Индейцы Флориды. Пенсакола

Игнат Костян
В период первого контакта с европейцами в 1528 году этот коренной индейский народ Флориды населял северо-западную оконечность полуострова, в точности территорию, прилегающую к заливу Пенсакола (северное побережье Мексиканского залива – И.К.), а также часть территории юго-востока штата Алабама, которая граничит с современным округом Эскамбия (Escambia County, Флорида).
Первыми европейцами кого повстречали индейцы племени пенсакола, были, как предполагают историки, люди из экспедиции Панфилио Нарваэса.
Контакт произошел в 1528 году, когда разрозненные остатки экспедиции находились в непосредственной близости к заливу Пенсакола. «Эти туземцы были довольно-таки крупного телосложения, – вспоминал участники экспедиции Кабеза де Вака, – и жили в стационарных домах. Эти дикари дружелюбны. На кацике этих туземцев был одет халат из шкур куницы. Это были лучшие шкуры, которые мне приходилось когда-либо видеть». Однако дружелюбие этих «крупного телосложения» индейцев оказалось мнимым. Ночью индейцы напали на испанцев, убив шесть человек.
Следующими, кто познакомился с туземцами залива Пенсакола, были конкистадоры из отряда Диего Мальдонадо, которые по приказу командора де Сото исследовали в 1539 году северное побережье Мексиканского залива. Высадившись на побережье залива Ачуси или Очуси (Achuse, Achusi, Ochuse), как тогда Мальдонадо назвал залив Пенсакола, испанцы, исследуя прибрежную территорию, вышли к индейской деревне, где захватили двух туземцев в заложники для того, чтобы те служили испанцам проводниками. В судовом журнале отряда Мальдонадо тогда была сделана запись: «Эти индейцы шьют прекрасные накидки из соболиных шкур, которых у них ни счесть».
По плану де Сото, Мальдонадо с отрядом солдат должен был в течение трех лет находиться в районе залива Пенсакола, дожидаясь возвращения основных сил экспедиции с материковой части. За период нахождения в землях индейцев пенсакола, а также иных племен, проживавших по северному побережью Мексиканского залива, Мальдонадо собрал огромное количество соболиного меха, но по прошествии трех лет, его отряд так и не встретился в бухте Ачуси с командой де Сото и вынужден был убыть в Мексику.
Очередная встреча индейцев залива Ачуси с испанцами произошла в 1559 году, когда к северному побережью Мексиканского залива пришла эскадра из 11 кораблей экспедиции Тристана де Луна, где командор, выполняя приказ вице-короля Новой Испании (Мексика), должен был основать колонию.
 Полторы тысячи солдат и поселенцев в августе 1559 года высадились в заливе Ичуси (Ichuse) или Ючуси (Ychuse), как в то время на картах испанцы обозначали залив Пенсакола, преступив к строительству укрепления.
Испанцы основали поселение Санта-Мария-де-Очуси (Santa Maria de Ochuse) в сентябре 1559 года, после чего де Луна направил обратно в Мексику галеон с грузом в сопровождении Луиса Даза для, того чтобы передать сообщение об успешно начатом предприятии.
Помимо этого де Луна направил вглубь территории несколько разведывательных отрядов для установления контактов с местными индейцами и пополнения за счет аборигенов продовольственных запасов новой колонии. Отряды вернулись спустя три недели, и лишь только одному из них удалось раздобыть продовольствие в одном из индейских городов. Ураган, пронесшийся над колонией 19 сентября, уничтожил большинство кораблей и галеонов, стоявших на якоре в бухте, в связи, с чем колония оказалась под угрозой быть отрезанной от цивилизованного мира. Местные индейские города, располагавшиеся по побережью залива, при повторном их исследовании испанцами на предмет получения продовольствия, оказались пустыми. Сами же индейцы по отношению к испанцам стали проявлять неподдельную враждебность и при всякой возможности нападать на разрушенную стихией колонию и ее обитателей.
Учитывая сложившуюся ситуацию, де Луна приказал колонистам покинуть Санта-Мария-де-Очуси и идти к реке Алабама, где поданным разведки находилось индейское поселение Нанипакана (Nanipacana), где испанцы оставались до июня 1560 года. Оттуда де Луна отправил поисковый отряд  на северо-запад Джорджии, где располагалось вождество Куса, в котором испанцы планировали разжиться продовольствием, чтобы вновь вернуться в залив Пенсакола. Когда они туда вернулись, то индейцы пенсакола устроили им такую «теплую» встречу, после которой в стане испанцев произошло явное смятение. Солдаты и колонисты подняли бунт против де Луна, который, как они считали, был не способен организовать защиту поселения от индейцев. В результате растущей напряженности среди колонистов и внешних обстоятельств на посту губернатора в августе 1561 годаТристана де Луна сменил Анхель де Вильяфанье, который реорганизовал колонию, оставив в Очуси всего пятьдесят человек, а сам с командой 230 человек колонистов отбыл в Санта-Елена (Джорджия). Однако на пути туда флот Вильяфанье пострадал от шторма и был вынужден идти на Кубу. После трех месяцев пребывания на Кубе Вильяфанье вернулся в залив Пенсакола, откуда эвакуировал 50 остававшихся в Очуси людей, переправив их в Веракрус (Мексика).
