Обзор многофункционального СиБи трансивера Vector

Соколов Александр Владимирович
     Александр Соколов, ООО "Радио-Навигатор"

     1. ВВЕДЕНИЕ

     В настоящем обзоре рассматривается мобильный CB трансивер неизвестной модели и производителя, переданный автору 06.07.2006 г. менеджером ООО «Радио-Навигатор» Д. Никитиным. К трансиверу прилагалась тангента и шнур питания.
     Трансивер имел следующие следы воздействия:
– механическим способом удалена информация, относящаяся к маркетингу (логотип, модель, фирма производитель, страна происхождения);               
– царапины и потёртости на корпусе;
– на печатной плате выломан керамический ЧИП-конденсатор.
     Поиски в Интернете [1] любых упоминаний об исследуемом трансивере не принесли результатов. Вероятно, изделие представляет собой демо-образец опытной партии.
     Попытки неофициальных контактов с Китаем и Республикой Корея показали, что это вероятно "VECTOR" VT-27.
_________________________________
     [1]- Разделы «Телекоммуникационное оборудование» поисковых систем alibaba.com., directindustry.com., made-in-china.com., china7.ru., globalsources.com., globalmarket.com., tradekey.com., сайты компаний-производителей средств связи в КНР, на Тайване, Ю.Корее, CиБи сайты США и ЕС.

     2. ДИЗАЙН. ЭРГОНОМИКА

     Первое, что привлекает в трансивере – его не канонический дизайн, отличительной чертой которого является отсутствие на передней панели традиционных для CB радиостанций органов управления поворотного, движкового и рычажного типов. Вместо них повсеместно применены органы нажимного действия, а именно, кнопочный выключатель питания и 14 тактовых кнопок (ТК) для электронного (микропроцессорного) управления функциями и режимами (Рис. 1).

     Рис. 1. Вид передней панели трансивера

     Сам по себе принцип «full button» ещё не является обстоятельством для получения патента на дизайн – сегодня в этом стиле можно оформить практически любой девайс. Тем не менее, следует объективно признать, что в исторической ретроспективе все предыдущие модели трансиверов этого класса, несмотря на их разнообразие, обязательно имели на передней панели:
– от 2 до 8 переменных резисторов (одиночных, сдвоенных, с выключателем);
– до 2 селекторов каналов/частоты;
– до 12 других тумблеров и переключателей (галетных, сдвиговых) с количеством позиций от 2 до 12.
     Как правило, традиционные органы управления отличаются конструктивной сложность, низкой надёжностью, они дефицитны, а их габаритные размеры уже давно являются фактором, сдерживающим миниатюризацию мобильной CB аппаратуры.
     В этом смысле ТК (типа SWT-1) является практически идеальным коммутационным элементом, обладающим следующими преимуществами:
– миниатюрность (6,0х3,5х4,3 мм);
– простота конструкции (всего 2 контакта);
– низкая стоимость (USD 0,1);
– широкая доступность (массовое производство);
– большой эксплуатационный ресурс (не менее 10; циклов);
– технологичность (лёгкий монтаж/демонтаж).
     Очевидно, что переход на электронное управление способствовал созданию недорогого и компактного многофункционального трансивера, который можно рассматривать как концептуальную модель в своей группе.
     Из других преимуществ нового трансивера можно отметить:
– группирование актуальных кнопок в конструктивно законченный узел, известный под названием «джойстик» [2], обеспечивает пользователю комфорт управления основными функциями;
– отсутствие выступающих ручек, уменьшает вероятность случайного изменения настроек радиостанции;
– общая надёжность трансивера повышается, поскольку выступающие органы управления часто выходят из строя вследствие недопустимого физического воздействия;
– в эстетическом плане рация, похожая на автомагнитолу и гармонично вписывающаяся в интерьер салона современного автомобиля, безусловно, понравится водителям.
__________________________________________
     [2]- «Джойстик» – дословный перевод с английского языка: палочка радости. Первоначально этот термин относился к координатным устройствам для дистанционного управления движущимися устройствами, а также к игровым манипуляторам. В настоящее время является синонимом компактного и эргономичного органа управления для ввода информации в меню аудио/видео аппаратуры, сотовых и DECT телефонов, сложной бытовой техники.   

