Европейский стандарт

Глеб Зверев
Какие за границей создают условия для человека сейчас! Замечательные условия, живи не хочу. В каждой сфере все совершенствуется, все для человека упрощается, все для него! Вот, соберешься в магазин, и думаешь, праздник будто бы пришел. Не просто покупки делать пошел и деньги свои оставлять, а на светский раут будто бы. И все там замечательно. Идешь, улыбка от уха до уха, у всех о делах их справляешь да радость даришь. И соберешь в тележку все, что тебе надо, на кассе без очередей проскочишь, и домой, радостный, веселый. Вот как там люди покупки совершают. А то у нас! А что у нас?

А мы тоже отставать не хотим от этих продвинутых европейцев. Во всем за ними стараемся угнаться. Вот уже мужеложство процветает, права женщин на первое место выходят, да и до магазинов наконец-то добрались. И эту сферу решили реформировать.

Открылся у нас новый магазин. Долго же его строили. Что-то там не успевали, замораживали стройки, да слухи разные ходили. Но вот, наконец, возвели огромное одноэтажное здание. С названием таким не русским, но с русским словом рифмующимся. И на день открытия повалил туда сброд… народ вернее всякий. Каждый ходил посмотреть на это чудо-чудное, диковинку европейскую вкусить, да будто экскурсию совершить, окунуться в этот мир праздника и беззаботной западной жизни.

Я тоже исключением не стал. Как человек искушенный очередью за колбасой, да очередью за водой, которую частенько у источника в пятилитровые баклашки набираю, так как вода из крана не пригодна для питья, да она и для мытья не пригодна. Намылишь себе рожу, и ходишь воняешь болотом каким-нибудь. Так вот, значит, и я решил посетить это чудо-юдо, и собрался конкретно так, как на свадьбу или как на похороны. Надел брюки новые, берегу их я, только по свадьбам щеголяю, вот поэтому и пятно на них жирное, а одно вонючее какое-то, не знаю что это, но не отмывается. Рубашку белую напялил, хотел галстук повязать, да завязывать не умею, на автомате удавку себе свил, подумал, вот до чего жизнь довела, да бросил эту затею. Пиджачок накинул, чуть не порвал на спине, главное не горбиться, вот так вот вырядился, и думаю, пора покупки делать, время хорошо проводить, а не очереди отстаивать. Надел я шляпу, улыбку, хорошее настроение, схватил свою сумку и вышел на солнечный двор, двинулся к магазину, улыбаясь угрюмым прохожим, спрашивая у всех как дела, а они только пальцами у виска крутили, да предполагали все, что будто свихнулся я совсем, один даже морду набить хотел, вот как взъелся. Да это они, наверное, еще не знают про магазин новый и европеизацию. А как узнают, все извиняться придут, манеры ведь и тон хороший сразу прочувствуют.

Так вот, пришел я значит в магазин, удивился его современности, стеллажам огромным, разнообразию продуктов. Стоял, смотрел как завороженный, пока меня кто-то в спину не толкнул:

-Чего встал, разява!

Я попытался высмотреть того, кто мне это сказал, да в толпе огромной потерял его. Ну и пусть ходит себе, научат его еще манерам.

Я вклинился в поток людей, который меня принес к входу в магазин. Думаю, надо бы тележку себе взять, не в руках же таскать продукты, что я, как будто не в Европе. Да пусть не в Европе, но магазин то европейский, буду придерживаться стандартов. Подхожу к стойбищу тележек. Ни одной не вижу. Стою как дурак. Жду. Может, привезет кто. Десять минут стою, пятнадцать. Тут одна семейка подкатила одну тележку, только поставила, хотел я за нее схватиться, так какой-то тип у меня ее из рук выдернул, смотрю, а это у него вторая.

-Зачем, - говорю, - тебе две тележки.

-А тебе какое дело, - говорит.

-А у меня ни одной нет, - отвечаю.

-А ты еще подожди, - говорит.

-А мне эта нужна, - говорю, - я ее пятнадцать минут жду.

-А мне сына сажать надо куда-то, - говорит.

-А ты на шею его посади, - говорю.

-А он там давно сидит, - отвечает он.

-Вот и пусть сидит, - обиженно говорю я и смотрю, как этот тип укатывает две тележки, одна из которых моя. Ну, думаю, он еще европейские стандарты не прочувствовал. Скоро прочувствует, совесть загрызет. Стою опять жду, не везет никто тележки. Стою опять жду. За мной уже очередь. НУ, думаю, они пока стандарты европейские не познали. Тут подкатили одну тележку. Но за нее схватилась какая-то баба, вторая схватила ее за волосы, трепать начала, и орут, моя тележка, нет моя тележка. И пока они по магазину друг друга за волосы таскали из-за тележки, я ее и спер по-тихому. Ну, думаю, я тут дольше всех жду. Так что, заключив сделку с совестью, двинулся к входу.

Только хотел в магазин проникнуть, меня охранник тормозит.

-Стой, - говорит, - гражданин! С сумками нельзя.

-Почему же, - говорю, - нельзя.