Выжившие колонисты свидетельствовали: «Туземцы с длинными до пят волосами ни днем, ни ночью не давали нам сомкнуть глаз в течении всех трех лет нашего обитания в Санта-Мария-де-Очуси. Сколько не пытались мы у них разжиться продуктами, ничего не получалось. Их нельзя назвать жадными, скорее они бедны. Вокруг залива находятся лишь их небольшие рыбацкие деревеньки, города же их пусты. Они воинственны и не терпят чужаков, вторгающихся в их владения. Нападают они, как правило, ночью, внезапно и бесшумно. Преследовать их бесполезно, ибо они словно приведения растворяются на любой местности».
Исторически индейцы племени пенсакола относятся к группе коренных народов Флориды, формировавшихся под воздействие культуры Форт-Уолтон (1200 – 1500 годы). Эта культура является своего рода региональным вариантом культуры Миссисипи и сочетается с такими типами археологических культур, как культура Пенсакола, культура Позднего Вудлэнда, и культура Уииден-Исланд (Weeden Island Cultures).
Преимущественно индейцы пенсакола были охотниками, рыболовами и собирателями. В меньшей степени он развивали земледелие. Из сельскохозяйственных культур выращиваемых ими можно отметить кукурузу. В основном они жили за счет эксплуатации прибрежных ресурсов.
«Они никогда не орошали свои огороды, – гласила запись в судовом журнале Карлоса де Сигуэнса Гонгора, – потому что считали, что вода должна приходить с неба».
Проживали пенсакола родовыми общинами, в деревнях располагавшихся вокруг лиманов. Несколько близлежащих друг к другу деревень образовывали вождество, управляемое кациком и старейшинами. Кацик, как правило, происходил из доминирующего в общине рода. Его окружение или правящая верхушка, также состояла из представителей этого доминирующего рода. Ученые не исключают в племенной иерархии пенсакола института верховного вождя, хотя документальных свидетельств, прямо указывающих на это, не имеется.
Предки индейцев пенсакола до начала исторического пути развития сооружали земляные насыпи – курганы, имевшие церемониальное назначение.
Найденные в «навозных кучах» пенсакола артефакты в виде черепков керамики, указывают на изменение стиля ее исполнения свойственного племенам Центральной Джорджии. В точности керамика племени пенсакола считается одной из самых изящных из когда-либо созданных индейцами Северной Америки. Индейцы пенсакола использовали свои керамические изделия не только в быту, но и в ритуальных целях, в частности для обряда погребения. Сосуды этих индейцев больше напоминали скульптуры, нежели изделия для бытового использования.
По внешнему виду мужчины пенсакола походили на мифических исполинов в уменьшенной копии – рельефная мускулатура, широкоплечие с длинными шеями. Мужчины, также как и женщины отращивали волосы почти до пят. Такие прически были особенностью этих индейцев.
На время похода, набега или военных действий мужчины пенсакола сворачивали волосы в косу и закрепляли ее в виде узла на макушке головы. Прически мужчин и женщин (как с распущенным волосом, так и собранном в узел) украшались перьями птиц. Для расчесывания волос использовались гребешки из кости животных с вырезанными для прохождения волоса бороздками.
Перед ведением боевых действий, охотой или проведением церемоний мужчины и женщины раскрашивали свои тела и лица различными цветами, получаемыми из природных красителей. Как мужчины, так и женщины нижнюю часть тела закрывали набедренными повязками из замши, которые индейцы также окрашивали. В холодную погоду использовали накидки или одеяла также из замши и сшитых между собой цельных шкурок пушного зверя.
Для подчеркивания статуса в обществе мужчины и женщины наносили на свои накидки рисунки, состоявшие из различных символов и узоров.
В качестве украшений мужчины и женщины пенсакола носили на шее бусы из жемчуга, а также кулоны из морских раковин. Предплечья, кисти рук и лодыжки ног они также украшали жемчужными браслетами, а в уши вставляли серьги из раковин в форме диска.
Самым распространенным оружием индейцев пенсакола, по наблюдению испанцев было копье, которое «они метали с такой быстротой и точностью, что порой невозможно было отличить его полет от полета пули». Кроме копий, пенсакола традиционно использовали длинные луки, топоры с каменными наконечниками для рубки деревьев и палицы с набалдашниками из заточенных морских раковин.
Первое упоминание названия «пенсакола» panzacola (или pansacola) относиться к 1657 году, и связано с одной из францисканских миссий Сан-Хуан-де-Аспалага (San Juan De Aspalaga), основанной в начале ХVII века на племенной территории  индейцев апалачи. Дело в том, что имя Пенсакола (Panzacola) было самым распространенным именем среди индейцев указанной миссии, однако этимология данного названия имеет иное значение.
