Обзор СиБи трансиверов Intek M-490Рlus и M-790Рlus

Соколов Александр Владимирович
Александр Соколов, ООО "Радио-Навигатор"               

https://kslift.ru/intek-m-490-plus-nastroyka/

                СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение
2. Результаты идентификации
3. Общая конструкция
4. ЖК-дисплей
5. Печатная плата
6. Элементная база
7. Тангента
8. Схемотехника
9. Программирование
10. Условия испытаний
11. Результаты тестирования
12. Преимущества
13. Недостатки и рекомендации
14. Заключение

     1. ВВЕДЕНИЕ

     1.1. Настоящий обзор посвящен мобильным СиБи трансиверам, переданных автору представителем Никитиным Д., менеджером ООО «Радио-Навигатор» от 04.09.05 г., всего в количестве 2-х единиц, двух разных моделей, отличающихся по внешнему виду, габаритами и функциональному оснащению.
     1.2. Полученные образцы были полностью обезличены с целью сокрытия любых сведений коммерческого характера, а именно, с них были удалены серийные номера, обозначения моделей, торговая марка, графическое изображение логотипа, упоминание о стране происхождения.
     1.3. К трансиверам прилагались:
— тангента 1 шт.,
— шнуры питания 2 шт.,
— брошюра «User’s Manual» на английском языке с изъятой из текста информацией коммерческого характера 1 шт.
     1.4. Радиостанции не имели дефектов внешнего вида, находились в работоспособном состоянии и по умолчанию были запрограммированы производителем на европейский частотный стандарт СЕРТ [1] (код СЕ), что обеспечивало им следующие основные технические характеристики:
— рабочие частоты, 26,965…27,405 МГц,
— количество каналов, 40,
— вид модуляции, только FM,
— выходная мощность передатчика, 4 Вт.
_____________________________________
     [1]- СЕРТ - Conference of European Post and Telecommunications.

     2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ
 
     Поиск в сети Internet показал, что аналогичные по внешнему виду мобильные трансиверы диапазона СиБи представлены на WEB-сайтах стран Западной Европы под зарегистрированной торговой маркой INTEK®. Так, например, образец, имеющий минимальный набор функций обозначен в электронных каталогах как модель М-790Plus, а образец с расширенными функциональными возможностями как М-490Plus.
     Перечисленные трансиверы поддерживают несколько национальных и международных частотных стандартов, действующих на европейском континенте, поэтому в системе их обозначения может присутствовать уточняющая приставка Multi-standard (или Multi-norm).
     Действительно, в «User’s Manual» (с.13) указано количество частотных стандартов – 10. Однако при проверке трансиверов оказалось, что фактически меню программирования содержит 14 стандартов.
     Неизвестно, можно ли это классифицировать как «не задекларированные возможности», умышленно опущенные производителем, либо представленные образцы являются более поздними версиями трансиверов INTEK.
     Изучение внешнего вида и внутреннего устройства трансиверов INTEK М-490Рlus/790Plus не оставляет сомнений в том, что в качестве прототипов при их создании послужили трансиверы итальянской фирмы CTE International Srl., моделей Alan 48 Plus Multi (PM) и 78PM. Интересно, что преемственность между ними прослеживается также и в очевидной логической закономерности между порядковыми номерами этих разработок: 48 – 490, 78 – 790.
     В свою очередь, серия Alan PM является улучшенной модификацией популярных во всем мире трансиверов Alan 48Р/78P. В отличие от своих предшественников, серия PM построена на базе современного микропроцессора фирмы Samsung 3P8249XZZ-TWR9, взамен устаревшего и ненадежного Maxon 2204446-A (LC7232). Кроме этого, там впервые в СиБи радиостанциях применена микросхема энергонезависимой памяти (EEPROM), отдельный (не интегрированный в процессор) синтезатор частоты BU2630F, новые ЖКД и тангента. Перечисленные меры, а также ряд других новаций, позволили существенно улучшить эксплуатационные свойства этих трансиверов.
     Судя по прайс-листам электронных торговых сетей Западной Европы, продукция с брендом INTEK котируется нисколько не ниже, чем их более именитые аналоги. Так, например, стоимость трансивера М-790Plus в зависимости от страны, в которой он продается, варьируется в пределах 100…120 EUR, а трансивера М-490Plus в пределах 120…150 EUR. Для сравнения, максимальная цена моделей Alan 78PM и Alan 48PM не превышает, соответственно, 105 и 135 EUR.
     Этот факт можно объяснить более высокими потребительскими свойствами трансиверов INTEK, которые будут рассмотрены ниже.

     3. ОБЩАЯ КОНСТРУКЦИЯ

     Металлический конструктив моделей INTEK М-490Рlus/790Plus полностью заимствован у Alan 48РМ/78PM и изготовлен с подобным же качеством. Весьма вероятно, что производство всех этих моделей организовано на одном и том же предприятии.
     Внутренняя компоновка трансиверов INTEK М-490Рlus/790Plus (Рис. 1) принципиально не отличается от классической компоновки трансиверов Alan 48РМ/78PM и нареканий не вызывает. Рациональность конструкции обеспечивает быстрый и удобный доступ к монтажу для технического обслуживания, что обуславливает высокую ремонтопригодность этих изделий.

