Скрипка Страдивари

Краснов Валерий
Молодому скрипачу Виктору Вяткину не повезло : по окончании Консерватории несколько его однокурсников получили приглашение в Национальный оркестр,кое-кто попал в оркестр Большого театра, а он оказался невостребованным.
Но больше всего он завидовал своему сверстнику Мишке Зоричу.Ещё в консерваторское время этот парень стал лауреатом престижного конкурса,происходившего в Петербурге,и теперь умудрился организовать персональные гастроли по Европе.
Надо сказать,что Вяткин тоже принимал участие в том самом Петербургском конкурсе,но не был замечен членами жюри,что по мнению Виктора было совершенно несправедливо : он ни в чём не уступал этому проныре Зоричу.
Так вот,после Консерватории скрипач Вяткин оказался не у дел,и ему пришлось пробавляться выступлениями в разных клубах и ресторанах.
Виктор терпеть не мог этого своего занятия, его буквально выворачивало наизнанку, когда какой-то пьяный клиент совал ему в карман смятую купюру и требовал сыграть "Яблочко","Цыганочку" или "Катюшу".
Много раз Вяткин пытался пробиться в оркестры московских театров,но всё безуспешно. Молодой скрипач бился,как рыба об лёд, и с завистью следил за успехами своего приятеля Мишки Зорича. Бухарест,Прага,Варшава,Вена - этот везунчик всё дальше продвигался на Запад и набирал очки в своей карьере.
В чём секрет Мишкиного успеха? - этот вопрос не давал Виктору покоя. В поисках ответа он изучал любую информацию о Зориче - в прессе,в Интернете и даже в закулисных разговорах коллег - музыкантов.
"Он же ни в чём не превосходит меня, - мучился Вяткин, - в чём же его фишка?"
И вот,наконец,кропотливый труд молодого скрипача дал свои результаты : на одной из тусовок музыкантов кто-то сообщил : "А вы знаете,что у Мишки Зорича скрипка Страдивари?"
Все недоверчиво посмотрели на говорившего.
"Да,да, - повторил тот, - эту скрипку подарил ему дед - Ефим Зорич, в прошлом знаменитый скрипач."
Вскоре до Вяткина дошёл рассказ о том,что Михаила неоднократно спрашивали , действительно ли он обладатель скрипки Страдивари, на что он отвечал отрицательно,но при этом лукаво ухмылялся.
"Ох,и хитрый этот Зорич, -размышлял Виктор,- не хочет сознаваться,что секрет его успеха в чудо-скрипке!."
Вяткин был очень доволен,что теперь всё встало на свои места : причина необыкновенного успеха Мишки раскрыта, теперь и ежу ясно,будь такой инструмент у Виктора Вяткина,он бы достиг не меньших,а может быть, и больших успехов...
Шло время, Виктор с болью наблюдал за успехами Зорича в Европейском турне и буквально слюной исходил от зависти.
И тут на него свалилась неожиданная удача. В Берлине должен был состояться конкурс молодых скрипачей. В Москве уже давным-давно наметили состав отечественной делегации,как вдруг,буквально за неделю до начала конкурса,тяжело заболел один из делегатов. Вот тут счастье и привалило Вяткину : его бывший однокурсник,сам участник этого мероприятия,предложил его кандидатуру. Времени уже совсем не оставалось, и Виктора быстренько оформили членом делегации.
И вот уже молодой скрипач гуляет по Берлину,любуется Рейхстагом, Бранденбургскими воротами,с интересом разглядывает остатки Берлинской стены...
А вскоре его ждал приятный сюрприз : в кулуарах конкурса он встретил своего знаменитого однокурсника - Михаила Зорича.
Они бросились навстречу друг другу и расцеловались - как никак старые прятели! Потом посидели в маленькой кафешке,поделились последними событиями жизни.
В продолжение всего разговора Виктор не мог оторвать взгляда от футляра с вожделенной скрипкой Зорича,который тот небрежно бросил на соседнее кресло.
