Дом для Рокфеллера

Алекс Романович
   Эта история вот уже больше года не дает мне покоя. Может быть, описав произошедшие события, сделав для себя выводы, я, наконец, успокоюсь?

    Позвонила бывшая коллега и сказала, что пришлет к нам знакомого. Он хочет запроектировать для себя дом, коттедж. Мы обрадовались: честно говоря, в этот период наша фирма нуждалась в заказах.

    Они пришли вдвоем. Один - с виду интеллигентный, манерный, в общем, очень даже приятной внешности, прилично и дорого одетый, улыбчивый, но не часто, и абсолютно, что называется, «не в теме».

    Второй – попроще во всем, менее симпатичный, одет не так изыскано, видно, что бывает на стройках, со всеми вытекающими обстоятельствами и ущербом для гардероба. Явно было, что он приглашен в качестве консультанта со стороны заказчика.

     Мы, как всегда, с распростертыми объятиями – посетители, интересные мужчины, коллектив-то у нас преимущественно женский. Сели в кабинете начальницы, попытались пристреляться, кто есть кто. Наши достижения на стенах развешаны. Дипломы, планшеты с работами, а им пришлось хвастаться: мол, у нас несколько участков в центре для жилой застройки, понравится, как вы сделаете работу, закажем вам проекты и остальных домов, которые для продажи.

    О, это дело хорошее! Такого заказчика надо лелеять, он не только богат и платежеспособен, он имеет потенциал! В трудные времена кризиса продержались мы на своих клиентах, которые хоть с мелочью, с козырьком, гаражом, навесом, все исправно шли к нам, тоже  считая своими, проверенными.

   У меня есть анкета, составленная на базе личного опыта проектирования коттеджей. Надо сказать, по основной работе таких заказов бывает немного. Стоимость  проектирования по ценникам значительная, расплачиваться заказчик должен своими кровными,  при этом не желая понимать, а за что, собственно, нужно отваливать такие деньжищи?

   Хотя эскизный проект, достаточный для согласований, да и для строительства с опытным прорабом составляет всего один-два процента от стоимости построенного здания, как правило, обеспеченные люди знают цену деньгам и не желают переплачивать там, где можно сэкономить.

      В нашем городе очень большая конкуренция среди архитекторов. Их просто много. Что интересно, на общем состоянии архитектуры города данный факт не сказался благотворно, как ни прискорбно это осознавать. Но не только наша в том вина. Общая политика городского руководства, коррупция, откаты за заказы сделали свое черное дело.

  Превалирует повсеместно точечная, а не комплексная застройка. Каждому заказчику тупо наплевать на то, что окружает его будущее здание. Для него важно одно – прибыль. «Выше, шире, глубже!» - лозунг последних лет.

    Город наш с богатым жизненным стажем, у него исторический центр, интересный ландшафт, водохранилище разлилось внутри него, разделив на две половины, соединенные артериями мостов, тут же красивые видовые площадки, открывающиеся перспективы на воду. А с воды и набережных прекрасно просматриваются бархатный от зелени, холмистый правый берег и пологий, низкий левый.

    Несмотря на то, что темпы строительства в нашем городе одни из самых высоких в России, именно отсутствие комплексного подхода, жадность заказчиков и амбиции архитекторов послужили причиной тому, что современная архитектура  не украсила, а как-то раздробила его облик. Конечно, в любом деле есть исключения, у нас трудятся потрясающие профессионалы, построенные по их проектам здания естественны и красивы, они находят свое точное место и назначение, они вписываются в окружающую среду, они гармоничны с природой и сомасштабны человеку. Но и эти жемчужины затерялись среди общего хаоса шпилей, мансард и облицованных алюкобондом фасадов.

    Так вот, о чем это я, да про заказчиков коттеджей. Они пытаются экономить и искать специалистов для неофициального (левого) проектирования. Стоимость проекта  при этом падает примерно в четыре-пять раз.

    Я немало переделала таких заказов для подработки, да и для души. Процесс проектирования всегда начинается с одной фразы: «Покажите, что вы делали раньше, может быть, нам тоже подойдет». Не подошло ни разу. Это как обувь с чужой ноги. Вроде нравится, а потом получается, что тут подвинуть, тут увеличить, там сократить. И началось, и пошло! Исправлять и дотягивать я не люблю. Теперь не показываю старые проекты, просто говорю: «Давайте делать дом для вас». По-моему, очень красивое предложение.

