Малиновый пеликан

Борис Витальев
  Так уж вышло, что это ессе было написано за четыре месяца до ухода Владимира Войновича из жизни (в ночь с 27 на 28 июля 2018). Возможно, оно посвящено одному из последних его романов. Кто бы как не относился к его творчеству, но одно отрицать невозможно: он был, и был это - писатель.

  Давно я не покупал книг, все как то из Интернета скачиваю, но, в книжные, по привычке заскакиваю. Тем более, сейчас и из Интернета, не все скачаешь, – авторы стали отслеживать и с пиратством воевать, что нам, читателям, не в радость. А тут что-то «накатило», смотрю, Войнович, название забавное – «Малиновый пеликан», цена, правда, не забавная, на пенсионное обеспечение не очень-то рассчитана, но уж если накатило, да бог с ними, с деньгами.      Просто интересно, насколько устал писатель, ведь этого я еще в юности читал, уже сам на пенсии, а тут, глянько!
  Протер очки, начал читать, да действительно, уже не весело. Сам писатель частенько на старость сетует, да и на то, что утратил интерес  к людям, а без этого писать сами понимаете.… Однако, когда в него во время похода по грибы впивается клещ, выясняется, что интерес-то к жизни еще не пропал.
Скорую вызвали, потому, как клещ вылезать не хотел, а дальше изображается поток сознания и событий на грани между сном и явью, бредом и трезвым взглядом.
  И получается, что и писатель бредит, но и люди вокруг него – ныне живущие россияне, то есть мы с вами, тоже нередко бредим и сами того, в своей жалкой борьбе за существование не замечаем.
  Не замечаем презрения и равнодушия со стороны власть имущих, даже не предполагаем, насколько отвратно мы живем, учитывая возможности нашей страны и относительную разреженность населения (все 2 процента населения земли). В главе «рекорды и антирекорды» идет банальное перечисление нестыковок, прямо скажем, мало приятного характера. Писатель называет 1-е и 2-е места места в мире по запасам…, да всего мало-мальски ценного для жизни, начиная от газа и нефти, крабов и воды и заканчивая алмазами. Затем перечисления разворачивается в другую сторону, – сторону оценки качества этой самой жизни, и здесь, идут уже другие цифры, начиная от 72-го места по расходам государства на человека, и заканчивая 182 местом по уровню смертности (среди 207 стран) – всего 40 «пунктиков».
  Ответы банальны, начиная от тотального воровства, особенно на высших уровнях, причем демонстративного, особо не скрываемого,  заканчивая особливой «необидчивостью» народа.
  В бредовом видении писатель, «вдруг» ставший президентом, предлагает депутатам и губернаторам: «…всех обидеть, унизить, оскорбить, ущучить и озлобить…, – с тем, чтобы, – … их разбудить и открыть им глаза на все, что происходит, заставить ненавидеть своих правителей…»
  В общем, вроде как звучит призыв к революции, что, если не ошибаюсь, ныне приравнивается к уголовно-наказуемому экстремизму…
Но тем и отличается сатирическое произведение, – никакой революции не происходит, поскольку как не старались депутаты и губернаторы; ну не обижается на них народ, да и все, – копается в своей мелкой житейской «мусорке», и на самые оскорбительные законы и указы отвечает: «надо так надо», и еще больше любит своего президента, которого больше заботит судьба пары краснокнижных розовых пеликанов, обнаруженных в Крыму. А на оппозицию вообще смотрит с презрением и равнодушием, чего она и стоит.
  После чтения приснился мне сон. Дескать, решил найти я подработку для пенсионеров. Смотрю, вроде неплохую зарплату предлагают, недалеко от дома, а что делать – не говорят. Прихожу в офис, мне тетка в толстых очках говорит: «Вы по объявлению, очень хорошо! Будете у нас бригадиром».
Я спрашиваю: «бригадиром чего?», а она: «А так вам не объяснили. Будете по городу кошек отлавливать».
– Как Шариков, что-ли? Так у меня такого чутья нет, да и кошек я, в общем-то, жалею.
– Прекрасно! Мы не собираемся их уничтожать. Вам разве неизвестно, в столице началось восстание московских кошек, мусорки опустели, им кушать нечего. Теперь они – основа оппозиционной России. Вот мы и решили отправить им на помощь вагон наших.
  Я слегка опешил и хотел сказать,что господа-товарищи чушью занимаются, и какое, к лешему, может быть «восстание кошек»… Но тут сон закончился.
Проснулся я с тяжелым чувством, Россия влезла в войны, от нее отвернулось больше половины мира, обсуждаемые законы ничего хорошего не сулят, тут еще Войнович, кошки-«революционеры» какие-то…, бред и сюр.