Новогоднее превращение Пьеса, новогодняя сказка

Драгунов Андрей Александрович
Действующие лица

1. Девочка – странствующая принцесса;
2. Медведь;
3. Лиса;
4. Нос – заколдованный принц;
5. Заяц;
6. Снегурочка;
7. Дед Мороз;
Сказочный лес – все зрители.

Часть  1
(Знакомство)

         Все встречающие Новый Год рассаживаются в помещении вдоль стен. После звонка колокольца прямо из среды зрителей в центр выходят два юноши и две девушки. Оба парня садятся на «брёвнышко», а одна из девушек на «пенёчек». Вторая же девушка, что осталась стоять, загадочно улыбается  и говорит:
1. – Давайте-ка, друзья, поиграем в сказку! А то что-то мы загрустили.
2. – А как это? – басовитым голосом спросил один из парней.
1. – Да очень просто… Я начну рассказ, а потом мы все вместе будем его продолжать. Ну как, идёт?
3. – Только пусть это будет новогодняя сказка. Ведь скоро Новый Год, – сказала вторая девушка.
2. – Отчего же не поиграть. Итак, с чего начнём?
1. – А начнём мы с зимнего леса, в котором сейчас окажемся. Давайте представим себе тихую звёздную ночь; вокруг – много-много зелёных елей в искристых полушубках из белого снега.
4. – Тогда давайте как-нибудь оденемся, чтобы всё взаправду было. Ведь даже в сказочном лесу зимой холодно, – сказал второй юноша.
1. – Ой, что это?…Узел какой-то! Да ведь в нём одежда.
3. – Давайте развяжем.
1. – Какой полушубочек! Ну прямо на мня сшит. Какая я в нём славная девочка! (Достаёт зеркальце и осматривает себя).
4. – Чудеса!
2. – А вот этот полушубок, кажется, мой. Я в нём прямо как медведь. Ур-р!
1. – Ну вот – значит, и быть тебе медведем.
3. – А вот эта рыженькая одёжка и хвост для меня. Значит, я лиса – лесная краса, умненькая да ласковая.
4. – Ну, а мне придётся брать что осталось. Странное какое-то одеяние: костюм – не костюм – ничего себе… Да… И ещё нос какой-то большой и красный. Кто же я такой? Ладно уж, по ходу дела сообразим.
1. – Оделись?… Ну что, друзья, войдём в сказку? Смелее!!… Раз! Два! Пошли!! (Сразу по этой команде все четверо разводят руки и начинают кружиться.)
         И вот мы в Сказочном Лесу. На небе сияет Луна и целые россыпи ярких звёзд. Посмотрите, сколько вокруг елей! Всех, кто сейчас находится в этом зале, мы просим сыграть эти безмолвные роли. Когда мы к вам обратимся, вы, пожалуйста, встаньте и разведите руки в стороны… А как холодно! Брр-рр!…
4. – Ты, Наточка, девочка смелая, раз одна ночью в дремучий лес забралась, – сказал медведь. – Начинай свой рассказ. Расскажи, кто ты есть и куда путь держишь. А  мы, звери лесные и пока неизвестно кто, в кустах посидим да тебя послушаем…

Часть  2
(Начало  действия)