     Рис. 1. Внутренний вид трансиверов INTEK: а) М-790Рlus, б) М-490Plus.

     Компоновка передних панелей М-490Рlus/790Plus, напротив, не имеет со своими прототипами практически ничего общего. Создается впечатление, что одним из главных условий технического задания на разработку проекта было создание нового внешнего облика изделий.
     В общих чертах дизайн передних панелей можно охарактеризовать как простой, достаточно практичный и укладывающийся  в русло традиций, присущих аппаратам данного класса.
     Эргономика управления трансиверами INTEK М-490Рlus/790Plus находится на удовлетворительном уровне. Пластмассовые ручки органов управления вполне привычны для пользователей, поскольку заимствованы у станций Alan. Все кнопки тактильно ощущаются комфортно, пальцы с них не соскальзывают. Одна группа кнопок имеет зеленую светодиодную подсветку, хорошо видимую в темноте, другие сделаны из разноцветного полиуретана.
     Качество нанесения декоративно-защитного покрытия и надписей, а также их устойчивость к истиранию нормальные.
     Расположение разъемов ANTENNA, EXT, PA, S-METER и фиксатора шнура питания 13,2VDC на задних панелях аналогично соответствующим моделям Alan 48РМ/78PM.
     Шильдики с серийными номерами изделий к задним панелям не приклепаны (возможно, трансиверы являются опытными образцами).

     4. ЖК-ДИСПЛЕЙ

     Жидкокристаллические дисплеи трансиверов INTEK М-490Рlus/790Plus имеют оптическую поляризацию на пропускание света. Они отличаются крупными сегментами в буквенно-цифровых разрядах и высокой контрастностью, что повышает наглядность информации и облегчает ее восприятие.
     Вместе с тем, у автора возникли следующие замечания:
— информационное поле дисплеев полностью открывается только при угле зрения близком к 90° (Рис. 2). При наблюдении сверху, как чаще всего происходит во время работы, сегменты, находящиеся в верхней части поля закрываются обрамляющей рамкой,
— сегменты иконок, выполненных в стиле «негатив», воспринимаются недостаточно четко (буквы, сливаются с темным фоном),
— для подсветки ЖКД применены 3 лампы накаливания, срок службы которых невелик и резко сокращается от бросков напряжения бортовой сети автомобиля и механических вибраций. Замена ламп является трудоемкой операцией, требующей полного демонтажа передней панели, что сопряжено с риском повреждения хрупкой LCD-структуры.

     Рис. 2. ЖКД трансивера INTEK М-490Plus при различных углах обзора (у трансивера М-790Рlus ситуация аналогичная).

     Кроме того, из-за тепла, выделяемого лампами, установленными в замкнутом пространстве, происходит нагрев дисплея практически до предельно допустимой температуры (50°С), в результате чего возможно его необратимое выгорание.
     Указанный недостаток может быть устранен применением подсветки на основе светоизлучающих диодов.

     5. ПЕЧАТНАЯ ПЛАТА

     Печатные платы трансиверов М-490Рlus/790Plus двухсторонние изготовлены на высоком технологическом уровне из качественного материала (аналог FR-4), имеют металлизированные отверстия и защитную паяльную маску.
     На лицевой стороне плат в местах, исключающих путаницу, имеются обозначения всех позиций электрической схемы, что максимально сокращает время на их поиск. Шрифт маркировок четкий с высоким разрешением (шелкография).
     Разводка печатных проводников выполнена с исключительной тщательностью, в результате чего на платах полностью отсутствуют перемычки, навесные соединения или механические исправления.  Данную трассировку печати можно охарактеризовать как оптимальную.
     Монтаж плат гибридный (печатно-поверхностный). ЧИП-компоненты установлены с прецизионной точность на современном автоматическом оборудовании. Ручная допайка дискретных деталей и соединительных шлейфов выполнена аккуратно. Резьбовые соединения и свободно пролегающие проводники зафиксированы специальным компаундом.
     По совокупности признаков качество изготовления плат трансиверов INTEK превосходит качество платы любой СиБи радиостанции.
     Расположение на платах функциональных узлов и многих элементов (трансформаторов, катушек индуктивности, фильтров) в основном повторяет хорошо знакомую топологию печатных плат соответствующих моделей Alan 48Р/78P(PM). Подобная преемственность значительно облегчает техническое обслуживание аппаратов.

