У-за. Пьеса из жизни образованцев. 1

Ермолаев Валерий
               
Пьеса в 3-х действиях

               
               
 У-За
               
(из жизни образованцев)

                «Не смотри, что в ранце дыра –
                Иди вперед и кричи: ура!»
                Козьма Прутков               
               

Действующие лица:

   
Вседирик - первый директор над У-За (Уза - над- Уза)

Дирик - руководитель  учебного заведения (У-За)

Задирка – заместитель Дирика      
      
Лазарь-первый клон

Бэкон-ученый-энциклопедист

Клон-второй клон

Пяйц - первый яйцеклеточный брат

Вяйц - второй яйцеклеточный брат

Придирик - директор-арендатор в У-за (Уза -в -Уза)

Запридирик - заместитель Придирика

Верста - первый хозяйственник Уза- в- Уза

Кошель - второй хозяйственник Уза- в- Уза

Иосиф - директор тихой воды (бассейна)

Бандит – крышующий по У-За

Татарин – крышующий по Уза-в-Уза

Маша-преподаватель физвоспитания в У-За

Слон - подполковник службы налполучения

Моська - полковник службы налполучения, начальник Слона

Генерал - работник ОГПО (Очень Главного Правоохранительного  Органа)

Опер - помощник Генерала

Фил - министр Все-Уза (плохих, средних, хороших)

Киса - заместитель министра Все-Уза

Анис - начальник средних Все-Уза


Словарик для необразованцев:

               
У – за – сокращенное  словосочетание «Учебное заведение».
               
Дирик – директор.
               
Все – Уза – министерство образования.
               
Уза – в – Уза – комплекс из двух или более У-за.

 
                Схема управления У-За

                Все-Уза (Фил)
                Все-Уза (Киса)
                (плохие, средние, хорошие)
                Все-Уза (Анис)
                (средние)
                Уза – над - Уза (Вседирик)
                У - За (Дирик)
                У - За (Задирка)
                Уза – в - Уза (арендаторы)
                Придирик
                Запридирик
                Верста
                Кошель                1

               
               
               
               
Действие I
               
Картина 1
               
Средиземное море.
               
Пустынное побережье близ города Ларнака.
               
Явление 1.
               
Лазарь (один на берегу) в древнем еврейском одеянии.

Лазарь (восторженно)
Как дышит море! Вроде бы тихо, спокойно и величаво, едва - едва всплескивая барашками волн, а чувствуется внутренняя ярость. Это века собрали и растворили в нем все беды и страсти. Глубина величия и жуткая  тоска. Ласковая волна, откуда ты пришла? Может - быть, ты докатилась с моей родины... Там есть город Вифания... И если идти от него на запад, то там тебя встретит такое же море...
Ах, море…  море...  давно ты не приносило весточку об Иисусе. А я все живу и живу. Говорят, сейчас тринадцатый век пошел, а мне все равно... жизнь продолжается. И, кому какое дело до моей смерти и воскресения.

(Простирает руки к морю и читает стихи).

Есть чудо жизни, смерти, воскресения,
Спасителем нам данное по плану,
Так и в тебе, о море, нет изъяна,
В твоем спокойствии, в твоем волнении...

(Вдали появляется фигура человека, которая приближается к Лазарю. Человек одет в современный костюм, рубашку с галстуком и черные лакированные туфли).
               
Явление 2.
               