    Заказчики бывают настолько разные, что, прежде чем начинать работу, лучше познакомиться с их жизненным укладом, узнать состав семьи, наличие детей, престарелых родителей, даже домашних животных. Необходимо знать, какой хозяева ведут образ жизни - открытый или закрытый, часто ли принимают гостей, хотят ли они сауну, бассейн, бильярдную, гараж, мансарду, погреб, постирочную, какое количество санузлов их удовлетворит. А еще, будут ли гостевые комнаты, а надо ли при каждой спальне санузел или хватит одного на этаже?

    А лестница, какая она? Крутая, которая займет меньше места, или стандартная и удобная, ведь все мы не молодеем, с  годами по этажам ходить будет сложнее, хотя это прекрасная профилактика от остеопороза. Лестница может быть центром композиции, элементом интерьера, она может вести из гостиной, а может из холла, она может быть прозрачной, легкой, с ажурными ограждениями, а может быть зашитой снизу, с устройством под ней, к примеру, гардеробной.

    Потом камин, о, это целая история!  Тут речь идет и о расположении, и о форме, и о стиле. Кстати, найти место для него в комнате не очень просто. Как-то увидела в журнале камин у наружной стены, напротив входа в гостиную, по центру. Сбоку от него два огромных окна-витража. Я так никогда не делала. Всегда пыталась отнести камин вглубь комнаты, подальше от окон, создав уютное, приватное место. Ведь хорошо, если дымоход проходит во внутренних стенах, тяга лучше, тепло сохраняется, а если вытяжка у наружной стены, ее  надо дополнительно утеплять, а потом еще и маскировать или уж, наоборот, использовать в качестве акцента, доминанты. Есть, правда, вариант совмещения дымоходов от камина и барбекю. В этом случае короб пристраивают к фасаду, но этот вариант хорош в теплых районах и странах, а для центральной полосы не очень подходит.

       Потом начинается разговор о конструкциях, тут, как правило, заказчик менее подготовлен, предлагает помочь с выбором. Сейчас очень много желающих иметь срубы. Я до поры до времени отказывалась от предложений проектировать сруб. У меня не было такого опыта, но, когда заказчик сказал, что деревяшками будет заниматься отдельная фирма, а мне надо сделать только планировку и придумать внешний образ дома, согласилась.

    Неделю пыталась разобраться в тонкостях рубки. Оказалось, очень сложная задача. Существует много вариантов, каждый со своим плюсом и минусом. Но поняла принцип расположения внутренних стен для создания жесткой схемы. Вроде все получилось, фирма, которая делает рабочий проект сруба и сам сруб, претензий не высказала, но толщину бревен взяли всего 240мм. Обычно при такой небольшой толщине сруб обкладывают снаружи кирпичом и между бревнами и кирпичной стенкой закладывают утеплитель. Но мой заказчик захотел, чтобы дерево было везде -  и снаружи, и внутри. И перегородки, и полы, и потолки, короче - всё! «А не будет ли это утомлять?» - подумала я.

    Так вот, если принять во внимание, какое количество вопросов надо задать, не забыть еще полюбопытствовать о стилевых пристрастиях (нынче почему-то все хотят шале), то без конспекта и не обойтись!   Правда, один раз я здорово влипла с этими опросами.

    Заказчица обратилась в нашу фирму запроектировать частный дом, я хотела с ней предварительно поговорить, принесла анкету,  стала задавать вопросы и наткнулась не то что на непонимание, а на откровенную грубость:   «Почему вы об этом спрашивает?» - было сказано таким тоном, что мне пришлось, оправдываясь, объяснять, отстаивать свои благородные помыслы.

   Еще бы, ведь я спрашивала про состав семьи, наличие детей и стариков, для того чтобы сделать пребывание их в доме комфортным и безопасным, про образ жизни, про друзей, короче, вела себя как следователь и напугала ее. Потом выяснилось, что она дом хотела построить на продажу. Ну и сказала бы сразу, с нами надо честно, как с адвокатами, мы ведь всегда на стороне заказчика.

     Так вот, теперь о наболевшем. Я со своей анкетой пришла в кабинет начальницы, где сидели наши посетители. Сразу извинилась и сказала, что на вопросы, неуместные на их взгляд, можно не отвечать. Вроде они вошли в положение, ничего не утаивали.