     6. ЭЛЕМЕНТНАЯ БАЗА

     В трансиверах INTEK М-490Рlus/790Plus установлена элементная база хорошего качества, произведенная в странах Юго-Восточной Азии (в основном – Тайвань, Ю.Корея, Китай). Основное количество активных и пассивных компонентов применены в SMD исполнении, что по сравнению с трансиверами Alan 48Р/78Р(PM) является несомненным прогрессом.
     Минимальные габариты ЧИПов (типоразмер 0603) и отсутствие у них гибких выводов способствуют (в сочетании с поверхностным монтажом) уменьшению паразитных эффектов в высокочастотных узлах и повышают устойчивость изделия к ударно-вибрационным нагрузкам, возникающим при его эксплуатации на борту транспортного средства.
     Существенная доля дискретной комплектации заимствована у трансиверов Alan 48Р/78P. Безусловно, использование деталей от проверенных временем поставщиков дает определенную гарантию качества и надежности поставок.
     Пожалуй, единственное, что вызывает скепсис (в модели М-790Plus) –  электродинамическая головка NP-250-2 фирмы SAMMI, ранее имевшая большое количество отказов (основной дефект – обрыв подводящих проводников диффузора) и малогабаритные переменные резисторы TPS (или их аналоги), требующие весьма деликатного обращения.

     7. ТАНГЕНТА

     Трансиверы М-490Рlus/790Plus комплектуются унифицированным ручным микрофоном (тангентой), оснащенным динамическим микрофоном. Внутри тангенты предусмотрено посадочное гнездо, позволяющее при необходимости установить электретный (конденсаторный) микрофон диаметром до 10 мм.
     В верхней части тангенты расположены кнопки UP и DOWN для переключения каналов вверх и вниз, а также и кнопка с фиксацией LOCK для блокировки органов управления трансивером.
     Используемый тип переключателя «приём-передача» (PTT) применяется во многих типах тангент. Он считается достаточно надежным, износоустойчивым и обеспечивает большой ресурс работы тангенты.
     Тактильные свойства кнопок и клавиши PTT нормальные, ход плавный, свободный, без трения о корпус.
     Экранированный 4-х проводной витой шнур, благодаря увеличенной толщине изоляции обладает повышенной прочностью. Шнур снабжен микрофонным разъемом типа NC-518 (6-pin), схема распайки которого индивидуальна и не совпадает с распайкой тангент для трансиверов Alan 48РМ/78PM.
     Поскольку контакты 3, 4 микрофонного разъема J105 непосредственно связаны с портами микропроцессора IC101 (выв. 6, 43), то при эксплуатации трансиверов необходимо соблюдать определенные меры безопасности, пренебрежение которыми может привести к повреждению CPU:
– категорически запрещается использование неисправных, а также случайных тангент от других радиостанций,
– не допускать воздействия на эти цепи статического электричества.
     Корпус тангенты изготовлен из ударопрочного полистирола черного цвета и обладает несколько увеличенными габаритами. Из-за угловатости форм держать его в руке не совсем неудобно.