Клон, Лазарь

Клон
Здравствуй, Лазарь! Наслышан о тебе на этом берегу.
Лазарь
Здравствуй незнакомец! Кто ты? Из каких стран сюда пришел или приплыл?
Клон
Зовут меня Клон. Приплыл я сюда с севера, из далекого города Оксфорда. Учитель и мой создатель  назначил мне здесь встречу. Именно сюда он должен прилететь.
Лазарь
Твой учитель изобрел способ, как летать с помощью птичьих крыльев? Многие пытались повторить полет птиц, но разбивались. Не перевелись в мире шарлатаны.
Клон
Мой учитель сделал воздушную птицу из дерева, у которой неподвижные крылья, а впереди лопасти похожие на весла, эти весла вращаются по кругу и поднимают птицу вверх.
Лазарь
Странно... Что же заставляет вращаться лопасти?
Клон
Этого я не знаю. Учитель говорил, что в брюхо птицы он запрятал какое-то колесо особой конструкции,  и котел, дающий дым, а этот  дым падает на колесо, которое и  вращает весла.
Лазарь
Мудрено объясняешь. Ничего понять не могу. Действительно странное изобретение, неужели такое можно создать, чтобы как птица летать по воздуху?
Клон
Очень даже можно, сам скоро увидишь. Учитель скоро прилетит.
Лазарь
И как же зовут твоего учителя?
Клон
Роджер Бэкон. Он учился в Оксфорде и изобрел массу полезных вещей.
Лазарь
А чему он тебя научил?
Клон
Меня он научил трудиться.
Лазарь
Многие люди проводят жизнь свою в трудах праведных. Рыбаки и моряки, скотоводы и виноградари. Ничего особенного в этом нет. Любой труженик достоин уважения. Ты-то над чем трудишься?
Клон
Я тружусь и тружусь... Клонирую земную жизнь.
Лазарь
Непонятное занятие. Уж не алхимия ли? Что значит «клонирую земную жизнь»?
Клон
Я из частичек животных,  растений и людей создаю таких же животных, растения и людей.
Лазарь
Ты копируешь природу? Но зачем? Тебя кто-то обязал это делать?
Клон
Меня научил это делать мой учитель, чтобы я трудился.
Лазарь
А зачем?
Клон
Таковы законы жизни.
Лазарь
И ты создаешь людей по их подобию? Но кто же им вдыхает душу?
Клон
Этого я не знаю, да мне это и не нужно. Моя задача трудиться, трудиться и трудиться... Как приказал мне великий учитель, как научили меня его труды...
Лазарь
Иисус тоже трудился, когда меня воскрешал...
Клон
Этого никто не знает.  Может, что по этому поводу Роджер Бэкон разъяснит, когда прилетит сюда, все-таки он ученый монах. Его считают великим магом, старающимся разгадать тайну природы. Он создает энциклопедию науки, объединяя в единое непротиворечивое целое математику, физику, медицину, мистическое озарение... Его знания от Бога и нет его ученей...
Лазарь
Бог не дает знания, Он дает веру.
(Высоко в облаках появляется самолет. Клон, увидев его, машет руками).
Клон
Сюда! Мы здесь! Учитель, спускайся сюда.
Лазарь
Действительно странная и большая птица. Никогда такой не видел. А за ней дым тянется. Чудеса, да и только! А крылья-то неподвижны, а внизу я вижу колеса. Она на них уже по берегу катится. Действительно твой учитель великий изобретатель.
Клон
Давай подойдем к птице поближе.
               
(Приземлившийся самолет).

               
 Явление 3.
               
Роджер Бэкон, Лазарь, Клон.

Бэкон
Вот и, слава Богу. Благополучно я долетел. Здравствуйте дорогие друзья. Здравствуй Святой Лазарь. Здравствуй Клон.
Лазарь
Здравствуй, великий ученый, маг и звездочет.
Клон
Здравствуй, учитель.
Бэкон
Давно я здесь не был. Теплое море, а ночью такое звездное небо! Чаша мироздания! Какая большая чаша!
Клон
Учитель, я вижу, вы привезли какие-то инструменты, значит, вы намерены здесь серьезно заняться наукой?
Бэкон
Я всегда занимаюсь наукой и инструменты те или иные всегда со мной. Помогите мне, мои друзья, их выгрузить.

(Выгружают инструменты, треножники, зеркала ...)

