Не бериее в руки!

Сергей Целищев
Вот и перезимовали дал Бог. На улице тепло, солнышко,  мухи летают. Весна.

Иду из магазина домой, настроение приподнятое, подхожу к мосту, смотрю стоит на берегу Витя рыбак любитель и на лёд с водой смотрит. Поздоровались.

- Ты чего тут стоишь спрашиваю?
- Да вот на лёд пришел глянуть, стоит ли идти на рыбалку или нет.

Я шёл по улочке в сапогах загрузая понемножку в грязь по над кустами и деревьями на которых радуясь вместе со мной весне громко чирикали воробьи. И я не заметно для себя предался давним воспоминаниям, о которых и хочу рассказать.

                ПОДЛЕДНЫЙ ЛОВ НАВАГИ И КОРЮШКИ.

О. Сахалин, река Поронай. Зима. На льду массы чёрных точек, это рыбаки и рыбачки стоят, сидят, над своими лунками, ловят на блесну корюшку и навагу. Ловят час, ловят два, ходят по льду то тут, то там бурят лунки в надежде попасть на зашедший из моря косяк рыбы.

И вот он, долгожданный улов. Одна, две, три, и пошло, и поехало. Не успеваешь рыбу бросать на лёд. Смотришь, а вокруг тебя уже десяток людей "забурилось" и ловят рыбу. Набьёшь бывало за час рюкзак наваги и едёшь счастливый домой.


            НЕ БЕРИ ЕЕ В РУКИ!

1988 год. Я тогда жил первый свой год в посёлке Гастелло. В августе шла лосось на нерест в устье реки Гастелловка, ловить её было нельзя. Но если для иностранцев НЕЛЬЗЯ это предупреждение, запрет, то для нашего русского брата это вызов. Ловили её не смотря ни на что, рисковали конечно все, и знали о последствиях.

Я взял у отца большие болотные сапоги, сачок, своего у меня тогда не было, и отправился к устью реки впадающего в море. Стою по колено в холодной морской воде   опускаю сачек, и вожу по дну с права на лево. Рядом со мной тоже стоят любители острых ощущений, ( это позже я понял, а пока это было для меня просто
первой не обычной рыбалкой). Стою вожу сачок,опускаю и поднимаю, и вот он мой первый улов, большая серебристая горбуша. Я счастливый выхожу на берег, вытряхиваю из сачка, беру в руки, и тут слышу громкий голос:

- Ты, что?
- Не бери её в руки!
- Нельзя! - я опешил.
- Пинай её по дальше на берег ногами, вырый ямку в песке, зарой и положи сверху только для одного тебя приметный камень, домой пойдёшь откопаешь и заберёшь.

Я так и сделал, но потом спросил:
 - А почему нельзя в руки брать?
- Посмотри на свои рукава, видишь она трепыхалась у тебя и на рукавах чешуя осталась?
- Сейчас вдруг "рыбзики" ( рыбоохрана ) нагрянут сразу тебя по чешуе вычислят и всю рыбу какую найдут тебе припишут.
- А они найдут, не сомневайся даже.
- А сапоги ты можешь сразу водой в море помыть. Вот тогда то я впервые узнал, что такое рыбзики, но заочно, мои приключения с ними были ещё впереди.

                СПЛАВНАЯ СЕТЬ.

Прошло время, не помню уже сколько, начала идти на нерест в реку Гастелловка корюшка. Это необычная рыба, она пахнет свежими огурцами, не отличить запах огурца от корюшки, и корюшки от огурца.
Я взял у отца сплавную сеть. Это метр полтора длинною, глубина с метр, вместо поплавка обычная палочка или штакетина, внизу груз, стальные кольца скрученные из проволоки, или большие гайки. К палке привязана верёвка. Заходишь в речку и идёшь по гладким камням, по чистой как слеза прохладной таёжной воде в сапогах, и тянешь за собой по течению сеть, и в ней начинает застревать "живое серебро" .

1, 2, 5, 10 , вынимаешь рыбу и довольный сплавляешь её опять.

Вот и я иду ловлю, смотрю мужики в рассыпную, всё бросили и ушли. А до этого шли два мирно беседующих мужика. Смотрели на рыбаков, и тут резко "выныривает" из под пригорка военная машина с шатающейся туда сюда антенной. Вот её то увидев и разбежались мужики. Я понял в чём дело, и тоже рыпнулся бежать, но было поздно, меня схватили два этих шедших мужика. Отвели к машине, попросили залезть в будку "Урала" где я и познакомился в первые с настоящими " рыбзиками" .

