605 Товарищ, Крузенштерн и Дар Поморья 23 07 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 605. Гдыня (Польша). «Товарищ», «Крузенштерн» и «Дар Поморья». 23.07.1974.

Фотоиллюстрация из третьего тома ДМБовского альбома автора: Польша. Гдыня. Моряков-свиреповцев из нашей группы Васильева мы нашли около парусников «Товарищ» (СССР), «Крузенштерн» (СССР) и «Дар Поморья» (ПНР). Они только что закончили осмотр этих судов и искали глазами нас с К.Д. Васильевым. На фотографии на фоне трёх великолепных парусников: Иванушкин Александр Дмитриевич, командир отделения гидроакустиков (период службы 10.05.1972-06.05.1975), Гончаров Николай Кондратьевич, командир отделения радиометристов-наблюдателей (период службы 06.05.1972-10.06.1975), Жернов Михаил Васильевич, старший радиометрист штурманский (период службы, 10.05.1972-02.06.1975), начальник РТС, капитан-лейтенант Константин Дмитриевич Васильеве и (пока неизвестный). Пора было возвращаться на родной БПК «Свирепый». Однако мне хотелось снова пройти по тому месту, где была красивая польская девушка-Рыжевласка. 23.07.1974.

В новелле использованы данные из опубликованных воспоминаний И. Шнейдера, бывшего капитана барка «Крузенштерн».


В предыдущем:

Вскоре мы с Васильевым, смеясь и живо обсуждая подробности увиденного, пошли искать свою группу матросов. Их надо было ещё найти. Пора было возвращаться на наш родной корабль.

Ребят мы нашли там, где были пришвартованы большие парусники: барк «Товарищ» (СССР), барк «Крузенштерн» (СССР) и парусник «Дар Поморья» (ПНР).

Польский парусник «Dar Pomorza» был построен на верфи «Blohm und Voss» в 1909 году и изначально нёс имя «PRINZESS EITEL FRIEDRICH». После Первой Мировой войны по репарации этот парусник «отошёл Франции и был назван «Colbert» («Кольбер»).

В 1929 году парусник «Colbert» был выкуплен Польшей на средства Морской Академии и ему дали имя «Dar Pomorza», что означает «Подарок Померании» или «Дар Поморья».

Парусное судно «Dar Pomorza» неоднократно принимало участие в многочисленных регатах, в 105 морских походах, посетило 383 порта, на его борту прошли стажировку 14 000 курсантов польского торгового флота.

Вот и в регате «Операция «Парус-74» польский парусник «Dar Pomorza» занял призовое место и опять заслужил славу, любовь и почёт поляков и всех любителей и профессионалов парусного спорта.

В 1981 году «Dar Pomorza» совершит свой последний рейс и станет на швартовы в Марине города-порта Гдыня как корабль-музей.

Основные характеристики парусника «Dar Pomorza»: длина - 93 м, высота - 41,4 м, ширина - 12,6 м, осадка - 5,7 м, водоизмещение - 2500 тн., площадь парусов - 2100 кв.м., ГЭУ (двигатель) - 430 л.с., MAN, Diesel.

Барк «Крузенштерн» был одним из последних «винджаммеров»,то есть кораблей, буквально «выжимателей ветра», то есть самый скоростных судов, движимых силой ветра.

Винджаммер (англ. «windjammer» - буквально «выжиматель ветра») – это последнее в истории судостроения «поколение крупных коммерческих парусников, появившееся в конце XIX века на основе достижений промышленной революции 1870-90-х гг.».

Пока пароходы  уверенно завоёвывали пальму экономической эффективности при каботажном (прибрежном) плавании, винжаммеры господствовали на дальних океанских маршрутах, потому что им не нужен был уголь для прожорливых котлов судовых паровых машин.

Четырёхмачтовый советский барк «Крузенштерн» - один из немногих винджаммеров, продолжающих славную морскую традицию тридцатых годов XIX века н.э. – эпохи клиперов или «золотого века» торгового парусного флота.

Изначально «Крузенштерн» был «клипером», что в переводе с английского означает «стригущий», то есть «мчащийся по верхушкам волн, как бы срезая их острым форштевнем». Клиперы были самыми быстроходными парусниками в мире, и их капитаны  стремились установить рекорды скорости.

Дело в том, что клиперы перевозили скоропортящиеся и срочные грузы, поэтому тех, кто быстрее преодолеет моря и океаны ждал выгодный фрахт (заказ), премия и слава, то есть преимущество перед конкурентами. Так возникли парусные соревнования в скорости – регаты.

Недостатки больших парусников перед пароходами - затраты на содержание клипера, парусной оснастки и многочисленного квалифицированного экипажа. Кроме этого парусники зависели от ветра, а пароходы – только от качества паровой машины и количества топлива. Выгода парусника в том, что он использует даровую энергию ветра.

