На годовщину смерти Сталина

Абрам Куропаткин 2
Читатели, ровно 64 года назад, 5 марта 1953 года, народы Советского Союза наконец-то осиротели. 64 года… Согласно статистике, такова средняя продолжительность жизни сегодняшнего россиянина, который давно усвоил, что его насущные, каждодневные трудности не интересуют государство, а сам он нужен лишь затем, чтоб в назначенный день прийти в избирательный участок и сделать демократическое алиби своему обнаглевшему симулянту-правителю.

Видимо, на манер тех же пресловутых бабок, что на любое свидетельство о преступлении властей отвечают: «Лишь бы не было войны», мне тоже следовало бы порадоваться, что Путин использует свою безмерную власть на дурные, анекдотические, но все же безобидные царские развлечения, а не на, скажем, пытки и расстрелы. Но что-то радоваться совсем не тянет… За полвека мы не слишком продвинулись к осознанию ценности человеческой личности и незыблемости его базовых гражданских прав. Достаточно взглянуть на статьи расходов текущего бюджета, и мы прочитаем там глубокое пренебрежение человеческой жизнью в угоду сиюминутного военно-государственного хвастовства, лишенного практического смысла.

В этом смысле роль Сталина, конечно, была разрушительной для национальной психологии. Прежде всего Сталин усилил в населении те черты, которые по милости истории и сложившихся веками взаимоотношений царей и их подданных всегда в нем существовали. Это рабская покорность воле государства, осознание себя легкозаменяемым, а то и вовсе ненужным винтиком в системе государства. Никакие Навальные со своей вялой борьбой с отрыжкой этой психологии — ворами — ничего не смогут поделать.

Для унижения и порабощения страхом совсем не нужно расстреливать десятки миллионов. Для этого достаточно нескольких миллионов, чтоб остальные чувствовали себя так, что ты: а) всегда можешь быть следующим, б) ничем не застрахован от подобной участи.

Я не знаю, какая погода стояла 5 марта 1953 года, но, глядя на сегодняшний пейзаж, я вижу, что измученная земля уже освобождается от смирительной рубашки снега. Хороший символичный день, чтоб попрощаться с прошлым, с надеждой вглядываясь в переломное ненастье. И это не пустая метафора. Смерть Сталина освободила творческие силы населения, ответившего на эту внезапную милость истории талантливейшим движением под названием «шестидесятники». Мне, тридцатилетнему, даже те объедки восьмидесятых, что я застал в силу возраста, кажутся вкуснейшими деликатесами по сравнению с сегодняшними беспомощным подражательством западной культуре и тупой пропаганде под видом культуры.

А все эти нелепые судорожные попытки отмазать Сталина от суда истории перечислением его мнимых и реальных достижений… ну, прежде всего они говорят о моральном упадке его поклонников. Принимая на себя роль возмутителя мирового правопорядка, Советский Союз был обречен на противостояние всему миру, так что индустриализация была вроде противоядия от собственных заносчивости и глупости. В итоге же вся эта героическая борьба с граблями дала в результате тот же нуль, и в девяностые мы остались у разбитого корыта, но уже потрепанными, циничными и злыми.