-Ды-к, мало ли, вы, - говорит, - сопрете что-нибудь в сумке, откуда мне знать. Оставляете сумку, - говорит, - в ящике вон!

-Так они же не надежные, - говорю, - может у меня из сумки сопрут что-нибудь, - говорю, - народ-то пока к европейским стандартам не привык.

-А мы, - говорит, - ответственности не несем.

-А зачем же заставляете класть туда сумку? – говорю.

-А потому что в магазин нельзя.

Ну, ладно, думаю, может, и правда правильно делают. Вынул из сумки свои вещи, чтобы не сперли, положи в тележку, которая оказалась на половину забитой. Положил сумку в шкафчик и пошел за покупками.

Захожу, смотрю. Огромные стеллажи, куча продуктов и не только, товары разных мастей, глаз разбегается, второй вообще от удовольствия прикрылся. Рай, думаю, европейские стандарты. Пошел я, значит, по полкам лазить, продукты собирать.

Набрал фруктов, конфет, овощей, да мяса, пива взял себе. А пока собирал все это, чуть нервов и рассудка не лишился. Какие только страсти и ужасы не творились со мной. Семь потов сошло, да чуть не поседел. У конфет какая-то тучная женщина остановилась. Тележку в проходе распластала, нагнулась на нижнюю полку за конфетами, в кучу сгребала и в пакет, и сама оставшееся место в проходе перегородила. Не пройти, не проехать.

-Подвиньтесь, - говорю, - дайте проехать.

-Хам, - говорит, - дай конфет набрать.

-Мне проехать надобно! – говорю.

-А мне конфет набрать надобно, - говорит.

Я не выдержал и сорвался:

-Да вам сбрасывать надо, а не набирать! – повернулся и решил обойти,

А вслед только услышал:
-ХАМ!

У мяса, так вообще страсти творились. Подошел, думаю, возьму кусок вот этот, а мне по рукам бить начали. Стоят там, в белых халатах, продавщицы и говорят:

-Сами выдадим.

-Что же мы в союзах, выдавать нам? – говорю. – Мы в европейском магазине, - говорю, - я сам взять хочу.

-Сам с усам. Говори что надо.

Сказал, меня послали в очередь, отстоять надо. Простоял минут двадцать. Продавщицы вальяжно протискиваясь за прилавком, не спешили выдавать товар. Они чувствовали себя слишком важными в этой европейской среде. Получил я мясо. Не то, что хотел, конечно. Думал поспорить. Да только вся очередь как разразилась проклятиями.

-Бери, - говорят, - черт, да вали отсюда! Сколько уже можно.

Пришлось уйти, а то все бы отобрали.

Во фруктах все быстро прошло, наложил в пакет, и убежал, на всякий случай.

Пиво долго выбирал, разнообразие большое, цены не кусаются, даже подвох искал какой, да не нашел.

Ну, все, думаю, набрал. Пойду на кассу. А кассы растянулись метров на сто. Штук тридцать там. Думаю, вот правильно как, без очереди проскочу. Подхожу и вижу. Из тридцати работают штук десять. И очередь огромным удавом тянется по всему периметру. Ну, думаю, дают, что тут, черт возьми, происходит, в магазине европейского формата. Не разобрались, наверное, еще!

Стою в очереди. Десять минут стою, пятнадцать, двадцать, журнал какой-то зачитался. И тут меня в спину тычут.

-Вы продвигаться будете? – говорят. – Там уже один прошел.

Я поднял голову, вижу: один закупился. Продвигаться надо. А впереди меня еще человек десять, с полными тележками, у некоторых по несколько этих самых тележек, в одной продукты, в другой ребенок, в третьей, вещи из сумок, которые повынимали все. И вот тащат они по две три тележки, цепляют друг друга, матерятся друг на друга. Но тележки отдавать не собираются.

Стою, жду своей очереди. Один журнал прочел, второй прочел, что у кассы стоят. Вот для чего нужны, оказывается, журналы около кассы. Читать после покупок. Хорошо, думаю. Не засек, сколько времени прошло, но журнала четыре точно. Подошла моя очередь.

Смотрит на меня кассирша косым глазом, начинает продукты по одному через сканер пробивать, а половина не пробивается. Она код пишет, а потом нужное ищет. И сидит, не спеша все делает, вальяжно.

-Вы, - говорит, -  фрукты, овощи не взвешивали.

-Вы взвесите тогда, - говорю.

-Не могу, - говорит, - весов нет. Идите в зал, - говорит.

Я хватаю пакеты, мчусь мимо очереди, извиняюсь перед полными гнева глазами. Нахожу весы. А рядом еще одну очередь. Стою, жду. Очередь на кассе ждет меня.

Начинаю взвешивать. Аппарат требует номер продукта, что взвесить надо. Бегу, ищу нужный номер. Побегаю к аппарату. Забыл, забыл половину номеров. Бегу снова. Записываю на руку. Прибегаю назад к весам. Взвешиваю. Вылезает наклейка с ценником. Клею на пакет, бегу к очереди. Очередь эта уже с ума сходит от бешенства, повсюду слюна летает и матерные слова. Я пробираюсь через все это к кассе, а кассирши нет.

