Пятерка по немецкому

Наталия Нестерова 2
  Утро было туманное , потому и день обещал быть мглистым и серым. Дорогу развезло- дело близилось к весне. Нина Васильевна спешила на уроки. В десятом классе сегодня сочинение. Опять Серёжка Нечаев будет канючить:
  -Нин Васильн, не получается у меня ничего. Помогите, ну что Вам стоит...
Учительница улыбнулась: что ж, опять придется стоять рядом.
  Едва она переступила порог школы, как к ней подошла мать Светы Зелениной из 7 "А" и сразу начала с претензий:
  -Почему Вы моей дочери ставите "четверку"? Я уверена , что она знает немецкий на "пять". Разве моя Светочка глупее тех, кто имеет "пятерку"? Если положение не изменится, я поеду в роно. Не обижайтесь тогда.
  Нина Васильевна спокойно смотрела на женщину,не возражала, не оправдывалась.
 В таком тоне продолжать беседу было для неё неприемлемым: скандальный характер Зелениной в школе хорошо был известен.
   -Что ж, поезжайте. У меня урок. Извините.
   Родительница передернула плечами, хотела, наверное, ещё что-то сказать, но Нина Васильевна уже поднималась по лестнице.
   Прозвенел звонок. Десятиклассники склонились над тетрадями. Многие и по- русски-то пишут слабовато, а тут по-немецки надо выразить мысли. Но сидели, думали, писали. Даже Сережка пока молчал, не тянул своё " ну, помогите". Нина Васильевна подошла к окну. От школы по тропинке уходила недавняя  собеседница. "Видимо, успела "поговорить" ещё с кем-то из учителей",-подумала учительница. Она смотрела вслед удаляющейся женщине и почему-то вспомнила историю двадцатипятилетней давности.
   Молодую училку немецкого языка дети признали сразу. Высокая, стройная, весёлая, она понравилась и девчонкам, и мальчишкам. Пятиклашки ходили за ней по пятам, встречали далеко от школы, помогали нести сумку с тетрадями и учебниками, делились по дороге секретами. Старшеклассники были более сдержанными, но и они неназойливо проявляли интерес к "иностранке": посещали кружок, приносили модные журналы, приглашали в кино и даже в гости.
   Нина Васильевна отвечала воспитанникам взаимной симпатией, уроки старалась проводить ярко и интересно.
   Конфликт начался совершенно неожиданно. Девятиклассник Вовка Зимин по итогам первой четверти получил единственную "тройку"- по немецкому. Знания его были нестабильными, произношение неважное, к тому же домашние задания частенько оставались невыполненными, хотя парень был способный.
   -Это почему же вы мне тройку-то влепили?- возмущался Вовка.- Я в ваших любимчиках не числюсь? А вы сами-то язык хорошо знаете?   
   - Да, Володя, вы могли бы иметь более высокую отметку, если бы серьёзно занимались.
   -Я достаточно серьёзно занимаюсь, это вы ко мне относитесь предвзято.
   Нина Васильевна не была готова к такому повороту дела. Растерявшись, она спросила:
   - А как вы оцениваете свои знания?
   -На "пять",- с вызовом ответил Вовка.
   Класс насторожился, приготовился защищать учительницу. Она это почувствовала,
но помощь ей не требовалась.Растерянность прошла.
-Ну, что ж, Володя, вы будете иметь отличную оценку.