    Вдруг в процессе переговоров заказчик, назовем его Владимир, достал из портфеля чертеж, который выполнила его дочка, студентка художественного училища, и сказал, что планировка его устраивает, но они не могут придумать крышу.

    Не знаю, удастся ли  описать то, что было начерчено дочкой. Если взять квадрат 12 на 12 сантиметров и разделить его крест-накрест двумя перпендикулярными линиями на четыре квадрата, потом в нижнем квадрате провести диагональ и отрезать у этого квадрата наружный треугольник по этой линии, то получится пятиугольник. Вот такой формы был дом в плане. Вход предполагался как раз в эту диагональ. Планировка внутри была грамотная, я поняла, что именно клиенту хочется, мысленно представила, какие проблемы могут быть с крышей при такой форме плана. Заказчик сказал, что крышу хочет классическую.

     Тут придется сделать еще одно отступление от основной темы.

      Когда-то, довольно давно, во времена перестройки, мы с напарником проектировали дом для одного заказчика, работа с ним многому меня научила. Он был богат и даже очень, но это не раздражало. Он был крайне бережлив и скуп. Это казалось удивительным. Для начала решили посмотреть территорию. Участок был нетипичный. Перепад земли по высоте около пяти метров. То, есть со стороны главного входа  получался дом в один этаж, а со стороны сада – трехэтажный. Когда мы приехали, заказчик, назову его Игорь М., поднимал с земли недозрелые яблоки-паданцы и откусывал и кидал вниз по склону, морщась от кислого, со словами: «Не могу, есть хочу».

      Поговорить о будущем доме мы решили в кафе, он заказал себе суп с фрикадельками. Я согласилась на сок. Фрикадельки Игорь М. пересчитал, высказал претензии официантке, мол, почему  в прошлый раз их было на одну больше?

      Впоследствии на наших встречах, когда мы обсуждали проект, всегда  присутствовал кто-то из его друзей, уже имеющий свой дом.  Он и товарищи рассказывали о своей жизни и даже озвучили некоторые, с их точки зрения, прописные истины. Одну запомнила навсегда: «Никогда не отказываться от работы», среди причин, а их было несколько, почему этого нельзя было делать, помню самую банальную: «чтобы не она досталась конкуренту».

      Так вот, Игорь М. сказал, что ему нужна самая обыкновенная двускатная кровля - книжка, с дымоходом по коньку. Конечно, эта форма крыши до неприличия проста. И не каждый обеспеченный заказчик решится до нее опуститься, но на самом деле, она хороша в изготовлении, имеет минимальное количество сопряжений.

   Так случилось, что Игорь М., решил построить себе новый особняк на набережной. Перед тем, как заказать проект, он предложил посетить его первый коттедж. Мы с удовольствием согласились. Хочу сразу сказать, что дом мне не понравился. Снаружи я его вообще не помню, возможно, к тому времени стемнело  и  было плохо видно. А вот внутри не поразил. Слишком много советчиков оказалось при его создании. Слишком категоричное мнение было у заказчика на счет того, что должно получиться. Слишком большая пропасть легла между замыслом и  реализацией.

     К кардинальным ошибкам могу отнести огромную, около семидесяти квадратов гостиную, совмещенную с кухней. При строительстве хозяин отказался от трансформирующихся перегородок, разделяющих это пространство на зоны гостиной, столовой и кухни. Потолки, относительно невысокие, хотя выше  трех метров, придавили этот «стадион», где-то в углу сиротливо затерялся мягкий уголок, обозначающий домашний кинотеатр, в другом конце - устанешь, пока дойдешь - расположился кухонный фронт.

    Кабинет Игоря М. был очень маленький для такого  огромного дома, какой-то неудобный по расстановке мебели. Зайдя туда втроем, мы еле разместились возле стола.

    Зато прихожая была гигантская, как вестибюль в каком-нибудь деревенском доме культуры. Там же располагался крошечный гостевой туалет. Хозяин как раз в то время был за границей, поразился гостиничным санузлом, тщательно замерил его габариты спичечным коробом, зарисовал и применил в натуре. Непонятно, правда, зачем он так экономил площадь. Может, у него задача стояла - гостевую территорию свести к нулю. Сам он был домом доволен. Поэтому, не задумываясь, опять пригласил нас для проектирования нового коттеджа. Хотя, в принципе, от проекта нашего мало что осталось.