     8. СХЕМОТЕХНИКА

     Следует отметить, что для повышения удобочитаемости принципиальных электрических схем трансиверов INTEK в них обозначена функциональная принадлежности основных цепей. К сожалению, на уменьшенных копиях схем, прилагаемых к «User’s Manual», эти надписи очень неразборчивы, поэтому необходимо запросить оригиналы схем из «Service Manual».
     Сравнение схемотехники трансиверов INTEK М-490Рlus/790Plus и Alan 48/78PM показало подобие между ними приблизительно на 80…85%. При этом узлы приемного и передающего трактов этих моделей оказались практически идентичными и близкими к типовым решениям, поэтому не требующими особых комментариев.
     Тем не менее, несмотря на сходство в графическом изображении схем становится сразу заметно, что трансиверы INTEK подверглись серьезной модернизации. Вот основные из них:
     8.1. В трансиверах INTEK применен микропроцессор того же типа, что и в Alan 48РМ/78PM, но с другой «прошивкой». Это позволило увеличить количество функций, применить ЖКД с большим числом сегментов и упростить схему наборного поля. В частности, управление функциями производится не путем коммутации последовательности синфазных импульсов между координатами входных и выходных выводов процессора, а простым замыканием функциональных выводов на корпус.
     8.2. Изменена схема управления сигналом RESET CPU, для чего применена специализированная микросхема супервизора KIA7042 (IC1).
     8.3. В «обвязке» центрального процессора (IC101) отсутствуют частотозадающие элементы, необходимые для функционирования внутреннего генератора, а именно: кварцевый резонатор Х1 (4,0 МГц), конденсаторы С19, С901, резистор R901.
     Вместо этого для тактирования микропроцессора используется внешний кварцевый генератор (4.5 МГц), работающий в синтезаторе частоты (IC6, Х901). Его колебания поступают на буферный каскад (Q6), а затем на выв. 15 IC101. Такое схемное решение вполне оправдано, поскольку оно способствует повышению надежности изделия, а также ведет к уменьшению уровня внутренних спектральных помех и шумов, воздействующих на приемник.
     8.4. Улучшена работа системы автоматической регулировки усиления приемного тракта – АРУ (AGC), для чего в нее введена дополнительная микросхема (IC2-C).
     8.5. Для температурной стабилизации системы АРУ применены дополнительные нелинейные элементы (ТН1, ТН55).
     8.6. Для повышения точности срабатывания системы порогового шумоподавления, в его схему введен компаратор напряжения (IC2-D).
     8.7. Для улучшения работы системы фазовой автоматической подстройки частоты (ФАПЧ) в цепь питания задающего генератора ГУН (VCO) и активного ФНЧ (VCO-LPF) введен дополнительный электронный фильтр Q215, R236. C239.
     8.8. В модели М-790P имеется упрощение схемы: в качестве нагрузки буферного каскада ГУН (Q411) вместо перестраиваемой катушки индуктивности L502 применен постоянный дроссель L1.
     8.9. Введена функция BEEP для звукового подтверждения нажатия кнопок (опционально).
     8.10. Для уменьшения щелчков, возникающих в звуковом тракте при переходных процессах, применены дополнительные ключи Q5, Q55 (опционально).
     8.11. В приемном тракте вместо многофункциональной микросхемы ТК10487 применен ее современный аналог ТК14489.
     8.12. Изменены элементы согласования кварцевого фильтра частотой 10,695 МГц, а сам фильтр применен от другого производителя.
     8.13. Изменены номинальные значения некоторых RC-элементов, формирующих АЧХ тракта модуляции.
     8.14. Изменена схема активизации функции LOCK.
     8.15. Изменена схема переключения каналов кнопками UP, DOWN, расположенными на тангенте.
     8.16. Микросхема KIA4558, использовавшаяся в микрофонном усилителе, заменена аналогом KIA324.
     8.17. Для улучшения развязки по высокой частоте в цепи питания трансивера установлен дополнительный дроссель L601.
     8.18. Остальные различия между станциями INTEK и Alan серии РМ обусловлены введением дополнительных функций, для обслуживания которых введены соответствующие органы управления и индикации (кнопки ESP, TRACK, светодиоды ESP, RX/TX).
     8.19. Примечательной особенностью моделей М-490Plus/790Plus следует считать появление в них нового устройства – ESP Compander [2].
     В СиБи аппаратуре компандер применяется впервые и должен, по мнению разработчиков, обеспечить увеличение качества и дальности связи, особенно в случае использования комплекта из двух трансиверов INTEK.
     Компандер выполнен на базе специализированной микросхемы DBL5020V (IC601) фирмы Daewwo. В его состав входят также транзисторы Q601, Q603 для усиления звуковых сигналов и микросхема IC602 с транзистором Q602 для их коммутации. Питание схемы осуществляется от параметрического стабилизатора напряжения +5В на транзисторе Q415.
___________________________
     [2]- ESP Compander (Electronic Speech Processor - Электронный Речевой Процессор) – устройство, осуществляющее обработку речевого сигнала по определенному алгоритму. Компандер – устройство, объединяющее функции компрессора и экспандера, обычно применяется в высококачественных беспроводных телефонах для увеличения соотношения сигнал/шум.

     8.20. Наконец, последнее отличие (вернее сказать – отсутствие отличия) обнаружено между самими моделями М-490Рlus и М-790Plus. В качестве входного каскада в них используются идентичные УВЧ на биполярном транзисторе КТС3880, включенном по схеме с «общей базой».
     В прототипах эти каскады отличаются: если в Alan 78РМ он соответствует узлу, описанному выше, то в Alan 48РМ применен УВЧ, обеспечивающий более высокие характеристики, который выполнен на полевом транзисторе K161GR по схеме с «общим истоком».

     9. ПРОГРАММИРОВАНИЕ

     9.1. При постоянной работе в определенном частотном стандарте программирование трансивера может осуществляться один раз, и эта настройка сохраняется в энергонезависимой памяти длительное время.
     9.2. При работе в разных частотных стандартах необходимо каждый раз выполнять процедуру перепрограммирование трансивера, при этом все предыдущие пользовательские установки, запрограммированные на других стандартах, сохраняются.
     9.3. Программирование трансиверов М-490Plus (М-790Plus) осуществляется в следующей последовательности:
     9.3.1. Выключите трансивер ручкой OFF/VOLUME,
     9.3.2. Нажмите и удерживайте кнопку F (DW/EMG),
     9.3.3. Включите трансивер ручкой OFF/VOLUME. На дисплее должна замигать надпись I0,
     9.3.4. Отпустите кнопку F (DW/EMG),
     9.3.5. Селектором каналов CHANNEL выберите нужный код из 14-ти имеющихся. Переключение кодов осуществляется по кольцу:
            
             IO-I2-DE-D2-EU-CE-SP-FR-UK-PL-SW-RU-PO-PC.
               
     9.3.6. Кратковременно нажмите кнопку F (DW/EMG) для завершения программирования.
     Для большей наглядности процедура программирования может быть представлена в виде Таблицы 1.