     Размеры и пропорции экрана (71х32 мм), соотнесённые с габаритами передней панели, воспринимаются весьма удачно – практически в соответствии с понятием "золотого сечения". Визуальная информация представлена в приятной цветовой гамме: в центре экрана расположены бело-голубые сегменты на синем фоне, на периферии – жёлтые сегменты на зелёном фоне.
     На дисплее расположены:
– 2 буквенно-цифровых 7-сегментных индикатора на 5 и 2 знакоместа;
– 3 шкальных индикатора (SIG, MIC, RF);
– «иконки» AM, FM, DW, BUSY, SC, SQ-L, A-SQ, T-SQ, RB, BP, M1, M2, M3.
     Среди недостатков передней панели необходимо отметить следующее:
– ограниченный угол обзора ЖКИ. В вертикальной плоскости наилучший угол наблюдения составляет порядка +15°…-45°, что может создавать проблемы при установке радиостанции в нижней зоне салона. В других моделях CB трансиверов угол обзора составляет от ±45° до ±60°.
– используемый ЖКИ трансмиссивного негативного типа (подсвеченные на темном фоне сегменты) плохо смотрится при высокой наружной освещённости. Это можно частично компенсировать, установкой 3-х дополнительных светодиодов подсветки, позиции которых предусмотрены на фронтальной плате;
– отсутствие подсветки органов управления в тёмное время суток будет затруднять пользование трансивером. Подсветку легко реализовать, если толкатели кнопок лить не из чёрного, а из белого или прозрачного пластика;
– маркировки, имеющиеся между кнопками, создают путаницу в их принадлежности. Практичнее нанести надписи непосредственно на самих кнопках (аналогично EMG);
– графическое исполнение индикаторов MIC и RF исполнено в слишком причудливом стиле;
– индикатор RF фактически не является измерительным прибором, а лишь имитирует работу такового;
– при демонтаже передней панели толкатели кнопок высыпаются из отверстий, и установить их обратно довольно трудно. Целесообразно лить толкатели не поштучно, а блоками по 4 штуки.
     На задней панели трансивера (Рис. 2) располагается только необходимый минимум элементов:
– гнездо ANT приборное радиочастотное типа UHF-7512 (SO 239, PL) для подключения антенны или входа усилителя;
– гнездо EX.SP (3,5 мм) для подключения внешней акустической системы или головных телефонов;
– ввод питания 12/24V FREE.

     Рис. 2. Вид трансивера сзади

     Задняя панель изготовлена из силуминового сплава методом литья и конструктивно объединена с пластинчатым радиатором. Эффективность теплоотводящей системы рассчитана на резерв увеличения мощности передатчика 12-15 Вт.
     Ввод питания сделан в виде короткого хвостовика с 2-pin вилкой. Хвостовик пропущен через нейлоновый фиксатор, защищающий провода от сил изгиба, кручения, натяжения и толкания. Для снижения риска повреждения изоляции, хвостовик помещён в термоусадочную трубку.
     Шнур питания (Рис. 3) укомплектован 2-pin защёлкивающейся розеткой и штекером автомобильного прикуривателя со встроенным предохранителем на ток 3 А. Длина шнура около 1 м.

     Рис. 3. Шнур питания

     3. ОБЩАЯ КОМПОНОВКА

     Как хорошо видно на Рис. 4, новая модель сконструирована на технической платформе, которая является типовой для мобильных CB трансиверов, поэтому ее компоновка в особых комментариях не нуждается.

     Рис. 4. Вид трансивера со снятой нижней крышкой

     Рациональность такой конструкции, свободный доступ к любому компоненту обеспечивают возможность удобного обслуживания аппарата, включая демонтаж передней панели, который во многих других трансиверах весьма трудоёмок.
     Передняя панель крепится к шасси с помощью винтов и защёлок, и по сравнению с другими моделями трансиверов ее можно назвать относительно быстросъёмной.