1Д – Скажу вам, ребята, по секрету – я взаправдашняя принцесса. До сих пор я жила в своём дворце среди нарядных дам и учтивых кавалеров. Но вот однажды я заметила, что всё там какое-то поддельное: заискивающие взгляды, неискренние улыбки. И мне от этого так грустно стало. Так захотелось чего-то настоящего… А какое оно – сама не знаю. И вот я оставила во дворце записку, что отправилась в странствие – с сопровождением; а сама пошла одна. Ну, а больше всего я хочу повстречать своего принца: сильного и бесстрашного, как в сказке. Но это… Ой, что это! Кто рычит там и ветви ломает? Да это же настоящий медведь… Ты ведь не укусишь меня, лесной хозяин?  Ты же добрый… Да?
2М – Я большой лохматый медведь, я сейчас буду реветь! Это я летом добрым был, а сейчас разозлился. Кто-то нынче меня от спячки разбудил – на ухо наступил. И ухо у меня болит, и всё нутро от обиды болит. Вот хожу теперь по лесу и реву, хожу и реву. Мне бы только этого нахала найти, который меня потревожил. Вот найду его, отдеру как следует – тогда, видно, и успокоюсь… Признавайся, это ты меня разбудила? – сердито говорит медведь и поднимает лапы. – Ур-р! Ур-р!
1Д – Да что ты, Мишенька! Ведь я всё время шла по тропиночке. А она в лес завела и тут кончилась. Недавно я в вашем лесу, а ты, видать, уже давно бродишь. Бедненький! Можно я тебя поглажу? Ну поверь мне, ведь ты такой хороший… – говорит девочка и его гладит.
2М – Рр-р! Рр-р!… – медленно опускает лапы медведь. Какая ты нежная. Меня ещё никто так не гладил. Да, не ты меня разбудила: ты бы от меня не убежала. Рр-р! Ох, плохо мне! Скажи, что делать, чтобы нутро не болело?
1Д – Мишенька, а ты посмотри какой у вас лес-то славный. Небо звёздное, чистое, снежок пушистый. Елки вокруг – красавицы и мороз не кусается.
         Признаюсь, мне у вас очень нравится. Странно только: там, на опушке, был день – а уже за первыми елями опустилась ночь. Почему так?
2М – Ур-р! Ур-р! Так я тебе и реву, что ты в Сказочный Лес забралась. Здесь у нас всякое случается. Каких только чудес не бывает! Зато тут всякого насквозь видно, что в ком есть – всё наружу лезет. А раз в году волшебная ночь бывает, когда в один миг со своей болью расстаться можно. Это в самый разгар зимы случается. Только у нас всю зиму ночь, и календаря никто не знает…
3Л – Ну что, Михайло Потапыч, никак вам полегчало? – выбегает из-за сугроба рыжая лиса. Она крутится вокруг медведя, потом вскрикивает и оборачивается: – Ой! Ой!… Уу-у, бугай лохматый! Он мне, бедненькой, своей лапищей хвост отдавил. Пожалей и меня, девочка.
1Д – И тебя пожалею, рыженькая! Подойди поближе, не бойся… Вот…
3Л – Вот теперь и мне хорошо стало, –  завертелась лиса на месте. – Я лисица – бойкая девица! Шубка у меня атласная, душенька прекрасная. Одна беда – у нас в лесу достойных кавалеров нету… Тоже мне общество! Один наш косолапый чего стоит… Ой, хвост! Опять хвост болит.
4Н – Ой-ёй-ёй! Нос у меня болит! – выбегает на поляну некто в странном костюме, зажимая нос руками. – Я нос отморозил! Ой, как болит! Посмотрите, как его разнесло…
1Д – Да кто это?
4Н – Ой, ой – болит!
3Л – А ты не совал бы его куда не надо, – покосилась лиса на медведя.
1Д – Давай я и тебя, несчастненький, пожалею. От моих рук тебе сразу легче станет, – тепло обняла его девочка, а потом вдруг подносит руку к сердцу и говорит: – Ой, что-то у меня в груди защемило!…
3Л – Вот так–то, ко всем добренькой быть. У нас лес глухой, тёмный…
1Д – Да ну тебя! – отмахнулась от неё девочка. – Послушай, Нос. Однажды я слышала от придворного мудреца… Ой! (Зажимает ладошкой рот). Так вот, я слышала, что по-настоящему только каждый сам себе помочь может. Он утверждал, что для этого нужно сначала кого-то простить…
4Н – Да кого мне прощать? И как я могу сам себя вылечить? Свой нос оторвать – да?
1Д – Нет, не нос. Тут другое. Это ещё понять нужно. Ну, кто же ты?
4Н – Не знаю, не понимаю: я Нос…
3Л – Фр-рр. Шляются тут всякие…

Часть  3
(Продолжение  действия)

