друг

Факир Факиров
Люди по разному реагируют , узнав о смерти друга. Огорчаются  ,прячут глаза    , не знают как выразить словами.         
      Особенно ,  если жил он далеко и известий о нем не было.
Некоторые , вздохнув , берутся за телефон и звонят каким то людям , сообщают новость , проявляют какую то активность ...
       Я получил письмо от старого партнера - товарища  юношеских лет, который  давно уехал за границу , работал там  и добился кое чего в бизнесе.
    В переписке по эл. почте писал  о бизнесе , предлагал варианты, писал чтобы я прилетел и на месте увидел и тд и тп. В конце написал , что умер дядя Соломон и не мешало бы посетить его могилу.
   Я написал ему , кто это - Соломон ?
Он ответил полушутя , укоризненно  , все вы бывшие совки забываете старых друзей - особенно если это - старые евреи , хотя в своё время ходили к ним за советами.
" Это твой дядя Сулим, который всю жизнь тебя стриг , и ты его познакомил со мной".
    Писавший  товарищ ,  родившийся здесь  и у которого мать оказалась еврейкой ( никогда не знал!) получил гражданство быстро и уехал в Израиль в 87.
" Он , кстати и здесь стриг только старых знакомых , выходцев из Душанбе. Я всегда стригся у него. Он как всегда , много говорил и часто спрашивал о тебе , когда я сказал , что у нас совместный бизнес". -писал  он по емейлу.

    Странное , давно забытое  ощущение
     Я замер у компьютера, погладил свои волосы и глаза заслезились.
   Не помню , когда такое было со мной. Последний раз , когда умер , от болезни , младший брат, и , до этого , когда умерла мать.

  Товарищ все писал , что то в почте. Ставил вопросительные знаки подряд , как бы прося ответа на вопрос.
  Не отвечая на письмо , выключил все вкладки и пошёл во двор курить.
   
      Сулим, дядя Сулим , старый , добрый , мудрый седой дядя Сулим. Парикмахер , который всю жизнь стриг моего отца , меня, моего младшего брата и иногда делал причёски сестре.
    Мы все его звали дядя Сулим. Потом , много позже , уже в пожилом возрасте , он сказал , чтоб называли его дядя Сулейман. Это его полное имя. Не знал , что в Израиле его звали Соломон .
***
     В принципе , он не был другом в нынешнем понимании. Мы не пили с ним водку , не ходили на рыбалку и прочие атрибуты нынешней дружбы.
    Дружили мы по другому. Один раз в две недели я ходил к нему стричься. Как правило в воскресенье к 10-11 часам утра.  Он ждал. Хотя был старше меня намного , точно никогда не знал, лет на 14-15 наверное , он всегда радовался нашим встречам.
Началось это давно. Когда отец привёл меня силком в парикмахерскую и сказал:
- Сулим , видишь этого паршивца. Он каждый день проходит возле твоей мастерской. Так вот. Каждый месяц будешь его стричь дважды. Коротко!    

        Отец тогда занимал большую должность и все в округе знали и уважали его.
   Что оставалось делать?
    Мне семикласснику , увлекающийся в то время Битлз,который из за прически , часто был выгоняем из класса в парикмахерскую?
Мода была такая. Волосы должны быть копной , почти до плеч. Чем гуще , тем модней.
   Парикмахерская находилась недалёко от дома. Как раз на пути в школу и  пройти незамеченным , тем более , после наказа отца , было невозможно.
   Дядя Сулим , исправно выполнял наказ.
  Зная , примерно , когда пришло время стричься , он выходил на крыльцо и ждал , когда я пройду мимо.
    Мои отговорки , что сейчас нет денег , не помогали. Он говорил: " Ничего , отец отдаст".
Вот так я привык к нему.
Он всегда был разговорчив со мной. Начинал всегда с расспросов , про здоровье отца, матери , младшего брата. Советовал мне новый рецепт , для раненой , в годы войны , ноги отца , чтоб по ночам не болела. Потом переходил на меня , спрашивал про школьные дела, и в десятый раз , говорил:  " Ты не волнуйся , моя дочь у Вас в школе преподаёт математику! " , причём выговаривал это протягивая в конце букву У. Получалось всегда смешно и я улыбался.
На , что он всегда , говорил  одно и тоже:
 "Ну что улыбаешься ? Думаешь , что может какой-то парикмахер?  Ты так не думай! Каждый человек что то умеет!  И иногда это удивляет!!"
       Я , свою очередь , рассказывал ему новости в школе, про мопеды , мотоциклы, и другие юношеские увлечения.   Он внимательно слушал , иногда отставив работу и сев на табуретку, думал и давал советы....
   Мне это нравилось.
Отцу было некогда. В школе пацаны, не понимающие ничего , а тут , взрослый умный дядька давал советы , которые я потом , среди ребят , выдавал за свои и слыл умником.