                Таблица 1

     9.4. Программные коды CE, EU соответствуют международным стандартам СЕРТ и EUROPA, действующим по взаимной договоренности на территории большинства государств Европейского континента.
     Коды I0, I2, DE, D2, SP, FR, SW, UK, PL, RU, РО соответствуют национальным стандартам, действующим на территории конкретного государства (иногда группы государств).
     Код РС присвоен, так называемому, «конфиденциальному» (Confidential) диапазону частот, который перекрывает ненормируемые каналы («дырки»).
     Для пользователей в России большинство этих стандартов не представляют интереса, поскольку являются усеченными по количеству каналов, видам модуляции, выходной мощности передатчика, а также могут иметь другую нумерацию каналов и номиналы частот с дробными значениями в разряде единиц килогерц (например, 27.99125 МГц).
     В Таблице 2 представлены характеристики максимально раскрытых частотных стандартов, которые привычны для пользователей в России и других странах бывшего СССР.
 
                Таблица 2

     9.5. Для работы трансиверов с программными кодами RU, PO, PC (полоса частот 25…30 МГц) необходимо разомкнуть на их платах перемычку OTP3.

     10. УСЛОВИЯ ИСПЫТАНИЙ

     Испытания трансиверов М-490Рlus/790Plus проводились в следующей последовательности:
— 12-ти часовой электропрогон с последующей проверкой основных технических характеристик в условиях любительской лаборатории,
— проверка работы трансиверов в стационарном варианте применения (22-й этаж жилого дома, антенна типа «вертикальный диполь 1/2 лябды », базовый усилитель BV131S),
— проверка работы трансиверов в мобильном варианте применения (а/м «Mercedes», антенна Pennsylvania (7/8 лябды, 2150 мм), крепление на кронштейне LS06, усилитель B300PS).
     В ходе испытаний проводились двухсторонние радиосвязи (QSL) с операторами, работающими со стационарных и подвижных радиостанций. QSL проводились на различных частотах гражданского диапазона с применением видов модуляции FM и AM.
     Всего были установлены 85 QSL, из которых: 57 с местными операторами, находящимися на удалении от 0,5 до 70 км и 28 дальних (Центральная Сибирь, Приуралье, Юг РФ, Украина, Казахстан, Кыргызстан).
     В соответствии с регламентом производилась обоюдная оценка качества принимаемого сигнала. При этом учитывались следующие параметры: уровень сигнала, громкость модуляции, степень разборчивости и тембровая окраска голоса, наличие искажений.
     Понятно, что подобные отзывы выражали субъективные мнения корреспондентов, поскольку все они обладали различной квалификацией, личными предпочтениями, работали на разной аппаратуре и находились в разных условиях. Тем не менее, данную статистическую выборку можно считать вполне репрезентативной.

     11. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

     11.1. Проверка основных технических характеристик трансиверов INTEK М-490Рlus/790Plus показала, что они соответствуют данным, заявленным в «User’s Manual» (раздел «Specifications», с.13). Существенных замечаний к функционированию приёмо-передающих трактов, органов управления и индикации не имелось [3].
___________________________________
     [3]- Предварительно в трансиверах была произведена регулировка уровня девиации (резистор RV401), поскольку в исходном состоянии громкость звукового сигнала    в режиме TX-FM была явно недостаточна.

     11.2. Нормальная работоспособность трансиверов сохранялась во всем диапазоне питающих напряжений  (+11…15 В).
     11.3. Установлено, что длительная работа трансиверов в дежурном режиме, а также активный радиообмен с преобладанием передачи не приводил к недопустимому повышению температуры их корпусов и задних панелей, включая места установки выходных транзисторов передатчиков.
     11.4. Реальная работа в эфире трансиверов INTEK М-490Plus и М-790Plus показала, что эти аппараты обеспечивают качество связи, ни в чем не уступающее другим СиБи радиостанциями близкой ценовой категории. Например, у автора имелась возможность прямого сравнения с моделями Alan 48Excel/48Р/78Р, MegaJet MJ-3031/3031М, Yosan JC-2204, Maycom EM-27D.
     11.5. По результатам обработки QSL только менее 10% респондентов отозвались о качестве модуляции отрицательно. Одни из них не могли мотивированно объяснить – что же конкретно их не устраивает, другие характеризовали модуляцию как «немного баночную».
     Приблизительно 50% операторов выразили по поводу модуляции нейтральное отношение, прокомментировав ее как: «неплохая», «разборчивая», «нормальная». Остальные 40% дали модуляции положительную оценку. При этом наиболее часто употреблялись следующие термины: «хорошая», «отличная», «великолепная», «сочная», «очень приятная», и даже… «студийного качества».
     11.6. При включении «электронного речевого процессора» (ESP) абсолютно все операторы, принимавшие сигнал на пределе разборчивости, начинали выражать восторг по поводу эффективности его действия. При этом они характеризовали сигнал как: «плотный», «накаченный», «пробивной», «громкий».
     Схема ESP в режиме передачи работает как компрессор, сжимая диапазон речевого сигнала, в результате чего он лучше читается на фоне мешающих шумов и помех, что эквивалентно выигрышу в мощности передатчика.
     В режиме приема «речевой процессор» начинает работать как экспандер и реализует функцию обратной обработки сигнала, то есть, расширяет его динамический диапазон. При этом качество приема повышается, и такая двойная обработка называется компандированием сигнала.
     Описанный эффект становится очевиден только в том случае, если исходный сигнал подвергался предварительной компрессии. Прослушивание же нормального сигнала, прошедшего через экспандер, производит неприятное впечатление: голос становится неестественно пронзительным, звуковые колебания сопровождаются резкой атакой и спадом, возникают нелинейные искажения.
     К большому сожалению, автору не представилась возможность реально оценить действие ESP при работе в эфире, поскольку принять подобный сигнал в СиБи диапазоне не удалось.
     Тем не менее, попытка смоделировать условия, необходимые для проверки эффективности компандера была предпринята. Для этой цели применялись оба трансивера INTEK, разнесенные по разным комнатам. Во время эксперимента вместо антенн были использованы полностью экранированные эквиваленты (50 Ом), что позволило имитировать ситуацию приема сигнала «в шумах».
     Проверка с убедительностью подтвердила, что при включении функции ESP одновременно в приемном и передающем трансиверах, разборчивость речевого сигнала значительно возрастает.

