Рыбацкие истории. История вторая

Георгий Петько
           Р Ы Б А Ц К И Е      И С Т О Р И И

                История  вторая.

     Мы часто ездили с отцом на рыбалку. Тогда ещё лодочных моторов не было и мы ходили на вёслах, или под парусом, если был хороший ветер. Рыбачили мы на кадолу. Я в рыбацких книгах не нашёл названий таких снастей, ни у знаменитого Сабанеева ни у других. Что такое кадола? Это длинная верёвка, которая ставится против течения реки, на концах которой закреплены большие камни как якоря этой верёвки. Вдоль этой верёвки периодически, через определённое расстояние цепляются кармаки. Кармак, это метр, полтора шнура, к которому привязана толстая леска и к ней привязаны косички длиной несколько сантиметров, на концах которых привязаны крючки, на которые цепляется наживка. Длина лески кармаков выбирается в зависимости от местности и от возможностей рыбака.

      Когда кадола размещена в воде, на берегу выбирается ориентир, чтоб потом по нему определить место нахождения её в реке. Ничего мудрёного. Считай, это многокрючковая удочка, которую закидывают с лодки в любом месте реки.

     Чтобы найти кадолу, рыбак выше по течению от выбранного ориентира, спускает ко дну кошку, это трёх или четырёхсторонний якорёк, который скребя по дну, зачерпывает кадолу и рыбак поднимает её к лодке и цепляет на крючок на корме лодки, который предназначен для удержания лодки на кадоле, она, ведь, заякорена. Потом перебирая по кадоле, рыбак проверяет кармаки, поймалось ли чего-нибудь.

     Не Бог весть какая снасть, но иногда улов бывает приличным. Всё зависит от знаний и опыта рыбака. Надо знать повадки рыбы, характер дна реки, скорости течения, учитывать погоду и много всяких хитростей от которых зависит удача.

     Рыбаков тогда было немного, не то что сейчас. А тех, у кого были лодки и подавно. Когда мы с отцом встречались с лодками других рыбаков, они всегда шутя поднимали пойманную ими рыбёшку и говорили: «Я от Петька откупился, так что ко мне претензий не имей». Это говорило о том, какой славой пользовался мой дед и прадед и теперь уже отец, как рыбак. Даже один из местных островов носил у рыбаков название Петьковый. Отец рассказывал почему его так называли. Всё потому, что ещё мой прадед, дед отца построил на этом острове избушку и практически жил там. Пойманную рыбу привозил домой и снова уезжал на остров. Короче был профессиональный рыбак, за счёт этого и жила его семья.

     Однажды мы встретили лодку, в которой находилось два брата, забыл уже как их звали. Они промышляли ловлей сома на квок. Что это такое? Как описано в рыбацких книгах, это звук, который издаёт самка сома, когда подзывает себе пару для спаривания, то есть, для оплодотворения выметанной ею икры. Это как в марте коты мяукают,  подзывая подругу для любовной встречи.

     Эти два брата то ли возвращались ни с чем, то ли только выехали на рыбалку, но сказали: «Извини, брат, но мы от тебя ещё не откупились, будем должны, так что пока претензий к нам не имей.» Мы, конечно, посмеялись, пожелали друг другу ни хвоста ни чешуи и разошлись как в море корабли. Что интересно, когда я сам выезжал на рыбалку, трусить кадолу (трусить, это значит проверять, что поймалось), мне никто не говорил о том, что он уже откупился, хотя многие уже знали, что я сын знаменитого рыбака. Видно, не заслужил я ещё такого уважения, как отец или мои предки.

     Когда я начал расспрашивать отца об этих рыбаках, он мне рассказал о них интересную историю. Ловили они сома на квок в Кантаревах, это одна из проток Днепра, которая с севера огибала остров Петьковый и снова впадала в Днепр поблизости от устья реки Псёл.

     Технология ловли на квок состоит в следующем: рыбак в одной руке держит крепкий шнур, на конце которого привязан груз и большой крючок с наживкой, а другой рукой управляет лодкой веслом, причём так, чтоб не дай Бог не стукнуть веслом о лодку, чтоб не испугать сома и вообще не создавать шума. Периодичеси, поднимая шнур и беря его в рот, освободившейся рукой, рыбак, стуча по воде ложкой (это вырезанная из дерева рукоятка, на конце которой вырезано нечто в виде подковки, или сердечка), создаёт звуки типа как хлопок от пробки, когда открывают бутылку вина. Затем, вынимает изо рта шнур, держит его и старается ощутить клёв, как что-то дёргает шнур, вот тут подсекает и сом попался. Осталось его выудить в лодку. Порой так лодка плывёт по течению большое расстояние, пока или что-то клюнет, или всё проходит впустую.

     Я как-то попытался вырезать себе такую ложку, но у меня не получались такие профессиональные звуки, как требовалось. И я бросил эту затею.

     Так вот, ловили браться сома в Кантаревах и однажды у них клюнул такой сом, что они вдвоём вытащить его не смогли. Они только привязали шнур на крючок на корме лодки и сом стал таскать лодку вдоль всех Кантарев, то вверх, то вниз, то поперёк, да с такой скоростью, как будто её тянул мощный мотор. Потом сом подплыл к берегу и запутался в кустах вербы, которой много росло по берегам. Он долго дёргал шнур, пока он не перетёрся возле крюка на корме и оборвался. Братья так и не увидели, что за рыбина такая мощная попалась. Но, потом дней через пять люди видели в том районе на берегу уже тухлого сома величиной с лодку. У него в пасти был большущий крючок, свинцовый груз и обрывок шнура. Братья потом узнали свою снасть. Не мудрено, что такой громила так таскал лодку по проливу. Вот такие сомы водились тогда в Днепре.