Дорогами жизни Глава 3 Часть 6 Стэлла

Дудко 3
Последний курс учёбы в медицинском училище.    1979 год.
Стэлла – вторая слева.  Молодёжь повзрослела…



ДОРОГАМИ  ЖИЗНИ

ГЛАВА 3  ЖИЗНЬ  ПРОДОЛЖАЕТСЯ  1979 год

ЧАСТЬ 6  СТЭЛЛА

   
  В этом году Стэлла училась на последнем курсе медицинского училища.

  Как и прежде, она не скучала. В свободное от лекций время она участвовала в агитбригаде, которая от медицинского училища не раз ездила с выступлениями в разные клубы и на предприятия.

  Однажды их пригласили выступить в составе какого-то солидного концерта. Солидного, это значит, что их номер включили в программу, в которой выступали известные артисты, а не самодеятельные, вроде нашей молодежи.

  Увидев за кулисами Никулина, Лещенко, и Винокура, наши девчонки заволновались. Ёлка взахлеб рассказывала, как они волновались перед выступлением. Юрий Никулин заметил это, подошел, и начал их успокаивать. А после своего выступления, преподнес Ёлке розу.

  После концерта девочек проводили к другому выход, через который выходили артисты. Одновременно с ними вышли Лев Лещенко и двое ребят. Стэлла узнала в них тех "зрителей", которые из зала выходили к Лещенко и Винокуру во время исполнения ими номера.

  Стэлла рассказывала, что это было для неё откровением. Она действительно поверила, что на сцену выходили случайные зрители, а не "подсадные утки".
  Ребята смеялись, шутили, столкнувшись с девочками, остановили их и начали уговаривать - поехать с ними и провести весело вечер. Наши девчата гордо отказались... Но эту встречу запомнили надолго.
   
  В этом году Стэлла на зимние каникулы опять ездила вместе с девочками к Саше Феденкову, а потом - к деду в Брест.

  На этот раз, кроме Любы, она уговорила с собой поехать ещё одну подружку из группы - Наташу. Её тоже познакомили с молодым лейтенантом - Юрой. Так что, компания собралась шумная и весёлая.
 
  Погостив в Пружанах, девочки направились в Брест к деду.

  Стэлла уговорила Сашу, и он вместе с ними съездил к Бате в Брест. Потом, проводив Стэллу в Москву, он вернулся в часть, прогуляв при этом пару дней...

   
  7.02.79 г.            ЗДРАВСТВУЙ, МАЛЕНЬКАЯ ЭЛЛИ!

  Прошло немногим более двух часов, как я поговорил с тобой. Рад за тебя, что вы нормально доехали, что всё так, как следует быть.

  А вот у меня... Лучше бы я не возвращался домой. Как только я вернулся в часть, меня уже поджидали разные неприятности, большие и мелкие.

  В общем, конечно, ничего страшного не произошло, но на душе стало как-то тоскливо. Всё это как-то скапливалось понемногу, нужна была последняя капля, которая переполнила бы чашу, и удобный, подходящий момент, вот он и настал.

  Чтобы не мучить тебя, могу лишь сообщить, что мне объявили строгач по служебной линии. Мне сейчас просто нужно собраться с мыслями, продумать и проанализировать всё. Вот так, собирался написать веселее, беззаботное письмо о птичках, о погоде, о всякой ерунде, но всё во мне перевернулось как-то, что ли.

Никак не могу ещё отойти, придти в себя. Но всё это проходящее - это есть сегодня, а завтра будет всё в порядке. Постараюсь это зарыть в себе - поглубже, и никому даже видом своим ничего не показывать. Скоро всё образуется и встанет на свои места. Не хочу ставить тебе и девочкам что-то в упрёк, но как мне показалось, , в этом было и ваше маленькое "участие". Ваша небольшая "вина", по крайней мере, так недвусмысленна - мне дали понять.

