Встреча

Лидунчик Орлова
     Стою на остановке автобуса. День по-весеннему яркий, безоблачный, хотя только начало марта. Все, кажется, оживилось: еще более спешащие по своим делам люди и проезжающие по шоссе машины. И в этой суматохе вдруг замечаю знакомое лицо. Ба, да это Ленка, моя подруга детства. Делаю шаг навстречу: « Привет! Узнаешь?». Ленка всматривается в мое лицо, морщит лоб и щурит глаза. Она всегда так делала и в детстве, когда хотела рассмотреть фотокарточку любимой актрисы кино. Вижу - наконец узнала, придвинулась ко мне вплотную. «Лидка! Вот это да! Сколько лет, сколько зим?! Ты как? Где?». Вопросы сыпались, как горох, и не было бы им конца, если бы не  мой автобус, показавшийся из-за поворота. Успела проговорить  мне номер своего сотового. «Жду звонка!».  И вновь жизнь могла разлучить нас на многие годы.
      А на днях решила «почистить» телефон: много набралось лишних ненужных номеров. Увидела незнакомый номер, долго тупо смотрела на цифры. Кто бы это мог быть? Дай, думаю, позвоню, узнаю, как говорится, по голосу. Долгий гудок, уже хотела прервать вызов, но тут слышу: «Ну, наконец-то!  Думала, что больше не услышу тебя».  А имени своего не называет. «Да замоталась я. Много дел набралось  на одной неделе». Сама жду, когда услышу имя. Молчок. И тут понимаю, что со мной играют в известную мне с детства игру. Девчонками мы любили подшучивать над незнакомыми людьми, звонили им с домашнего телефона и вели разговор, не называя своего имени. Засекали время, кто из нас мог дольше беседовать. Победительницу ждал приз: награждали  шоколадкой-медалькой и провозглашали «актрисой телефонного жанра».
     Это была Ленка, моя любимая и близкая подруга детства. Расхохотались. Договорились встретиться, поболтать, вспомнить годы молодые. Мимолетная встреча на остановке не позволила разглядеть друг друга, поэтому к предстоящей встрече готовилась очень тщательно, чистила, что называется, «перышки». Ведь встреча с женщиной, да еще ровесницей, - это как экзамен на сохранность  данных природой ценностей: красоты, свежести лица, осанки. И женщины-экзаменаторы  беспощадны в своих оценках, хотя  могут и не сказать словами. Оценивающий взгляд выдаст сам, как не прячь глаза под ресницами. Так уж мы женщины устроены. Одного взгляда достаточно, чтобы понять: счастлива, обеспечена, довольна жизнью твоя давняя подруга или нет.
     Встретились у меня дома. Решили посидеть на кухне. Еще в прихожей я увидела, как скромно одета Ленка. А когда-то была модницей, ее мама была хорошей портнихой. Прошли на кухню. Решили посидеть по-домашнему. Я приготовила к чаю любимое с детства овсяное печенье, поставила самый нарядный сервиз «кобальтовая сетка» производства Санкт-Петербургского фарфорового завода.  Для всей нашей семьи это было признаком особого уважения к гостю. «Леночка, красавица, кушайте варенье или Вам не нравится наше угощенье?» - шутя обратилась я к подруге. Лена почему-то смутилась. Очень осторожно взяла в руку чашку из тонкого фарфора и вдруг сказала: «А у тебя нет ничего попроще? Какой-нибудь обычной чашки или бокала?»  Я удивилась, но желание гостя – закон. Достала бокал, налила чай. Возникло неловкое молчание.
     «Ладно, хватит церемониться. Давай рассказывай. Вижу, что радости в твоей жизни мало». Леночка отхлебнула чаю, повернула лицо к окну и заговорила.  А я вдруг увидела морщинистую шею и грудь, обвисшие щеки, седину в волосах, которую и не пытались скрыть краской.
     «Ты, наверное, помнишь, что моя старшая дочка родилась чуть раньше твоей первой дочери. Вы с мужем уехали после окончания институтов в другой город, а я с семьей всю жизнь прожила в нашем родном городе. Закончила техникум, хотела учиться дальше, но муж настоял на том, чтобы и думать об этом забыла. Жили с его родителями, пришлось ухаживать сначала за его больной матерью, потом отцом. Родился сын. Разница между детьми была большой. Дочка к тому времени уже вышла замуж, родила сынишку. С мужем и свекровью не сложилось. Почти каждый день с малышом приходила к нам. Жаловалась, что муж к ней невнимателен, свекровь придирается по мелочам. Мы с мужем, конечно, переживали, часто предлагали ей остаться у нас на несколько дней. Постепенно сложилось так, что ей все больше и больше не хотелось идти в свою семью, а в нашей семье начинали назревать проблемы. Муж, уставший от всего этого, начал изменять мне. Ссоры, скандалы. В конечном итоге муж ушел к другой женщине, дочка пришла жить ко мне.  Прошло несколько лет. Муж понял, что сделал ошибку и решил вернуться ко мне. Дочка была против этого. Ей было удобно жить со мной. Я стала пенсионеркой, здоровье позволяло еще поработать. Дочка решила, что будет лучше для всех, если у нее с сыном будет отдельное жилье. Деньги было решено взять в банке по ипотеке. Расплачиваться должны были моей пенсией и зарплатой на работе уборщицей. И вот уже 4-ый год я перечисляю деньги в банк».  Ленка повернулась ко мне. «Думала, что этот хомут тянем мы с дочкой вместе. Договорились, что ее зарплаты воспитательницы детского сада нам будет достаточно при экономных тратах. А тут нечаянно слышу ее разговор с подругой по телефону. Купила, мол, одни сапоги, потом другие показались более модными, купила и другие. Я не удержалась и говорю ей, что я хожу в старых сапогах, чиню их каждый год. И тут в ответ слышу слова». Ленка замолчала, опять отвернулась к окну. «Кто - ты и кто - я!» - говорит мне моя любимая дочь. «Как обухом по голове» - тихо проговорила Лена.
     Я часто спрашиваю себя: «Нужны ли эти встречи после долгого расставания?»  Хочется помнить веселую, счастливую и задорную девочку, а встречаешь измотанную, разочаровавшуюся, постаревшую женщину. И трудно, почти невозможно понять  весь трагизм, всю драму  чужой жизни, особенно если собственная жизнь сложилась по-другому. Вспоминаю цитату из книги Германа Гессе «Игра в бисер»: «Если в виде исключения найдется человек, способный понять тебя несколько лучше, нежели другие, - значит, человек этот находится в таком же положении, как и ты, так же страдает или так же пробуждается».