     12. ПРЕИМУЩЕСТВА

     12.1. Одним из генеральных преимуществ моделей М-490Рlus/790Plus является их способность работать «российской» сетке и немаркированных каналах («дырках»).
     Необходимость иметь в трансивере  «российскую» сетку будет рассмотрена ниже. Относительно же немаркированных каналов можно сказать следующее.
     Поскольку частоты «дырок» доступны далеко не всем пользователям СиБи, то занятыми они бывают очень редко. Отсюда работа в «дырках» дает важные преимущества:
— значительно уменьшается воздействие помех,
— в определенной степени повышается конфиденциальность связи.
     По этим причинам «дырки» с успехом используют любители дальних связей (DX), а также диспетчерские службы такси, которым часто досаждают «радиохулиганы».
     Из недорогих СиБи радиостанций такими возможностями обладает, пожалуй, только российский трансивер Таис РМ-41. Несмотря на свой сомнительный дизайн и низкий технический уровень, он если и пользуется спросом, то исключительно благодаря своей способности перекрывать «дырки».
     Среди импортных радиостанций, получивших распространение в России, в «дырках» могут только работать модели, имеющие шаг перестройки частоты 5 кГц:
– AM/FM/SSB трансиверы President (модели Jackson, George, Grant),
– AM/FM/SSB трансивер Dragon SS-485H [4],
– FM трансивер Alinco DR-M03-SX.
     Правда, все перечисленные аппараты не являются чисто «сибишными» (10-m HAM Band, Low Band), поэтому имеют более высокую стоимость (160…300 USD) и не рассчитаны на массового пользователя.
_________________________________
     [4]- Другие названия этого популярного среди начинающих радиолюбителей трансивера – Albrecht AE-485S, Realistic SS-485+, Superstar 4900+, Titan RSPY485, Magnum 257, Robbin, INTEK Multicom 485.
   
     12.2. Приобретая трансиверы INTEK М-490Plus или М-790Plus, потребитель получает в готовом виде то, за что в случае покупки многих других радиостанций ему, возможно, пришлось бы платить дополнительно.
     Например, такие распространенные доработки трансиверов, как введение «российской» сетки, смещение в «дырку» и улучшение качества модуляции рассматриваются сервисными центрами в качестве отдельных платных услуг.
     12.3. В модели М-490Plus весьма актуальной оказалась кнопка для прямого доступа на заранее запрограммированную частоту (TRACK). Этот канал можно использовать, например, в качестве «вызывного» или «домашнего». В других СиБи трансиверах такой функции нет.
     12.4. Не менее востребована и функция возврата на предыдущий канал (CLR). Такие приятные «мелочи» как TRACK и CLR повышают оперативность и уровень комфорта при работе на радиостанции.
     12.5. Представляется уместным применение светодиодных индикаторов режимов – TX/RX и ESP (модель М-490Plus), которые приятно оживляют лицевую панель и повышают ее информативность.
     12.6. Полезным дополнением (модель М-490Plus) является возможность выбора на дисплее режима индикации «канал – частота» путем нажатия и удержания кнопки F в течение 2-х секунд.
     12.7. Удобна функция ускоренного автоматического переключения диапазонов при удержании кнопок UP или DOWN в течение 6 секунд.
     12.8. Функция мегафона (модель М-490Plus), всегда рассматривалась водителями в качестве полезного дополнения. Одним режим РА (Public Address), необходим для работы, другие не прочь его иметь «на всякий случай» или для «крутизны». 
     12.9. Наличие гнезда EXT для подключения внешнего громкоговорителя (акустической системы, головных телефонов) неизменно приветствуется пользователями всех категорий.
     12.10. Наличие гнезда S-METER для подключения выносного измерителя уровня принимаемого сигнала актуально для пользователей с радиолюбительским уклоном, которые всегда стремятся к повышенной точности измерений.
     12.11. Функция блокировки LOCK незаменима для пользователей, работающих на фиксированном канале.  К сожалению, кнопка включения этой функции слишком выступает из тангенты и может быть случайно нажата, поэтому желательно сделать ее ниже уровня кнопок UP и DOWN.
     12.12. Оригинально и удобно реализована функция EMG (автоматический доступ к каналам экстренной помощи), который осуществляется по кольцу:
                СНХХ - СН9 - СН19 - СНХХ.
     12.13. Регулировки MIC GAIN и RF GAIN (в модели М-490Plus) существенно расширяют возможности данного трансивера при использовании его в качестве базовой радиостанции.
     Например, регулировка MIC GAIN позволяет корректировать уровень звукового сигнала, от базовых микрофонов, имеющих собственный предварительный усилитель (их часто используют в диспетчерских).
     Регулировка RF GAIN весьма эффективна при перегрузках, возникающих при работе мобильного трансивера с базовой антенной, эффективность которой значительно выше, чем автомобильной.
     12.14. Позитивным нюансом в модели М-490Plus является наличие переключателей ANL (автоматический ограничитель шумов) и DX/LOC (дальний/ближний прием). Хотя этими органами управления пользуются редко, умельцы с удовольствием приспосабливают их для включения других полезных функций. Это, безусловно, стимулирует приобретение данного трансивера радиолюбителями, составляющими значительный сегмент покупателей СиБи аппаратуры.