  Я думаю, ты можешь догадываться, о чём я веду речь. Но, опять - же подчёркиваю, всё это ерунда.

  Юре стало стыдно за то, что он не поздравил Наташу (я видел его мельком, перекинулся парой слов, но я всё пропустил мимо ушей и своего сознания, т.к. находился в состоянии какой-то прострации, что ли). Если бы я знал про день рождения заранее, я бы с большим удовольствием сделал бы за него это сам.

  Толком я от него ничего не добился, но как мне показалось, он тоже был бы опять не против вашего приезда, так, как мы с тобой договаривались (не ручаюсь за точность этой моей фразы, ведь, письмо можно понять и истолковать по разному, но смысл примерно таков.

  Когда мы с тобой заговорили о предстоящей нашей командировке, я имею в виду учения, на которые мы уезжаем. Возможно, получится так, что мы будем проездом и в Москве. Но будет ли у нас там сколько-нибудь времени, я пока не знаю. И знать не могу, а, тем более, где мы будем останавливаться, но ясно только, что на пассажирском (гражданском) вокзале. В любом случае я постараюсь позвонить. (Согласно правилам хорошего тона, порядочности, что ли, я обычно звоню после 9-и до 22-х). Было бы обидно, если бы были там ночью. Очень хотелось бы тебя увидеть.

  Ну что ещё? Скучаю по дому, друзьям. Хочу (уже хочу) в Москву (хоть я её и не люблю). Служба не в тему, и страшно надоела. Доставляет одни только неприятности. Ударился в спорт. Занимаюсь баскетболом, очень интересно.
 
  Буду, видимо, со следующего понедельника вести секцию баскетбола для детишек 7-10 классов. Будет насчёт этого специальный приказ командира. Так что, по понедельникам и четвергам буду немного отвлекаться от службы и от неприятностей. По вечерам - рисую свои любимые машины, или пишу конспект по марксистско-ленинской - "повышаю свой идейно-теоретический уровень".
  (А по правде говоря, это немного успокаивает, действуя примерно так, как чётки, даёт возможность отойти от великого множества повседневных, обыденных забот и хлопот, которые бывают поперёк тебя стоят). Вот такая жизнь.

  Завидую Юре: ему нравится всё - работа, личный состав и т.д. и т.д.
  Счастливый...ну, вот, такая доля. Пиши (те) мне.

  Целую тебя (и девочек в щёчки).

   САША.



  28.03.79 г. Ваши телефоны я вспомнил!

  Если буду в ваших краях, позвоню.

  Элли! Как дела с аппаратурой? Напиши мне.

                САША.


   
            
         ЗДРАВСТВУЙ, МАЛЕНЬКАЯ, СЛАВНАЯ ЭЛЛИ!

  Я вижу. Ты большая любительница маленьких сюрпризов. Большое, огромное тебе спасибо за письмо, скорее за пакет, который я получил вчера. Не знаю, прямо, как тебя благодарить за то, что делаешь для меня. Правда, меня это письмо скорее разочаровало и повергло в уныние, нежели обрадовало. Трудно описать то чувство, которое я испытывал, когда я взглянул на него. Я страшно расстроился, и мне было очень больно и обидно, что нашелся какой-то "дятел" (другого слова я не нахожу), который нагло разорвал его и почти всё оттуда повытаскивал. Я понимаю, что ты хотела сделать как лучше, а получилось совсем наоборот. Не нужно было наклеивать фотографии на пакет, они-то по-моему и сыграли со мной злую шутку (именно со мной, т.к. я всё это очень болезненно переживаю уже второй день). Разорванный пакет пришёл, стянутый шпагатом, и на нём было написано: - "В Брест поступило в разорванном виде".