         И вдруг на поляну, пробежав среди зрителей, выскакивает заяц с большим-пребольшим пирогом на красивом подносе. Кроме пирога, заяц ни на что не смотрит. Вот он поставил его на пенёк, протянул к нему лапку, да тут же и отдёрнул. Медведь, Лиса, Девочка и Нос делают вид, что им тоже страсть как захотелось пирога.
2М – Вона какой пирог лакомый, – облизывается медведь, да как рявкнет: – Эй, Косой, дай кусочек!
Заяц с перепугу метнулся в сторону. Но тут же вернулся и взял поднос.
3Л – И мне дай! – потребовала Лиса.
4Н – И я хочу! – не утерпел Нос.
1Д – Да и я бы от такого не отказалась.
5З – Нет, – выдавил из себя Заяц, задёргался, замотал головой и замотался с пирогом по поляне.
2М – Эй, куда ж он его? А ну, Косой, постой!
3Л – Пирог большой! Так не годится! Давай делиться!
2М – Кыш, мелюзга! Я первый зайца углядел – значит, пирог мой! Будет мне награда – больному отрада… Ну, что же ты дергаешься! Не рви сердце – не урони… От меня не уйдёшь!
5З – Постойте! – воскликнул и застыл было заяц, но Медведь и Лиса с поднятыми лапами приближались – снова бросился наутёк. Теперь он ворвался к зрителям и стал продираться между ними.
8З – Поднимайтесь, Ели! Расправляйте ветви! – кто-то громко говорит из среды зрителей.
Зрители встают и разводят руки в стороны. А Медведь, Лиса и Нос продолжают гоняться за Зайцем, задевая Ели и выкрикивая:
4Н – Мне всех хуже! Дайте мне мою долю!
3Л – Всем дадим по справедливости!
1Д – Чтобы всем поровну, – уточнила с поляны Девочка.
2М – Нет! Только по росту!
1Д – Да что же вы делаете! Ведь так вы весь Сказочный Лес переломаете! – всплеснула руками девочка. – А ну-ка, каждый, – замри!!
И действительно – и все преследователи, и сам заяц в одно мгновение замерли. Заяц как раз успел выбежать на поляну, а Медведь, Лиса и Нос были позади него.
1Д – Давайте-ка лучше я сама пирог поделю! – говорит девочка и берёт у застывшего зайца поднос.
5З – Не ешьте его! – тотчас ожил и отчаянно замахал лапками заяц: – Этот пирог не простой – волшебный. Пока себя к лучшему не повернёте – вам от него только хуже будет!
2М – Уу-у! – так и сел медведь и, приложив лапу к уху, промолвил: – Это что ты такое, Косой, ляпнул?
5З – Бр-р! – встряхнул головой заяц. – Ошалел я от вас совсем. Боялся я, что вы его сразу скушаете. Да мне не жалко… Вы только меня послушайте... Уф… Этот пирог не простой – с крупицами радости. Его Снегурочка для всех жителей лесных испекла – к празднику новогоднему. А Дедушка Мороз в него своё волшебство вложил. Ведь нынче Новый год наступает… Значит, пробегал я мимо дома Деда Мороза, а внучка его, Снегурочка, меня увидела, позвала и говорит: «Возьми, Заинька, мой пирог. Не только фруктами я его начинила, но и ещё кое-чем. Только, чур, с уговором! В ком плохое не переведётся –  пусть его рука пирога не коснётся! Ты всем обитателям Сказочного Леса об этом скажи… Не то всем грубым, сердитым, да прохвостам-обманщикам ещё хуже будет, и не видать им радости ещё целый год». Вот так я с ним и бегаю: и отведать страшно, и бросить жаль…
1Д – Нет, такое угощение, кажется не для меня, – подумав, говорит Девочка и ставит поднос с пирогом на пенёк.
2М – Рр-р! Рр-р! – постукивая лапами по голове, отходит Медведь.
3Л – Уф! Уф! – обнюхивает пирог Лиса, да и говорит: – Да он и невкусный!
4Н – А мне мой нос есть мешает! – едва наклонившись, заныл Нос.
1Д – Ума не приложу: что нам теперь с пирогом делать?
5З – А вот давайте саму Снегурочку позовём и спросим.
3Л – Правильно! Давайте её сюда!
6С – А я уже давно тут! – на поляну выходит Снегурочка. – Разве могла я новогоднее волшебство без присмотра оставить! А вдруг кто-то из жителей лесных раньше времени пирога отведать решится. Не должно в новогоднюю ночь нехорошего быть!
2М – Уу-у! Да неужто нынче та самая волшебная ночь – когда с любой болью расстаться можно?
