Самооценка

Павел Цуман
М. Черненков рассказывал о молитве двух бабушек:
- Боже, да я такая, сякая...
Другая в полголоса вторит:
- Да, Господи! Да, Господи!
Встали с колен и поссорились. Первая упрекала последнюю в том, что она подумала про нее что-то не то...


Стоит ли таким образом загонять себя в угол!? Не думаю.
Человек, иногда говорит о себе плохо, и, что интересно, частенько бывает это правда...
Парадокс вот в чем: если бы это сказали ему со стороны, - обиделся бы сильно.
 
Самооценочка, бывает, зашкаливает в ту или иную сторону. Это опасно. Крен вправо, как и крен влево - не здоровое явление. Не должно так быть! Хорошо, если мы понимаем, кто мы есть на самом деле и чувствуем свое место в обществе.
Если я что-то могу, почему бы не признать это!? И если, наоборот, не под силу что-либо, зачем "надрываться"!?


Немало есть людей, любящих "скромничать": да я ничего не могу, ничего не умею, у меня не получается...
Конечно, чаще это бывает с целью "набить себе цену". Человек ждет, чтобы ему сказали: ты классный; ты все можешь; если не ты, тогда кто!?...
Ждать опровержения не добрых слов о себе, - не лучший вариант решения проблемы. Говоря такие вещи, человек грешит, обманывая собеседника и самого себя. Даже если выставляешь себя в негативном свете искренно, это никак не украсит дела. Это является неправдой. 

Допустим, человек умеет хорошо читать стихи, его просят продекламировать определенное произведения, а он: "у меня противный тембр, я рассказываю без интонации и не в характере..." И так кучу аргументов, в самом же деле все не так.

Пресвитер предлагает братику сказать проповедь, а он: "я не готовился (хотя за конспектом просидел часиков 6), я не проповедник, уступаю более опытным..."
Такое поведение, несомненно, выглядит как-будто благочестиво, на первый взгляд. Вообще, сильно прошеным не нужно быть, чуток "поотнекивался" и вперед, за дело. В этом случае нужно быть гибким и сговорчивым.

Конечно же, сохрани Господь, уподобиться Ангелу Лаодикийской церкви: "я богат...ни в чем не имею нужды." А Бог видел его состояние по-другому.
Дай Господь каждому мудрости в этом вопросе, чтоб не быть гордым и упрямым.


Немножко о людях, которые не чувствуют своего положения. Вот здесь вопрос посложнее. Всегда стОит оценить свои возможности и способности, и если есть кто-то лучше и способнее меня, с великодушием уступить вакантное место. Такого рода люди должны понимать, что не только они "все во всем" или же без них дело развалится... Все будет прекрасно, если будем замечать людей, способнее себя.
Вспомнил историю, война Гедеона  с Мадианитянами. Интересный момент, когда он поймал Орива и Зива, - двух князей Мадиамских. Говорит сыну своему: встань, убей их. Но сын не пошевелился, он был слишком молод. Тогда те князья сказали Гедеону: "встань ты и убей нас; по человеку и сила его". Мальчик оценил свои возможности и правильно поступил.

Не помню уже где читал, примерно такую мысль: талант -  это не то, насколько ты развил свои способности, а то, сколько людей ты научил тому, что сам умеешь. То есть, способность человека не ограничивается его личным успехом, она зависит от УСПЕШНЫХ людей вокруг него.
 
Я не раз думал: умирает гений. Все свои мозги уносит с собой в могилу. Кажется: перекинул бы свой "процессор" кому-то, было бы здорово. Настоящий учитель так и поступит, он передаст то, что имеет тем, кто способен будет и последующих научить.

Поймать бы эту "золотую середину" между тем что можешь и что нет, и быть таким, какой есть на самом деле. Чтобы там, где нужно, подставить плечо; где же появится человек сильнее меня, с радостью уступить, чтоб не упасть обессиленным...