   Парень самодовольно улыбнулся и сел, ехидно поглядывая на класс: вот, мол,  как надо отстаивать свои права. Урок пошел своим чередом.Мальчишки и девчонки отвечали, вели диалоги, работали энергично и как-то особенно усердно, возможно, стараясь загладить вину товарища.      
   На перемене в учительской Нина Васильевна рассказала о случившемся.
   -О, этот парень не из простых!- воскликнула завуч Наталья Дмитриевна.
   -Его надо наказать, обязательно наказать,- сказала историчка Вера Ивановна.
   -А вы напишите докладную директору школы,- предложил географ Василий Львович,-
пусть его вместе с родителями вызовут на педсовет.
   -Правильно,-поддержала коллег математичка Марина Павловна,- Зимина надо наказать. Сегодня он молодому педагогу диктует, какую оценку поставить ,а завтра и от меня, проработавшей в школе тридцать лет, "пятерку" потребует. Надо помочь коллеге.
   -Не надо,-сказала Нина Васильевна.- Сама справлюсь.
   И началась незримая игра, а скорее борьба. Как бы Вовка ни отвечал, учительница
ставила ему "пять". Иногда ответы были настолько слабыми,что в другое время она не расщедрилась бы  и на "три", но теперь в журнале красовались крупные, дородные "пятерки". Девятиклассники сначала недоумевали: как же так, некоторые из них отвечают гораздо лучше Зимина, но больше "четверки" никто из них не получал. И все было правильно, никто не обижался. А теперь...Но, как уже было отмечено, народ в классе собрался чуткий, и вскоре девчонки и мальчишки поняли и приняли тактику учительницы. От них ничего пока не требовалось, и они следили за игрой, до поры до времени в неё не вмешиваясь.
   Подходила к концу вторая четверть. На носу был Новый год, радостные хлопоты, бал - маскарад, зимние каникулы. Шёл последний урок немецкого в 9-ом. Нина Васильевна подвела итоги и объявила оценки:
   -Антипова- 4, Бирюков -3,Голубева-4, Григорьева-4, Зимин-5.
Не повысив интонации, не замедлив темпа, она продолжила:
   -Ивлев-3, Кузовлев-3,Фомина-4.
   Среди этих "троек" и "четверок" Вовкинна "пятерка" выглядела чудовищем. Никто не проронил ни слова.Только Таня Фомина,которая была почти отличницей (если б не немецкий) и которая очень нравилась Зимину,так посмотрела на него, что Вовка понял:он для неё больше не существует.
   Учительница тоже это поняла.

   Вечером в школе шумел новогодний бал.
Вокруг Нины Васильевны кружились красные шапочки, одноглазые пираты, цыганки с огромными серьгами в накинутых на плечи разноцветных шалях, хитрые жеманницы времён Петра Великого и даже Евгений Онегин в атласном цилиндре и модном фраке. Одна маска (великолепный ковбой в клетчатой рубашке, широкополой шляпе и высоких сапогах)весь вечер находилась неподалёку,но
подойти не решалась. Вечер заканчивался. Объявили последний танец. Ковбой направился к Нине Васильевне. Танцевали молча, и от этого было неловко. Наконец,
учительница спросила:
   -Эй, ковбой, что не весел? Или боевой дух угас?
Ковбой остановился, снял блестящие маскарадные очки и ,глянув в упор на Нину Васильевну,попросил:
   -Пожалуйста, не ставьте мне больше "пятёрку".
Что-то новое было в его взгляде. Так смотрят маленькие обиженные дети или боль-
ные, уставшие от страданий.
   -Пожалуйста, не ставьте мне больше "пятерок",- повторил Вовка и, повернувшись, вышел из зала.
   Игра закончилась. Учительница победила. Но почему так плохо на сердце? Почему оно болит даже сегодня? Ведь прошло двадцать пять лет. 

   До конца года конфликтов не было, но не было и прежнего Вовки- шебутного, самоуверенного и язвительного. Он как-то отдалился от всех. Класс это заметил, а  также заметил, что Нина Васильевна перестала ставить ему "пятерки".
   Окончив девять классов,Вовка Зимин поступил в металлургический техникум. Вскоре и его родители покинули посёлок. След Вовкин затерялся. Говорили, что он уехал в Сибирь на какую-то стройку.
   Как-то, лет десять назад, пришла Нине Васильевне новогодняя открытка. Не было на ней ни обратного адреса, ни подписи. В конце поздравления аккуратным и четким почерком (она его узнала сразу) было написано: "Спасибо за "пятерку". Но почему ни слова о себе? Что-то не сложилось в жизни? До сих пор живет обида? Вопросов было много.Потому какая-то смутная тревога нет -нет да и шевельнется в сердце при воспоминании о Вовке Зимине. Знает она только одно: случись тот конфликт сегодня,
поостереглась бы ставить ту злосчастную "пятерку."
   -Нин Васильн, у меня опять ничего не получается,-послышался голос с последней парты.- Помогите мне.
   Учительница поправила шторку на окне, улыбнулась и направилась к Сережке Нечаеву.
                ***