Вот приборы привез... хочу кое - что проверить и сделать один очень важный эксперимент. Небо здесь чудесное. Днем яркое солнце, ночью яркая луна и звезды. Все это на руку. Но об этом потом. Хотите посмотреть мои новые изобретения?
Клон
Еще бы! Ты ведь всегда изобретаешь что-то необычное, такое, до чего все человечество додуматься не может.
Лазарь
Вот эта деревянная птица... Чудеса, да и только! Твой ум ушел вперед на многие сотни лет!
Бэкон
Может быть... может быть... Но вот смотрите...

(Бэкон устанавливает на берегу раскладной столик, на который выкладывает различные приборы, достает треножник с основанием, и к нему крепит вогнутое зеркало большого диаметра)

Лазарь
Лаборатория на берегу моря!
Бэкон
Сейчас, сейчас я буду вас удивлять.
Клон
Я удивлен уже одним видом приборов. А что это за коричневый порошок? Случайно не перец из Персии, и запах у него какой-то странный.
Бэкон  (смеется)
Что порошок  да, но, думаю в будущем, будет поострее, чем перец. Вот смотрите. Я направляю зеркало на солнце, от него образуется тонкий лучик. Пятнышко этого лучика я направляю на порошок...   

(Порошок вспыхивает и сгорает с едким пламенем и дымом)

Лазарь
Какой яркий свет... и как  запахло горелым...
Бэкон
Это порох, он сгорает со взрывом, в нем таится страшная сила, которую можно использовать против врагов. Я изобрел порох, занимаясь изучением состава веществ.
Лазарь
А что это за зеркало?
Бэкон
О! Это замечательное зеркало! Оно сделано из золотых пластин. Видите как оно вогнуто и отполировано. Я начал его делать еще в Оксфордском университете.
Клон
А для чего оно нужно? Порох поджигать?
Бэкон
Не только для этого. Для очень многих исследований. Зеркало отражает видимые и невидимые энергии, тонкие излучения человека, оно даже усиливает их.
Лазарь
Но это же свойство почти всех зеркал!
Бэкон
Браво, Лазарь! Если бы ты не был епископом, то наверняка стал бы замечательным ученым. В том - то и дело, что у вогнутых зеркал есть одна особенность. Все дело в фокусе!
Клон
Фокус? Ты хочешь показать фокус? И ради одного фокуса, ты соорудил такую сложную и дорогостоящую вещь?
Бэкон
Успокойся, Клон, это совсем не тот фокус-покус циркачей, о котором ты думаешь. Это геометрическое понятие. Фокусом называется место в пространстве, где пересекаются отраженные лучи.
Лазарь
И что это дает для науки?
Бэкон
С помощью вогнутого зеркала я увидел в небесах  звезду, имеющую форму улитки. Она расположена между пупом Пегаса, бюстом Андромеды и головой Кассиопеи. Я понял, что это внегалактическая туманность...
Клон
Ты дал имя этой туманности?
Бэкон
Может быть, в будущем ее назовут Туманность Андромеды. Не это главное.  Главное в другом. Когда я работаю с этим зеркалом, я чувствую, что мы с ним одно целое. Человек и зеркало. Довольно сильный сплав получается. Я как бы помещаюсь в фокус моих собственных отраженных излучений и передо мной всплывают странные видения. Некоторые из них относятся к прошлому, некоторые к пространственно удаленному настоящему.
Лазарь
А будущее ты видишь в этом зеркале?
Бэкон
Я не занимаюсь ясновидением, но знаю, что многие прорицатели используют вогнутые зеркала. С помощью них они предсказывают будущее. Считается, что самым надежным для этого является зеркало Соломона. Оно выполнено из вогнутой полированной стали.
Лазарь
Я слышал, что с помощью больших вогнутых чаш вызывали духов давно умерших. Так в Греции обнаружили пещеру глубоко под землей. Самой интересной находкой там были остатки огромного бронзового котла. Его внутренняя часть была хорошо отполирована. Предания говорили, что с помощью такого котла вызывались видения размером в человеческий рост.
Бэкон
Маги и колдуны полагают, что вогнутость позволяет собрать в одном фокусе некий астральный свет, а там, где происходит сосредоточение света, появляется эфирный фокус-узел вибраций эфирной среды. И если в этом фокусе находится глаз человека, то через некоторое время его хозяин приобретает способность к ясновидению.
Клон
Значит, зеркало усиливает посылаемые человеком мысли?
Бэкон
Зеркало может сжимать время. Тогда мы легко можем оказаться в будущем. Вот смотрите и сосредоточьтесь. Видите? Видите?...
Клон
Я вижу, учитель, вижу!
Лазарь
И я вижу! Вот в небесах всплывает как лебедь цифра два!
Клон
А вот словно круглое солнце плывет нолик, а за ним снова нолик в виде полной луны!
Лазарь
А за луной и солнцем снова лебедь!
Бэкон
Поздравьте себя, мои дорогие друзья, мы сжали время и сейчас находимся в 2002 году, в начале двадцать первого века! Вы только посмотрите, что делается на небесах!

