Исторический антисемитизм Часть 2

Генади Ривкин
                "Что скажет история? " - "История, сэр,    солжет, как всегда".
                Сара  Бернар
                Тот, кто восстает ныне против разума и свободы,
                кто насаждает бесчувственный мир раболепия, —
                не может не видеть в еврее своего непримиримого врага.
А.Эйнштейн               
                Везде,  где,  не  зная  смущения, историю шьют и   кроят,
                евреи – козлы отпущения, которых к  тому же доят.
                И.Губерман               
               

Продолжим разговор по поводу оспариваемого антисемитами и прочими расистами - сторонниками «арийского»  приоритета в  мировой   культуре. Исторические исследования ряда  ученых неопровержимо показали, что именно из стран Благодатного полумесяца, где   преобладал  семитоязычное население,  культура, цивилизационное   влияние распространилась не только на север и запад, т.е. в направлении  Европы,  но и на восток!!

Археологические раскопки, проведенные в конце 19 - начале 20 вв.,    расшифровка  огромного количества клинописи способствовало  раскрытию высокого уровня древнешумерской культуры, ее действенности и благотворного влияния на древние народы Азии и Европы.  Как результат этих исследований,  среди историков получила распространение так называемая теория панвавилонизма.

Однако, под   влиянием политической коньюктуры,  складывавшейся в Германии   в первой половине прошлого столетия, эта теория  была признана антинаучной и отвергнута под тем  предлогом, что,   якобы, отрицала способность других народов к самостоятельному  развитию.

Как  будто эта способность может   быть противопоставлена   культурному  развитию в результате исторически неизбежного   обязательного взаимовлияния  и взаимопроникновения. Хорошо известны изолированные сообщества, сохранившиеся до  наших дней в  первобытном  состоянии.

Но дело в  том, что  именно  в  связи с распространившимися в Германии  представлениями о замешанном   на антисемитизме арийском расовом превосходстве,   восторжествовала парадигма  об арийском превалировании в  мировой культуре.

 К сожалению, такого рода взгляды, питаемые  подчас   комплексом неполноценности,  имеют широкое распространение и поныне. Невзирая на   то,   что эта парадигма     идет вразрез  с  научно  обоснованным  тезисом, согласно которому   все  культуры имеют корни в Шумеро-вавилонской, т.е. в СЕМИТСКОЙ культуре.

А  поскольку речь идет о противопоставлении  с пресловутым  «арийством»,  следовало бы точнее назвать эту теорию  вместо  затуманивающего ситуацию термина «панвавилонизм», «пансемитизмом». Но кому из твердокаменных  «арийцев» такое в голову могло  придти?

 В первую очередь важно знать, о   чем говорят конкретные факты, которые,   как известно  из судебно-правовой  практики, являются царицей доказательств. Начнем  с  самого   что  ни  на есть доисторического  периода, называемого поздним неолитом. 

С чего все началось, где  и   когда   зародились  зачатки цивилизации? Согласно проф. А.Милитареву, «К проблеме локализации древнейших афразийцев» (семито-хамитской языковой семьи),   впервые обосновавшего понятие Натуфийской неолитической революции,  эта   языковая общность локализуется на территории нынешних государств: Сирии, Иордани, Израиля, Ливана - т.н. Леванта.

В пещере Натуф на горе Кармель, близ Хайфы было найдено погребение и каменные орудия, в том числе - земледельческие, свидетельствующие о достижении высочайшего для этой  эпохи (11-12тыс.л.. до н.э.) уровня культуры.

Справедливости ради, во  избежании недоразумений,  надо  отметить, что  речь  не  идет о  евреях, их тогда не   было и   в помине. Хотя, судя   по языковой макросемье, это,  возможно, и были их некие предки.

Важно отметить, что элитная часть этой общности в данном районе обитания, согласно  археологическим и  антропологическим данным,  относилась к раннему средиземноморскому, - по некоторым данным,  арменоидному - типу европеоидной расы, одной   из ветвей которого является  еврейский этнос.

Раскопки на территории города Иерихона показали, что здесь за 10 тыс. л. до н.э. существовало древнейшее в мире городское поселение, с каменными стенами толщиной до 3м. и башнями высотой до 10м., а также с разнообразными типами жилья. Получены серьезные доказательства удивительно высокого для своего времени уровня строительной технологии натуфийцев.

