Золотая эпоха БДТ. Товстоногов и Смоктуновский

Версий окончательного ухода Смоктуновского из БДТ много. Главной из них считается непреодолимая тяга к кинематографу, где ему предлагались разные роли и он мог выбирать. Самой убедительной версией стал рассказ критика Бориса Поюровского, в котором ни слова не говорится о причинах ухода Смоктуновского из БДТ, но эти причины возникают в повествовании сами, во всех логических сцеплениях.
После одного из спектаклей "Идиот" Борис Михайлович зашел к Товстоногову:"Пока мы обмениваемся впечатлениями и говорим на разные темы, приоткрывается дверь и на пороге появляется Смоктуновский.
 -Можете меня поздравить. Сегодня, наконец-то, приняли фильм "Друзья и годы".
 -Очень рад, поздравляю!
 -Дело в том, что режиссер Соколов, который снял эту картину, сейчас какое-то время будет совершенно свободен. Мы тут наметили с ним распределение ролей для "Живого трупа". По-моему, может получиться занятный спектакль.
 Смущенно улыбаясь, Смоктуновский извлек из кармана сложенный вчетверо лист и протянул его Георгию Александровичу. Тот не пошевелил пальцем. Таким образом протянутая рука Смоктуновского на какое-то время повисла в воздухе. Товстоногов выдерживал паузу. Он глубоко затянулся. Веки сперва заметно сузились, затем невероятно расширились. Мне даже показалось, что глаза его готовы вырваться наружу. Георгий Александрович снял очки, выпустил дым через ноздри и внешне совершенно спокойно сказал:
 -Вот сейчас, когда вы выйдете  на Фонтанку, спуститесь всего один квартал до площади Ломоносова, а оттуда уже буквально два шага сделайте по улице Росси до служебного подъезда Александринки. Там спросите, как пройти к Леониду Сергеевичу Вивьену. Он всячески приветствует актерскую инициативу и , я уверен, ваше предложение может его заинтересовать. Что же касается нашего театра, то здесь, извините, я решаю все сам, абсолютно единолично. И что ставить, и как. И кому играть. Так уж не взыщите..."
 Так произошло столкновение двух личностей, конфликт императора и подданного великой империи,вздумавшего не бунтовать, не требовать-упаси Бог!-но делать только то,что считает нужным для себя.
 Это был подавленный бунт. Может быть, слишком жестоко подавленный? -Нет!
 "Я решаю все сам, абсолютно единолично",-в этом и была сила империи под названием БДТ...
 И в том, что Товстоногов именно так поступил в совсем непростое для себя и театра время видится проявление его мощного чувства собственного достоинства. Уход Смоктуновского был для режиссера мучителен, но все же это была еще одна, пусть и очень трудная, победа над обстоятельствами во имя своего театра.
 / Из книги Натальи Старосельской /
     За долгую жизнь в театре Товстоногов пережил немало горьких минут расставания с актерами.  Ушли Доронина, Олег Борисов, Юрский, Смоктуновский. Режиссер переживал. "Вопрос в том, чтобы эти актеры при всей боли и горечи, которая есть, - признавался Товстоногов, - чтобы от их ухода им было хорошо".
     Виталий Вульф - театровед, автор и ведущий программы "Мой серебряный шар" констатировал: - "Можно сказать, что все они искали лучшего, насытившись режиссурой Товстоногова, но в Москве  никто не достиг более высокой планки".
     "Георгий Александрович царил в своем театре.  Некоторые называли его тираном. Он был нетерпимым и властным в работе" - вспоминает актриса Елена Попова. "Но мы все добровольно соглашались на его тиранию.  Иначе Большой драматический театр не стал бы тем явлением, каким он стал".


Рецензии
Для меня, описанный Вами эпизод - не известен. Почерпнул немного нового о любимом театре.Успехов.

Виктор Владимирович Зубарев   09.11.2019 20:48     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.