    При посещении жилища Игоря М. обнаружилось присутствие  женщины, но не жены, довольно привлекательной и приветливой.  Она, вероятно, решила, что имеет право голоса и  попыталась высказать свои пожелания касательно нового дома, но получила такой ответный взгляд! Я, лично, думала, что он испепелит ее. «А ты тут кто?»- последовала фраза.

     На новый участок в выходной я поехала с маленькой дочкой, просто не захотелось  с ней расставаться еще и в эти дни.  Сама села рядом с водителем, а ее посадила сзади. По пути заказчик заехал на заправку, и когда он вышел из машины, чтобы оплатить бензин, дочка спросила меня, что лежит рядом с ней на заднем сидении. Это была бейсбольная бита…

   Был хороший солнечный денек, мы не спеша осматривали участок, дочка сорвала одуванчик и вдруг, задним числом, у нее возник вопрос: «Можно?»

- Можно, - не задумываясь,  ответила я. И тут меня пронзило воспоминание о бейсбольной бите. Я медленно повернула голову в сторону заказчика и наткнулась на миролюбивый кивок.
 
     Зазвонили колокола. Рядом на горе располагался мужской монастырь. Заказчик неожиданно предложил посмотреть на службу. Мы поднялись к церкви. Батюшка делал обход, разбрызгивая веником на верующих и зевак святой водичкой из ведерка.

   Наш Игорь М. метнулся к батюшке, мы остались с краю, не полезли в толпу. Назад он вернулся счастливый, весь в каплях на  бритой голове: «На меня попало!».

    Мы спроектировали ему дом на набережной. Опять там были абсолютно несуразные заявки на планировку. Встроили его ноу-хау – миниатюрный туалетик, измеренный  в попугаях (спичечных коробках). После того, как мы доделали работу, я потеряла его из виду, а через несколько месяцев узнала о том, что Игоря М. убили. Мне было искренне жаль. На протяжении уже нескольких лет я часто вспоминаю его как человека, нажившего свои тысячи и миллионы собственным трудом - с четырнадцати лет выращивая индюшек, которые они с матерью возили продавать на рынок, рано расставшегося с детством, экономившего на себе, навсегда давшего мне понять, что значит «хорошая крыша».

   Чувствую, что лирические отступления в повествовании стали носить хронический характер. Они уводят меня от основной темы, немного скользкой и неприятной, но правила тут устанавливаю я. Значит, того душа требует. Вот вспомнили странного и удивительного человека - Игоря М..  Недавно я увидела, что в особняке, который долго стоял безжизненно пустым, зашевелились люди. Кто там обитает? Вообще-то, у него от раннего брака был сын, но сдается мне, что дом просто продали, наверное, задорого - участок расположен на шикарном месте с видом на воду.

    Так вот, мы начали разговор о классических крышах, упомянутых Владимиром. Каюсь, не знаю, что именно человек имеет в виду. Если брать во внимание плоские скаты кровель, то таких типов получается пять:  односкатная, двускатная, вальмовая, шатровая и мансардная.  Думаю, что если кровля существует как тип, то есть, признана, неоднократно применялась, прошла сквозь века в своем узнаваемом виде, то она уже  классическая.

   Я не напрасно утомила вас, пытаясь пояснить форму дома в плане. «Минус» такой конфигурации для проектирования кровли состоит в том, что дом очень широк, и если делать простые скаты, можно получить два исхода: или кровля будет слишком высокая, или слишком пологая, что, естественно, плохо, если мы не хотим лицезреть на ней сугробы в снежное время года.  Еще одним «минусом» такой формы дома может оказаться «посадка» его на участке. Следуя логике, она  должна быть, например, угловой, что в принципе возможно, и прикольно, если участок расположен на перекрестке и тоже является угловым.

    Тут последует очередное лирическое отступление.

       У меня есть такая поговорка: «Хочу запроектировать детский сад в поле». Речь идет о том, что «посадить» здание в густонаселенном районе очень трудно. Надо соблюсти отступы от существующих строений, учесть круговой объезд для пожарных машин, подъезды к самому зданию. Сейчас пошли в ход нормы, когда учитываются размеры обрушений окружающих построек. Но самое неприятное - это наружные инженерные сети, от них тоже необходимо предусмотреть отступы, а от электрических кабелей в земле - особенно. Есть вариант, конечно, сети перенести, но это дорого, а иногда невозможно. Вот вроде имеет владелец участок, разволновался от предвкушения, что он может на нем построить, а на деле оказался пшик.