6С – Вот именно! Ночь нынче самая необыкновенная. Скоро большим чудесам быть! Каждому из вас сегодня на себя со стороны посмотреть нужно. И чем больше каждый из вас в себе недостатков разглядит, тем больше их потеряет, и от всякой боли избавится. Только, чур, на других не заглядываться, когда о себе думать будете… Такие вот вам нынче будут подарочки. Всем ребятам и зверятам Дед Мороз в этом деле помочь обещал. Ведь он у нас волшебник… Ну вот, я вам всё сказала. Теперь мне идти пора. Меня дедушка дожидается… – с улыбкою произнесла Снегурочка и, слегка поклонившись, ушла.
5З –  Такие вот пироги, – сказал и почесал за ухом Заяц.
2М – Уу! А у меня недостатков нету. В сущности, я добрый.
3Л – Тогда чего же ты ревёшь на весь белый свет? Если у тебя недостатков нет – бери пирог и ешь.
2М – Нет, я пока его есть не буду. Я сначала думать буду. Вот сейчас во всём разберусь, – ответил мишка и тут понюхал воздух, зарычал вполсилы и двинулся в сторону Носа.
3Л – Эй, куда это ты собрался, Потапыч?
2М – Уу! Нюх у меня прорезался. Обидчика чую. Вот найду его, сгребу в лапы и отлуплю. Вот уж лучше мне станет, и буду я хорошим.
1Д – Нет, Мишенька, так лучше не становятся. Так только ещё хуже стать можно… Правильно я говорю?
3Л – Конечно, правильно!
5З – Это уж точно!
Закивал головой и Нос.
2М – А-а! Тогда я всё понял! Вот найду его, сгребу в лапы и обниму. Я ему всё прощаю. Ух, до чего у меня сейчас нюх обострился. Чую-чую моего нахала! – заревел медведь, поднял передние лапы и пошёл прямо к Носу.
Нос дёрнулся было в сторону, но остановился и, смиренно опустив голову, остался стоять.
Медведь подходил всё ближе и ближе и вот его заграбастал.
4Н – Ой-ой-ой!! – воскликнул Нос.
2М – Да не кряхти ты. Я тебя крепко обнимаю. Я тебе всё-всё прощаю… У-у! У-у!… Будто камень с души упал. Как хорошо-то стало. И ухо уже не болит!… Знаете… Знаете… А давайте плясать будем! И ещё волшебный пирог делить. Ну, где там моя самая большая доля!
2Л – Ишь, опять больше всех захотел. Нас подожди, Косолапый! Ну хоть немножечко… Ну хоть чуть-чуть… Не сержусь я больше на тебя. Вот и весь мой сказ. И мне пирога с радостью хочется.
1Д – А что это, Нос, у тебя там упало? – обратилась к нему девочка.
4Н – Где и что? – уже каким-то другим, красивым голосом переспросил тот. При этом он опустил руки, и все увидели, что нос-то у него обыкновенный. Потом бывший Нос наклонился, поднял красный предмет и произнёс: Гм-м, странное что-то… А кто, собственно здесь Нос?… Я – странствующий принц… Только что-то с памятью моей стало. Всё прошлое помню и как в волшебный лес пришёл, а вот, что было дальше – нет… Вроде как в сугробе увяз… Лисонька, дорогая – красавица лесная, скажи, что было со мной дальше?
1Д – Ой! Да это же он… – негромко произнесла принцесса и закрыла лицо руками.
3Л – Ах, что же теперь будет! Он ведь меня добрым словом назвал… Не знаю ничего! Вот как есть ничего не знаю! – сказала Лиса. А потом как бы по секрету – поднеся лапку к губам – добавила: – Теперь я жизнью своей довольная, ведь меня сам принц первой красавицей Волшебного Леса назвал…
2М – А я больше всех это самое не помню – у-у! Только ты не подходи ко мне слишком близко, а то как бы не зашибить невзначай, – сказал Медведь.
4Н – А ты, девочка, не знаешь, где я столько времени пропадал? Ой, какая ты славная…
1Д – Да что ты, конечно, не знаю, – коснулась она рукою сердца. – Я недавно в этот Волшебный Лес пришла. Видно, мне тут своё счастье найти нужно…
4Н – Тогда можно я тебя провожу?
1Д – Ну, если хочешь…
2М – А ты Лисонька у нас ничего! – сказал Медведь, да как двинет её лапой.
5З – И я, знаете, тоже для себя самое важное понял. Понял я, что из спешки да суеты ничего хорошего не выходит. Зачем спешить, раз всё, что в жизни ни делается – всё к лучшему. И я больше ничего не боюсь… А теперь… А теперь давайте скорее Новый Год праздновать. И Деда Мороза со Снегурочкой позовём!
1Д – Ну конечно! Давайте их все вместе позовём – хором! Все – Де-ду-шка Мо-роз! Сне-гу-роч-ка! Мы вас ждём!
3Л – Нет, так они нас не услышат…
2М – А ну, ели и ёлочки, – поддержите! – обращается медведь к зрителям. – Поддержите нас, да так, чтобы с вас шишки посыпались. Все – Де-душ-ка Мо-роз! Сне-гу-роч-ка! Мы вас ждём! – на две стороны леса дирижируют Медведь и Лиса. – Де-душ-ка Мо-роз! Сне-гу-роч-ка! Мы вас ждём!

