говорящие часы

Любовь Красова
Света часто опаздывала в школу. Вечно у неё были оправдания:
- Я не виновата, мама. У меня будильник не прозвенел.
- Странно, - говорила мама, брала будильник, проверяла его, - нормально работает. Ладно. Пойдём другим путём. Раз ты будильника не слышишь, буду сама тебя будить перед работой.
- Ой, как рано! Я не высплюсь. Мне утром поспать хочется.
- Делать нечего. Привыкай рано вставать. А чтобы выспаться, ложись пораньше.
Мама теперь будила Свету перед выходом на работу. Но Света всё равно умудрялась опаздывать.
- Как же так? – Возмущалась мама, - я же тебя перед уходом на работу разбудила!
- Я не успела, - оправдывалась Света, - завтракала долго. Ты же говоришь всегда, что надо тщательно пережёвывать…
Мама стала ещё раньше будить дочку, кормить завтраком и, уходя, строго наказывать:
- Смотри, не опоздай в школу.
И снова учительница звонила ей и сообщала, что Света опоздала.

Мама принесла большую красивую коробку.
- Что это, мамочка? – подбежала радостная Света.
- Умные часы.
Мама распаковала часы, вставила в них пальчиковые батарейки и повесила на стену. Часы громко тикали. Света растерянно смотрела и не могла понять, что же в них такого умного. Мама сказала:
- Как у тебя сегодня дела, доченька?
- Всё хорошо, мамочка.
- Сейчас проверим. Скажите мне, часики, правду моя дочь сказала?
Часы сердито тикают:
- Тик-так! Тик-так!
А Свете слышится:
- Не так! Не так!
Мама строго посмотрела на дочь и сказала:
- Часы говорят, что ты обманываешь меня. Опять в школу опоздала?
Хотелось Свете соврать, да ведь часы всё равно выдадут врушку. Покраснела она и с трудом выдавила из себя:
- Я нечаянно. Просто долго одевалась…
А часы снова за своё:
- Не ври! Не ври!
Вздохнула Света тяжело и прошептала:
- Опять я, мамочка, в школу опоздала сегодня, сама не знаю, почему.
Мама начала сердиться:
- Значит, я теперь сама должна тебя перед работой в школу отводить?
- Ой, как рано! Что же я там буду делать так долго?
Мама стала закипать, а тут ещё эти вредные часы ей поддакивают:
- Не зли! Не зли!
Видит Света, что пора оставить маму одну, да и часы тоже с ней согласны:
- Уйди, уйди!
Повернулась девочка и побрела в свою комнату, понурив голову. Села за стол. Вроде уроки надо учить, а почему-то не хочется. Мама на кухне кастрюлями загремела. Сейчас есть позовёт. Сидит Света, ждёт. А мама что-то не зовёт её. Что такое? Оглядывается, а мама в дверях стоит, на дочь свою любуется:
- Почему уроки не делаешь?
- Нам ничего не задали, - поспешила Света с ответом. Забыла про умные часы. А они опять её на чистую воду вывели. Тикают громко-прегромко, ябедничают.
- А, я забыла. Сейчас сделаю. Три задачи и несколько примеров.
- И всё? - строго спросила мама.
- Нет, сейчас математику сделаю, потом упражнения напишу. А ещё стишок надо выучить. А можно я сначала пообедаю?
- Идём. Мой руки перед едой.
Пока обедали, Света забыла про своё враньё, и снова стала улыбаться. Когда она всё доела, мама спросила:
- Так что, завтра рано будить? Пойдёшь со мной вместе?
- Нет, мамочка, я сама в школу пойду. Я не опоздаю. Честное слово.
- Смотри. А то мне часы всё расскажут.
Света выполнила домашнее задание и попросила маму почитать ей. Мама подумала немного, выбрала на полке одну книжку, и уселись они рядышком на диване, обнялись и стали читать. Книжка для Светы оказалась новой. «Сказка о потерянном времени». Света внимательно слушала, переживала за детей, боялась, что они не успеют расколдоваться и останутся стариками. Но всё обошлось. Мама дочитала и спросила:
- Как ты считаешь, есть у нас тут такие дети?
- Какие?
