеку всегда поздно! Всегда с уходом любимого человека из этой жизни. Я говорю о любви к родителям. Не махай, пожалуйста, руками, а послушай!
Любовь к родителям при их жизни неосознанна. Она, вроде, и есть. И даже точно есть! Но, странное дело, эта любовь при жизни родителей включает в себя и раздражение и грубость, иногда даже удивление, как это у таких глупых родителей родилась такая умная дочь (ну, или сын). Родители воспринимаются, как нечто само собой разумеющееся. И только после ухода их из жизни, человек начинает понимать, как сильно он любит отца-мать. Огорчение от того, что он так много недодал, недосказал родителям только усиливает его любовь. Это замечательно, хотя и поздно!
Следующая любовь самая сильная! Она занимает в жизни человека, без разницы мужчины или женщины, главное место. Самое важное место!
Это - любовь к противоположному полу. Непреодолимая тяга быть вместе сметает на своем пути любые препятствия! Эта любовь не признает ни советов ни авторитетов ни примеров! Она слепа! Она безрассудна! И, что самое интересное, она может исчезнуть из сердца практически бесследно, а иногда оставив самые смутные воспоминания, вплоть до удивления на самого себя! Такая любовь возникает из ниоткуда, часто исчезает без следа, часто оставляя глубокие раны на сердце и злость в рассудке. Но, если она случается не такой, то плавно переходит в любовь НАСТОЯЩУЮ.
- А что ты называешь настоящей любовью?
- Пережде всего, я бы сказал о той беде, которая сопровождает эту любовь. Все дела в том, что человек далеко не сразу понимает, что она у него есть. Понимание приходит, как минимум, через 40, 50 лет совместной жизни, а то и больше. Меньший срок не гарантия.
Прожив полвека плечом к плечу с любимым человеком, только и понимаешь, что она у тебя есть - настоящая любовь. И она, разумеется, включает в себя как достоинства так и недостатки. Мелкие ссоры, черные дни... все это случается и у таких любящих, но они не закрывают всего того хорошего, что пройдено вместе.
Ты жила вместе с нами шестнадцать лет и была свидетелем таких "черных" дней и мне не надо тебе об этом рассказывать. Но, потом ты уехала и мы остались с мамой вдвоем. В доме, окруженном со всех сторон лесами. Без соседей, без общения с людьми. Это, я тебе скажу, очень тяжело.
Но вот, ты приехала на каникулы и видишь папу с мамой вместе. Ты этому рада...
- Я очень рада! И не только я, пап, все остальные тоже.
- Прекрасно, милая! Что у нас следующее? Мне нужна еще сигаретка и кофе... ты подумай, я сейчас вернусь.
Мужчина снова вошел в дом. Снова обнял и прижал к себе жену.
- Что вы там делаете так долго? Сидите и смотрите на реку? - спросила, улыбаясь жена.
- Мы разговариваем о любви, - торжественно объявил мужчина.
- Ого!
- А чего удивляться, девочке уже восемнадцать. Если быть точным, то о любви ей рассказываю я. О всех ее видах...
- А ты что, знаешь о всех видах любви? - рассмеялась жена.
- Нет, конечно, - он еще раз обнял жену за плечи, - я рассказываю только о главных. Скоро обед? Мы успеем договорить?
- Еще с полчасика.
С кружкой кофе и сигареткой, мужчина вернулся на свое место. Дочь сидела, задумчиво рисуя прутиком что-то на траве.
- Пап, я тут подумала... а что такое любовь к Богу?
- Ты когда-нибудь слышала такое выражение "китайская грамота"? - засмеялся отец, - Ты держишь в руках бумагу, на ней есть знаки, есть печати, но, как ни верти ее в своих руках, что это такое, ты не понимаешь. Кроме, как пожать плечами, ты ничего придумать не можешь. Так и с любовью к Богу. Он, говорят, есть. Говорят, что сам Бог и есть любовь. Говорят, что он сделал то и то. Говорят, что если ты будешь любить его, то попадешь в Рай. Говорят, что там лучше, чем в Аду...
Но... ты пожимаешь плечами... и все. Как и при разглядывании китайской грамоты...
- Хорошо. Примерно так и есть. А следующая любовь? Какая она?
- Следующую любовь я бы назвал ЧИСТОЙ.
Это любовь брата к сестре. Сестры к брату. Ей нет объяснения! Она просто есть! Нет атрибутов никакой другой любви, есть только восторг в душе, в сердце, что брат (или сестра) есть!
- Да, пап, я это тоже чувствую! Еще есть любовь?
- Да. Есть. Эта любовь самая СИЛЬНАЯ! Это любовь идет на то, на что никакая другая любовь не способна. Горы с места и она сдвинуть не может, но... кому эти горы мешают...
Зато она открывает такие силы души и тела человека, перед которыми мало что может устоять.
В этой любви, человек, не задумываясь жертвует собой, ради жизни и счастья любимого!!!
Все, что я сказал о любви, моя хорошая, я не сказал обо всех, без исключения, людях. Жизнь устроена так, что плохих людей на Земле... подавляющее большинство. Возможно и они могут рассказать о любви, но я о них не хочу говорить. Мне достаточно того количества хороших людей, которые (несмотря на меньшинство) сдерживают и уравновешивают жизнь.
- Ты не назвал эту любовь...
- Я не знаю ей названия, милая! Беззаветная? Да. Бескорыстная? Да. Беззащитная? Да.
- Что же это?
- Любовь родителей к детям! Нас к вам! Как и что происходит у других людей, я не берусь обсуждать.
Вышла из дому мама и позвала нас обедать. В принципе, мы и закончили. Приятного аппетита!