Моя деревня и ее обитатели

Роза Фурман
 

( из цикла «Моя деревня»)

      Я люблю свою деревню, люблю её обитателей, испытывая нежное чувство к тому, что окружает меня. Вообще-то я  горожанка, но вот уже три десятка лет живу здесь ,и  благодарю стечение обстоятельств, которые привели меня в этот благодатный деревенский уголок.
 
     Мама всегда мечтала купить домик в деревне, сначала это были просто мечты, которые никто из знакомых всерьез не принимал, да и я тоже. Впереди был институт, дипломная практика, работа, семья, дети - всё шло по накатанной  колее.

     Но мамина мечта неожиданно осуществилась.   В один из летних дней она уехала навестить  сестру, которая жила в  маленьком районном городке. Приехала быстро обратно, была  какая-то молчаливая и взволнованная. Наконец, решилась и  сказала, что недалеко от города в деревне продается большой дом, очень  красивый, но требующий ремонта. Потом она призналась, что боялась сказать, потому что у меня престижная работа, устоявшаяся семейная жизнь, дети ходят в школу, у всех друзья и подруги  - как решиться на переезд?
 
     Я не ожидала от себя, что так серьезно отнесусь к её словам, хотя по характеру склонна  к некому авантюризму, видимо, в подсознании было желание  что-то поменять  в жизни. Да и у мамы  было такое счастливое лицо, когда я  сказала: «Давай съездим, посмотрим». Посмотрели. Дом  просторный, на подвалах, комнаты летние и зимние. Конечно, предстоял большой ремонт, разработка приусадебного участка, планировка газонов, дорожек и клумб. Два года были потрачены на  обустройство и вот, наконец, переезд состоялся!

     О деревне и её обитателях можно  говорить бесконечно. Мы попали совсем в другой мир. Город – это хорошо, это - жизнь с благами цивилизации, особым ускоренным   ритмом,  но с постоянными стрессами, разобщенностью и равнодушием.

     Мир деревни – с точностью до наоборот. К благам цивилизации можно только  отнести спутниковое телевидение, компьютер, мобильный телефон. Размеренный ритм жизни, резкое  снижение стрессовых ситуаций, внимательность, заинтересованность и  любая помощь соседей – создает особую душевную комфортность.

        Деревня наша  стоит на берегу чистой реки. Между деревней и рекой проходит асфальтированная дорога, она является городской. На работе я шутливо рассказываю коллегам, что иду полоскать белье в город, а развешиваю на просушку в сельской местности. По другую сторону  деревни богатейшие  леса. Пять минут ходьбы и  попадаешь в  царство грибов: рыжиков, груздей, лисичек.

     А какие восходы и закаты! И в городе из-за уличного освещения я никогда не замечала  таинственную красоту мира, залитого серебристым сиянием полной  луны.  Можно  бесконечно наслаждаться  красотой летнего дня, яркостью красок осеннего леса, белизной снежных сугробов. И поэтому я понимаю моего  знакомого, приехавшего из Питера, который увидев  сугробы снега, упал, раскинув руки, в эту сверкающую на солнце  белизну,  и закричал: «Хорошо-то как!». Русская душа его приняла эту тишину, чистоту  и покой.  И весь вечер он был какой-то отрешенный, задумчивый…

      Мир деревни особенный. Он полностью соответствует мудрой пословице: «Как ты относишься к  людям, так и к тебе». В деревне все и всё друг о друге знают. Как в песне «От людей на деревне не спрячешься, не уйти от придирчивых глаз…». Идет  обмен рассадой и способами посадки цветов и овощей, первым урожаем огурцов, клубники, кабачков; советуют и прислушиваются к советам как делать заготовки, солить и мариновать, делятся радостями, заботами и проблемами.

      Даже четвероногие обители деревни органически вписываются в деревенскую жизнь, о них заботятся: у калиток есть плошки, в которые хозяева выкладывают косточки или остатки пищи.

      Я заметила, что для большинства людей, всю жизнь проживших в деревне, присуща  особая мудрая интеллигентность, доброжелательность, но в, тоже время, тонкий  юморок и лукавинка.
 
     Каждый деревенский житель – личность.
 
     В деревне сохранились, некоторые народные поверия, и я все больше прихожу к тому, что начинаю им верить. Моя соседка, бодрая и деятельная старушка, учит, что по лесу надо ходить тихо, спокойно, уважать лесных обитателей. Когда она идет за грибами, то всегда на опушке леса остановится, поклонится и скажет: «Дедушка лесовичок, дай мне грибов». Кстати, всегда приходит с полной корзиной грибов, даже в неурожайный  на них год.  Многие летом страдают от укусов клещей, но и закрытая одежда, аэрозоли, не всегда защищают человека от нападения этих маленьких монстров. После похода в лес всегда на одежде  их будет несколько. А бабушка, заходя в  лес, произносит всего одну фразу и ни один клещ не укусил её за всю жизнь. Поневоле поверишь.
 
      Другая  соседка, ровесница моей бодрой старушке, была немножко жадновата и очень завистлива. Если, кто идет из леса с полной корзиной, то она с такой завистью смотрит, будто грибы несут из её огорода, и всегда спросит, мол, где набрали. Тут же берет корзинку и  бежит туда.

     Мы решили подшутить над ней. Взяли корзинки, и пошли в лес. Знали, что грибов не наберем, они попадали, но очень редко, не время еще. Нам нужен  был всего один гриб, и мы его нашли, крупный боровичок – то, что надо.  Натолкали полную корзинку травы, сверху поместили нашего красавца, сделали  вид, что корзинка тяжелая, еле тащим. Реакция на это поступила незамедлительно. Соседка с завистью спросила: «Где уж и набрали-то столько? Я так ничего не могла найти».

       Через несколько минут её  белый  платок уж мелькал у кромки леса. Конечно, она ничего не нашла, конечно, она от зависти  и злости была сама не своя, мол, вы все грибы собрали. Мы же с невинным видом объяснили, что нашли всего один гриб, что она сама по жадничала, толком ничего не узнав, понеслась в лес.

      Тоже личность…