Профессор-кухарка

Владимир Свердлов
- Ну а как же тебя выгнали с кафедры?
- А... Это была история, одна из первых, которая начала разрушать во мне ту веру, гасить тот огонь в глазах, с которым сюда в университет приходят зелёные первокурсники. Тот огонь в глазах, который все видят, над которым кто-то позлорадствует, кто-то сочувственно вздохнёт, кто-то усмехнётся, вспоминая что-то своё, ну а кто-то лишь бросит вслед: "жизни не нюхали".

- Моя мама была учительница в сельской школе. Ну, ты знаешь. И, как у всякого российского провинциального интеллигента, особенно тех, чья комсомольская молодость совпала со всем этим порывом энтузиазма первых лет государства, у неё было особо почтительное отношение к профессорам. Когда-то давно, ещё в Киеве, у неё был знакомый профессор и она всё время вспоминала полки книг, фортепьяно в гостиной, картины на стенах... Ну, ты знаешь.

- И это всё она умудрилась передать мне, хотя я ни разу до университета никаких профессоров никогда не видел.

- И вот, прихожу я на диплом. Начинаю делать эксперимент. А там был реакция, в которой нужен был абсолютный спирт. Спирт как ты знаешь, дело особое. Заполняю я заявку и иду подписывать к завкафедрой. Он был уже совсем старенький, сухонький и всё время носил чёрную круглую шапочку, похожую на те, надев которые, смотрели с портретов со стен коридоров на нас в мир великие профессора прошлого, теперь уже совсем забытые.

- Молодой человек, для этой реакции не нужен абсолютный спирт.
- Ну как же, ведь в учебнике написано.
- Молодой человек - голос повышается - для этой реакции не нужен абсолютный спирт. Идите, читайте практикумы.

- Его кабинет был как раз напротив библиотеки. Выхожу я из кабинета, перехожу коридор и прямиком к стеллажам. Беру один практикум, другой, оба написаны известными тогда светилами, везде написано ясно: "абсолютный спирт".

- Заложил я эти страницы закладками и повторяю свой путь, теперь в обратную сторону. Стучусь, захожу.

- Я посмотрел практикумы. Вот - такого-то, вот - такого-то, в них в обоих написано, что для этой реакции нужен абсолютный спирт, вот, посмотрите. Да и потом это же понятно из самой реакции - там не должно быть воды.

- Я, зелёный, наивный, думал - он забыл что-то или от рассеянности, а я ему как раз напомню. Сейчас он посмотрит, подумает для приличия, согласится и скажет: "Да, молодой человек, вы правы. Конечно, эта реакция идёт без воды. Я запамятовал".

- И вот, он смотрит на практикумы, на меня, поднимается из-за стола во весь свой уже небольшой рост и писклявым голосом сипит:
- Молодой человек! Вы с кем разговариваете? Перед вами профессор, а не кухарка!
- А я, ты знаешь, всегда был невоздержан на язык. Оттого много потом в жизни было всяких неприятностей. И в следующий момент случилась первая:
- Судя по тому, как вы разговариваете, передо мной как раз кухарка, а не профессор.

- И?
- И. Выгнали. В тот же день. А это означало автоматически и из университета.
- И как?
- Как. С большим трудом удалось устроиться на другую кафедру. Там заведующий был... Ну он был другого уровня и гнева простого профессора, даже и завкафедрой, не боялся. Но это всё уже другая история.

_____________________
По мотивам рассказанной истории