Как отмечает А.Милитарев, (профессор учебно-научного центра древневосточных исследований Института восточной культуры и античности РГГУ),   «неоспоримым подтверждением того факта, что натуфийцы  раньше всех в мире, еще в 11- 12 тыс.л. до н.э. перешли от собирательного, охотничьего хозяйствования к культурному земледелию и скотоводству, является выявленная в их языке терминология, содержащая относящиеся к этому виду деятельности слова».

Учеными получены убедительные доказательства, что Натуфийская культура была в этот период самой развитой в мире. «Не зря, - пишет ученый, - ее наследники, египтяне и семиты, - считает ученый - создали самые передовые культуры позднего периода… Евреям выпала счастливая случайность оказаться жителями этого «сада культур», одним из прямых и главных наследников праафразийцев – натуфийцев».

Ученый - семитолог, исходя из своей многолетней исследовательской работы, опираясь на исторические и фактологические данные, приходит к выводу: «Евреи, и это для меня очевидный факт, когда-то сыграли и на протяжении более двух тысячелетий продолжают, хотя и с перерывами, играть выдающуюся, учитывая их малочисленность, роль в формировании развитой и лидирующей сегодня цивилизации – «западной». («К проблеме локализации древнейших афразийцев»).

Возникает правомочный вопрос:  как объяснить, почему человечество, находясь в первобытном состоянии, без малейшего прогресса, а порой даже регрессируя, в течение 150-200 тыс. л. своего существования, вдруг, в последние 12-13 тыс.л. начало приобретать цивилизованный облик? 

Ответить на  этот вопрос в  рамках традиционных представлений исторической  науки  непросто. Все  данные говорят  о том,  что цивилизационная революция, о   которой идет  речь,  без внешнего влияния невозможна, о чем свидетельствует археология, а также исследование жизни сохранившихся  и  поныне диких племен аборигенов в глухих углах Земли.

В рамках альтернативной истории во многих публикациях были высказаны предположения о существовании некоей загадочной группы цивилизаторов. Это получило обоснование  в исследованиях некоторых ученых, в  частности, в работе американского доктора  математики Б.Мойшензона.

Здесь не  будем касаться других,  весьма интересных, альтернативных гипотез,  в   которых  речь идет о  неких «богах»- пришельцах, существование которых обосновывается немалым количеством артефактов.    Впрочем,   не  исключено сведение обеих гипотез к  единому источнику.

 В  своей  работе «Арменоиды-аристократы древности»  ученый пишет:
«Неолитическая революция, начавшаяся на территории Леванта (Натуфийская археологическая культура) 13-14 тыс. л. назад, стала распространяться с течением времени, охватывая все новые территории, где археологи обнаруживают следы явно выраженного цивилизационного процесса, прогрессивного развития: Месопотамия, Анатолия, Закавказье, Иран, Балканы. …

Создается впечатление, что цивилизационный процесс как-бы согласован и направлен. При этом наблюдается синхронность совпадения многих особенностей осуществления перемен удаленных друг от друга культур». Объясняется это, с точки зрения ученого, «наличием определенной преемственности и связности в какой-то стабильной части активного человеческого элемента.

Существование такого активного и стабильного «человеческого элемента» стало подтверждаться еще с конца позапрошлого века археологическими раскопками, в которых к удивлению ученых постоянно и повсеместно обнаруживались скульптуры, барельефы и прочие изображения людей, относящиеся к периоду 5-2тыс.л. до н.э., почему-то только арменоидного типа».

По мнению  ученого, это  не  случайно, что  археологические раскопки, относящиеся к послепотопному периоду, свидетельствуют: распространение культуры медеплавления и бронзы происходит синхронно с миграцией арменоидов.

По-видимому, спасшиеся от затопления жители низменных районов Леванта и Месопотамии мигрировали к северу в район Араратских гор и Закавказье, с чем и связана библейская легенда о нашедшем прибежище на горе Арарат Ное.

Именно в этих горных районах, куда переселились носители Гасул-Беэр-Шевской и Месопотамской медеплавильной культуры и где впоследствии образовалось хурритское государство Урарту, около 4тыс. до н.э. началась великая «бронзовая революция»

В послепотопный период,  в 5м -  4 тыс. л. до н.э. происходит обратное заселение Месопотамии, (возможно, носителями бронзовой культуры), где наблюдается невиданный,  неожиданно быстрый расцвет шумерской цивилизации в  полном  смысле этого слова.