  В общем, мне трудно описать тебе моё состояние и то, что со мной творилось тогда. Но как бы там ни было, огромное тебе спасибо за то, что ты так внимательна ко мне. Кое-что, конечно, дошло (всё - таки совесть у того негодяя утрачена не до конца, видимо). В восторге от плакатика АЛЬФА - РОЛЛО! Но я чувствую, что это - то немногое, что осталось...

  Ну, ладно. Ничего не поделаешь. В будущем будем умнее. Правда, на своих ошибках учатся - дураки... Может, это и грубо слишком, но такова правда. Ладно ещё, если бы бандероль была заказная, с описью, а так как на ней написано - "простая бандероль" - ничего никому не докажешь, и пожаловаться тоже некому. Поначалу я хотел написать злобное заявление в Министерство связи, а теперь уже окончательно смирился с мыслью, что всё это потеряно уже, увы, безвозвратно...

  Сейчас пребываю в ужасно дурацком настроении. Но не только поэтому. А вообще... Всё здесь противно, все эти морды надоели, ни на кого смотреть уже не могу. Жду, не дождусь, когда уже отпуск, и я укачу отсюда подальше, куда глаза глядят, только бы - не видеть всего того, с чем я сталкиваюсь каждый божий день. Мучительно долго тянется время. Я считал дни, которые остались до майских праздников, рассчитывая приехать в Москву. Но, видимо, ничего из этого не получится, т.к. сейчас половина командного состава ушла в отпуск, а солдаты на праздниках только и глядят, как бы это попить водки, да норовят в самоволку куда сбегать. Так что, праздники придётся провести в казарме - но это уже не в первый раз, и я где-то к этому был готов, так как на Ноябрьские и Новый год было тоже самое - ночи проводили в казарме. Ругаю сейчас эту проклятую систему на чём свет стоит. Всё здесь стало ненавистным. Планы все ломаются, да их лучше и не строить никогда: за тебя всё спланируют.

  Так что, на один день в Москву не имеет смысла ехать... Домой тоже отсюда выбраться никак не могу. Остаются эти, уже ставшие ненавистными - Пружаны. Правда, я там бываю редко, в основном сижу здесь, в своём логове. Занятие какое-нибудь себе найти - в принципе не очень трудно. По вечерам - хоккей, или поляков смотрим, или книжку какую-нибудь мусолишь.

  На днях был в кабаке, в Пружанах, как раз в воскресенье, на Пасху. Всё одно и тоже: меню, люди, которые уже примелькались, музыка и т.д. и т.п. Удовольствие - минимальное, если я его и получил. Сандр, правда, в конце номер отколол: подрался, (вернее, его избили) какие-то люди, не то из райкома, не то из райотдела милиции. Отвели его оттуда (из кабака) в комендатуру, пока там разбирались, он оттуда сбежал с Парфёновым, а этих гражданских забрали потом в милицию. И после всего этого остался какой-то неприятный осадок.

  Хотел увидеть Серёжу Демчинкова, но Сандр сказал, что он уехал домой. Счастливый...

  В общем, не знаю - куда себя девать. Друзья пишут письма из Минска - там так здорово! Читаю и завидую. Люди куда-то ходят, что-то новое каждый день видят, узнают, чем-то интересуются, чему-то радуются, спорят о чём-то. А здесь как в болоте: всё одно и то же.

  Вот написал бы тебе письмо и отправил бы его через полгода, и всё было бы по старому, без перемен, всё одно и то же.

  Боже! Когда этому уже конец?! Правда, последние две недели поездил по командировкам. Это немного интереснее, чем на одном месте. Правда, ездил с солдатами. За ними глаз, да глаз нужен, но было и свободное время, и везде всё поражает своим однообразием, и люди везде какие-то все одинаковые, и дома в городах, и всё остальное прочее, ну, как в Слободке. (Может, я уже потихоньку с ума начинаю сходить?)

  ...Каждый раз с нетерпением жду выходных, когда можно будет на целый день одеть джинсы или костюм, чистую рубашку, и почувствовать себя нормальным человеком, а не идиотом в цвета хаки х/б наряде. Как ни стараюсь, до сих пор никак не могу к нему привыкнуть. Но видит Бог, и не привыкать мне к нему!