               
 Картина 2.

(На небе появляется гигантская картина кабинета... Картина занимает полнеба, но потом начинает кружиться и постепенно все исчезает. Сцена берега моря заменяется обычным кабинетом с современной офисной мебелью. Здесь же висят три картины. Одна из них изображает воскрешение Христом Святого Лазаря, вторая - изображает научную лабораторию, в которой ученый, одетый в мантию и ученик склонились над стеклянными ретортами. Рядом с ретортами на столике стоит микроскоп. Ученый и ученик похожи на  Бэкона  и Клона. Третья картина представляет собой портрет Путина в строгом сером галстуке и пиджаке. Кабинет освещен лучами заходящего солнца, и все предметы дают длинные тени.)

            В кабинете появляются три темные  движущиеся тени. В очертаниях движущихся  теней просматриваются очертания Бэкона, Лазаря и Клона. Когда тени перестают двигаться они становятся невидимыми.
 
               
Явление 4.

Бэкон
Друзья мои, мы с вами в другом веке, поздравляю вас!
Клон
Смотрите, учитель, это же наша лаборатория в Оксфорде, где мы с вами занимались клонированием!
Лазарь (протягивая руки к картине со своим воскрешением)
О, Иисус! Где же ты? Мой единственный и вечный друг!
Клон (указывая на портрет Путина)
А это кто такой? Почему он без парика? Это же неприлично рисоваться лысым!
Бэкон
Видимо это верховный правитель этого времени. Портреты правителей, царей, королей и прочих знатных особ всегда вешают в кабинетах, что бы показать, кто за кем и над кем стоит.               
Бэкон
Смотри-ка, хоть люди здесь и помельчали, а приборы такие же, как у меня. Вот, гляди-ка и микроскоп здесь!
Лазарь
Что это такое?
Бэкон
Это такая труба, видите, а в нее вставлены специальные стеклышки. В такую трубу можно мельчайшие пылинки рассмотреть. Я первым в мире сделал чертеж такого микроскопа и построил его. И когда я взглянул через него на каплю воды, я увидел, что в мельчайшей капле идет жизнь.
Клон
А можно посмотреть в эту трубу?
Бэкон
Сейчас, настрою... смотри...
Клон
Здесь какие-то клетки... и они движутся...
Бэкон
В мире нет покоя.
Лазарь
Но суеты в мире много.
Бэкон
С помощью микроскопа и других приборов мы не только познаем тайны природы, но и вмешиваемся в ход неведомой жизни. А жизнь человека это особенная загадка, и кое-что я в ней разгадал.
Лазарь
Ты разгадал, как Иисус воскрешал людей из мертвых?
Бэкон
Когда я проник в сущность вещей, то понял, что человек состоит из клеток.
Клон
Но об этом знали многие ученые. Древние греки, например, всегда искали первооснову, правда, они по разному ее называли.
Бэкон
Знаю... знаю... Но и древние греки были связаны с еще более давней культурой. Вот, Фалес, например... Он провозглашен был первым из семи мудрецов. Он учил, что все возникло из воды, которая одушевлена, а значит и в мире все одушевлено. Еще мудреней философствовал Анаксимандр со своим апейроном... Ну, да Бог с ними!
Лазарь
Но как это связано с жизнью? Жизнь и душу человеку дает беременная женщина, с нее начинается ток и движение жизни.
Бэкон
Я не понял, что ты имеешь ввиду под движением?
Лазарь
Аристотель считал, что плод оживает, когда начинает двигаться, он вел отсчет жизни с сорокового дня после зачатия мужчин и с восьмидесятого - для женщин.
Бэкон
Я рассматривал в микроскопе семя человека и узнал, что в клетке есть ядро.
Клон
И ты понял, как зарождается жизнь?
Бэкон
Я научился ее зарождать. Человека можно клонировать.
Лазарь
Как это понять? Можно создать человека из его клетки? Иисус меня клонировал?
Бэкон
