Играя с волнами. Часть1

Олег Ярошенко
      В 1974 году Роман с женой и дочерью отправился с Севера (с побережья Охотского моря) на свой первый отдых на берегу Черного моря. Профсоюзный комитет Э-нской геологоразведочной экспедиции выделил им двадцати четырёхдневные путевки в дом отдыха Цихиздзири (Аджария), разместившийся на обращенном к морю горном склоне.

        Стоит отметить, что для этого района Черного моря характерны крутые скалистые берега и галечные пляжи, а вода – самая чистая и прозрачная из всех  его курортных зон.

        Сам же дом отдыха представляет собою дореволюционную княжескую усадьбу, состоящую из нескольких зданий, соединенных между собою и пляжем крутыми переходами и лестницами.

        Прекрасна и местная природа, растительность которой представлена виноградниками, фруктовыми деревьями, магнолиями, высокими зарослями цветущих гортензий, несколькими видами пышных субтропических сосен, включая и итальянскую пинию.

        Плавая и ныряя в море, Роман пользовался легким снаряжением для подводного плавания – ластами, маской и дыхательной трубкой – и чувствовал себя, как рыба в воде. Это снаряжение, освоенное им еще за четырнадцать лет до описываемых событий, позволяло ему часами бороздить прибрежные воды.

        Да, и его шестилетняя дочь совсем не боялась моря, и Роман часто катал ее на своей спине, заплывая довольно далеко от берега. В таком снаряжении делать это было совсем не трудно.

        В перерывах между заплывами он отдыхал и загорал на пляже, сторонясь не слишком содержательных разговоров отпускников, и никогда не убивал время за игрой в карты.

        Однажды, досыта нарезвившись в море и возвращаясь к берегу, Роман, буквально в паре метров от его кромки, обнаружил лежащее на дне мелководья золотое колечко с камнем-самоцветом. Тут же, опросив отдыхающих, он отыскал его хозяйку. Оказалось, что это кольцо было утеряно ею всего за несколько часов до случайного обнаружения его Романом.

        Несколько позже, дней через десять, случилась, как ни удивительно, еще одна утеря золотого кольца, поиск которого потребовал от Романа немалых усилий.

        Началось же все с того, что к одной из купальщиц привязался назойливый ухажер, по собственной инициативе взявшийся усовершенствовать ее навыки в плавании. Свой «инструктаж» он проводил настолько рьяно, что его подопечная и сама не заметила, как с ее пальца соскользнуло обручальное кольцо.

        Случилось это приблизительно в двух-трех десятках метров от берега, где глубина моря превышала два метра. Исчезновение кольца его хозяйка обнаружила лишь на берегу, поэтому поточнее указать Роману место его утери она не смогла.

        Занявшись поисками кольца (из чисто спортивного интереса), Роман с полудня и до вечера, с небольшими перерывами, бороздил прибрежную воду, всматриваясь через стекло маски в галечное дно. Но все было безрезультатно.
 
        Последующие два дня на море бушевал шторм. Его волны весьма интенсивно перемещали туда-сюда прибрежный слой донной гальки и, в результате, вода в береговой зоне сильно помутнела.

        Свои поиски Роман смог продолжить лишь через день после шторма, когда море окончательно успокоилось и вода стала прозрачной. Правда, шансов найти кольцо стало еще меньше, поскольку это небольшое, но относительно тяжелое золотое изделие, следуя законам гравитации, должно было оказаться под слоем галечных отложений.

        Однако, упорный труд Романа все же увенчался успехом. На третий день поисков, совсем недалеко от берега, он увидел блеснувшее в пронизывающих воду лучах солнца то самое золотое кольцо.

        Оно стояло ребром в промежутке между двумя крупными гальками: по-видимому, штормовые волны переместили его в сторону берега вместе с обломочным материалом.

        Подтверждалось это предположение тем, что на поверхности кольца осталось множество мелких царапин и довольно заметные следы ударов гальки. Да, и как еще иначе оно могло оказаться поблизости от берега? 

        Небольшая полировка кольца вполне могла привести его в нормальное состояние, но даже и в таком виде оно весьма порадовало свою хозяйку. Ведь ее очень беспокоило то обстоятельство, что пришлось бы держать ответ за его утерю перед ждавшим ее дома мужем.

        Вот так – сочетание проявленного упорства и редкого везения, обусловленного благоприятным стечением обстоятельств, иногда позволяют человеку добиться практически невероятного результата. 

        А однажды, понаблюдав за особо крупными морскими волнами в солнечную, но ветреную погоду, Роман придумал для себя необычное развлечение.

        Зная, что серфингисты катаются на океанских волнах, он тоже стал пробовать оседлать волну, но не с помощью доски, а используя собственное тело, непосредственно. Гораздо позже Роман узнал, что этот способ катания на волнах называется бодисерфинг.

        Для такого катания требовалось заплыть подальше в море, и развернувшись в сторону берега, дождаться появления самой высокой волны у себя в тылу. Затем следовало плыть к берегу, изо всех сил работая ластами. 

        Волна же, догоняя плывущего, поднимала его тело, и оно (головой вниз), под влиянием инерции движения и земного притяжения, начинало самопроизвольно скользить по наклонной фронтальной поверхности волны в направлении от гребня к ее подошве. И, одновременно, эта же бегущая волна несла пловца к берегу с приличной скоростью.

        После нескольких неудачных попыток Роман освоил этот, совсем необычный для того времени, способ катания на волнах.

        Нужно сказать, что, в таком катании был один, довольно опасный, нюанс: у берега волна опрокидывалась и Роману следовало, не дожидаясь этого, заранее уйти под воду и вынырнуть на поверхность моря уже в ее тылу.

        Вот только определить момент расставания с волной ему было совсем непросто. Так как, в отличие от обычного серфингиста, имеющего возможность контролировать ситуацию визуально и реагировать на ее изменение, Роману приближающийся берег не был виден. Ведь несла его волна затылком вперед, в то время как его лицо практически постоянно было погружено в воду.

        Конечно же, упомянутое развлечение было возможно только при достаточно высокой волне. И, хотя, это случалось не так уж и часто, но тем не менее, такое увлекательное занятие очень скрашивало отдых Романа.

        Правда, закончилось это оригинальное развлечение неприятностями. Однажды, увлекшись прогулкой на очередной, укрощенной им волне, он пропустил нужный момент расставания с нею. И, в результате, волна, опрокинувшись у берега, резко крутанула его тело, ударив головой о гальку дна.

        Этот удар оглушил Романа и чуть не повредил ему позвоночник в районе поясницы, так как его ноги и таз по инерции запрокинуло вверх и вперед, прогнув его спину. Кроме того, с него было сорвано все подводное снаряжение.

        Ему оставалось только порадоваться тому, что обошлось без травм и потери сознания; да и боль довольно быстро прошла. Смог он отыскать в воде и ласты с маской. А вот резиновый мундштук дыхательной трубки где-то, среди волн, затерялся, что несколько подпортило ему остаток отдыха на море.

        В последующие годы Роман еще не раз отдыхал на Черноморском побережье, но таких высоких волн, как в районе Цихиздзири, ему нигде больше встречать не приходилось.
       
        Иллюстрация: Море и пляж в Цихиздзири