«Природа – источник повышенной опасности для детей». Многие мамы (папы гораздо реже), железно усвоив этот тезис, ограничивают ( вплоть до полного запрета) общение детей с живой природой. В наше время, в городе "защита"- отстранение и изоляция детей от природы, происходит достаточно просто. Ребёнка стараются больше держать в стенах квартиры, в уверенности, что ему хорошо лишь дома, отпускают гулять только во двор, зажатый многоэтажками, на стандартные и убогие детские площадки, где часто – ни кустика, ни травинки. А дома с раннего детства приобщают к виртуальному миру, (сначала мультики, потом фильмы, аудиозаписи, и лучшее из всего этого – книги)), оттесняя подальше, на периферию, мир живой. И главное, бездумно подсаживают на интернет, на нём и сосредотачиваются, в конце концов, все детские интересы и желания.
Но так ли уж безопасна среда, в которой ребёнка замыкают. Даже если не принимать в расчёт физические и физиологические опасности городов и квартир, такие как магнитное облучение, аллергены, пыль, загрязнение воздуха, плохая вода, теснота и скученность людей. Домашний затвор более всего опасен тем, что дети теряют возможность воспринимать мир непосредственно. Виртуальный мир заслоняет реальность. Виртуал - это мир кем-то уже отфильтрованный, обработанный, интерпретированный, чья-то трактовка, которую этот кто-то пытается в нас всадить. Ещё хуже – это чья-то галлюцинация и грёза, которой заражают и нас.
Особую угрозу для беззащитной детской души представляет интернет-зависимость. Мало того, что она может вылиться в игроманию. Но это крайний случай. Чаще всего интернет привлекает и искушает ребёнка (да и взрослого) иллюзией всезнайства и всемогущества. Человек как бы держит руку на пульсе мира. Он в курсе всех событий. Весь опыт человечества опосредован через компьютер. Его можно погуглить в любой момент, а того, чего нет в Гугле, не существует вовсе.
Это приводит к быстрому распространению психологического явления под названием КУЛЬТУРНЫЙ АУТИЗМ. Его симптомы – атрофия чувств, отчуждённость от реального мира, замкнутость на мире виртуальном, самодостаточность и, в конце концов, полная несамостоятельность, отсутствие активности, эмоционального развития и социальной адаптации.
Информация для ребёнка необходима, как воздух, вода и пища. Без обновления информации нет развития. Однако развитие – не только накопление различных познаний и навыков, это ещё и проживание различных состояний, сенсорная и эмоциональная включённость в познаваемое. Проще говоря – это деятельность в русле познания. Голая, пережёванная кем-то информация мало того, что даёт искажённое представление о мире, она подменяет реальный опыт.
Чем же нейтрализовать тенденции культурного аутизма? Как защитить и спасти детей от опасностей обеднённого, выхолощенного мира городов? Совет прост в своей очевидности и сложен для многих в исполнении - ребёнку необходима природа.
Только природа может одновременно нести богатейшую информацию, давать возможность действовать, насыщает ощущениями первостепенной важности, непосредственными, живыми, яркими. Видеть, осязать, слышать, дышать полной грудью, ощущать запах и вкус, резвиться, наконец – всё это вместе и по отдельности. Каждый уголок природы - неистощимый источник для новых открытий, познаний, прикосновений к неведомому. И конечно, природа дарит детям свою красоту, возвышающую чувства, побуждающую к творчеству, она развивает воображение и фантазию. Ведь недаром «сказочность» - одно из самых распространённых определений красоты пейзажа. Вершина общения с природой - единение с живым миром. Почувствовать себя частью природы можно только, с удовольствием и радостью проводя время на её лоне.
Природа учит ребенка быть добрее, благоговеть перед её чудесами, заглушает и обуздывает деструктивные порывы. Не рвать, не ломать, не топтать, не жечь, не замусоривать будет только тот, кто умеет проникнуться природной жизнью. А для этого надо с природой общаться, общаться, общаться. И она сама станет лучшим воспитателем чувств. Желательно, чтобы и родители показывали достойный образец общения. Выезжали на природу не для шашлыков и «накрыть поляну», а для созерцания цветущих пролесков, пламенеющих осенних клёнов, для того, чтобы поплавать в реке или озере, насобирать грибов, для тихой фотоохоты.
Берите, ведите, везите детей за город, в леса, луга, горы, в деревню, на дачу. Отправляйтесь с детьми в походы: пешком, на велосипедах, на лодках и байдарках (не ограничивайтесь выездом на автомобиле и сидением подле него). Позволяйте детям бегать босиком, играть и шалить, сколько им захочется, пачкаться и промокать под дождём, гладить домашних животных, нюхать цветы, лакомиться ягодами с куста. Всё это сделает их счастливыми, обогатит душу, разовьёт разум, укрепит здоровье. Пусть манит их мир приключений и романтики. Дети вырастут активными, любознательными, смелыми, уверенными в себе. Они научаться удивляться и восторгаться, научаться видеть красоту.
Не лишайте детей чистой радости.