Этому периоду соответствуют обнаруженные здесь бронзовые и медные изображения арменоидов, а также найденные в самых богатых захоронениях их останки. К сему можно добавить, что самоназвание шумеров – «черноголовые», что является лишним подтверждением их арменоидности. В переводе с  иврита слово «шумеры»  означает «хранители»,   «охранники», что, очевидно,  может иметь свой определенный смысл, намекающий на специфическую функциональность этого этноса.

Одно из величайших мировых достижений шумеров, означающее существенный подъем человечества на более высокую ступень развития,- изобретение клинописной письменности (примерно, в 3100г. до н.э.). Впервые в истории человечества жители Шумера, на тысячелетия опережая другие народы, стали овладевать грамотностью, умели читать и писать.

Как отмечает выдающийся американский семитолог  С. Крамер, они также изобрели колесо и колесную повозку, (что также является немаловажным этапом эволюции человечества), плуг, оросительную систему, пивоварение, календарь (в т.ч. сутки, часы, минуты), достигли необычайно высоких успехов в астрономии, математике, медицине, земледелии, металлообработке (изобретение бронзы), строительстве, текстильном деле.

Продолжая разговор о великих достижениях шумерской цивилизации, нелишне напомнить, что именно здесь появились первые в мире школы, двухпалатный парламент, суд присяжных, возникла космология, получили хождение первые деньги, были приняты первые законы, впервые стали вводиться налоги.

Аккадцы, относящиеся к восточносемитской языковой общности, сосуществовавшие с шумерами в течение многих столетий на одних и тех же территориях, воспринимали их духовную и материальную культуру, образ жизни, религию, традиции, предания.

Процесс взаимопроникновения и взаимовлияния культур шел в обоих направлениях, т.е. фактически, сформировался  шумерско-аккадский симбиоз как в  культурном, так  в  языковом плане.

Просуществовав почти 2 тыс. лет, полностью исчерпав себя и потеряв свою «пассионарность» и одряхлев, шумерская цивилизация окончательно угасла. Месопотамия стала полностью семитической - и оставалась таковой еще в течение полутора тысяч лет - в ней говорили только по-аккадски, оба этноса слились в единый народ. Характерно, что с этим периодом археологи связывают исчезновение в захоронениях скульптурных портретов арменоидного типа, ранее принадлежавших правящему слою.

Через несколько сотен лет после зарождения шумерской цивилизации и под ее влиянием возникает цивилизация древнего Египта. (Около 3100 г. до н.э.).  Как предполагает  А.Элфорд, («Боги нового тысячелетия),  первые египетские фараоны были шумерского происхождения, очевидно,  арменоидами.

В науке существуют противоречивые суждения по поводу происхождения индоевропейских языков. Возьму на  себя смелость предложить  свою версию, согласно которой она берет свое начало  на территории Месопотамии  и  связывается с развитой ранними пришельцами – дравидами (точнее сказать, - протодравидами), Убейдскойя археологической культурой.

По всей вероятности, протодравиды являлись одним из первых языковых ответвлений, а возможно и основателями, индоевропейской макросемьи.   Здесь   же на  этой   территории археологи обнаружили Хассунскую культуру, которую идентифицируют с хурритами (точнее сказать, - с протохурритами), а также, возможно, и с протохеттами. 

Они появились здесь около 7 тыс.л. до н.э., спустившись с соседних, расположенных на севере горных районов Ирана и Кавказа. Аккадцы называли их субарами, и это о чем - то говорит, поскольку израильтяне своих коренных жителей называют сабрами.  Кстати, генетики датируют появление в этом регионе поселенцев, наделенных исраэлитской генетикой (гаплотипом),  также в 7 тыс.л. до н.э.

Потомки и  тех, и   других,  много позже, через  несколько  тысяч лет,  после переселения  в   зоны  постоянного обитания, стали  носителями  индоевропейских языков.
Имеются все основания предполагать, протохетты, язык которых,  по   всей вероятности, формировался под  влиянием  соседей-протодравидов, и    потомки которых примерно в  4-м тыс. до н.э. поселившись в Анатолии, послужили основой формирования индоевропейской языковой общности.