    А в «чистом поле» все получится сделать по нормам, и сети новые, и отступов никаких - красота. Но на деле оказывается вот какая  штука. Вроде  можно все, что твоей архитектурной душе угодно. Любую форму, любой объем, ведь ничего не мешает. Но скажу вам откровенно, в поле просится разместиться куб, прямоугольник, цилиндр, шар, в конце концов. Что-то простое и лаконичное. Обычно самые интересные произведения надиктованы сложившейся ситуацией, формой участка, рельефом, географическим положением местности, тогда ваши вынужденные ухищрения по посадке здания как раз наведут на мысль о его необычной форме.

     Мне доводилось проектировать дом на четко треугольном участке, причем с двумя очень острыми углами и одним тупым. Форма отвода земли продиктовала конфигурацию плана в виде равнобедренного треугольника. На первом этаже эти острые углы были колоннами в вершинах, что давало возможность для устройства кругового объезда под вторым этажом, позволило сэкономить место на участке и сделать площадь дома максимальной. В острых углах разместились лоджии, и конфигурация квартир  получилась  вполне классической, пересечение стен и перегородок происходило под прямым или тупым углами.

     Но с какой стати я предложу такой дом в поле? Кто оценит и поймет мои потуги и выкрутасы - заказчик, жильцы, прохожие? Все-таки архитектура как консолидация пользы, прочности и красоты подразумевает собой не красоту ради красоты, пользу функцию ради функции, прочность несмотря ни на что, а именно слияние все этих трех компонентов.

   Почему так эффектны технические и производственные сооружения? Водонапорные башни, элеваторы, перекрытые причудливыми фермами заводские корпуса. Да нет, не ужасайтесь, иногда это правда очень красиво! Все должно быть оправдано в архитектуре, каждый выступ, каждый изгиб, каждый элемент. Прекрасно, если вы придумали потрясающую форму и она продиктована функцией, да плюс ко всему это можно грамотно законструировать, не разорив при этом заказчика. Архитектура – это решение пространства в первую очередь, а красота ради красоты – это дизайн.

    Но вернемся к нашему проблемному дому.

    Исходя из вышеизложенного, такой вот пятиугольный дом, нарисованный дочкой заказчика, разместить на стандартно ровном участке грамотно очень трудно. Ведь кроме всего, есть еще такое понятие, как линия застройки. Странно бы смотрелся дом на улице, ни с того ни с  сего развернутый под углом 45 градусов к основной линии. Остается только  диагональную стену с  главным входом  запараллелить с забором и въездом на участок. Все было бы  хорошо, помпезный, симметричный фасад, "дворцовый вариант", но боковые стены при этом сразу разворачиваются под углом,  расточительно рассекая и без того небольшую территорию.

   Все эти мысли пронеслись у меня в голове белогривыми скакунами, тут же подкинув идеи о том, как, сохранив планировку, убрать диагональ, сделать вход в прямом участке и совершенно спокойно решить кровлю. При этом план дома принимает форму равносторонней буквы Г, габариты дома остаются прежними, но ширина крыльев дома позволяет перекрыть его простыми (читай «классическими) кровлями, даже в нескольких вариантах.

     И вот тут случилась моя первая ошибка под заголовком «Заказчик всегда прав».

    В последующие дни я сделала несколько вариантов планов, учитывая его эскиз. Простроила в массах (без окон и дверей) объемы в 3d с различными вариантами кровель. Модели можно было покрутить и рассмотреть крыши с разных сторон.  Чертежи планов  распечатали, отдали заказчику, модели предполагалось смотреть на компьютере.

    Тут произошла наша вторая ошибка: «Договаривайся об оплате на берегу и всегда бери аванс»

     Мы проектировщики опытные, но не рвачи. Все поведение заказчика как-то не позволяло нам завести разговор о низменном. О деньгах.

    Когда они пришли в следующий раз, предполагалось, что чертежи проанализируют с членами семьи, выберут понравившуюся планировку, а я покручу на компьютере различные модели крыш для этих вариантов.  Мы все согласовываем, договариваемся об оплате  и начинаем работать. Я позвала их с другом на свое рабочее место, с гордостью показывала плоды своего труда, рожденные в выходные. И вдруг слышу фразу: « Я тут ничего не понимаю».