  Сейчас ночь. Сижу, пишу тебе, слушаю музыку всякую, думаю: как по разному живут люди! Кто-то приходит с работы к своему уютному семейному очагу, одевает домашние туфли, устраивается поудобнее в кресле у телевизора; кто-то вместе с весёлой, шумной компанией веселится в дискотеке или баре, лениво потягивая ароматный коктейль, и со скучающим видом наблюдая за тем, как лениво работает бармен; кто-то теряет голову от ласки любимого человека; кто-то прикасается к самым сокровенным тайнам истории, перелистывая страницы древних манускриптов, или входит в светлый мир Ван-Гога, Вивальди; наконец, валяется пьяный, где-нибудь на 16-ом этаже какой-нибудь общаги...

  А здесь придёшь, поставишь в угол свои сапожищи, и глазеешь тупо по сторонам, не зная, что делать, куда идти, с кем поговорить по-человечески о чём-нибудь, близком тебе, чтобы не было так тоскливо на душе. Нет, много несправедливости на свете; вопреки твоему желанию делать, и думать, как тебе хочется, нужно делать то, что вовсе не хочется, что кажется порой абсурдным, от чего бежать бы куда-нибудь подалей.

  Примерно об этом сидел и думал всю прошлую ночь в наряде. Спать ночью нельзя, вот сижу и курю, а в голове творится что-то непонятное от всяких таких мыслей.

  Даже не знаю, зачем тебе всё это пишу. Другим становится легче, когда они пьют горькую, я не могу так, вот, наверное, поэтому и пишу... только, может быть, тебе это вовсе не интересно, да и что тут может быть интересного?

  Ну, хватит. Не буду тебя утомлять своими тяжёлыми мыслями. Всему когда-нибудь приходит конец, и вообще, добро побеждает зло - я это точно знаю - так все взрослые говорят...

  Жаль, что я не смог приехать, как обещал. Ты, наверное, тоже не сможешь выбраться в обозримом будущем. А очень бы мне хотелось тебя увидеть и поболтать о всякой ерунде, просто так. Не знаю, когда это произойдёт, а ты знаешь?

  Пиши мне чего-нибудь. Большой привет девочкам - Лене и Наташе.
  С наступающим вас всех праздником! Пиши обязательно. Целую.

   
  P.S. Элли! Большая к тебе просьба. Достань что-нибудь, сувенирчик какой-нибудь с чемпионата мира - или значок, или ещё что-нибудь.

                Санька.

 

  Это письмо от Саши было последним, потому что дальше событии начали развиваться совсем не по тому сценарию, который ожидался.

  Саше удалось приехать в Москву. Но почему-то, он позвонил не Стэлле, а Наташе. Они встретились, и, видимо неплохо провели время. Стэлла об этом узнала от самой же Наташи. Как расценивать этот поступок? Видимо, Саша обратил внимание на Наталью ещё тогда, когда девочки приезжали в Пружаны.

  От Саши долго не было писем. Вероятно, он предполагал, что маленькая Элли узнает о его мимолетной связи с Наташей. Было ли ему стыдно за свой поступок? Или он всегда рассматривал отношения с Элли, как временное развлечение в период ненавистной службы?

  Элка долго и мучительно переживала то, что случилось.

 От Любы, которая продолжала встречаться и переписываться со своим лейтенантиком из Пружан, уСтэлла узнала, что Саше удалось демобилизоваться, и вернуться в Минск, домой.

  И вот здесь мне вспоминается случай, который произошел со Стэллой в детстве.

  У Стэллы был независимый, гордый характер. Она где-то в душе всегда ставила себя выше других девочек, но, желая верховодить, ещё сама не знала - как становятся авторитетами, и добиваются уважения коллектива. Девочки интуитивно чувствовали это, и порой, объединяясь меду собой, выступали сообща против Ёлки.