     4. ПЕЧАТНАЯ ПЛАТА, ЭЛЕМЕНТНАЯ БАЗА

     Размещение компонентов на плате трансивера и трассировка печатных проводников выполнено безупречно, платы изготовлены с высоким качеством. Использован односторонний поверхностный монтаж с незначительной частью обычного печатного монтажа.
     Рациональная компоновка и большая площадь земляного полигона позволили настолько уменьшить паразитные связи в чувствительных ВЧ-цепях, что отпала всякая необходимость в дополнительной экранировке (Рис.5). В этом плане особенно впечатляюще выглядит сравнение данного трансивера с радиостанциями TTI TCB 770/880 [3].

     Рис. 5. Фрагмент печатной платы, иллюстрирующий рациональность компоновки приёмного тракта
____________________________________
     [3]- Соколов А. – Обзор мобильных CB трансиверов TTI TCB 770/880.

     Необходимость этого можно объяснить как устранением производственного брака, так и необходимостью проведения регулировочных операций (подбор номиналов). Последнее предположение наиболее вероятно, поскольку на плате предусмотрено всего 3 подстрочных резистора (VR), что довольно странно [4].
_________________________________________
     [4]- Для сравнения: трансивер MegaJet MJ-3031 имеет 4 потенциометра, YOSAN JC-2204 – от 4 до 6 (разные модификации), Alan 78 Plus – 6,  Maycom HM-27D – 7, Mirai Giant – 8 штук.

     Рис.6. Вид печатной платы снизу

     Технологические маркировки для идентификации печатных плат, электронных компонентов, отслеживания и контроля операций отсутствуют [5]. Однако следует отдать должное оригинальности разработчиков, предусмотревших обозначения трех позиций, которые трудно не заметить или спутать между собой (разъёмов ANT, SPK и POWER).
_________________________________________
     [5]- Такая информация в виде этикеток, меток, лазерной гравировки, штрихового и 2-D кодирования оказывает прямое влияние на стабильность качества продукции и, кроме того, формирует репутацию солидного производителя.

     В трансивере применены комплектующие элементы приемлемого качества. Судя по характерным признакам (качеству корпуса и маркировок, способу лужения, формовки, обрезки выводов), большинство чипов произведено в континентальном Китае [6] и на Тайване. Лишь единичные экземпляры РЭК изготовлены в других странах Юго-Восточной Азии – Ю. Корее (Samsung, Daewoo) и Японии (JRC).
_________________________________________
     [6]- Сейчас Китай располагает 40 крупными заводами по производству микросхем и к 2008 г. планирует построить еще 20.

     Использованный громкоговоритель номинальной мощностью 3 Вт обладает хорошими электроакустическими свойствами и выглядит вполне надёжным.
     Положительным фактором, влияющим на надёжность трансивера, является применение ЖКИ с жёсткими выводами для запайки в плату [7].
__________________________________________
     [7]- В последнее время в аппаратуре стали широко применяться без выводные ЖКИ с напыленной гребёнкой для «rubber connector» либо, что ещё хуже, клейкие токопроводящие ленточные шлейфы. Для автомобильной электроники это не лучшие варианты.

     5. ТАНГЕНТА

     Трансивер комплектуется малогабаритной многофункциональной тангентой (Рис.7), в конструкции, которой реализован ряд интересных идей, заслуживающих того, чтобы на них остановиться подробно. Тем более что пользователь при проведении радиосвязей непосредственно пользуется именно этим аксессуаром.
     На тангенты имеется 5-ти кнопочный джойстик, который дублирует джойстик лицевой панели, плюс ещё две кнопки. Работать с тангентой удобно в том плане, что для управления рацией не надо совершать лишних движений.