Часть  4
(Кульминация)

         И вот из за деревьев выходят Дед Мороз и Снегурочка.
7М – Здравствуйте, дорогие мои ребятки и все-все лесные зверятки. Я добрый Дедушка Мороз, всем подарочки принёс. Подарочки не простые. Да будут рученьки у вас умелые – золотые! Не за то, что вы речистые, а за мысли ваши чистые! И не за то, что вы на празднике были, а за то, что сердца друг другу открыли!… Но дары этой ночи вы только завтра оценить сможете. Ведь только в жизни они проявиться могут… Ну, а теперь давайте веселиться. Будем Новый Год встречать. Всем кто в эту ночь рассмеётся – завтра Солнышко улыбнётся. Есть у нас Солнышко чистое – золотое – лучистое. Скоро Оно во всех сердцах гореть будет. И лес у нас необыкновенный, и ночь необыкновенная: пирог, и тот не простой. Да ведь и жизнь ваша – сплошная сказка. Нынче время больших чудес пришло!… А теперь, деточки дорогие, выберете-ка мне ёлочку попушистее, да и поставьте на этой полянке.
         После этих слов Снегурочка, Принцесса и Принц, и второй группой Медведь, Лиса и Заяц пошли по «лесу» и с шутками на все лады начинают обсуждать достоинства каждой «ёлочки». Шутки они отпускают конкретным лицам таким образом, чтобы в зале вызвать смех. А потом одного зрителя за другим они вытаскивают на поляну, вкладывают им в руки еловые ветви и располагают, спина к спине, таким образом (при помощи табуретки), чтобы получилась «ель», достойная праздника. При этом, возможно, действующие лица от кого-то отступятся, кто слишком упирается, и скажут при этом: «Ну и ладно, пусть эта ёлочка пока в лесу посидит. Уж больно крепко она к земле приросла. А вот эту вот давайте на свет вытянем, как репку!» И т.д. Потом дополнительно наряжают «ёлку» мягкими игрушками, кружевными платками и мишурой.
2М – Уф, умаялся! – вытирает лоб лапой медведь. – Зато поглядите, как наша ёлочка хороша.
7М – Да, знатную вы ёлочку выбрали! Высокую да пушистую! А теперь, деточки мои, становитесь-ка в хоровод. Пойдёмте все в сказку!
         И вот все персонажи и все зрители встают, берутся за руки и, двигаясь вокруг «ёлочки», поют новогодние песенки. Тон задаёт Снегурочка. А Дед Мороз стоит возле «ёлки».
7М – А сейчас, деточки мои дорогие, отведайте-ка нашего с внучкой угощения. Уж столько радости своей душевной она в него вложила! Только прежде того хочу вам самое главное напомнить. Сумейте в тот час, когда часы 12 раз бьют, всё ненужное в себе как-то обозначить и, сливаясь с Великой Сказкой, пожелайте от всего этого избавиться. Сумеете правильно оценить себя – будет вам радость великая. Не упустите мгновения заветного!
         – Ну-ка, все детишки! Ну-ка, все зверятки! Подставляйте лапки! Дам я вам ещё по вещице. И каждый такой подарочек вам о чем-то важном расскажет… Подойди-ка ко мне, Мишенька, первый. Порадовал ты меня! Вот тебе… Поручаю тебе пирог делить. Только дели поровну, а не по росту.
2М – Уу-у! Уу-у! Уж я поделю… Уж я так поделю: на всех хватит.
7М – А ну, ребятки, где ваши лапки?!…
         Продолжение праздника.