-Где, - говорю, - она?

-Отошла, - говорят, - пока вы взвешивать бегали!

-Эх, - говорю, - стоим, ждем!

Стоим, ждем. Пришла наконец-то, косая на глаз кассирша. Пробила фрукты.

-Паспорт, - говорит, - покажите!

-Какой паспорт? – спрашиваю.

-У вас что, - говорит, - паспортов куча?

-Нет, - говорю, - не куча. А зачем вам?

-Мы пиво только совершеннолетним продаем!

-А мои года, - говорю, - с одна тысяча девятьсот семьдесят шестово вас не смущаю, а борода, и седина в висках?

-Так может вы накрасились, а бороду приклеили? – говорит, -  а про года придумали. Паспорт давайте!

Я копошусь в тележке. Помню ведь, брал паспорт. В тележке нет его. В сумке, видать, забыл.

Я, - говорю, -  в сумке забыл его. Сумка в ящике вашем. Сейчас сбегаю, - говорю.

-Какая сумка? – заревела очередь. – Без пива иди, черт такой!

Тут я немного сдрейфил перед людьми. Думаю, неловко получается. Ладно, без пива пойду.

-Ладно, - говорю, -  давайте без пива!

-Ладно! – говорит косая на глаз. – Марииииин! – орет. – Дай ключ, товар отменить.

-Как отменить? – говорю, - а вы его пробили уже?

-Да, сразу паспорт забыла спросить!

-Так давайте я оплачу и все! – говорю.

-А если вам нет восемнадцати, мне потом штраф платить? – говорит - Нет уж.

Стоим, ждем Марину. Приходит. Что-то там минут пять делают. Очередь уже мылом покрылась. Отменяют пиво. А я думаю, быстрее бы было за паспортом  сбегать.

- С вас тысяча двести шестьдесят три рубля, три копейки, - говорит.

Я лезу за деньгами.

-Нет, - говорит, и сует мне бумажку какую-то, - вы бумажку берите, и вот туда, оплачивать идите.

-А почему не вам? – спрашиваю.

-А европейские стандарты у нас! – говорит, - идите.

Я тащусь с тележкой и бумажкой, куда она послала. В очередь. Стою, жду!  Приходит моя очередь.

Аппарат требует деньги. По одной требует. Вставляю тысячу, он ее проверят, принимает. Вставляю сотку, то же самое. Еще одну сотку, опять проверяет. Вставляю пятьдесят рублей. Ищу мелочь, нет мелочи, вставляю еще один полтинник. Принимает быстро. Потом думает, выдает чек, а на экране написано, автомат сдачи не дает.

-Вот, суки! – в голос говорю я. – Скоты!

Выбрасываю чек в урну рядом, плюю на все это дело. На свои тридцать шесть рублей и девяносто семь копеек. Подхожу к выходу, а он шлагбаумом закрыт, я-то пролезу, а вот тележка нет, думаю, как пройти.

Подходит охранник:

-Вы, - говорит, - чек поднесите, и откроется проход.

Похлопал по карманам, вспомнил, что выкинул его, думал, не понадобится. А тут вот как.

-Я, - говорю, - выкинул его уже! Можете пропустить?

-А вдруг вы, - говорит, - сперли что? Нет, - говорит, - без чека никак!

Я тащусь к урне с чеками. А там их уже гора целая. Роюсь в нем, пытаюсь свой найти. Безуспешно. Хватаю первый попавшийся. Думаю, пройду. А тут к урне двое подходят и тоже чек начинают искать. Кричат друг другу, за чек драться начинают. Я побыстрее от туда ухожу, подношу чек, шлагбаум поднимется, я прохожу, а охранник ко мне движется.

-Давайте, - говорит, - сверим чек и покупки ваши, а то, мало ли, вы по чужому прошли.

-Да пошел ты, - ору я, - отвали ты, черт эдакий.

Я бегу от охранника, подбегаю к шкафчикам с сумками. Моей там нет! ДА и черт с ней, бежать отсюда. Бежать из магазина, прочь.

Вылетаю на улицу с этой тележкой. Меня на улице тормозят.

-Куда тележку, - говорят, - попер!

-Никуда! – ору я.

-Спереть хочешь, паскуда!

-Свалить хочу я.

Бросаю тележку, хватаю в охапку покупки. А при мне ни пакета, ни сумки, ничего. Бросил все в тележку обратно, и дал деру вместе с ней.

Пошли они все, думаю, к черту! Полдня провел в этом магазине, сколько нервов потерял, а волос седых приобрел. Построили магазин по европейским стандартам. Да на кой нам нужны такие стандарты? Уж лучше за колбасой в очереди одной отстоять, чем в таком аду мучиться. Какой праздник? Какое веселье? Правильно, что как на похороны оделся. Да только теперь пиджак порван на спине, рубаха вся желтая от пота, ботинки все вытоптали со своими европейскими стандартами.

А все почему? Европейские стандарты-то привить пытаются, да только прививают их все равно по-русски!