Этого я не знаю. Клонирование проводится в несколько стадий. Речь идет об изъятии ядра женской половой клетки, перенесение в нее ядра телесной клетки клонируемого и внедрение эмбриона суррогатной матери. Сложность представляет лишь запуск процесса деления клетки с имплантированным в нее ядром...
Лазарь
Боже, как все сложно и непонятно...
Клон
Эмбрион... суррогатная мать... ядро... клонирование... тут целая наука!
Бэкон
В этой науке скрыто очень много тайн о человеке. Самые проблемы возникают по достижении эмбрионом возраста двух недель, именно на пятнадцатый день у него начинает формироваться позвоночник. До того как это происходит плод можно разделить на две части и получить в итоге однояйцовых близнецов.
Клон
А можно слить два зародыша в один?
Бэкон
Да, до пятнадцатого дня можно это сделать. Далее идет превращение зародыша в индивидуальность.
Лазарь
Но что все-таки произошло со мной? Моя смерть была остановлена Иисусом?
Бэкон
Все, что с тобой произошло, написано в Евангелие. А сверх этого никто ничего не знает. Один Христос знает. Я  же знаю только, что смерть наступает не тогда, когда перестает биться сердце и дышать легкие, а когда прекращает жизнедеятельность мозг. При этом органы и ткани продолжают жить и оставаться пригодными для пересадок. Но как в тебе, Лазарь, Иисус запустил механизм жизни - это тайна. Величайшая  и сокровенная тайна. Только самый высочайший разум это мог сделать! Я знаю также главное - каждая человеческая клетка несет в себе неразрывную частицу духа Божьего.

               
Картина 3
               
Берег моря.
               
Явление 6
               
Бэкон и Клон.
               
Расставляют инструменты.

Бэкон
Ну, начнем с божьей помощью.
Клон
Что-то я волнуюсь. А вдруг не получится?
Бэкон
Если долго мучится, то что-нибудь получится!
Клон
Вы всегда с прибаутками... и совершаете гениальные открытия... Просто удивительно!
Бэкон
Когда много экспериментируешь с человеческой жизнью, то становишься циником. Режешь и думаешь, что и тебя когда-нибудь кто-нибудь разрежет и выпустит наружу кишки...
Клон
Вы, ученый с мировым именем, а такое говорите...
Бэкон
Не очень-то и много я знаю... самую малость...
Клон
Если бы каждый столько знал...
Бэкон
Есть знают и больше, например Аверроэс из Андалусии, Гроссетест из Оксфорда...
Клон
Позвольте не согласиться. Кто лучше вас знает все вещи на небесах и под ними! Вы знаете лекарства и алхимию, сведущи в литье металлов и в обработке золота, серебра и всех минералов. Вы знаете все о службе в армии, оружии и охоте. Я знаю, что вы изучали сельское хозяйство, межевание и возделывание земли, а, кроме того, знаете волшебства и гадания...
Бэкон
Все это пустое.
Клон
Но вы изобрели телескоп и микроскоп! Даже очки!
Бэкон
Книгу природы трудно читать без инструментов... но и в очках всего не разглядеть. Увы, человек ограничен.
Клон
Как может быть ограничен человек, который столько знает?!
Бэкон
Потому, что есть Бог и совершенная истина нам недоступна.
Клон
И, тем не менее, для своих учеников вы провозглашаете мощь разума, советуете обращаться к опыту. Опытная наука для вас основа всего.
Бэкон
Но универсальная наука, прежде всего теология. Прав Августин, который считал теологию единственной всеобщей мудростью, охватывающей все знания.
Клон
Но сейчас мы все-таки делаем эксперимент.
Бэкон
Да... вот под этим микроскопом, специально мной изготовленным, мы с тобой разделим клетку на две яйцеклетки и получим двух близнецов.
Клон
Мы создадим двух искусственных близнецов без матери?
Бэкон
Да. Эти знания мне передали существа, прилетевшие с красной планеты. Ты подготовил раствор?
Клон
Раствор у меня готов, инструмент тоже, активная среда для последующего деления клеток... вот она...

