в новом мире

Маргарита Школьниксон-Смишко
отрывок из автобиографии немецкого барда Вольфа Бирмана "Не жди лучших времён!"

Спустя неделю после моего приезда в школе состоялось собрание. Поскольку у нас ещё не было актового зала, все учителя и ученики собрались в таверне «Прогресс» на рыночной площади перед старым домом советов. Всё происходило в старом танцевальном зале. Пахло пролитым пивом, шнапсом и сигаретным дымом, духами, потом и рвотой пьяниц. На маленькую трибуну, где обычно бумс-капелла наяривала танцорам, был поставлен длинный стол, покрытый белой скатерью с одним цветком*. Пять стульев. Чёрно-красно- золотое знамя ГДР и синее знамя ФДЮ** с жёлтым восходящим солнцем, знакомым мне по Гамбургу. Красное знамя с эмблемой СЕГ*** было для меня новым.
Слева молодая блондинка — ФДЮ — секретарь города. Рядом с ней партийный секретарь Гадебуша, потом бургомистр. С правой стороны директор школы, мне уже знакомый.
На повестке дня было два вопроса. Во-первых, зачитали: «Мы — школьники Генрих Гейне -школы протестуем против запланированного исполнения смертельного приговора на электрическом стуле в Нью Йорской тюрьме Зинг-Зинг. Мы поднимаем свои голоса против убийства Этель и Юлиуса Розенберг.»
С этим справились быстро. Своей сильной детской рукой мы проголосовали против убийства в Америке. Учителя и ученики единодушно решили, что оба борца за мир в США не были атомными шпионами Советского Союза.
Но вот второй пункт: Приходской союз молодёжи. Мне — новичку не приходило ещё в голову, что в ГДР кроме ФДЮ  были и другие организации молодёжи. Приходской союз молодёжи относился к протестанской церкви. И уж совсем мне не было известно, что партия несколько недель как прохлёстывала кампанию против молодых христиан. Всё протекало, как по маслу.
Примерно 20 учеников должны были открыто отречься от своей организации. Одна за другой назывались фамилии. Церемония открытой инквизиции: Фамилия. Встать. Сказать:»Я  выхожу из организации» Сесть. Потом следущий ученик с тем же тексом:»Я выхожу из..»
Я наблюдал этот спектакль. Я видел лица зрителей, чувствовал всеобщий страх. Это бессердечное унижение не имело ничего, ну абсолютно ничего общего  с коммунистическим раем, который  я, по желанию моей матери,  должен был построить. К концу этого ряда была вызвана ученица 9-го класса — Маргот Уллерих. Эта маленькая тощенькая бледненькая девочка! Она тогда на приказ встать не встала. Она сказала тихим голосом:»Я верю в Бога.» И позже ещё ужаснее, тихо: « Я не покину приходской союз молодёжи.»
Учителя замерли. В этом вонючем ящике замерла тишина — такого я ещё не переживал. Неловкость. Было смертельно нелепо. Один ученик зашёлся в истерическом смехе, и это сделало шоковую ситуацию ещё жётче. Секретарша ФДЮ подняласьв президиуме со своего  места  и протороторила. Она закидала  девушку идеологическими фразами. Её лицо пылало, её слюна кипела. Всё опустили глаза. Никто не посмел вступиться за девушку. Ни учителя, ни ученики, и уж подавно никто из молодых христиан. Было противно до не возможности.
Не я , моя рука поднялась. Директор Эверс предоставил мне слово. Я встал. Заикаясь,  начал говорить:»Я — коммунист... Я против церкви... Я знаю, что религия — опиум для народа!... Но то, что здесь делается, это.... не коммунизм! Не для того мой отец  умер в Аушвитце, чтобы здесь эта девочка была так унижена!»
На самом деле я не знал ни что такое религия, ни что такое народ, и уж тем более, что значит опиум..Как кульминацию моей риторики, я выдал секретарше ФДЮ:» Вы сейчас оскорбили и пригрозили этой ученице.  А когда закончится это собрание, вы спокойненько пойдёте в свой кабинет, как будто ничего не произошло, и сядите там, довольная на свою толстую жопу!»
Директор вскочил со своего места, задыхаясь от страха, обратился к своим начальникам:»Этот молодой человек здесь всего лишь пару дней, приехал к нам из западной Германии, вот так. Но мы все видим, что Карл-Вольф здесь в нашей Немецкой демократической республике ещё многому, очень многому должен научиться!» Потом он разрядил своё опробованное реторическое оружие:» Но мы не хотим каждое слово, здесь произнесённое, так сказать,  положить на золотые весы, ведь как  говорил наш великий Гёте:» Спешит молодёжь со своми высказываниями».  «Товарищи и друзья, мы обсудили все намеченные вопросы. Я предлагаю, объявить собрание закрытым!»
Никто не возразил. И я не подозревал, что известная цитата Гёте, принадлежала Шиллеру. Не важно, ведь помогло. Собание разошлось. Это было началом моего желанного нового мира.

* дело происходило в 1953 году, на букет денег не хватило

** ФДЮ - свободная немецкая молодёжь - организация подобная комсомолу

*** СЭГ - социалистическая единая партия Германии - ведущая партия в ГДР


на фотографии Вольф в более молодом возрасте выступает на всеобщем слёте немецких пионеров