  Был такой случай. Нюнина Лариса что-то выдумала и наплела про Стэллу девочкам. Те поверили, обиделись, и объявили Ёлке бойкот. Стэлла гордо переносила этот факт, хотя про себя и переживала очень.

  Приближался день рождения Светки Егоркиной. Обычно дома у новорожденных - родители накрывали стол. Приглашения раздавались заранее.

  В этот раз приглашены были многие подружки Светки, а Ёлку обошли.
  Что же сделала наша гордая девочка. Она заранее заказала мне подарок для Светы. В день рождения взяла его, и пошла в гости. Когда она позвонила, дверь открыла мама Светы. Она, поскольку была "не в курсах", пригласила Ёлку войти и сесть за стол. Все, сидевшие за столом в прямом смысле - остолбенели от такой наглости.

  Когда Стэлла вошла в комнату, её появление произвело на всех впечатление разорвавшейся бомбы. Все замерли в том положении, в котором их застало появление Эли. Это как в сцене "Ревизор", когда гостям объявили - "Ревизор приехал!".

  Мама Светы ухаживала за Стэллой, как за опоздавшей. А Ёлка только показывала пальчиком - что ей положить на тарелку. Элка всего понемногу покушала. Потом сказала - "Спасибо. Ну, мне пора!". И, как померещившееся видение, медленно и спокойно удалилось. Домой пришла довольная, с чувством выполненного долга.
 
  Что это было? Что принесло ей чувство удовлетворения? Наверное, я бы так не смогла, а скорее, просто не додумалась бы...

   
  Вот и теперь, она поступила, как я считаю - аналогичным способом.

  Не получая никаких известий от Саши, но узнав, что он вернулся домой, она отправилась в Минск.

  Когда Стэлла заявилась к Саше домой, он был немного шокирован её появлением. Но, чувствуя за собой вину, не показал вида.

  Познакомил её со своими родителями. Те удивились, но встретили Ёлочку, приехавшую из Москвы, вежливо и, можно даже сказать - радушно.

  Саша, вернувшись из Пружан домой, с удовольствием вдыхал воздух свободы, на работу пока не устроился, решил пока отдохнуть. У него дома ежедневно собирались его прежние друзья, среди которых выделялась одна, очень уверенная в себе - девушка. Она обращалась с Сашей, как очень с близким человеком - держала себя фамильярно, и, никого не стесняясь, может быть, излишне свободно.

  Друзья Саши, как и он сам были старше Стэллы. Неизвестно, что он про неё им рассказал, но, познакомившись с ней, они просто перестали обращать на неё внимание. Вероятно, он представил её, как родственницу, приехавшую погостить из Москвы.
 
  Стэлла не стала напрашиваться на какие-нибудь объяснения с Сашей по поводу всего происшедшего. Его холодность, демонстративное отчуждение, выставление напоказ близких отношений с приходившей в гости девушкой, - говорили сами за себя.

  Пробыв в Минске несколько дней, Стэлла вела себя, действительно, как приехавшая родственница. Вела себя спокойно. Молча наблюдала, как веселился с друзьями Саша.

  Он, видимо ждал, когда маленькая Элли взорвется, и устроит, если не при всех, то хотя бы, с нм наедине сцену. Наверное, ему было бы легче, если бы так случилось. Но Элли все эти несколько дней только молча смотрела на него, действуя, как укор за все им содеянное.

  А потом - уехала, не попрощавшись. Для всех, наверное, осталось загадкой её поведение. Но, наша гордая девочка поступила так, как она сочла нужным и правильным...


  Вернувшись домой, она, конечно, долго переживала разрыв с Сашей. Обида сжимало сердечко маленькой Элли. Смешалась горечь от предательства подруги и от обмана любимого человека.