               
(Склоняются над микроскопом)

Бэкон
А...вот... вот... вот так ребятки... пополам вас...
Клон
Боже, вы из одной сделали две клетки, и они растут... прямо на глазах!
Бэкон
Активная cреда быстро заставляет их расти. Еще минутку и ...вы увидите чудо  -  зародыш человека! Точнее двух близнецов.
Клон
Не может быть!
Бэкон
Так... так... так... вот и зародыши!
Клон
Чудеса!
Бэкон
Для этого века, а может быть и тысячелетия это будет чудо... но потом людей научаться делать из клетки.
Клон
А как же страсть, любовь?
Бэкон
Это не наши проблемы... Как - нибудь обойдутся без страсти и любви!

(Переливает раствор из колбы в большой стеклянный сосуд)

Растут как на дрожжах... Ну, Клон, видите, что это близнецы?
Клон
Потрясающе! И как быстро растут! Уже и сосуда им мало!
Бэкон
Для этого мы и позаботились о бочке. Ни одному же Диогену иметь такое жилье.
Клон
Но это уже малыши?! Прямо на глазах выросли, как в сказке! Вы, учитель, выдающийся ученый, маг и чародей.
Бэкон
Природа копилка всевозможных тайн, которые мы время от времени находим, а чудеса творит бог.
Клон
Но как мы их назовем?
Бэкон
Это яйцебратья! Так их и назовем... Первый Яйцебрат и Второй Яйцебрат. Хотя кто первый , кто второй - сплошная условность.
Клон
Длинновато получается. Может, сокращенно, назовем Пяйцебрат и Вяйцебрат?
Бэкон
А может, еще проще сократим? Пяйц и Вяйц.
Клон
Замечательно! Когда же они говорить начнут?
Бэкон
По моим предположениям, на следующий день.
Клон
И их не надо учить речи?
Бэкон
Речь заложена в клетках изначально.
Клон
Нет слов!
Бэкон
Оставим все, как есть и пойдем отдохнем после работы.
Клон
Не знает человечество, что вот здесь, на берегу моря, открыта новая эпоха. Эпоха создания искусственного человека. Исчезнет страсть. Мужикам женщины не нужны будут. Человеки будут расти как тесто на дрожжах!
Бэкон
Человечество будет глупеть! От года к году, от столетия к столетию и когда станет совсем глупым быстро выродится.
Клон
И что дальше?
Бэкон
А ничего! Наконец-то голова человека примет то значение, которого она заслуживает.
Клон
Голова будет миром? Вселенной?
Бэкон
Напротив. Голова будет предназначена лишь для того, чтобы ей есть!
Клон
Как одна голова это будет делать?
Бэкон
Нет,  не одна голова, помощь ей понадобиться... вилки, ложки, китайские палочки.
Клон
Вы как всегда смеетесь! Это с вашей-то верой в разум!
Бэкон
Ах, мой друг, в каждой шутке есть доля истины. Сжав время, мы можем посмотреть, что будет с Пяйцем и Вяйцем, скажем, лет через восемьсот. Вот через это зеркало и увидим.
               
 Занавес