Безнадёжный бой Этюд о счастье

Валерий Бородянец
Острый миг пронзительного счастья я испытал в 18 лет, когда закончился мой самый первый и самый безнадёжный бой на ринге.
Противник был намного сильнее, намного опытнее и старше меня.

А получилось так – боксом  занимался всего несколько месяцев, когда подошли областные соревнования. И вышло, что в нашей команде «Трудовые резервы»  не оказалось никого в первом полусреднем весе. Один заболел, другой получил травму, третий неожиданно куда-то уехал.

По условиям первенства команда в неполном составе не могла претендовать на победу. А шансы были. И тогда тренер, отводя глаза в сторону, сказал мне: «Может, выступишь?»

Несмотря на то, что я считался в секции способным и даже перспективным, все понимали, что выступать мне, да сразу на областных, слишком рано.
Неизбежное поражение в первом же бою могло надломить психологически. Неизбежные пропущенные удары от сильного боксёра могли серьёзно повредить моему здоровью.

«Понимаешь» - говорил тренер – «победные очки мы наберём и без тебя, тебе только немного продержаться, по возможности достойно.
15 пар глаз смотрели на меня с сомнением и надеждой. И я решился.

Задача была предельно проста – продержаться хотя бы первый раунд – всего три минуты. А там, во втором, тренер бросит на ринг полотенце, и «ввиду явного преимущества», бой будет остановлен.

Ребята хлопали меня по спине и «утешали» - «Да не трухай!», «Да не убьёт же тебя Серёга» - мой будущий противник. «Да что он, зверь что ли, разве он не понимает!»
Нужно заметить, что все нюансы каждого поединка были известны задолго до соревнований.

Времени оставалось мало, но вместо того, чтобы усиленно тренироваться, я повёл себя вначале несколько странно: жил, работал и двигался в глубокой задумчивости. И всё время размышлял: «Достойно продержаться. Как? Пропускать поменьше ударов – это ясно. Но новичку уйти от резкого, внезапного удара опытного боксёра почти невозможно».

«Ты не майся, сходи в «Спартак», посмотри, как Серёга боксирует» - посоветовал Виталик – ветеран наше секции. Это была мысль!

И когда я наблюдал за тренировочными боями Серёги, в голову пришла пока ещё смутная догадка – «А так ли внезапны удары?». Чуть позже она оформилась в моё первое «открытие».

Я заметил, что каждому сильному удару предшествует серия незаметных подготовительных движений. Очень характерных, определённой последовательности.
Значит, нужно вовремя заметить эти движения и сразу же начать подготовку к уходу.

Первые же тренировочные бои показали, что одна теория этого «открытия» мне не поможет. Есть ложные движения, есть серии быстрых ударов, есть индивидуальность спортсменов со своими сюрпризами-приёмами.

Но через две недели опытов, анализов, экспериментов, я стал довольно ловко уклоняться, приседать и уходить, оставляя перчатки своих «коллег» буквально в миллиметрах от своего тела.

 Эти недели я тренировался в спортзале и дома. Работал самозабвенно до изнеможения, забыв на время обо всём остальном. В спортзале просил наших «звёзд» хоть немного по боксировать со мной. Дома разбирал свои ошибки и промахи, перед зеркалом отрабатывал комбинации переходов, ложные выпады, неожиданную смену боксёрской стойки – левой-правой, что особенно дезориентирует противника.

В это же время пришло второе «открытие», - бокс – как шахматы. Побеждает тот, кто мыслит и действует на несколько ходов раньше противника.
 
И тут же я сделал третье открытие, уже без кавычек. На ринге побеждают или нокаутом, или по очкам – кто больше нанесёт чётких ударов сопернику.
Открытие заключалось в том, что в судейское понятие «чётких», не входило привычное «сильных». А чёткий, но не сильный удар, можно выполнить из любого положения, без подготовки, то есть действительно внезапно.

Все свои открытия я опробовал на Виталике накануне соревнований. «Молоток», благодушно хмыкнул он после спарринга. «Далеко пойдёшь, если не остановят». В его устах это была Похвала. С большой буквы.

Заслужить её, помимо теории и практики моих открытий, помогло и то, что до этого полтора года занимался спортивной гимнастикой и хорошо владел своим телом.
Помогло также то, что с детства запоем читал мемуары боксёров, всё, что писал о боксе Джек Лондон, а в последние месяцы и специальную тренерскую литературу.