"Ну и лопух же Мишка! - думал Вяткин, - так легкомысленно относиться к такой ценности! А вдруг сейчас какой-нибудь злоумышленник подскочит,схватит скрипку и был таков?!"
Виктор снял с себя пиджак и прикрыл им скрипку Зорича.Так будет надёжней!
Но поразмыслив немного, Вяткин пришёл к другому выводу : да ведь Зорич придуряется, он не хочет показать окружающим,какая ценная у него скрипка,вот и изображает этакую беззаботность!
В этот вечер Виктор вернулся в свой гостиничный номер в возбуждённом состоянии. А когда улёгся в постель,в его голове стали зарождаться крамольные мысли,которые постепенно сложились в некий коварный план...
В следующие несколько дней Вяткин был совершенно издёрган своими переживаниями и бессонными ночами,что естественно отразилось на его выступлениях в конкурсе : в результате он не прошёл в финальную часть.
Виктор оформил авиабилет на обратный рейс,собрал свой чемоданчик и перед отъездом в аэропорт поднялся на лифте и постучал в номер Зорича. В руках его был футляр с его родной скрипкой.
Перед дверью номера Михаила он постоял несколько минут, стараясь унять нервную дрожь по всему телу.                Зорич радушно встретил приятеля. Посетовал на его неудачу в конкурсе,обвинив жюри в необъективности,поинтересовался планами Виктора на будущее,предложил в случае надобности свою помощь.
Потом сказал,что проводит Вяткина до такси и пошёл переодеться в соседнюю комнату своего двухместного номера.
Виктор только и ждал этого момента.
Футляр с бесценным инструментом Михаила преспокойно лежал на прикроватной тумбочке.
Вяткин на цыпочках подошёл к тумбочке,дрожащими руками открыл футляр,вынул скрипку,извлёк из футляра собственный инструмент,быстро поменял их местами и ,  как ни в чём ни бывало,сел в кресло.
Потом они вместе с Зоричем спустились вниз, Виктор сел в заказанное такси, и Михаил помахал ему рукой на прощанье.
Вяткин облегчённо перевёл дыхание и вытер пот со лба. Он никак не думал,что ему так легко удастся реализовать свой план.
Добравшись до аэропорта, Виктор быстро прошёл регистрацию и предполётный контроль и бегом бросился к месту посадки.
Он крепко прижимал к себе футляр со скрипкой, затравленно оглядывался и шарахался при виде каждого полицейского. Его не оставляла страшная мысль : вдруг Зорич уже обнаружил пропажу,поднял тревогу и похитителя уже разыскивают?
Но всё обошлось, и молодой скрипач вскоре уже сидел в самолёте.
Ему повезло,место рядом с ним оказалось свободным, и он дрожащими руками достал вожделенный инструмент из футляра и стал его изучать. Прежде всего он заглянул в эфы, витиеватые прорези в верхней деке скрипки, и тут же обнаружил надпись : "Antonius Stradivarius." У Виктора отлегло от сердца : инструмент действительно сделан великим мастером.
Осторожно вращая перед собой скрипку,счастливый обладатель рассмотрел занятные узоры на обечайке и подгрифке, полюбовался на замысловатый завиток на макушке инструмента, потом слегка тронул струны и насладился их мягким и тёплым звуком,после чего даже понюхал верхнюю деку, всей грудью вдохнув опьяняющий запах благородной древесины. "Вот что значит Страдивари!" - прошептал Виктор...
Тем временем самолёт уже был в пути.
Вяткин отстегнул ремень безопасности, обнял скрипку и прижал её к себе. Ему вспомнилось,что в литературе скрипку часто сравнивают с женщиной. И действительно,верхняя её часть напомнила ему женский бюст, а нижняя,более широкая, была очень схожа с бёдрами девушки. Виктор ещё крепче обнял своё сокровище. Его воображение так распалилось,что он даже почувствовал какое-то эротическое возбуждение.                С такими сладостными ощущениями молодой скрипач незаметно задремал.