     Рис. 7. Общий вид тангенты

     Коммуникатор RX/TX выполнен таким образом, что его клавиша РТТ не имеет радиального хода толкателя относительно оси крепления. Говоря точнее, «клавиша PTT», как таковая, просто отсутствует, и вместо неё стоит ТК, защищённая резиновым протектором. Данное решение спорно: пользоваться коммуникатором не совсем удобно – тактильно протектор ощущается плохо: он слишком жёсткий, а его форма не адаптирована под палец. В то же время замена 6-ти контактного переключателя на ТК резко повышает надёжность тангенты [8].
_______________________________________
     [8]- Соколов А. – Повышение надёжности тангенты. – Радио, 2004, № 6, с. 73.

     Стандартный держатель для тангенты не нужен, поскольку внутри у неё есть небольшой, но сильный магнит, с помощью которого тангента способна «прилипать» к любой стальной поверхности и крепко удерживаться на ней. Предусмотрен ещё один вариант крепления – вешать на крючок, правда, делать это будет трудновато из-за маленьких размеров проушины.
     Тангента подключается к трансиверу с помощью 8-pin телефонной вилки типа RJ-45. Она дешевле и технологичнее, чем разъёмы серии NC-5ХХ, однако менее прочна и в случае любой неисправности требует полной замены с применением специального инструмента – кримпера LY-2070.
     В качестве микрофона в тангенте применяется малогабаритный динамик, поэтому не удивительно, что качество модуляции трансивера оставляет желать лучшего.

     6. СХЕМОТЕХНИКА

     Развёрнутый анализ схемотехники, применяемой в трансивере "VECTOR" VT-27, не производился ввиду отсутствия его принципиальной электрической схемы. Однако при изучении монтажа было установлено, что решения, использованные для построения его узлов, являются типовыми и в различных сочетаниях применяются в других моделях CB радиостанций.
     Процессор. Для управления режимами трансивера используется центральный процессор (CPU) 3P8249XZZ-TWR9 [9] со встроенным контроллером мультиплексного управления 28-pin ЖКИ. Работа CPU тактируется внутренним генератором, частота которого стабилизирована кварцевым резонатором на частоту 4,000 МГц. Рядом с процессором расположены контакты, позволяющие конфигурировать работу трансивера в 40-канальный (снять перемычку) или 200-канальный (установить перемычку) режим.
___________________________________________
     [9]- Этот тип процессора фирмы Samsung (но с другими прошивками) используется в трансиверах Intek М-490Plus/790Plus, Alan 48Plus/78Plus Multi, MegaJet MJ-600/600Plus.
 
     Внешняя память. Для долговременного хранения данных о пользовательских установках применена микросхема ПЗУ с электрической записью и стиранием (EEPROM) типа 24СO2, которая подключена к CPU по двухпроводному последовательному интерфейсу передачи данных (I2C).
     Синтезатор частоты. В трансивере используется отдельный синтезатор частоты на микросхеме LC7152 с внешним цифровым управлением, работа которого стабилизирована опорным кварцевым генератором на частоту 10,240 МГц. Узел выполнен по типовой схеме.
     ГУН. Особенностей не имеется.
     Преселектор и ВЧ тракт. Выполнены по более сложной схеме, нежели многие аналогичные по классу трансиверы. Тракт содержит: диодную матрицу на входе, УРЧ на полевом транзисторе 2SK161GR, варикапную матрицу, 1-й смеситель балансного типа на биполярных транзисторах, диапазонные ключи, элементы системы АРУ. Общее количество резонансных контуров приёмного тракта, считая до кварцевого фильтра 1-й ПЧ (10,695 МГц) – 4, что соответствует большинству других моделей [10].
____________________________________________
     [10]- Больше контуров имеется только в ВЧ тракте трансивера Maycom HM-27D (5 шт.).
 