Протохурриты, находившиеся в  аналогичной ситуации,  примерно в  тот  же  период, мигрировав к северу и поселившись   в   районе Северного Кавказа, явились одним из первых ответвлений, а возможно и основой, формировавшейся в этом регионе кавказской языковой общности, входящей в индоевропейскую макросемью.

Просуществовав в течение многих столетий и тысячелетий на общей территории с предками евреев – шумерами, народом «черноголовых», древние племена протохурритов, протохеттов, протодравидов в результате неизбежной метисизации,  унаследовали не  только  их генетику, но, в определенной мере,  и язык.
 
Именно с  этим обстоятельством связан тот   факт, что как показал  крупный  лингвист советского периода академик  Марр, индоевропейские языки, в частности русский, грузинский,  насыщены не только ивритским, но и арамейскими и шумерскими корнями. 

Сформулированная ученым  яфетическая  теория возникла на основе установленной им определенной  схожести индоевропейских (яфетических – от имени   младшего  сына Ноя – Яфета)  языков с семитическими (от  имени старшего сына Ноя -   Сима).

Словосочетание «яфетические языки» Н.Я.Марр первоначально изобрел для обозначения родства грузинского, мегрельского, сванского, чанского языков   с семито-хамитскими,  а также с иберийско-кавказскими,  баскским.

За что, естественно,  был подвергнут  главным в мире  специалистом языкознания антисемитом И.Сталиным уничтожающей критике. Впоследствии   гипотеза Мара  была  подтверждена  рядом лингвистов современного периода.

Было установлено   большое  количество  не  случайных  совпадений в семитских, в частности, иврите, и  индоевропейских   языках,  а генетические исследования свидетельствуют об  определенной генетической общности  с   некоторыми  европеоиднымими  подрасовыми группами.

Учитывая исторический факт совместного  существования в течение тысячелетий  на территории Месопотамии еврейских предков – шумеров с предками многих индоевропейских народов - дравидами, хурритами  и хеттами,  можно было бы этим объяснить присутствие у   них  гаплотипа исраэлитов,  к примеру,  как результате шумеро-хуритского симбиоза, или – шумеро-аккадско-хуритско-дравидского.

Очевидно,   что  формировавшиеся этносы хурритов, шумеро-хурритов или шумеро-хеттов, мигрируя в новые зоны обитания и порождая новые этносы, передавали им вместе со своей генетикой и расовыми признаками также и свой язык.

 В частности, многие данные и, в первую очередь, генетические и лингвистические, говорят об участии хурритов в формировании курдского, армянского, чеченского и некоторых других кавказских этносов, генетически родственных евреям.

Эти факты,   в  том числе  подтверждаются и  их принадлежностью к единому арменоидному расовому типу, а также присутствием приобретенной «арменоидности» у многих других народов.

Антропология свидетельствует, что древние жители Южной Европы  «доарийского» периода, принесшие культурное земледелие, были внешне схожими с носителями Натуфийской культуры, изначально относящимися (по-видимому, здесь речь идет о правящей элитной группе) к арменоидному расовому типу. Эти факты подтверждаются и генетикой: от 20 до 50% генов европейцев – в зависимости района обитания – имеют ближневосточное происхождение.

С древних времен Испанию называли Иберией, Пиренейский полуостров – Иберийским. Начиная со второй половины 2 тыс.л. до н.э., ее населяли в основном иберы, финикийцы (ханаанеи) и кельты.
 
Согласно гипотезе     историков,  обитающий в Испании современный народ басков, сохранивший свою этноидентичность и  постоянно борющийся за свою независимость,  является потомком древней народности иберийцев.  По многим данным,     считавшихся коренными жителями Испании, точнее сказать, ранними семитическими пришельцами с Ближнего Востока, которых не удалось ассимилировать.

Может ли быть случайным совпадением, что и античное название Грузии было Иберия, один из районов Кавказа также сохранил это название, а его жители, относящиеся к одной из грузинских этнических групп – иверами, или иберийцами?

 Немецкий филолог И.Карст еще в начале 20в. опубликовал ряд работ, в которых убедительно обосновал баскско-армянское этнолингвистическое единство. При этом знатоки армянского языка и иврита утверждают о существовании в этих языках достаточно большого количества одинаковых слов.

