Fuhrung

Семён Герасимов
*Экскурсовод. (нем.)

Папа тогда, в конце шестидесятых, ездил в отпуск в Севастополь и, прогуливаясь по Приморскому бульвару, случайно наткнулся на группу ГДРовских туристов, которые живописной толпой, обступив щупленькую переводчицу (по совместительству – экскурсовода), пытались внимательно слушать её сбивчивый рассказ, про достопримечательности славного города.

Отец очень прилично владел немецким (в школе, а затем и в училище, отличался отменной учёбой – ему великолепно давался язык) и сразу же обратил внимание на то, что несчастная никак не могла построить предложения и несколько раз переспрашивала дотошных немцев, обращавшихся к ней с уточнениями, потому что, судя по всему, плохо знала разговорный язык саксонцев и мекленбуржцев из-за недостаточной практики. Она с трудом понимала, что от неё хотят. Было похоже, что «фрицы» даже немножечко издевались над растерявшейся славяночкой, испытывая садистическое наслаждение.

«Ах, вы черти!». – подумал батя, решив прийти соотечественнице на помощь. Он подошёл поближе к девушке и скромно предложил:

– Давайте, я вам помогу.

– А вы сможете? – обомлела от неожиданности та.

– Разберёмся. – ответил он.

Молодая женщина только махнула рукой и тихо, обречённо бросила «А, давайте…», когда новый «экскурсовод» поставленным голосом опытного гида принялся с воодушевлением рассказывать, широко проведя левой рукой по акватории знаменитой гавани, так и не доставшейся предшественникам экскурсантов.

– Das ist nord Sevastopolische bucht,* – начал он, – Sewastopol wurde in tausendsiebenhundert dreiundachtzigsten Jahr von Katharina der Grossen gegrundet.**

*Это Северная бухта Севастополя. (нем.)
 
**Город Севастополь был основан в одна тысяча семьсот восемьдесят третьем году Екатериной второй. (нем.)

Он рассказал историю возведения памятника затопленным кораблям, пройдясь кратко по событиям Крымской войны. Когда они прошли дальше, в сторону Корабельной бухты, немцы уже знали кто и для чего возвёл портал Графской пристани, и кто такой был адмирал Нахимов.

Девочка, конечно, поначалу была немного смущена, а после и сама увлеклась рассказом и только внимательно слушала.

Наконец она подошла к своему «спасителю» и попросила, чтобы он пригласил туристов в стоящий неподалёку автобус – у них была следующая «точка» – Исторический бульвар.

– Вы не могли бы проехать с нами к Панораме, – смущаясь и краснея предложила она моему отцу.

– А, поехали! – не задумываясь сказал тот, и через двадцать минут группа уже высаживалась у исторического входа.

До осмотра легендарного полотна Франца Рубо ещё оставалось достаточно времени, и отец предложил пройтись по окрестностям. Не спеша, они спустились вниз по широкой асфальтированной дорожке к величественному памятнику главному военному инженеру обороны Севастополя в Крымской – Эдуарду Ивановичу Тотлебену. Отец знал (!), куда надо сводить немецких туристов.

Расположившись у подножия, они стали слушать:

– Еin Denkmal fur Totleben - der Leiter der Bau von Befestigungen um Sewastopol wahrend des Krimkrieges.* – продолжал экскурсию «предводитель» под благодарно-одобрительные взгляды.

* Это памятник Тотлебену – руководителю строительства укреплений вокруг Севастополя во время Крымской войны. (нем.)

Некоторые из экскурсантов, услышав фамилию «Тотлебен», стали удивлённо перешёптываться: «Тотлебен? Тотлебен», не веря, что русские могли поставить памятник немцу.

Германская Демократическая республика уже лет двадцать, как была социалистической страной, «первым государством рабочих и крестьян на немецкой земле», а великогерманские стереотипы, вдолбленные им в головы, до сих пор цепко держали их в своих объятиях.

Папа лишь только улыбался, слушая шушуканье за спиной. Подошло время осмотра экспозиции Панорамы. Заранее подготовленные профи-перевода и экскурсий уже ждали гостей.

– Спасибо Вам. – благодарно глядя на вызволителя, тихо сказала девушка-гид.

– Аuf Wiedersehen!** – отвечал отец жавшим ему руки немцам.

– Gut! Gut!*** – говорили те, приветливо улыбаясь во все свои широкие немецкие лица, и кивая живописными кепочками, облепленными пёстрыми значками.


** До свидания! (нем.)

*** Хорошо! Хорошо! (нем.)