Винджаммеры или «выжиматели ветра» - это значительные по размерам парусные суда с корпусом и рангоутом из стали, грузоподъёмные, обладающие технологичным прямым парусным вооружением и относительно немногочисленной командой, состоящей из высокопрофессиональных командиров и матросов-практикантов морских училищ.

Винджаммеры даже в штормовую погоду могли идти под парусами и с успехом перевозили не срочные грузы - уголь, зерно, химикаты, шерсть и т.д. Особенно славились виджеммеры постройки знаменитого судовладельца и судостроителя Фридриха Лайеша (Германия), у которого была торговая марка «FL».

В 1926 году на верфи Лайоша был построен парусник-винджаммер «Падуя» водоизмещением около 6000 т, который мог перевозить 4000 т груза. Это судно получилось очень удачным, потому что из Гамбурга (Германия) до Порт-Линкольна (Автсралия) «Падуя» добиралась всего за 67 суток, а из Гамбурга (Германия) до порта Талькауано (Чили) - за 87 суток.

После окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. по решению «Потсдамской конференции союзников» два крупнейших в мире парусных судна были переданы Советскому Союзу: это барк «Падуя» («Крузенштерн») и барк «Коммандор Йонзен» («Седов»). Барк «Крузенштерн» в 1946 году вошёл в состав «Балтийского отряда учебных судов Министерства рыбного хозяйства» и приписано к порту Рига.

В 1961 году на барке «Крузенштерн» установили два вспомогательных восьмицилиндровых дизеля мощностью по 800 л. с. в двухвальной установке, и он перестал быть типичным винджаммером, а стал парусно-моторным судном. Скорость барка «Крузенштерн» под парусами в сильный ветер достигает 15-16 узлов, а в штиль, при включённых вспомогательных двигателях - 8-9 узлов.

Барк «Крузенштерн» за десятки лет своей морской жизни прошёл более 180 000 миль и на нём прошли обучение более 10 000 курсантов мореходных школ и училищ. Славу самого эффективного парусника мира барк «Крузенштерн» завоевал в многочисленных международных регатах и парусных гонках по самым сложным маршрутам («перации «Парус»), организованных Международным союзом парусных учебных судов (СТА).

Парусные гонки «Операция «Парус-74» посвящались 30-летию Польской Народной Республики и их маршрут проходил в Балтийском море от столицы Дании Копенгагена до польского порта Гдыня. В этих гонках участвовало 37 парусных судов.

Первое место в гонке «Парус-74» занял барк «Товарищ» Херсонского мореходного училища, но «единодушным решением капитанов и участников операции «Парус-74» экипажу барка «Крузенштерн» за активное участие на всех этапах гонки был присуждён переходящий приз - серебряная модель знаменитого клипера «Катти Сарк».

ТТД (тактико-технические данные) барка «Крузенштерн»:

Длина наибольшая с бушпритом, м - 114,5.
Длина между перпендикулярами, м - 95,5.
Ширина по миделю, м - 14,05.
Высота борта, м - 8,5.
Высота надводного борта, м - 2,22.
Осадка при полном водоизмещении, м - 6,85.
Водоизмещение порожнем, т – 3760.
Водоизмещение в полном грузу, т – 5725.
Дедвейт, т - 1965,4.
Максимальная скорость под двигателями, узл. - 9,4.
Скорость под парусами, узл. - до 16.
Мощность двух главных двигателей, л. с. – 1600.
Площадь парусов, м2 – 3655.
Район плавания – неограниченный.
Численность экипажа – 70.
Количество мест для курсантов – 203.

Всем ребятам нашей группы, в состав которой входили: Иванушкин Александр Дмитриевич, командир отделения гидроакустиков (период службы 10.05.1972-06.05.1975), Гончаров Николай Кондратьевич, командир отделения радиометристов-наблюдателей (период службы 06.05.1972-10.06.1975) и Жернов Михаил Васильевич, старший радиометрист штурманский (период службы, 10.05.1972-02.06.1975), очень понравились парусники «Товарищ», «Крузенштерн» и «Дар Поморья». Они с восторгом говорили об их устройстве, красоте и величии.

Мы с капитан-лейтенантом К.Д. Васильевым ещё раз живо «пробежались» вместе с ребятами по этим парусникам, чтобы освежить впечатления и пропитаться запахами и видами настоящей морской романтики. Потом мы заторопились обратно к Скверу Костюшко, к Морскому бульвару, к пристани «Марина», к которой уже начал подходить теплоход с репатриантами (перемещёнными лицами, беженцами) с Запада.

Я же хотел снова увидеть мою польскую Рыжевласку…