    Уверяю вас, что не разобраться в трехмерной модели с тенями и текстурами невозможно. Я ее и делала для того, чтобы любой, самый неподготовленный человек, напрочь лишенный пространственного воображения, мог понять форму и габариты крыши.

- Я тут ничего не понимаю, без окон и дверей.

 Умоляюще смотрю на его товарища,  вижу, что тому все ясно, жалобно бормочу:

- Как же, посмотрите, вот различные варианты по конструктиву, вот по покрытию, по цвету. Давайте выберем хотя бы то, что вам точно не нравится.

- Я же сказал, я не понимаю, распечатайте мне.

- Я не могу распечатать. Для того, чтобы картинка получилась реалистичной и понятной, мне надо перевести ее в другую программу, доработать, выполнить рендер, а это все многодельно и никому не нужно. Нам только надо пока выбрать форму крыши. А окончательные изображения я уже сделаю, учитывая согласованный вариант.

    Разговор ничем не кончился, мы пошли в кабинет начальницы.

    Я спросила, понравился ли им какой-то вариант планировки из предложенных мной на той неделе. Его ответная фраза просто убила меня:

- А я их не смотрел. Зачем, у меня ведь есть планы. Мне нужна только крыша.

    Третья ошибка: «Надо сразу разрывать все отношения с такими людьми», но я продолжаю уговаривать:

- Вы посмотрите чертежи, там ведь все, как вам нравится, расположение комнат принципиально не изменилось, зато крышу теперь гораздо легче выполнить.

     Он вроде согласился. Я обескураженная ушла на рабочее место. Прямо как всю энергию выпил, полное отсутствие желания работать.

    Через несколько минут начальница звонит, зовет к себе. Владимир все еще там. Начальница просит показать фотографию  с его сотового, которую  он демонстрировал ей в мое отсутствие.  Это то, что заказчику нравится. Я пришла без очков, мелко, ничего толком не разберу, вижу, дом обвит растениями, но саму архитектуру не могу разобрать. Прошу прислать мне это фото по почте.

- Да вы по поиску можете сами найти в Интернете: «Дом Рокфеллера».

  С моей стороны последовала немая сцена. Но зацепил, ничего не могу сказать.

   Перерыла весь Интернет. Домов для этой семьи оказалось несколько, на то они и Рокфеллеры. Дом в поместье Кайкет, построенный Джоном Рокфеллером-младшим около ста лет назад для своих родителей, является резиденцией четырех поколений клана Рокфеллеров, самой могущественной финансовой династии Америки. Строилось и доводилось до нынешнего внешнего вида здание около двадцати лет. В его планировке и дизайне участвовали все члены семьи, поэтому к какому-то определенному стилю архитектуры его отнести нельзя. Выполнен он из местного камня, с большими арками на входе и огромным фронтоном, украшенным барельефами. Сверху фронтон венчает герб.

    С тех пор наш клиент получил прозвище Рокфеллер. Пытаясь вычленить основную изюмину этого дома и применить ее для своей работы, я долго анализировала, что там и как у Рокфеллеров. Дом сам по себе простой, только очень большой, помпезный. Фасады из камня увиты плющом.

   Решила одуматься, взять план Рокфеллеровской дочки, попытаться приделать фронтон к их несуразному диагональному входу. Добавила аркаду. Ой, я ей богу, закричу! Вроде оказалось возможным, но проблема крыши разыгралась с новой силой, становясь неразрешимой в части снеговых мешков.

    Тут моя память начала меня несколько подводить, не помню точную последовательность всех его визитов. Помню, что, когда я уже свыклась с мыслью о таком виде дома, все там утрясала, напридумывала разных невероятных крыш, а что оставалось делать, он принес какой-то каталог коттеджей, которые продаются за 200 рублей на каждом углу. То, что он мне показал, очередной раз ввело меня в ступор. Опять графская усадьба. Что характерно, план не пятиугольный.

  «Может, такую архитектуру сделать?»- вежливо спросил он.  «Так это вам решать…» Он каждый раз отбивал у меня желание работать. Надо уточнить, что речь о договоре, оплате и авансе пока так и не зашла. Мы все еще находились на испытательной стадии проектирования. Правда, я немного заручилась кредитом доверия. Владимир принес подосновы следующих участков и фотографии домов, что примерно он хотел бы получить в результате.