                --------------------------------
Возвратившись в Москву,Виктор твёрдо решил ,по примеру Зорича,никому не говорить о своей чудесной скрипке.
Какое-то время он с волнением ожидал,что вот-вот поднимется шум по поводу пропажи у Михаила Зорича уникального инструмента,начнётся следствие, и тогда - держись! Но,как ни странно,ничего подобного не случилось. Видимо,скандал разразился в Берлине,а до Москвы просто не докатился.                А вскоре выяснилось,что выступление Виктора на Берлинском конкурсе,хотя и не очень удачное,всё же имело для него положительные последствия : участников этого соревнования пригласили дать концерты в Большом зале Консерватории.
Вяткин выбрал для выступления концерт для скрипки с оркестром Чайковского и с жаром принялся репетировать. Он понимал,что это выступление - в таком великолепном зале, с таким замечательным инструментом - может иметь для него судьбоносное значение, поэтому договорился с одним из лучших профессоров Консерватории,что тот будет руководить его подготовкой,а сам принялся за работу с небывалым рвением, и в полном смысле трудился и день и ночь до самого дня выступления.
Он вышел на сцену в состоянии необыкновенного душевного пдъёма, и когда зажал свой чудо-инструмент между подбородком и ключицей,слегка поддерживая его рукой, смычок в другой руке решительно взвился вверх и свободно заскользил по струнам,извлекая чудесные звуки, а левая рука безошибочно выбирала нужные ноты на грифе скрипки.
Голова Виктора слега кружилась,длинные русые волосы взвились и парили в воздухе, будто под действием некого энергетического поля,создаваемого то ли чудесной музыкой,то ли самим волшебным инструментом.
Вяткин исполнил весь концерт на одном дыхании. Он потом не мог вспомнить, как закончил выступление,как кланялся рукоплещущей публике,как принимал цветы...
Придя домой,он,совершенно обессиленный,рухнул на кровать и проспал,наверное, часов двенадцать...
Время после концерта в Консерватории стало самым счастливым в жизни молодого скрипача.
Средства массовой информации - газеты,радио,телевидение -поместили хвалебные отзывы о выступлении Вяткина. А в уважаемом специалистами журнале "Музыкальная жизнь" появилась большая статья известного критика с красноречивым  заголовком "Открытие таланта", в которой автор отзывался об игре Вяткина в самых восторженных тонах. Виктор даже выписал несколько строк из этой хвалебной рецензии :
"Красивый звук,тонкий вкус и прекрасная техника позволяют исполнителю справляться с самыми сложными пассажами музыкального произведения.             Он пропускает музыку через сердце и голову,он воспроизводит своё собственное отношение к исполняемому произведению."
После выхода в свет этой публикации Москонцерт подписал с Вяткиным договор на проведение гастрольного тура по стране.
Придя домой с церемонии подписания документа, Вяткин взял в руки свою замечательную скрипку,поцеловал её и тихо произнёс - Спасибо тебе,дорогая! Всем этим я обязан только тебе!
                ---------------------------------
Вскоре молодой скрипач вместе с Национальным оркестром отправился в грандиозное турне по России.                Нижний  Он исполняет Баха и Крейцера,Вивальди и Моцарта,Чайковского и Хачатуряна. И  везде - яркие анонсы,хвалебные статьи в прессе, и аншлаги,аншлаги...
Музыкальные критики писали : "Создаётся впечатление,что этот скрипач способен воспроизвести любое состояние души,любую жизненную сцену. Вот он исполняет Чайковского, демонстрирует исключительную выразительность и благородство, предстаёт лиричным, задумчивым и сосредоточенным и при этом взволнованным и патетичным.А на следующий день он играет Арама Хачатуряна, и вот уже вихрем врывается в зал бурная мелодия восточного танца,с первого такта захватывая слушателя, увлекая своей стремительностью,экспрессией,жизнерадостной силой..."