     13. НЕДОСТАТКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ

     13.1. Все преимущества п. 12.12. сведены к нулю из-за недостаточной информированности разработчиков, которые не знали, что в России радиообмен пользователей с операторами «Службы спасения» проводится в режиме частотной модуляции. По этой причине комбинация EMG – FM программно не предусмотрена, а вместо нее включается малополезный режим EMG – АМ.
     Вместе с тем вариант EMG – FM нормально функционирует в частотных стандартах CE и UK. Однако первый охватывает только 40 каналов центральной сетки, а второй перекрывает специфический «Британский» диапазон частот 27,78125...27,99125 МГц. 
     13.2. Сканирование по каналам реализовано по типу «stand-by» (прекращается на все время занятости канала). Чтобы перезапустить процесс сканирования необходимо дважды нажать кнопку SCAN, что неудобно. Более предпочтителен тип сканирования, применяемый в трансиверах Maycom EM(НМ)-27D.
     13.3. К сожалению, не предусмотрена возможность оперативно менять направление сканирования, с помощью кнопок UP, DOWN или селектора каналов, как это сделано в трансиверах Maycom EM(НМ)-27D. Такой реверс весьма удобен для сканирования ограниченного участка диапазона.
     13.4. В определенной мере ограничивает применение трансиверов INTEK отсутствие у них функции сканирования по ячейкам памяти М1…М4. Вот конкретный пример из сферы грузовых автоперевозок: там водители принимают заказы от нескольких диспетчеров, работающих на разных каналах, поэтому для подобных приложений функция М. SCAN является остро необходимой.
     13.5. При работе трансиверов в режиме TX-АМ-ESP в передаче присутствует рокот низкого тона, который исчезает при разговоре и возобновляется в паузе.
     13.6. Функция DW реализована без программного приоритета между каналами и имеет сразу несколько недостатков:
— нельзя оперативно выйти на связь в приоритетном канале,
— при длительной занятости одного из каналов мониторинг другого канала вообще не осуществляется,
— режим DW сбрасывается от нажатия любой кнопки,
— активизация функции затянута по времени, поскольку требует 2-х нажатий кнопки DW, каждое с удержанием по 2 секунды.
     Оптимальным можно считать алгоритм работы функции DW, применяемый в трансиверах YOSAN JC-2204 и Maycom EM(НМ)-27D.
     13.7. Управление функцией ESP реализовано слишком тривиально, поэтому неудобно в применении. Учитывая результаты тестирования (см. п. 11.5.), представляется целесообразным разделить функцию ESP на две субфункции: ESP1 (компрессор) и ESP2 (компандер). Это расширило бы возможности оператора при использовании «спич-процессора».
     13.8. Существенно ограничивает применение трансиверов INTEK явно недостаточная по современным меркам выходная мощность их передатчиков – всего 4 Вт [5].
     Область применения трансиверов значительно бы расширилась при увеличении мощности до 12…15 Вт с возможностью ее ступенчатого переключения (4-10-15 Вт) при помощи джамперов. Такая регулировка необходима при работе с радиочастотными усилителями, имеющими разную подводимую мощность (например, ЕА-150Р и ЕА-300Р).
_____________________________________
     [5]- Автором была изучена возможность повышения мощности путем простых модификаций схемы со следующими результатами:
– 6 Вт при сохранении всех технических характеристик;
– 8 Вт при работе только в режиме FM (АМ не используется).

     В Таблице 3 приведены практические примеры использования СиБи радиостанций в такси. Из представленного материала следует, что трансивер, имеющий выходную мощностью передатчика 4 Вт, способен удовлетворить только треть потенциального спроса на СиБи аппаратуру для данного сегмента рынка.
     Поскольку водители такси хорошо осведомлены о преимуществах, которые в условиях острой конкуренции могут обеспечить дополнительные ватты, то пустующие ниши непременно займут более мощные трансиверы, например, MegaJet MJ-600/600Р/3031М, Maycom НМ-27D, Alan 48Excel, YOSAN JC-2204 (China).