     ПЧ тракт построен по типовой схеме на многофункциональной микросхеме DBL5018V, которая включает в себя 2-й смеситель, усилитель 2-й ПЧ (455 кГц), ЧМ-детектор квадратурного типа и схему порогового ШПД. Особенностью ЧМ-детектора является применение керамического резонатора 455ЕТ4 (вместо фазосдвигающего контура).
     АМ-детектор. Детектирование сигналов АМ осуществляется после дополнительного резонансного усилительного каскада по 2-й ПЧ. АМ-детектор совмещён со схемой автоматического ограничителя уровня импульсных помех.
     АРУ применяется усиленного типа и охватывает входной аттенюатор, УРЧ и микросхему 2-й ПЧ.
     УМЗЧ выполнен на интегральной микросхеме TDA2003, включённой по типовой схеме и нагруженной на трансформатор, который используется в качестве выходного (RX) и модуляционного (TX/АМ).
     ESP Compander. Узел обработки голосового сигнала (спич-процессор) выполнен на специализированной микросхеме DBL5020V, которая в режиме ТХ функционирует как компрессор, а в режиме RX – как экспандер. Возможность отключения данной функции не предусмотрена.
     Тракт модуляции. Выполнен в основном по типовой схеме, состоит из микрофонного усилителя, активного фильтра нижних частот на микросхеме JRC4558 и других необходимых цепей.
     Узел коммутации режимов TX-RX. Осуществляется через ЦП. Схема коммутации громкоговорителя реализована по схеме, отличающейся от других CB радиостанций применением электромагнитного реле.
     Узел электронной коммутации звукового сигнала. Выполнен на специализированной микросхеме двухканального аналогового коммутатора BU4066BCF.
     Узел CTCSS. Выполнен на специализированной микросхеме СМХ808АЕ3, работа которой управляется ЦП.
     Узел питания. Специальное устройство, выполненный на микросхеме интегрального стабилизатора напряжения МС7815СТ, обеспечивает возможность питания трансивера напряжением 12/24 V. При этом потребляемый ток не зависит от напряжения питания.
     Защита от неправильного подключения источника питания выполнена стандартно – на диоде, включённом параллельно цепи питания. При возникновении аварийной ситуации типа «переполюсовка» сгорает предохранитель. Провода питания не запаяны в плату, а подключаются с помощью разъёма, что технологичное для производства.
     Передатчик. Построен по типовой схеме, в драйвере установлен надёжный транзистор средней мощности 2SC2314, в выходном каскаде – 2SC2078. Последнее обстоятельство обусловило относительно невысокую мощность радиоизлучения (4-5 Вт).
     Предусмотрена возможность увеличения мощности в 2-3 раза путём параллельного включения второго выходного транзистора. Однако в результате такой модификации могут выйти из строя ЧИП-конденсаторы, установленные в фильтре гармоник, поэтому необходима их замена выводными конденсаторами с напряжением пробоя не менее 150 V.

     7. ФУНКЦИИ – ОСОБЕННОСТИ, ПРЕИМУЩЕСТВА, НЕДОСТАТКИ

     В последнее время наметилась странная тенденция – выпускать новые CB радиостанции, которые по своим техническим характеристикам значительно уступают старым моделям. При этом недостатки и просчёты лукаво «компенсировались» обилием ненужных функциональных «наворотов».
     В исследуемом трансивере "VECTOR" VT-27 заложено умеренное количество функций, и все они реально востребованы.
     7.1. Выключатель питания (кнопка <POWER>). Кроме клавиши, расположенной на передней панели, имеется одноименная кнопка на тангенте, с помощью которой реализовано программное выключение трансивера, что весьма удобно. В этом режиме аппарат неактивен и потребляет от бортовой сети автомобиля ток менее 50 мА, при этом горит только зелёный светодиодный индикатор.
     7.2. Кнопка прямого доступа к каналу экстренной помощи EMG работает штатно только при конфигурации трансивера в стандарте СЕРТ (40 СН). В 200- канальном режиме трансивера она обслуживает функцию переключения по кольцу частотных сеток A–B–C–D–E. В этом состоит её первый недостаток, второй заключается в том, что кнопка жестко прошита на СН9 и не может конфигурироваться на СН19.
     7.3. Наличие у трансивера трёх различных систем шумоподавления SQ-L, A-SQ, T-SQ обеспечивает его гибкое использование в различных ситуациях. Например, при благоприятной помеховой обстановке в эфире (сельская местность, ночное время суток), а также при связи на большом удалении от базы водители могут использовать ШПД порогового типа (SQ-L).
     В условиях населённого пункта средней величины, где уровень принимаемого сигнала может сильно колебаться удобно перейти на автоматический ШПД спектрального типа (кнопка <A-SQ>).
     Наконец, в крупном городе, в котором эфирные помехи (индустриальные, взаимные) могут достигать крайне высокого уровня, не обойтись без тонального (селективного) ШПД (кнопка <T-SQ>). Для этого трансивер оснащен кодером/декодером CTCSS, использующим 48 стандартных субтонов [11].
_________________________________________
     [11]- В режиме селективного вызова трансивер совместим со следующими радиостанциями: Таис РМ41А/РМ43А (с доп. модулем на 16 субтонов), Alinco DR-M03SX (с доп. модулем EJ-20U).
 
