учительница

Факир Факиров
Кто то сказал: Словом можно убить, Словом можно лечить, Словом можно возвысить , Словом можно унизить.
     С годами понимаешь значение этого выражения , стараясь говорить только обдуманные  слова и больше слушать, даже когда общаешься с ребёнком.
   Одно слово , или предложение , высказанное взрослым , авторитетным учителем вслух , в присутствии всего класса , в адрес подростка, ещё не сформировавшегося как личность ,могут изменить мировозрение и характер  паренька на всю оставшуюся жизнь.
В этом теперь уверен , потому , что так было со мной.
     Произошло это
в школьном возрасте  и определило на долгие годы мои отношения с окружающими людьми и миром в целом.
     Ощущение нахлынуло внезапно, словно холодный душ в жаркий день.
      Вспомнился тот бешеный стыд перед смеющимися одноклассниками  и  лица девочек класса  ( особенно одной, на которую я смотрел ) смотрящих с сожалением и одновременно с презрением.
    Прошло более  25  лет, но те ощущения вернулись как будто почувствовал только что, после слов младшей дочери - школьницы , которая придя из школы так,  между прочим сказала : "представляешь, пап, у нас один придурок одноклассник , написал стихи про любовь, а учительница выгнала его из класса"
Сказав , вышла. Весёлая , беззаботная,  думающая о чем то своём.
     Стоя возле окна  весь красный с чувством стыда , испытанного 25 лет назад, вспомнил,
давнее лето, беззаботный август и нашу дворовую компанию,  "банду" , как говорили старушки,  15-17 летних подростков  живших в двух домах напротив.
    Накануне вечером "банда" сговорилась сбросится , кто сколько может и утром поехать на озеро. До озера было недалеко . Обычно воскресными утром туда выезжало пол города, спасаясь от городского жара.
Закупив все необходимое; полдюжины лепёшек , лимонад в стеклянных бутылках с этикеткой полумесяцем "Буратино ", несколько консервов "кильки в томате " , сухари какие то сладкие, помидоры и главное богатство , спрятанное на дне базарной сумки 2-бутылки "противотанковых" . Так мы называли портвейн разлитый в бутылки 0,7 литров из под шампанского. Наученные опытом, расположились , приехав пораньше, на берегу озера среди кустарников. Нас невозможно было увидеть из общего пляжа и из берега реки , протекающего рядом.
  Как обычно, искупавшись и обследовав всю территорию озера и берег реки , расселись на покрывале и пили по очереди из единственного  стакана украденого из автомата газвода ещё в городе.
Было как всегда , весело. Старшие  учили курить более молодых, травили свежие анекдоты , играли в карты , бегали купаться на перегонки. Хорошо , юность , лето , вода , друзья .....
  Недалёко от нашего места , за кустами проходила дорога , куда можно было заезжать на машинах и располагаться семьёй на берегу реки.
Обычно , старшие располагались у реки а младшие бегали купаться на озеро.
  Ближе к полудню , подъехали две машины с семьями и начали располагаться на пикник.
 Несколько взрослых мужчин , женщин  и куча молодёжи разных
возрастов.
Жара градусов 40 или больше на солнце.
Я увидел её.  Свою одноклассницу. Она сидела на берегу  реки,
в кругу родственников.
Сначала не узнал. Мудрено было узнать одноклассницу , приходящую в школу в коричневой школьной форме с  чёрным  фартуком и портфелем ,- и эту девушку в ярком , распахнутом халатике и что удивительно , в голубом раздельном купальнике. При каждом движении у неё открывались  белые стройные ноги и на удивление большие упругие девичьи груди.
Не знаю , что произошло со мной в эту минуту.
Одновременно узнавал и не узнавал одноклассницу.  Был август , значит виделись мы 2 месяца назад. Невозможно так измениться. Худенькая, невзрачная девочка- подросток , на которую обычно мальчики класса не обращали внимания, сейчас казалась девушкой взрослой, как студентка. Под халатом ощущались округлившиеся плечи и соблазнительные груди. Её живот и ноги , оказались ослепительной белизны.
  Было стыдно смотреть , но одновременно не мог оторвать от неё взгляд.   
Она не могла меня видеть из за кустов. Она была весела , прыгала , бегала с младшими детьми и сняв халат прошла в трёх шагах от меня на берег озера в купальнике ведя двух малышей за руку.
  Удивительное чувство охватило меня. Такое превращение из серой мыши в  богиню красоты и грации на моих глазах было чудом. 