Акт, допросы, паспорт, штраф в 30 рублей.


                АЙ МОЛОДЕЦ, АЙ ДА РЫБАК, АЙ ДА УМНИЦА.

Послали меня учиться на бульдозериста от Леспромхоза на шесть месяцев в г. Южно Сахалинск. Перед экзаменами пришло время практики. Мне повезло, я попал в свой Леспромхоз, где меня прикрепили к одному молодому но опытному бульдозеристу. Он в то время был на ремонте, и я с ним на пару ходил на работу и практику для галочки. На дворе зима, 8 часов утра, едва рассвело. Смотрю Дмитрий ( Так звали бульдозериста. ) пошёл на берег моря и я за ним. Гараж стоял прямо на берегу моря, хожу за ним следом, а он то и дело с берега в воду всматривается. Я молчу. Он в гаражи я следом. Смотрю отрубил он кусок толстой проволоки, выгнул её на наковальне, расплющил молотом конец, сделал зубилом зуб, наточил всё на электроточиле, топором сделал зарубки выше острого конца и получилась пика. Он снова пошёл к морю и я за ним.

В то время рассвело уже, и вижу такую картину. Он стоит на берегу и пикой бьёт в дно моря, вытаскивает вместе с насаженной на пику камбалой. И в тоже место наносит ещё один очередной удар и вытаскивает уже две камбалы, то есть на место той, из под подмытого волнами прибрежного льда как из пещеры выплывает и зарывается в песок на тоже место другая рыба.

Прошло пол часа, Дмитрий куда то по работе пропал, а я поехал с трактором на АЗС погрузить бочки с ГСМ в ковш трактора для вахтовиков. Когда вернулся Дмитрия ни где не было. Он уехал с лесовозом в лес.

Обратно с АЗС я шёл по берегу моря. Я смотрел и удивлялся, сколько же в песке сидит рыбы. Когда камбала зарывается в песок, остаются контуры её тела и два косых глаза смотрящие из воды, и можно определить размеры рыбы, маленькая она или большая.
Придя в гараж я сделал себе точно такую же пику, и поверьте, мне было уже не до работы. Я пошёл на свой первый и последний промысел, да и делать то мне уже было нечего, меня никто не замечал, ни кому не был нужен.

Хожу тихонько по бережку, смотрю где побольше контуры рыбы.
Раз! И она на пике, я поднимаю её из воды и из подмытого прибрежного льда, как я уже говорил выше, приплывает  на место той камбалы точно такая же особь. Я наколол рыбы много, дело к обеду. Я снял с себя свитер, завязал рукава, горловину, и сложил в него всю пойманную рыбу.

Любопытность и жадность взяли своё, я пошёл домой по берегу моря иду ели ели тащу свитер на горбу и кручу в руке пику рыбу высматриваю. Смотрю подъезжает наша поселковая скорая помощь, из неё выходит мужик.

- Привет рыбак!
- Как успехи? спрашивает.
- Да нормально отвечаю я.
Вышли ещё двое, подошли и стоят моим уловом любуются, языком цокают, хвалят меня, удивляются. Я стою весь цвету.
- Так ты, что же, вот этой острой железкой наловил столько?
- Я да.
- Молодец говорят, ай да рыбак, ай да умница. Я вообще расплылся в улыбке от таких комплементов. Хотел рыбы им на радостях дать хорошим людям, но они сами её у меня взяли.

- Ну, что же, говорит один из них, пойдём с нами.
- Я спрашиваю, а куда?
- В машину, акт составлять будем, попался ты голубчик.

В машине взвесили мой улов, изъяли пику как запрещённое оружие лова, составили акт возили в гараж для подтверждения моей личности, так как со мной не было паспорта, я его дома забыл. Дело в том,что там ЗП, и без паспорта даже на работу никто тогда не ходил. Выписали штраф. Долго надо мной смеялись в гараже весельчаки, когда им рыбзики свои диалоги со мной рассказали. Да и я сам тоже смеялся.

Вот так вот я во второй раз повстречался с "рыбзиками" ( рыбоохраной " ). Вот тебе и камбала.