     7.4. Функция переключения видов модуляции (кнопка <А/F>) является стандартной, поэтому в комментариях не нуждается.
     7.5. Функция сканирования (кнопка <SCN>) является реверсивной, что в ряде случаев очень удобно. Сканирование осуществляется в пределах одной сетки за время около 11 секунд, при этом время экспозиции на занятом канале составляет порядка 4-5 секунд. Во время сканирования прослушивать обстановку в эфире невозможно (включается управляющая команда Mute Scan). Недостаток функции – не предусмотрено сканирование по ячейкам памяти.
     Особенностью функции сканирования является независимость этого режима по отношению к режиму ТХ. При включении передатчика сканирование прекращается, но не отменяется и продолжается после отпускания тангенты. Такого необычного алгоритма работы нет ни у одной радиостанции. Трудно сказать – специально это сделано или была допущена ошибка в программе ЦП.
     При ручном сканировании с применением кнопок <СН;/СН;> имеется возможность прослушивать эфир. 
     7.6. Как отмечалось ранее, в трансивере используется реле для коммутации громкоговорителя при переключении режимов TX-RX. С одной стороны, это дало возможность прослушивать эфир без необходимости подключения тангенты. В то же время реле явилось источником коммутационных помех, которые воспроизводятся громкоговорителем в виде громких, резких щелчков и "хлопков по ушам".
     Похожие неприятные звуки, но уже связанные с переходными процессами в УНЧ имеют место при включении трансивера.
     7.7. Запись номера (или частоты) канала в ячейку памяти М1…М3 осуществляется путём нажатия и удержания соответствующей кнопки памяти в течение 1…1,5 секунды. Вызов канала происходит при коротком нажатии кнопки.
     Данная функция доступна также и с тангенты в виде переключения каналов памяти по кольцу путём нажатий кнопки <МС>.
     Недостаток функции – в регистры памяти не вносится информация о частотной сетке. Например, если в сетке С запрограммировать каналы 1, 2, 3, то  при переходу в сетку Е из памяти будут вызываться не каналы 1С, 2С, 3С, а каналы 1Е, 2Е, 3Е.   
     7.8. Функция двойного приема (кнопка <DW>) реализована следующим образом: сначала выбирается канал «А» и нажимается кнопка <DW>, затем выбирается канал «Б» и 2 секунды спустя автоматически включается их попеременное прослушивание. Приоритетным является канал «Б», на котором имеется возможность выхода в эфир. Частота опроса каналов выбрана самой высокой из всех CB трансиверов.
     Недостаток функции – невозможность прослушивать каналы, расположенные в разных сетках.
     7.9. 5-ти кнопочный джойстик, позволяет совместно с другими кнопками тангенты оперировать до 13-ю функциями. Простой интерфейс меню (Таблица 1) дает возможность пользователю легко ориентироваться в настройках трансивера.
     7.10. Функция электронной регулировки уровня громкости VOL реализована аналогично любой современной аппаратуре (например, телевизору или CD-плееру). Она полностью исключает специфические трески, связанные с дефектами переменных резисторов. Количество дискретных уровней регулировки обеспечивает вполне комфортные условия эксплуатации. Аналогично можно говорить и о ступенчатой регулировке других функций.
     7.11. Кнопочное переключение каналов «вверх» и «вниз» <СН;/СН;>
также не является чем-то новым и давно используется в трансиверах. При этом отсутствие поворотного селектора каналов не воспринимается как недостаток.
     7.12. Функция памяти позволяет записывать до 3-х номеров каналов и осуществлять к ним прямой доступ кнопками <М1…М3>. Другим свойством памяти является долговременность хранения пользовательских настроек при отключении питания.
     7.13. Функция BEEP – звуковое подтверждение нажатия кнопок облегчает пользование трансивером.
     7.14. Звуковой сигнал ROG.BEEP маркирует момент окончания передачи, что бывает полезно при радиообмене в сложных условиях.
     7.15. Функция электронной обработки речевых сигналов ESP работает достаточно эффективно, но лишь при условии, что ее используют оба оператора, участвующих в радиообмене [12]. Поскольку отключение ESP не предусмотрено, то прием обычного сигнала  сопровождается неприятными на слух искажениями.
___________________________________________
     [12]- Подтверждено при прослушивании сигнала с DSP-обработкой с трансивера Kenwood TS-570s.