Как считает историк А.Степанян, в современном армянском языке прослеживается связь с древним хурритским, носители которого длительное время обитали на территории Месопотамии и, следовательно, могли быть передатчиками шумеро-семитского языка.

Ученый, опираясь на большое количество фактов, приходит к вводу о существовании культурного, языкового и генетического родства ряда кавказских этносов, формировавшихся в Армянском Нагорье, с древним населением Передней Азии. Все эти данные дают основание предполагать, что происхождение баскско-иберийского этноса связано с мигрантами, ранее обитавшими в Кавказском регионе, на Ближнем Востоке.

Небезынтересно, что этноним «евреи» - по-испански – «ebrou», происходящее по   одной из   версий от имени  Евер, который, согласно библейской генеалогии,  считается  предком  семитских народов. Здесь напрашивается предположение о происхождении именно от этого семитского корня,- не непосредственно, а через этноним «иберы», того же происхождения, - топонима, рус. - «Европа» (нем.,исп. – Europa, англ, франц. - Europе ).    Тем более  что других вразумительных толкований  его в этимологических словарях,    фактически, не имеется.

Археологические следы миграций,  которые  происходят в  начале 3 тыс. л. до н.э.  из Ближневосточного региона, Месопотамии через Кавказ и Приднепровье в Западную и Центральную Европу прослеживаются культурной преемственностью.

В этот   период  обнаруживаентся проникновение в эти области культурных археологических элементов шумерского происхождения – глиняных кубков, медных и бронзовых изделий, шумерских повозок. Судя по раскопанным в захоронениях останкам, антропологический тип носителей этой культуры в основном – арменоидный.

Как установили ученые Оксфордского университета, кельты- предки нынешних ирландцев, бритты – предки британцев, скотты – предки шотландцев и галлы - предки французов генетически родственны между собой и с испанскими басками (их у-хромосомы почти идентичны).

Это значит, что все эти этносы родственны иберам-арменоидам, которые расселились в Западной Европе в эпоху бронзового века, принеся с собой культурное земледелие. Французский историк Альфред Фуллье писал: «Наиболее древний слой галльского населения состоял из смуглолицего народа с продолговатым черепом, родственного иберийцами и принадлежащего к «средиземноморскому» типу». Современные французы – галлы представляют собой симбиоз трех рас: срдиземноморцев, кельтов и германцев, а испанцы - срдиземноморцев (иберийцев) и кельтов.

Следующая  волна миграций,  с   которой связывается путешествие шумерского  племени  библейского пророка  Авраама в Землю Обетованную,  происходила примерно  в  конце 3-го  начале 2-го тысячелетия до  н.э. Миграцию    племени Авраама можно рассматривать  как один из моментов   очередного исхода шумеро-аккадского населения, сказавшийся культурным влиянием в  разных регионах мира.   

Археологические данные свидетельствуют, что антропологический тип носителей шумерской культуры в новых регионах, в основном, - арменоидный. Как следствие миграций,  в этих районах  наблюдается резкий подъем уровня материальной культуры, четко прослеживается переход к меди, к бронзовому веку.

Здесь приведу цитату из статьи (file:///C:/Documents and Settings/Gennadi/My Documents/Г. Ривкин - Древние арменоиды и культурная эволюция человечества): «В период, с которым связывается исход Авраама со своими соплеменниками из Месопотамии (около 2000 г. до н.э.), археологически прослеживается в разных, более удаленных регионах очередная волна ближневосточных, месопотамских, очевидно, арменоидных мигрантов, вызванная, по всей вероятности, очередным экологическим бедствием, или нашествием кочевников».

Как об этом пишет в своей книге «Боги нового тысячелетия» американский ученый А.Элфорд, «вдруг по всему миру распространилась культура и знания в области сельского хозяйства, астрономии, металлургии, и – самое важное – повсюду возникла письменность».

Волны миграции из регионов Месопотамии, Леванта, кроме цивилизационного, культурного   влияния,   естественно, не могли не повлиять  на формирование   языков многих зарождающихся этносов.

А.Элфорд:  «…Исследования определенно показали,  что  самые  ранние   формы  китайской письменности,  появившиеся  после  2000 года до РХ,  были  заимствованы  из   шумерского письма.…  Здесь  же   на  Дальнем   Востоке,   корни   тибетского  языка,  как  и  многих    других,  прослеживаются   в   шумерском…».
 