 Не посмев показаться ей на глаза , с  ее красотой взрослостью   и стесняясь своей внешности , тёмного от загара ,с местами облезлой кожи спины , растрепанных волос, рванной майке и уродливых шорт , просидел в кустах до их отъезда. Ребята не трогали меня , поняв, что прячусь от кого то.
 С того дня начались мои думы о ней. Разузнав адрес , вечерами прогуливался по ее улице. Как бы невзначай останавливался у  ворот заглядывал через дырку в заборе , надеясь увидеть и вновь почувствовать те волнения , которые впервые ощутил увидев на пляже. При появлении кого нибудь из старших, стремительно удалялся изображая деловитость.
    Сейчас понимаю , это было первое чувство влюбленности , возникающие в 16 ти летнем возрасте, формирующие душу , характер подростка.
   Разузнав номер ее телефона, звонил по несколько раз и бросал трубку , если телефон поднимал кто то другой. Даже когда везло и трубку брала она, не мог пересилить себя , молчал. В классе считался балагуром и слишком разговорчивым , тут не мог ничего сказать, немел. 
   Так прошло лето. Походы на улицу где она жила, подглядывание , вечером писал письма и рвал , стесняясь грамматических ошибок.
   Наступил сентябрь. На удивление родителей , всегда силком выгонявших меня в школу,встал раньше всех, гладил и чистил одежду, обувь. Волновался.
    На торжественном построении, когда по традиции звучит первый звонок , собираются школьники , многие с родителями. Старшеклассники провожают малышей в классы. Наш класс тоже был в числе тех кто выступал в этой роли.
   Девочки класса должны были одеться соответственно.  Но не все это исполнили , чем разозлили классную. Она бегала, выбирала из параллельных классов девочек, рдевших форму с белым фартуком.
    Она надела платье , более подходящей студентке. Платье с бело голубыми узорами и размашистой , со складками юбкой.
   Все мальчики , увидев , толкали локтями, говоря друг другу " Смотри, вот не подумал бы...."
    Ликовал только я, потому , что я раньше всех заметил это ещё в августе.
    При построении , старался быть поближе , говорил всякую чепуху , спрашивал про лето и заглядывал в глаза.  В классе , при выборе места ждал когда она определится и потом выбрал место , чтобы видеть ее профиль.
В первый день уроков почти не было. Все рассказывали своё проведённое летом время. 
Только мне нечего рассказывать.
  Под каким то гипнозом , не знаю , что со мной было , но я решился.
  Встав в свою очередь рассказал;
   Как встретил девушку на пляже, как она была красива , какие были волосы , глаза и вообщем меня понесло....
  При этом я смотрел краем глаза ( не на прямую ) на неё и ждал ее реакции.
   Учительница - классная руководительница , которая одевалась как то строго , как униформа , была ( как я потом выяснил) одной из активистов - партийцев, выступая   на партконференциях района , готовилась стать директором.
   Выслушав мои приключения , зная мою привычку говорить много, резко остановила меня и красная от гнева ( может от стыда) стала говорить о моей распущенности, грязных мыслях и вообще моральном уродстве ! 
   Странно , но сидящие рядом  ничего не поняли. Даже она.
 Более того начали смеяться и острословить насчёт меня. При этом смотрели как на дурачка.
   В конце гневной тирады и вся красная , учительница выгнала из класса , сказав чтобы не показывался в классе , пока не выбросишь эти мысли из головы.
Вышел из класса , как незаслуженно оклеветанный ,оплёванный не только учительницей , но и самое страшное , - друзьями , ее взглядом , полным презрения!   
   После этого случая , общаться со многими товарищами в классе- как раньше не мог. Не смотрел на неё.
  Замкнулся , не балагурил, стал нелюдим и перестал верить в искренность.
  Учительница сделала своё дело. Утратив интерес к людям , стал больше читать , занимался учебой.
   В итоге закончил школу , институт , аспирантуру но не женился. Просто не нашёл такую , которая поняла бы меня. Не смеялась над моими чувствами. Не доверял никому.
    Моя женитьба прошла как то быстро , по настоянию родителей , которые рекомендовали и настояли на кандидатуре дальней родственницы из
кишлака....
    Стоя возле окна , думал;
Что было бы со мной , если бы не тот случай резко изменивший меня.
Был бы счастлив?
Может имел бы больше друзей , чем сейчас.
На работе , встречаясь с коллегами - такими же ученными сухарями , думаю , неужели они тоже пережили то же , что и я?
   Мне их стало жаль.
Как и себя!

2005 г Душанбе , Таджикистан.
( редакция 2017 г)