     7.16. Функция СН/MHz – конфигурирование трансивера в режимы «канал/частота» является полезной, поскольку позволяет оператору лучше ориентироваться в эфире. Ее недостаток – невозможность оперативного использования: для перехода из одного режима в другой необходимо сначала выключить трансивер, а затем включить его кнопкой <POWER> (на передней панели или на тангенте), предварительно нажав <РТТ>.
     7.17. Двухцветный индикатор BUSY/TX позволяет оперативно контролировать основные режимы трансивера («канал свободен», «канал занят», «передача»), а также индицировать его неактивный режим.
     7.18. Гнездо EX.SP для подключения внешнего громкоговорителя (акустической системы, головных телефонов). Наличие этой функции считается желательным.
     7.19. Функция POWER FREE обеспечивает автоматическую адаптацию радиосхемы к питающему напряжению в интервале от 12 до 24В, что позволяет использовать трансивер на борту любого автотранспортного средства или судна маломерного флота.
     Это не только создает удобства, но и значительно повышает «живучесть» радиостанции при возникновении аварийных ситуаций по питанию, например, при бросках напряжения в сети.
     7.20. Экономичность. В режиме приема при отсутствии сигнала трансивер потребляет ток около 200 мА, что меньше любой другой радиостанции аналогичного класса.
     7.21. Диапазон частот. Учитывая запросы российского пользователя, для полной конкурентоспособности трансиверу явно не хватает:
– еще одной сетки (расположенной ниже сетки А);
– российского стандарта (минус 5 кГц);
– не маркированных каналов («дырок»).
     7.22. Качество модуляции в режимах АМ и FM можно оценить как посредственное. Однако справедливее будет предположить, что АЧХ модуляции ориентирована на голосовые тональные особенности китайского языка, богатого гортанными фонетическими формантами.
     Для русской речи частотный спектр сигнала слишком узок, верхние частоты завалены, что приводит к потере естественности голоса. Оператора не узнают и активно критикуют качество его модуляции.
     Чувствительность микрофона низкая и это вынуждает подносить тангенту к самым губам. К сожалению, чтобы улучшить модуляцию имеющиеся регулировок недостаточно, поэтому необходима переработка схемы.
     7.23. Реальная чувствительность. Массовые модели CB трансиверов имеют заявленную чувствительность 0,5 или 1,0 мкВ при соотношении сигнал/шум 20 дБ. Однако большинство из них имеют повышенный уровень собственных шумов приемника. Эти шумы не только маскируют слабые сигналы, но бывают хорошо заметны даже на фоне мощных станций, принимаемых с уровнем S7…9.
     Измерения показали, что по реальной чувствительности тестируемый трансивер превосходит любой возимый CB трансивер из модельного ряда MegaJet, Alan, Yosan, Intek, TTI и занимает 2…3-ю позицию в группе, состоящей из Alinco DR-M03SX, Dragon SS485H, Maycom HM-27D, Таис РМ41/РМ43.
     Достоверно установлено, что в режиме FM полное подавление собственных шумов приемного тракта (в том числе шумов ЧМ-детектора), происходит уже при уровне ВЧ напряжения на антенном входе порядка 0,15…0,25 мкВ. В режиме АМ чувствительность трансивера несколько меньше и составляет около 0,5 мкВ.
     На практике это дает ощущение «чистоты» и «прозрачности» эфира и обеспечивает высокое качество приема [13]. Во время тестов, проведенных автором 8 июля в 19-20 MSK (наблюдалось устойчивое дальнее прохождение радиоволн) состоялись уникальные для CB двухсторонние связи с городами Якутск (8500 км) и Магадан (7100 км). Во время этих сеансов чисто и разборчиво были слышны даже переговоры диспетчеров с таксистами, работающими мощностью 4 Вт.
____________________________________________
     [13]- В этой связи особо необходимо отметить полное отсутствие помех от тактовой частоты процессора и динамической индикации ЖКИ, что в CB радиостанциях встречается не часто.