Доказанным фактом является принадлежность китайского языка к сино-кавказской макросемье, что указывает на его соответствующее происхождение, наличие все  тех  же месопотамских  языковых корней.

Примерно в этот же период и позже началась миграция в долину Инда ирано-арийских яфетических племен,  корни  которых -  выходцы из Шумера – хетты и  хурриты.   В  результате  симбиоза с  языком  дравидов, по-видимому, произошло формирование    санскрита. С распространением этих племен в северном и северо-западном направлении связана «ариезация» Европы и формирование индоевропейских языков и этносов.

Ранее мы упоминали о  том,   что, как  показал  Б.Мойшензон,  еврейский этнос, зародившийся в  Шумере,  относится к  арменоидной расовой группе и, очевидно, имеет  некое родственное отношение   к  тем  самым   древним арменоидам.   Здесь речь  идет о раннем историческом  периоде  и,  следовательно, возможно, о   далеких еврейских предках.

При этом следует различать расовые и  языковые общности: именно по языку, как восприемники аккадского языка, евреи принадлежат к семитам. С   точки зрения антропологии,  арменоидность  евреев, а  также  генетика, близкая к  иракской, свидетельствуют  об их   шумерских,  т.е. не  семитских корнях.

Аккадский язык, трансформировавшийся впоследствии в  ассиро-вавилонский,  ассимилировавший древний шумерский – язык Месопотамии  периода 2,5 – 1,5  тыс.  лет до  н.э.,   стал основой формирования иврита  и других  семитских языков,  поэтому имеет  множество общих корней с этими и многими другими    языками.

Библейский рассказ о путешествии Авраама из Ура в Ханаан, кроме генетических и  лингвистических данных,  находит подтверждение в раскопанных в Ираке клинописных табличках. Несомненно одно — язык иврит, в основе которого язык родины Авраама - шумеро-аккадский,  близок языку новой родины еврейских предков - Ханаана, а возможно, и является одной из его ветвей.  Лингвисты относят  финикийский и иврит (а также несколько других наречий) к  ханаанской семье языков (примерно как русский и украинский происходят от старославянского).

С начала 19в. до   н.э. началось угасание Шумеро-Аккада, что связывается с нашествием кочевых племен западных  семитов -  амореев. Однако, аккадский язык  продолжал  доминировать  в регионе еще длительный период.  Под его  воздействием были  поглощены  и ассимилированы все аравийские племена, поселившиеся в Двуречье в этот период.

С 12 века до н.э. в Передней Азии началось расселение арамейских племен, очевидно, как и  все семиты,  тоже аравийского происхождения.  Они мигрировали в  Междуречье, где пытались осесть и постепенно ассимилировали местное население. Арамейский язык -  ветвь семитской группы языков - стал доминирующим в стране  «Арам», т. е. в Сирии, Месопотамии и в ближайших районах.
 
Начиная с  7-6 вв. до н.э. арамейский язык, частично ассимилировав, окончательно вытеснил аккадский и как разговорный язык Леванта  и Двуречья, и как  официальный язык государств этого региона.

Распространено  ошибочное представление, согласно которому арамейский язык, якобы,  послужил  основой формирования иврита. Но дело в том,  что племя Авраама,  родным   языком  которого был  шумеро-аккадский,    покинуло Месопотамию задолго до  появления арамеев в самом конце 3 тыс.л.   до   н.э..

Не случайно, многие слова шумерского языка, а также  языка дравидов, хеттов и  хурритов,  вошли посредством  аккадского  в иврит. Именно это объясняет определенную лингвистическую   общность иврита с языками дравидов,  с санскритом,  с индоевропейскими  языками. 

Дальнейшее формирование языка происходило на территории Ханаана  под влиянием местных западносемитских наречий, в   том числе  и  арамейского на поздних этапах. Но из этого никак не следует,  что язык иврит произошел из  арамейского, как   утверждают   некоторые лингвисты.

Факт в  том, что после разрушения Первого Храма и Вавилонского Изгнания (~2600 лет назад), иврит -  родной язык переселенных в   Вавилон иудеев, их письменность  подверглись значительному влиянию  местного арамейского языка. В нашем контексте  принципиальным является вопрос о времени формирования и появления в  регионе арабского суперэтноса,  но   об  этом - в следующей части.