Замечу, что обычно боксёры так не тренируются. Главное в боксе всё же удары, а не уходы от них.
Но все понимали сложность моего положения, стремились помочь и не мешали «чудачиться».

И вот наступил решительный миг. «На ринг вызываются…».

Рослый, атлетически сложенный Сергей вышел, снисходительно улыбаясь, демонстрируя всем, что он не зверь и всё понимает.
 Но уже на 2-й минуте боя он начал заметно злиться, а в перерыве, узнав, что 1-й раунд по очкам он проиграл, пришёл в ярость.

Худенький мальчишка, которого ему нужно было жалеть и «не убивать», вихрем носился по рингу, ловко уходил от ударов, необычно контратаковал и, о неслыханная дерзость, умудрялся при этом как-то очень хитро шлёпать его, Сергея, своими перчатками.

 Именно шлёпать, потому что ударами это назвать было трудно. Понимая их очевидную боевую бесполезность, Сергей даже не обращал внимания на эти шлепки. Но судьи, не усмотрев нарушений буквы правил, считали их ударами и начисляли очки.

Второй раунд помню смутно. Сергей как тигр носился по рингу. Его перчатки рассекали воздух во всех направлениях. Но, к счастью, всего только воздух. Несколько скользящих касаний были не в счёт.

Неистовые попытки Сергея загнать новичка в угол, своей коронной серией сломить хрупкую глухую защиту, и примерно наказать этого наглеца, неизменно кончались неудачей.

Мой тренер с полотенцем в руках уже стоял у канатов, но пока не давал сигнала прекратить этот бой, потому что боя-избиения всё ещё не было.

На балконе и на скамейках вдоль зала, где сидели болельщики, всё чаще стали раздаваться смешки и ироничные выкрики. Зрителей явно забавлял наш поединок.

Весь перерыв перед третьим раундом тренер Сергея что-то сердито внушал ему.

Зловеще прозвучал гонг. Сергей снова пошёл в атаку. Очень хмуро, решительно и … пугающе спокойно, демонстрируя чёткую боксёрскую технику.

 Но и я, окрылённый удачей, был что называется «в ударе». Мне удавались все мои домашние заготовки. Как потом говорили, наш третий раунд стал украшением турнира. Противники демонстрировали быстрый манёвренный бой, где ставкой была не грубая сила, а скорость и темп.

Моя необычная боксёрская техника приводила в замешательство не только Сергея, но и судью на ринге. Несколько раз он даже останавливал бой и делал невнятные предупреждения неизвестно кому и не понятно за что, сопровождавшиеся смехом в зале.

Долго, очень долго совещались судьи после нашего поединка.

И вот мы снова стоим на ринге. Судья крепко держит наши опущенные вниз руки. «По очкам победил…» - и он сделал эффектную паузу, наслаждаясь своей значимостью.

В зале наступила звенящая тишина. Показалось, что несколько сот человек перестали дышать.

 И вдруг – это было по настоящему вдруг – моя рука, увлекаемая посторонней силой, резко взметнулась вверх.

Ещё более неожиданной оказалась реакция зала. Хрупкая тишина была буквально взорвана ликующим рёвом и громом аплодисментов.

Аплодировали все – зрители, участники, судьи и даже секунданты и тренер Сергея.

Я понимал, что, в общем-то, аплодируют не мне, а чуду, совершившемуся у всех на глазах. Но как приятно было сознавать себя автором этого чуда!

До самого последнего момента не мечтал и не думал о победе.
Я знал, что продержался достойно, да не один, а целых три раунда, и глубокое чувство счастливой удовлетворённости переполняло всё моё существо. Казалось, что счастливее быть уже просто невозможно!

Но какая буйная, ликующая радость охватила меня, когда до сознания дошло – этот бой я выиграл!

Сладкий миг пронзительного счастья. Как долго согревал он среди житейских невзгод и неудач.

По-разному бывал счастлив в последующие годы. Но такого сильного всплеска эмоций испытать больше не пришлось.

Свой следующий бой я также блестяще… проиграл.

Но это будет уже другой рассказ – этюд о зазнайстве.