                Таблица 3

     13.9. Процедура программирования (см. п. 9, Таблица 1) реализована крайне архаично, поэтому не выдерживает критики. По времени она занимает 5…10 секунд и состоит из шести (!) манипуляций тремя (!) органами управления. При этом еще необходимы скоординированные действия обеими руками, включая неуклюжие с позиций эргономики вращательные движения левой руки.
     В России и странах СНГ имеются две многочисленные группы пользователей, которые из-за подобной «канители» немедленно отдадут свое предпочтение какой-нибудь другой радиостанции, в которой переключение  «Европа – Россия» сделано более продуманно, либо его можно сделать таковым самостоятельно [6 – 8].
_______________________________________
     [6]- Соколов А. Российская сетка в СиБи радиостанции. Радио, 2000, №9, с. 64.
     [7]- Соколов А. Доработка СиБи трансивера Maycom EM-27D. Радио, 2002, № 11, с. 64.
     [8]- Соколов А. Доработка трансиверов Alan 48 Plus и Alan 78 Plus. Радио, 2003, № 11, с. 70.
 
     Во-первых – это энтузиасты СиБи и просто радиолюбители, которые используют гражданскую связь для приятного досуга и повседневного общения. Для них все эти манипуляции, связанные с перепрограммированием, слишком громоздки и утомительны.
     Во-вторых – это водители. Вот типичная ситуация: следуя по трассе, они порой не могут нормально связаться друг с другом в своем «дальнобойном» 15-м канале – у одного станция работает в «нулях» на АМ, у другого в «пятерках» на FM. Сложно себе представить, как можно во время движения что-либо переключить обеими руками.
     Таким образом, модификация трансиверов INTEK с целью упрощения процедуры программирования обеспечила бы благоприятные перспективы для их продаж среди основных категорий потенциальных пользователей.
     С этой целью необходимо сократить количество программных кодов до трех (RU, PO, PC) и организовать к ним прямой автоматический доступ без выключения питания [9].
_________________________________________
     [9]- Хотя подобную задачу целесообразно решать не аппаратными, а программными средствами с привлечением разработчиков, тем не менее, автор может предложить схему, которая реализует следующий алгоритм программирования:
   1. Нажать [F+DW] ; Мгновенный вход в режим ПРГ.
   2. Выбрать код [СН].
   3. Нажать [F].

     14. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Несмотря на тот факт, что гражданская связь в России за последние годы в значительной степени утратила свою актуальность, тем не менее, технико-экономические характеристики, которые она обеспечивает, все еще продолжают удовлетворять требованиям многочисленных категорий пользователей, использующих этот вид связи в коммерческих, служебных и личных целях.
     К ним, прежде всего, относятся:
– водители междугородних и международных линий,
– водители грузопассажирских таксомоторных компаний,
– водители-абоненты «Службы спасения»,
– радиолюбители всех возрастных групп,
– владельцы мотелей, магазинов, пунктов общественного питания, мастерских, АЗС, расположенных на магистральных автотрассах,
– хозяйствующие субъекты агропромышленного комплекса,   
– работники сферы ЖКХ,
– члены общественных организаций (автомобильных, туристических, военно-исторических, технического творчества и т.п.),
– некоторая часть охранных структур,
– инструкторы курсов автомобильного вождения,
– линейные телефонисты и электрики, установщики ОПС, ЛКС, КТВ, приемных спутниковых антенн, систем видеонаблюдения,
– охотники и рыболовы,
– другие пользователи, имеющие потребность в недорогой оперативной связи, превышающей возможности LPD трансиверов, но для которых нерентабельно использование профессиональной аппаратуры. 
     Вслед за бумом СиБи связи, возникшим в начале 90-х годов и последовавшим за ним естественным спадом, наметилась тенденция к стабилизации объемов продаж. Поэтому после выжидательной паузы фирмы, производящие СиБи аппаратуру, чутко уловив спрос, продолжили свои усилия, направленные как на модернизацию серийных моделей трансиверов, так и на создание перспективных образцов.
     Одними из таких последних разработок являются трансиверы INTEK М-490Рlus и М-790Plus. В этих изделиях удачно сочетаются неплохие потребительские свойства, универсальность применения, новые оригинальные возможности, а также наличие налаженного сервиса (для родственных моделей Alan).
     Перечисленного вполне достаточно для обеспечения конкурентоспособности данного товара на российском рынке СиБи аппаратуры. При организации продуманного маркетинга и менеджмента, можно прогнозировать еще более интенсивное продвижение данного продукта по регионам.
     Наконец, глубокая адаптация трансиверов INTEK к специфическим условиям нашей страны (минимально – с учетом п.п. 13.8 и 13.9), создало бы благоприятные перспективы для их продаж среди предельно широкого круга потенциальных пользователей. В таком случае радиостанциям INTEK были бы гарантированы потребительские предпочтения и занятие лидирующих позиций в рейтингах продаж.

 
     19 сентября 2005 г.                Александр Соколов               
                E-mail:  vectorservis@bk.ru