- А про каких я тебе детей сейчас прочитала?
- Ну, они… такие…
- Такие, как ты.
- Какие?
- Ленивые, не собранные, время зря тратят, в школу опаздывают, плохо учатся.
- А я разве такая?
- Сама подумай. Возьми книжку и разберись.
Мама пошла на кухню, а Света стала рассматривать картинки в книжке и думать. Неприятно было признавать, что всё правда. В школе учительница Свету ругает, дома мама, а теперь ещё и эти умные часы появились.
 И тут она заметила, что снова стала слышать, как громко тикают эти противные часы. Вот только что их совсем не слышно было. Слушала сказку, переживала, ничего больше не слышала. А сейчас вовсю растикались. Света погрозила им кулаком.
За ужином мама попросила дочку рассказать стихотворение.
- Какое стихотворение? – растерялась Света.
- Ты же должна выучить на завтра. Сама говорила.
- Ой, я забыла.
- Ну вот, ни в чём тебе доверять нельзя! Ты же сказала, что выполнила домашнее задание.
- Я выполнила. Только стишок забыла.
- Так, неси свои тетрадки. Я проверю, как ты письменные уроки приготовила, а ты стихи учи.
С математикой не всё гладко вышло. Пришлось решать заново некоторые примеры и одну задачу. И в упражнениях мама нашла ошибки. Ещё и стишок не хотел запоминаться.
- Учи, учи! Надо было сразу проверить тебя, а не тянуть до вечера. Не думала я, что нельзя доверять собственной дочери. Будешь, как те дети из сказки?
- Не буду. Я исправлюсь.
Мама несколько раз сама прочитала вслух стишок, потом заставила Свету повторить, а потом сказала:
- Ладно, ложись спать, а завтра пораньше встанешь и ещё повторишь.
Света была так недовольна, что не могла уснуть и постоянно слышала громкое ворчание часов:
- Не спи, не спи! Учи, учи!
- Мама, мне часы мешают уснуть. Они очень громко тикают.
- А я их и не слышу совсем. Не хитри, закрывай глаза. Раз не спится, повторяй стихи. Мама села рядом со Светой, три раза повторила стихотворение и та сразу уснула.
Утром мама пораньше разбудила дочку, посадила завтракать, а сама интересуется:
- Запомнила стихи?
Света жуёт и кивает головой, мол, запомнила. А часы опять ябедничают:
- Не верь, не верь!
Мама говорит:
- Ну, расскажи, - а сама уже на пороге одетая стоит. Вот-вот на работу пойдёт. Стала Света стишок рассказывать, а сама сбивается. Мама ей подсказывает.
- Ну, ещё повторяй. Не выучила,  как следует. Всё, я побежала. Смотри, не опоздай сегодня в школу.
Света думала, что у неё ещё много времени, не спеша поела, неспеша оделась, а потом оказалось, что в двери ключа нет. Посмотрела на часы:
- Ой, ой, времени уже совсем мало осталось, а мне ещё ключ искать.
И тут часы начали её торопить:
- Спеши! Спеши!
Нашла ключ, стала портфель собирать. Часы ещё громче затикали:
- Беги, беги!
Смотрит Света, а она ведь опять, оказывается, опаздывает. Волнуется девочка, чуть не плачет:
- Я же маме обещала, что буду исправляться. Я же честно хотела постараться! Ну почему у меня опять ничего не получается?
Стала она торопиться, а всё равно не выходит ничего. То одно выпадет из рук, то другое забудется. Так и опоздала. Немного. Урок только начался, а тут и Света вошла в класс. Учительница даже улыбнулась:
- Прогресс! Садись. Завтра постарайся ещё раньше прийти.
И всё равно девочка расстроилась. Опоздала же! А обещала маме не опаздывать.
Пришла Света из школы и думает:
- Как мне маму сегодня не расстраивать? А завтра я, честное слово, исправлюсь! Надо, чтобы меня эти часы противные не выдали. Скажу, что я сегодня вовремя в школу пришла. Хорошо ещё, что меня не вызвали сегодня. Стишок ведь мне так и не запомнился, как следует.