В 1686 году морская экспедиция испанских путешественников Хуана Энрикеса Баротто и Антонио Ромеро проводила  обследование северного побережья Мексиканского залива от миссии Сан-Маркос-де-Апалачи (около современного города Таллахасси – И.К.) и далее на запад, с целью отыскать потерянную французскую колонию Форт-Сент-Луис некогда основанную французским исследователем Робером де Ла Салем в заливе Матагорды (лиман на техасском побережье Мексиканского залива – И.К.). По мере продвижения на запад путешественники зашли в залив Пенсакола, где столкнулись с местными индейцами. Хроникер экспедиции Хуан Хордан де Рейна впервые тогда записал в своем дневнике, что эти индейцы называют себя, а также этот залив «Пенсакола», что на их языке означает «длинные волосы». «Этот залив – самое лучшее место, что я, когда-либо видел на земле, – отмечал де Рейна. – От Сан-Маркос сюда можно прийти на каноэ и плыть дальше до Моувила (испанская крепость в центральной Алабаме, а до того город индейцев племени тускалуса – И.К.)».
Как утверждают исследователи язык, на котором разговаривали индейцы племени пенсакола, был тесно связан с языком племени чокто, по классификации относящийся мускогской языковой семье. На диалектах и наречиях мускогов говорили племена, населявшие юго-восточный ареал современных США.
Испанские документы 1686, 1688 и 1693 годов указывают, что в тот период индейцы племени пенсакола постоянно воевали с индейцами алабамского племени мобил.
Из дневников испанской экспедиции 1688 года в залив Пенсакола видно, что индейцы пенсакола «весьма дружелюбны и нежны», а их «города процветают». Однако свидетельства испанских путешественников 1693 года, посещавших земли индейцев пенсакола говорят об обратном: «Поселения индейцев в заливе Пенсакола пусты и заброшены. Причина тому их война с мобилами, в которой пенсакола были почти все уничтожены». Испанский хроникер, как считают исследователи, ошибался, пенсакола действительно вели затяжную войну с индейцами мобил, но не были уничтожены, а просто под натиском мобилов переместились вглубь материковой территории, а вероятнее всего на запад.
Учитывая фактор запустения территории племени пенсакола, испанцы с середины 90-х годов ХVII века, начинают активно изучать прибрежные и внутренние территория прилегающие к заливу Пенсакола. Колониальные власти Флориды интересовал вопрос скорейшего заселения этой местности поселенцами. В этой связи, в период с 1695 – 1698 годы из Веракрус, в залив Пенсакола направлялись ряд экспедиций, в задачу которых входило изучение флоры и фауны прилегающей к заливу области. Так, например, экспедиция  испанского ученого Карлоса де Сигуэнса Гонгора в отчетах отмечала, что земли индейцев пенсакола это «настоящий рай для поселенцев», богатый природными ресурсами, и где сокрыт огромный экономический потенциал. Карлос де Сигуэнс дал подробное описание водных магистралей, которые использовали индейцы пенсакола, а также древесных пород, из которых они делали свои долбленки: «Каждая река и ее приток это конкретная дорога, связывающая прибрежную территорию с глубинкой. Деревья же, из которых индейцы строят каноэ, высокие, крепкие, и пригодны для строительства судов любого типа».
Таким образом, в 1698 году на побережье залива Пенсакола испанцы основали первое свое поселение «Пенсакола». С цель установления добрососедских отношений с индейцами, проживавшими в районе основанного поселения, испанцы провели встречи с кациками индейских деревень Пенсакола и Чакато. В этой связи испанцы, предложили индейцам переместить свои поселки ближе к колонии Пенсакола.Так, например, в 1704 году после резни устроенной племенами пришельцев в стране апалачи, 800 человек этого племени мигрировали в колонию Пенсакола, где их записали как «индейцы пенсакола». Но к 1707 году, тех индейцев, кто непосредственно проживал в окрестностях колонии Пенсакола, испанские источники уже не называют по наименованию племени, то есть «пенсакола», а указывают их как «окатазес» (ocatazes).
Сведения, относящиеся к 1725 году, свидетельствуют о том, что индейский город Пенсакола, в котором проживало 40 человек, находился уже не в прибрежной зоне залива Пенсакола, как это было ранее, а рядом с поселением индейцев племени билокси (сиуанское племя, самоназвание «tanеks(а)», проживавшее в 1699 году на побережье Мексиканского залива, на территории современного штата Миссисипи – И.К.), располагавшемся на реке Жемчужной (Pearl River).
По данным находящимся в документах 1764 года в индейских поселениях: Пенсакола (Pensacola), Билокси (Biloxi) Чакато (Chacato), Капинан (Capinan, поселение коренного индейского народа, проживавшего на территории современных штатов Алабама и Миссисипи, вдоль побережья Мексиканского залива в районе реки Паскагула – И.К.) Уаша (Washa), Кауаша (Cawasha), Паскагула (Pascagoula, поселок так называемого  «хлебного народа» – индейского племени обитавшего вдоль реки Паскагула – И.К.) проживало 251 человек этнических пенсакола, которые спустя несколько лет, как полагают исследователи, мигрировали на запад и были окончательно ассимилированы чокто и криками.