Перечитывая М. Монтеня

Елена Пацкина
Сегодня день рождения М. Монтеня.
Отмечая эту дату (28 февраля), я снова погрузилась в его «Опыты».
А потому хочется вернуться к его высказываниям.

Он всегда читал и цитировал в своих произведениях античных мудрецов, но не все философские направления были ему одинаково близки.

«Я люблю мудрость веселую и любезную и бегу от грубости и суровости нравов; всякая отталкивающая черта в лице вызывает во мне подозрение».

Что именно отталкивало его в людях?

«Я ненавижу умы, всегда и всем недовольные и угрюмые, – они проходят мимо радостей жизни и цепляются лишь за несчастья, питаясь ими одними; они похожи на мух, которые не могут держаться на гладких и скользких телах и садятся отдыхать в местах шероховатых и испещренных неровностями, и еще похожи они на кровососные банки, отсасывающие и вбирающие в себя только дурную кровь».

Немало таких тяжелых людей встречается в жизни, и какую точную характеристику он им дал!
Особенно тяжело иметь их в близком окружении. У них всегда  плохое настроение, и они не терпят хорошего настроения у других. Такие люди совершенно не воспринимают юмор, и самую невинную шутку рассматривают как тяжкое оскорбление, а чужую радость – как вызов.
Их мрачные физиономии никогда не посетит улыбка; от них хочется бежать куда глаза глядят.
Конечно, наш мир устроен не лучшим образом, и в нем столько несправедливости, коварства, жестокости и всевозможного зла, что иногда  отчаяние берет.

Но ведь случается еще солнечное утро, майский день, наполненный запахами цветения, голосами птиц, обновлением природы.
Есть искусство, музыка. Есть хорошие книги, позволяющие отдохнуть от обыденности, погрузиться в другой, захватывающий своими тайнами и неожиданностями, мир. Есть, наконец, умные и порядочные люди, общаться с которыми – наслаждение. Правда, они встречаются не так часто, как хотелось бы. Но они есть.

Монтень сам перенес немало испытаний, живя во времена  бесконечных
гражданских войн, эпидемий, смуты и разорения Франции.
Однако он не утратил способности получать удовольствие от жизни и от общения с такими людьми.

«Я бы обегал весь свет – с одного конца до другого, – чтобы найти для себя хоть один сладостный год приятного и заполненного радостями покоя, ибо нет у меня иной цели, как жить и радоваться.
Унылого и тупого покоя вокруг меня сверхдостаточно, но он усыпляет и одурманивает меня и довольствоваться им не по мне.
Найдись какой-нибудь человек или какое-нибудь приятное общество в деревенской глуши, в городе, во Франции или в иных краях, живущие оседло или кочующие с места на место, которые мне бы пришлись по вкусу и которым я сам был бы по нраву, – им стоило бы лишь свистнуть, и я полетел бы к ним, и перед ними предстали бы эти самые «Опыты» во плоти и крови».

Какое же одиночество должен был испытывать человек, уже немолодой и нездоровый, чтобы написать такие строчки!
 Причем, человек, живущий с семьей, чадами и домочадцами, занимающий довольно высокое положение в своем обществе, имеющий гостеприимный дом, никогда не пустующий. А «роскошь человеческого общения», видимо,
была недоступна. Уж слишком обогнал он свое окружение.

Прав был Ежи Лец, когда писал: «Людей разъединяет не пропасть, а разница уровней».