Принесла она из кухни табуретку, полезла за часами, сняла их, да только не удержала. Упали они на пол. Слезла Света с табуретки, подняла часы, а они молчат, не тикают. Как же так? Сломались? Что теперь делать? Что я маме скажу?
Побрела она на кухню. Села, задумалась. Захотелось ей чаю с пирожным. Включила она чайник электрический, а он зашумел, завозмущался:
- Ш-ш-шалиш-ш-шь…
Отскочила от него девочка, а потом погрозила чайнику пальцем:
- Ты тоже очень умный? Не вздумай маме на меня жаловаться!
Открыла она холодильник, достала пирожное. Только закрыла дверцу, а холодильник вдруг зажурчал, загудел, затянул длинную песенку:
-  Ври-и-и, ври-и-и, ври-и-и…
Света и ему погрозила:
- Перестань, не вредничай! Сама знаю, что врать не красиво. Я завтра новую жизнь начну, а сегодня не выдавай меня.
Открыла она кран, чтоб руки помыть, а вода полилась с таким громким звуком, таким презрительным укором:
- Фу- у-у!
Света чуть не плачет:
- Отстаньте, и без вас настроение плохое!
И тут вдруг кто-то громко постучал по батарее:
- Так, так, так, так, так!
У Светы даже сердце ёкнуло от неожиданности. Она вдруг как закричит:
- Да вы что, сговорились все, что ли! Ну ладно! Не буду я врать маме. Честно ей скажу, что это я часы сломала. Нечаянно. Я не хотела. Я думала их просто на кухню унести, чтобы они мне не мешали уроки делать. А то тикают, сосредоточиться не дают.
 Села она за стол, положила на него руки, а на них голову, и заплакала. Так ей горько стало. Если бы она не разозлилась на часы и не полезла их снимать, то ничего бы и не случилось. Зачем она только связалась с ними! Если бы можно было вернуть всё назад, она бы не стала их трогать. Пусть они себе тикают, а она не будет их слушать. Будет уроки учить, стараться. Эх, жаль, что уже ничего не исправить.
Успокоилась Света, налила себе чаю, пирожное съела. А всё равно никакого удовольствия. Пошла уроки делать. Сидит, старается без ошибок писать. Проверяет написанное. Всё прочитала, нарисовала осенний лес в альбоме. Даже устала. Дай, думает, отдохну.
Прилегла на минутку, да и заснула. И снится ей, что входит она в квартиру, а на стене опять часы висят. Целёхонькие. Тикают себе, как ни в чём не бывало. Она к ним. Спрашивает:
- Вы что, не сломались разве?
- Нет-нет! Нет-нет!
- А я что, разве вас не роняла?
- Не ты!  Не ты!
- Вот здорово! Значит, мама не будет на меня сердиться?
- Нет-нет! Нет-нет!
- Ну, тогда давайте мириться.
- Давай! Давай!
И вдруг Света проснулась и в испуге вскочила:
- Я же не убрала часы и табуретку! Мама увидит – расстроится. Надо убрать.
Глядь, а часы висят на своём месте и снова тикают. И табуретки нет.
Входит Света на кухню, а там мама обед разогревает. Ласково смотрит на дочку:
- Садись, котёнок, обедать будем. Выспалась? Так старалась, уроки делала, что даже заснула? Проверять, или доверять?
- Мама, я тебе должна сказать…
- Я знаю.
- Что знаешь?
- Что часы упали. Плохо я гвоздик в стену вбила, вот они и свалились. Вижу, ты пыталась поправить дело, на табуретку залезала, да только не вышло у тебя ничего. Не расстраивайся. Я уже всё исправила.
- А почему они не тикали, а теперь снова тикают?
- Так из них батарейки выскочили. Я опять вставила. Ну, давай обедать. Раз ты домашнее задание выполнила, говори, чего хочешь.
Они весело пообедали, поиграли, почитали, посмотрели мультики, а вечером Света подмигнула часам и шепнула:
- Это наш секретик. Мы с тобой теперь друзья? Завтра я не опоздаю.
И они ей дружески ответили:
- Тик-так! Тик-так!
В постели она немного полежала, послушала, как часы ласково тикают ей:
- Спи-спи… Спи-спи… - и не заметила, как уснула.