Перед каждым концертом Вяткин нежно берёт в руки свой драгоценный инструмент и говорит,и говорит над ним что-то невнятное.
А после концерта,прижав к сердцу любимую скрипку,он горячо благодарит её за успех.
Нечего и говорить,что между своими выступлениями Вяткин трудился,не жалея сил,отрабатывая до автоматизма каждый пассаж,каждую ноту.
По окончании триумфального турне он вернулся в столицу и стал ждать заграничных гастролей.
И,наконец,дождался. Первая его поездка за кордон случилась в Чехию.
И вот он уже в красавице Праге, и после очередного успеха в главном концертном зале города сидит в модном ресторане, неподалёку от Карлова моста, со своим хорошим приятелем,пражанином Мирославом Мечиком,с которым он познакомился ещё на Берлинском конкурсе,а потом не раз пересекался во время турне по стране.
Посидели,выпили,закусили,поговорили о женщинах,потом о своих успешных гастролях,а после очередной рюмки Мирослав стал хвастаться - сперва своими успехами в музыкальной школе,потом достижениями в Венской Консерватории,затем  победами в конкурсах,а в конце концов объявил,что у него самая дорогая скрипка в мире,изготовленная самим Амати.
Вяткин долго молча слушал захмелевшего приятеля,но когда тот дошёл до своей великолепной скрипки,не выдержал,склонился к уху Мечика и тихо произнёс :
- Скажу тебе по секрету,Мирослав,едва ли твоя скрипка лучше моей,ведь у меня Страдивари! Только никому ни слова об этом,обещаешь?
Приятель с минуту смотрел на Вяткина, а потом,стукнув кулаком по столу,сердито произнёс :
- Да ты знаешь,что мой инструмент оценили в два с половиной миллиона долларов? И это сделал не кто нибудь,а сам Старцини!
- Я согласен,что Старцини едва ли не лучший в Европе знаток струнных инструментов, - проговорил Вяткин, - но я уверен,что мою скрипку он поставит выше твоей.
Мечик вошёл в раж,вскочил с места и вскричал :
- Давай пари! На тысячу долларов! Старцини сейчас находится в Праге, и я берусь устроить его экспертное заключение по нашим инструментам.
- При одном условии,- согласился Вяткин,- если ты сохранишь в тайне кому принадлежит Страдивари.
- Идёт,- ответил Мечик, и они ударили по рукам.
Через несколько дней Мирослав сообщил,что договорился с мастером и явился к Виктору за инструментом.
- Я не могу доверить тебе мою бесценную скрипку, - в последний момент объявил Вяткин, - вдруг с ней что-нибудь случится. Она  у меня даже не застрахована. Ты должен дать мне свою Амати в качестве залога.
Мечик долго сопротивлялся, но потом всё же согласился,и они обменялись скрипками.
Когда пришёл условленный день,Виктору позвонил Мирослав и сообщил,что они должны явиться к Старцини.
И вот уже Вяткин почтительно пожимает руку седовласому мастеру,внешне напоминающему великого Эйнштейна.
Старцини пригласил их присесть,положил перед собой скрипку Вяткина, и наступила долгая пауза.
- Ну что вы молчите,- не выдержал Виктор,- я так понимаю,что инструмент Мечика взял верх,тогда так и скажите. Я не умру от горя.
Мастер беспокойно заёрзал в кресле и,пряча глаза, произнёс :
- Дело обстоит гораздо хуже,уважаемый Виктор1 Вы только воспримите это спокойно,прошу вас, - он положил руку на плечо Вяткина и тихо проговорил :          - Беда в том,что ваша скрипка не имеет никакого отношения к великому Страдивари.
У Виктора было такое ощущение,будто на его голову обрушился потолок. Он даже явственно услышал ужасающий грохот. Страшная боль пронзила его виски. Он закрыл лицо руками и так и сидел какое-то время,тихо постанывая. Потом опустил руки и жалобно произнёс :
- Но ведь внутри скрипки есть имя мастера...