   Моя начальница строго-настрого запретила мне что-то ему отдавать, распечатывать, отсылать. Но я попала в какой-то переплет. Он взял мой сотовый номер и названивал  в любое время, размышляя о том, какой у него должен быть дом.

   Так возник разговор об одном коттедже на набережной, нет, нет, это не был дом Игоря М.. По странному стечению обстоятельств, буквально накануне мне этот дом показала дочка подруги, когда мы проезжали мимо на ее машине. Она с друзьями была там в гостях. Хочу признаться, что дом не был в моем вкусе, слишком вызывающий, какой-то нарочито-украшенный балясинами и  фронтонами в стиле модерн, благоустройством с немыслимым размахом, фонтанами, помпезными лестницами.

   Дочка подруги рассказала, что она там  видела, у нее даже фотки с этой встречи оказались. При ближайшем рассмотрении оказалось, что дом облицован плиткой под естественный камень. Меня не покидала смутная догадка, что именно естественный камень роднит этот дом с главным домом Рокфеллеров и привлекает Владимира, только он этого не понимает.

   Потом наш Рокфеллер перестал приходить. Получилось так, что я, наконец, ему сказала о том, что мне не разрешают больше работать над этим проектом до заключения договора.
Его реакция была такая: «Ах так, да я ее (начальницу) видеть больше не хочу, я не побоялся вам планировки своего дома оставлять (истинная правда, не побоялся), а вы, за кого вы меня держите!  Работайте, а потом скажете, сколько я вам должен». Обиделся очень!

   Он стал звонить мне только на сотовый, обычно вечером, распалялся, рассказывая про свою тяжкую жизнь и неблагодарных рвачей-архитекторов. После этого следовало перечисление персональных архитектурных мастерских, где он побывал до нас. В выражениях не стеснялся, клял товарищей по цеху! Такого терпеть я, естественно, не могла, пыталась пресечь его словесный понос. Тогда досталось и нам.  Он обвинял всех в том, что его хотят надуть, взять с него как можно больше денег, это единственное, что от него требуют и ничего не дают взамен.  Он просит 4-х этажный дом, ему предлагают запроектировать 9-ти этажный. Это же только для того, чтобы сорвать с него больше денег за проект, ведь расчет идет от общей площади.  Понятно, разговор пошел о пресловутых участках в центре города.

     Он мучил меня, заставлял присылать по почте то, что я делала. А я, обидевшись за всех архитекторов, что  были связаны с этим ненормальным, как мазохист, не бросала работу. Но на самом деле  из проекта стало получаться уже что-то несусветное. Файлы забили рабочую флешку, ведь я носила работу домой, чтобы еще кое-что доделать.

   Близился Новый год. За праздничной суетой про Рокфеллера как-то забыли, да  и он что-то не давал о себе знать, я вздохнула спокойно.  Наступили Рождественские каникулы, которые  очень люблю и жду  целый год. Мы съездили в гости к родственникам, в другой город. И вот, 4 января  он мне опять позвонил с какими-то претензиями, короче завел, вернее, вывел из себя, мол, мы ему даем какие-то непроработанные картинки, ничего не понятно, какая отделка, какой декор…

   Я начала в ночь с четвертого на пятое. Мои каникулы кончились. Я делала новый дом, совсем другой, прямоугольный, очень компактный в плане. Сразу «посадила» его на участок. С четкой планировкой внутри, с фронтонами, но не с треугольными, а с прямоугольными, облицованный под естественный камень. Потратила уйму времени на детали – пояски, наличники, все придумывала, не пользовалась библиотечными элементами. Индпошив! Сделала планировку участка, с мощениями, благоустройством и наружными лестницами. Кровля получилась шатровая, То есть треугольные скаты с двух сторон, и  с двух сторон, трапециевидные. Очень хороший уклон, на таком снег не задержится. И хотя высота и форма крыши была продиктована только лишь эстетическими соображениями, все вот так удачно сошлось  Трубы, вытяжка  - в коньке, по центру.  Прямоугольные фронтоны как бы прикрывали крышу, являясь дополнительными декоративными элементами. Они были украшены  по-разному. В центральный фронтон была сделана треугольная витражная врезка, как бы символизирующая собой фронтон дома клана Рокфеллеров.
 