  В её сознании рушилась вера в чистую и светлую любовь. Она прощалась с первой своей влюбленностью, которую приняла за большое чувство. Грустно.
 
  Но мне кажется, что в молодости почти все проходят через подобные разочарования, а переступив через них, взрослеют, и начинают смотреть на эти вещи более трезво.

  Конечно, первая Ёлкина любовь оставила на сердечке зазубринку, и осталась в памяти на всю жизнь.

  Но время - лечит. И опять её закружил и завертел сумасшедший ритм жизни.

Начиналось последнее полугодие перед выпускными экзаменами. Впереди - интересная работа...

  Ну, а мальчишки? Все оставалось по - прежнему. Опять - легкие встречи, и, - ни к чему не обязывающая переписка.

   
   
  20.03.79.            ЗДРАВСТВУЙ, ДОРОГАЯ СТЭЛЛОЧКА!

  С большим чистосердечным приветом к тебе - Шурик и Вовик.

  Вот уже прошло четыре месяца, как мы тебя не видели Все эти четыре месяца мы жили воспоминаниями о той короткой встрече 20 ноября 1978 года, и мечтой о следующем, более длительном свидании, которое может состояться в третье приёмное воскресенье апреля. Это будет, вроде 15-го числа. И мы тебя очень просим, пожалуйста, приезжай.

  Стэлла, скоро будет уже год, как мы с тобой познакомились около кинотеатра "Пушкино", когда ты была с Викой и бутылкой в сумке, а я с Леной.

  После нашего знакомства мы направились на день рождения, где нас встретил Гриб с магнитофоном. Да, это было прекрасное время.

  Сейчас мы с Володей Шаповаловым лежим в санчасти. Диагноз - хронический лентяизм, т.е. служба надоела и мы решили отдохнуть. Спим по 25 часов в сутки. Служба идёт хорошо. Осталось 400 дней.

  Я 11-го февраля ездил в Москву со взводом в Третьяковку и на ВДНХ, но, к сожалению, у меня не было твоего телефона, а то бы я тебе позвонил.

  В апреле, наверное, тоже поедем, тогда тебе позвоню. Телефон есть у Шаповалова. Постараюсь с тобой встретиться, и погулять по Москве, если ты этого желаешь, и тебе не будет стыдно со мной ходить, ходить -то я буду в военной форме.

  Но вот и всё. До свидания. Ты пиши, а мы ждём.

                Целуем - ШУРИК И ВОВИК.


   
  Письмо в Москву из Калужской области - "Калужская область. Г. Козельск - 5. В/Ч 54055 Б - Г. Витковскому Олегу В.".

  31.12.79 г.          ЗДРАВСТВУЙ, СТЭЛЛА (ЗВЁЗДОЧКА)!

  Ты, наверное, не догадаешься, кто тебе пишет. Это уже не девятиклассник, а воин Советской Армии. Ну, вспомнила? Ну да! Витковский Олег. Я даже вижу, как ты обрадовалась. Я нахожусь от Москвы в 250 км, в городе Козельске Калужской области. Это совсем близко. Если можешь, приезжай после Нового Года.

  Да, совсем забыл, с Новым Годом! Ну, всё же, ты обрадовалась, что я тебе написал, ведь, я вижу, что ты сейчас улыбаешься, и у тебя похолодели кончики пальцев. Я вспоминал тебя - "ту", в лагере, а не в  - сейчас. Ты была маленькая, с чёрными, как смоль волосами, и с очень интересными губами. Ну, о себе.

  Прожил я эти три года, отучился, поступил на работу, проработал полтора года, совместно обучаясь на водителя, и теперь в армии.

  Напиши мне, как ты жила. И не улыбайся, я же вижу. Только поподробнее. И не обижайся на то, что я так коротенько о себе... Ты же знаешь - нет времени.

  До свидания.

   ГВАРДИИ РЯДОВОЙ - ОЛЕГ.