- В наше время,- развёл руками Старцини,- сделать такую наклейку ничего не стоит...
В следующую минуту Вяткина будто хватил паралич, и когда настало время уходить,он смог подняться на ноги только с помощью Мечика.
Добравшись до гостиничного номера,Виктор повалился на диван и пролежал почти без чувств до следующего утра....
А ещё через два дня он давал последний Пражский концерт.
Всё,вроде, было знакомое и привычное : и репертуар,который он не раз исполнял - знаменитый концерт Шнитке - и доброжелательная публика, и в руках его любимый инструмент... Но сам Вяткин был неузнаваем : он играл без всякого чувства,путал ноты,чего с ним никогда не бывало, допускал не предусмотренные автором паузы в игре...
Публика была разочарована и проводила его жидкими хлопками - исключительно из вежливости.
А в Москве ему предстоял сольный концерт в Зале Чайковского.
И опять : привычный репертуар,вроде бы,та же скрипка, дружелюбный зал... И снова бесцветная игра молодого скрипача.
Та же картина повторилась и в серии концертов в Петербурге.
После этого в "Музыкальной жизни" появилась статья всё того же известного критика  под названием "Что с вами,маэстро?"
Там были такие строчки : "Куда делся тонкий вкус мастера,его прекрасная техника,которая всегда позволяла ему выполнять самые сложные скрипичные произведения? Где чудесное звучание его  замечательной скрипки,которая умела имитировать любой человеческий голос - от сопрано до баса,которая ещё недавно в его руках то трогательно плакала,то заразительно смеялась?"
Виктор и сам задавал себе эти вопросы и не находил ответов.
Что-то надломилось в нём,пропал вкус к любимому занятию,а на скрипку свою он стал смотреть с неприязнью - как смотрят на изменившую возлюбленную.
Теперь он очень мало и неохотно репетировал,потерял всякий интерес к поиску новых произведений,чему прежде отдавался со всем пылом.
Музыканты и публика поставили Вяткину страшный диагноз : из его музыки пропала душа.
Его всё реже приглашали в концерты,всё чаще забывали позвать на торжественные мероприятия и юбилеи.
Окружающие заметили,что он перестал следить за собой,появлялся "на люди" неряшливо одетый и небритый,стал попивать.
Да Вяткину и самому было невмоготу.Ему так опостылело его музицирование в ресторанах,что в какой-то момент он даже усомнился : а не бросить ли ему вообще эту скрипку?А чем тогда заняться?Оглядевшись по сторонам,Виктор вдруг подумал : а может,переквалифицироваться в официанты? Вон Петрович,лучший официант в этом заведении, - всегда в чёрном костюме,в белой рубашке,при галстуке,всегда строгий,подтянутый, и деньги ему в карманы не суют,а уважительно кладут в папочку с ресторанным счётом...                Но решиться на такой крутой поворот в своей жизни у него уже не хватало сил.
                -------------------------------
Прошли годы. На окраине Москвы есть небольшой ресторанчик со странным названием "Скрипач на крыше". Он очень популярен среди любителей подобных заведений. А прославился он тем,что там выступает пожилой скрипач ,которого все называют "дядя Витя". Он очень неплохо играет для ресторанного музыканта.Но ещё более интересен он как занятный рассказчик.
Пригласят его клиенты за столик,нальют рюмочку-другую,старик размякнет и заведёт свой обычный рассказ. Как ему по наследству досталась скрипка Страдивари,как он замечательно играл на ней,как ему доверили грандиозный тур по России,какой он имел оглушительный успех,как славословили его на страницах газет,как он выступал даже заграницей...                Клиенты слушают его, изображают восхищение,ободряюще похлопывают дядю Витю по плечу,а сами ухмыляются за его спиной и весело подмигивают друг другу...