   «Насадила» растений на участке, и у дома, и на доме, и  на балконе с балясинами. Перевела в другую программу, поставила на самый крутой рендер. Сделала восемь фотоизображений со всех сторон и высот.  Каникулы Бонифация кончились. Вечером, накануне рабочего дня, по-моему, 10 января, раздался звонок от НЕГО. С вопросом: «Как я провел зимние каникулы».

   Я пригласила его следующий день на работу, сказала, что готова  показать проект дома, как я его вижу, с учетом его пожеланий и предпочтений. Молчание. Потом обещание, что приедет, но чтобы я сегодня, послала ему по почте, посмотреть что получилось.  Мне было все равно, это была последняя попытка хоть что-то с него получить за отработанное время. Картинку послала. Одну.

   В одиннадцать вечера звонок. Голос счастливый:

- Я знаю, откуда Вы этот дом срисовали! Это журнал такой-то… (точно не помню название, что-то связанное с финансами и бизнесом.)

   Пытаюсь сказать, что журнала такого в глаза не видела. Постепенно мир вокруг из цветного превращается в черно-белый. Настроение не испорчено, нет, оно растоптано,  оплевано, разодрано.

   Назавтра сижу на работе как побитая собака. Жду. Звонит, что не может придти. Просит прислать картинки. Я отказываюсь. Начальница, безрезультатно прождав его полдня, уехала на другой объект,  с просьбой  ничего ему не отдавать.

   Часа в четыре пришел. Недовольный, ему некогда. Тут вдруг подобрел, достает из портфеля журнал, торжествующе демонстрирует мне рекламу дома, почему-то бордового цвета.

   От сердца отлегло. Стало смешно, просто очень смешно. Невероятно, но  это был совсем другой дом, нисколько не похожий на тот, что я сочиняла холодными зимними вечерами. Он трясет журналом:

-Видите?

-Нет, не вижу!!!

-Ну как же, посмотрите, вот окна такие же!

 Над окнами сверху обрамление, отдаленно напоминающее то, что я изобразила.
Я уже ничего не понимаю. Как вести с ним диалог. Он заявляет:

- Мне не нравится крыша. Давайте сделаем вот так…

     На пальцах показывает, как мы из моей чудесной кровли делаем кровлю книжку. Я открываю Архикад. На беду, трансформация кровли прошла без сучка, без задоринки. На его глазах в считанные минуты. Вот что он будет после этого думать, как оценивать тяжесть нашего труда?

Он доволен, потирает руки:

- Отпечатайте мне!

- Только эта картинка не будет хорошего качества, такие, как предыдущие, потому, что для этого ее надо еще поместить в Артлантис, потом назначить текстуры, камеры, освещение, время суток, время года, состояние неба, произвести несколькочасовой рендер, тогда получится фотоизображение.

- Не надо, мне так хватит.
 
      Я не стала спорить, напечатала. Отдала. На всем протяжении нашего общения, я ни разу не вспылила и не нагрубила, сдерживалась, хотя внутри все кипело. За это даже могу себя уважать. И никто бы не поверил, зная мой характер. Но я не хотела, чтобы в следующей проектной организации, куда придет трепать нервы, он еще полоскал бы мое имя. Хотя все равно этого не избежать.

    Он интеллигентно ушел. Не заплатив ни копейки за потраченное рабочее время, лишив меня каникул, нескольких личных свободных вечеров и выходных, которые я могла бы посвятить своим близким и любимым. Или на худой конец, просто что-то почитать. Где ты, Владимир Рокфеллер? Как тебе спится? Кого на сей раз ты очаровываешь своими манерами?

   Вот и все.  Писала долго, мучительно, без кайфа. Если бы история повторилась, пожалуй, я бы хотела сдержаться еще раз, думаю, в нашем коллективном поведении ничего бы не изменилось. И еще...

   В результате, я сделала дом, за который мне не стыдно и еще…

   Я усвоила, что лучшая крыша - это крыша в форме книжки, с дымоходом в коньке.

   И еще…

   На самом деле, хороших заказчиков гораздо больше, мы делаем для них проекты, вкладываем наши знания, душу, здоровье, нервы, а они дают нам возможность заниматься любимым делом, да плюс получать за это деньги!

   Всем спасибо!

Фотография дома клана Рокфеллеров позаимствована из Интернета.