     В это же самое время при использовании радиостанций других моделей (Alan 78 Plus, Yosan JC-2204, Maycom EM-27D, MegaJet MJ-600 Plus) прием упомянутых корреспондентов затруднялся или становился невозможным, поскольку внутренние шумы этих трансиверов преобладали над полезным сигналом.
     7.24. Помехозащищенность. Прежде, чем давать оценку селективным свойствам трансивера, необходимо иметь в виду, что требования, предъявляемые к параметрам, относящимся к понятию «помехозащищенность», могут существенно отличаться для различных приложений.
     В базовом варианте трансивер принимает сигнал от полноразмерной антенны длиной до 7 м (плюс 5…11 м мачта), установленной на крыше здания и работающей в широкой полосе частот (25…30 МГц). Уровни сигналов и помех, наводимые в такой эффективной антенне, достигают значительных величин, что может вызвать перегрузку входных каскадов приемного тракта.
     Хотя инструментальные измерения динамического диапазона по помехам (D2, D3) не проводились, однако и без этого было очевидно, что динамика трансивера явно недостаточна для использования его в качестве базовой радиостанции. По крайней мере, в таком крупном городе, как Москва.
     Например, в часы наибольшей загруженности эфира приемник в классическом виде демонстрировал все негативные эффекты, обусловленные низкой многосигнальной селективностью – помехи интермодуляционного и перекрестного типов, блокирование.
     В канал постоянно проникали всевозможные продукты смешения других частот: многочисленные обрывки чужих разговоров, хрипы, кодированные посылки охранных радиоустройств, тональные сигналы  радиомаяков. Работать в такой какофонии звуков было очень трудно.
     Помимо этого приемный тракт регулярно запирался мощными внеполосными помехами. Выглядело это следующим образом: приемник неожиданно «затыкался» и не подавал признаков жизни в течение 2…15 секунд, причем показания его S-метра падали до нуля. Для систем диспетчерской связи подобная ситуация является недопустимой.
     В возимом варианте на вход приемника поступает сигнал, принятый укороченной до 1…2 м автомобильной антенной, расположенной почти у поверхности земли и перекрывающей узкую полосу частот (40…90 каналов). В этом случае помехи не достигают высокоуровневых значений, поэтому можно ожидать, что на борту автомобиля трансивер полностью реализует высокую чувствительность и зарекомендует себя с наилучшей стороны.

     8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Модель "VECTOR" VT-27 интересная, перспективная, но... сырая.


     23.07.2006 г.                Александр Соколов

                E-mail:   vectorservis@bk.ru