   Мода на битлов и длинные волосы прошла.
Стал , старше , но по привычке , каждые две недели , автоматически ходил к нему.
   Теперь он умер.
   Я потерял друга , который всю жизнь незаметно , полушутя , рассказывая разные истории , учил меня жизни.
Иногда , сидя в кресле , думал: " А вообще , есть тема , в которой не разбирается Сулим?" 
  Он знал все! Про всех!
Здоровался через большое витринное стекло , возле которого стояло его кресло , с мимо проходящими людьми , те в ответ кивали или махали руками с тротуара. 
   Не знаю почему он так относился ко мне. Может отец чем то помог, порекомендовав его в эту мастерскую - заведующим , то ли  другое что. Но отношение его было всегда тёплым , искренним.
    Никогда не думал о его национальности. Ну вроде на таджика похож , ну в крайнем случае на седого кавказца. Не интересно мне это было. 
    Да и вера его меня не интересовала.
В то время это ни кого не интересовало. Жили люди , хорошие , плохие разные , а в кого они верили или не верили вообще , не интересовало никого.
    Разве , что когда хоронили кого нибудь, тогда догадывались по обрядам.
  Даже свадьбы делали  одинаково , как для мусульман , христиан, иудеев или буддистов.
  Перед свадьбой , тайно вечером мусульмане совершали никах , а христиане после свадьбы или перед,  тайком ходили в единственную церковь , находившуюся возле русского кладбища и венчались.
   А как совершали обряд бракосочетания евреи и буддисты не знал никто. Хотя по разговорам в городе была очень большое количество евреев и  корейцев.
    Узнал о его вере в день похорон отца. Отец умер неожиданно. Сердце.   
     Сулим был с утра у нас во дворе, суетился , помогал расставлять длинные табуретки перед воротами. Доставал у соседей стулья расставляя их вдоль всего переулка. Народу собралось много и мест для сидений не хватало. Он так и не присел ни разу. Простоял до самого выноса носилок. Помог донести до грузовика, покрытого ковром и остался у ворот.
На мое приглашение , поехать со мной на моей машине до мечети , сказал , спасибо , он останется здесь и будет отсылать опоздавших в мечеть. А на кладбище, он попозже доедет сам.
    Севший со мной рядом сосед , сказал: "зачем предлагаешь поехать Сулиму. Ему стало неудобно".
   На мой удивлённый взгляд , он сказал : " Ты , что с луны свалился. Он же иудей. Поэтому он не пошёл бы".

    Странная штука жизнь. 
Узнаешь иногда вещи , о которых ни когда бы не подумал.
Когда я приходил к нему у него громко звучала музыка. Особенно ему нравилось слушать шашмаком. В исполнении Барно !  Он так и говорил. ""Барночон!! Кандата зан Барно!!  ""
  Я , при этом улыбался. Молодёжь слушала Магомаева, Пьеху, Песняров , а продвинутые "The Beatles" "The Rolling Stouns" " Pink Floyd"
     Нам было не интересно слушать таджикскую классику , а он любил только народную ,таджикскую классику .      
     Даже когда был ещё сравнительно молодым, все время напевал про себя, когда взбивал пену для бритья. "Биё , ки зульфи качу ..... " ( до сих пор иногда слушая эту песню по радио , невольно вижу лицо улыбающегося дяди Сулима)
  Видно было , что ему это по настоящему нравится.
Когда по радиоточке передавали классическую таджикскую песню , он делал громче и говорил.
" Это Шоиста- слушайте ее и когда нибудь Вы будете гордится тем ,что жили в одном городе с ней!!  " 
  А как он любил Бориса Наматиева!  Видя его проходящим по тротуару, бросал клиента, выбегал, обнимался ....
 А мы - молодёжь- улыбались.
   Мы, молодые таджики, не любили музыку наших предков , так , как его любил Сулим.
  Теперь я узнал что он был евреем.
Но нашим, таджикским, родным евреем , которые украшали традиционое искусство таджиков своим  неповторимым талантом.

       После похорон отца, и проведения всех обрядов , все заботы по дому легли на меня. Времени стало не хватать. Взял академотпуск  и забросил диссертацию.
   Сулим , узнав об этом , говорил : " Зачем бросил учебу. У меня там друг- профессор- К..... ский , так я ему скажу, ты не волнуйся, он поможет"
   В этот период нашего общения , он много рассказывал про свою семью.
  Рассказывал: " Вот мой отец работал у своего отца в сапожной мастерской в Бухаре! Когда тот умер, отец с семьёй ,  приехал сюда и открыл маленькую будку - мастерскую по ремонту обуви  на базаре.  Знаешь как было тяжело , голодно.    
    Он один , работая в будке , кормил нас 4 детей и жену.
   Все знали будку Усто Арона"
   Так он меня поддерживал .....
    Когда в 85-87 годах  по городу ходили беспокойные слухи , он жаловался мне;
" слушай! Ну что они хотят от меня?  Пришёл один клиент вчера, говорит, Сулим , а где у тебя зарыто золото?  И нагло улыбается. У самого полный рот золотых зубов. Ну откуда у простого парикмахера золото?" 
   После этого он как то постарел.
Стал меньше улыбаться.
   Как то сказал , что наверное уедет. Видно было , что не хочет.
"Вон , одна семья ,   Ш........вы, уже отправила контейнер в Австрию. Меня зовут. "
   Наверное хотел , чтобы я его поддержал, уговорил не уезжать.
   Конечно , я говорил , что это чепуха , все пройдёт, будет как прежде... но сам был в каком то испуге от наступающих перемен.
  Они уехали в 89 году.
Его дочь ( учительница ) добилась разрешения и отправила вещи контейнером в Австрию.
А сами , взяв билеты до Ташкента , вылетали через 2 дня.  Он пришёл ко мне домой. Попрощались как отец и сын. Он был растерян. Ему было уже больше 60 лет.
  Как он не хотел уезжать.
Говорили о том о сём. Говорил , что обязательно будет приезжать, ухаживать за могилой отца и брата. .....
Прошло 18 лет.
     Вот получил сообщение от партнера- товарища , о смерти дяди Сулима- Сулеймана - Соломона.
    Я потерял ДРУГА.....

2010 г. Душанбе , Таджикистан.