Кибернетический дракон

Алишер Таксанов
Было ранее утро, когда прозвенел дверной звонок. Мой дракон даже не шелохнулся, читая книгу за столом и задумчиво помешивая ложечку в чашке с кофе, он только поправил очки. Вставать с кровати и топать к двери пришлось мне. Там стоял посыльный, а за ним находился большой-пребольшой ящик. У посыльного был недовольный, запыханный вид, видимо, ему пришлось тащить эту посылку при помощи домкрата.
- Распишитесь, - пробурчал он, протягивая мне документ.
Я расписался и вернул бумаги посыльному. Тот быстро попрощался и побежал к своему грузовому автомобилю. Я услышал лишь, как зафыркал его мотор, однако мое вниманеие было сосредоточено на ящике. Там было написано «Кибертроник Машинен».
- О-о-о! – выдавил я из себя. Этот заказ я ждал больше месяца, и наконец-то производитель соизволил мне отправить свое изделие, о чем ранее извещал в своем рекламном проспекте.
- Эй, дружок, не хочешь посмотреть, что у меня есть? – спросил я дракона, трепеща от предвкушения открыть посылку.
Тот, не поворачивая головы, лишь ответил:
- Хозяин, не отвлекай, я читаю нужную книжку!
Только я не собирался отклеиваться от дракона:
- Нет, ты посмотри, что у меня есть! Какая классная игрушка! Тебе понравится, честное слово!
Недовольно ворча под нос, дракон сполз со стола и подошел к двери. Его взгляд был таким, словно ему предстояла стоматологическая операция без анестезии и вместо бормашины предлагали отбойный молоток. Он уставился на ящик, пытаясь понять, что там внутри. За очками глаза беспокойно бегали.
- Машина? – то ли утвердительно, то ли вопросительно произнес дракон. Он не делал уточнение, ибо под словом «машина» можно было понимать и кухонный комбайн, и автомобиль, и стиральный аппарат, и фрезерный станок с ЧПУ. Зубастик знал, что я любитель техники, хотя профессиональная сфера деятельности связана с флорой и операциями в сфере садоводства.
- Она самая! – радостно воскликнул я и нажал на кнопку. Ящик автоматически распаковался, и перед нами предстал дракон в металле, самая совершенная на сегодняшний день модель киборга. У меня от восторга аж в животе заурчало, коленки затряслись. Аспидно-черное покрытие из углепластика и композиционных материалов, способное выдерживать радиацию и высокую температуру, а также прямое попадание кумулятивного артиллерийского снаряда 236 калибра. Три плазмо-реактивных двигателей позволяли этой машине развивать третью космическую скорость и подниматься в космос практически вертикально, неся на себе груз разной модификации до двадцати тонн. Размах крыльев – двенадцать метров, масса дракона-киборга – пять тонн. Глаза – электронно-оптическое зрение двух телекамер на 42 гигапикселя с зеркальным фокусом и обзором на 320 градусов, инфракрасное восприятие, акустическая локация. Микропроцессор на 289 гигагерц, объемная память – 60 тысяч террабайт. Механико-гидравлические усилители приводили в движение все гибкое тело, внутри которого скрывались основные электронные платы, приборы, а также аккумулятор большой емкости.
Нельзя сказать, что моего друга этот робот привел в высокое эмоциональное состояние, как меня. Зубастик всегда критически подходил к любым моим покупкам, особенно в сфере высчоких технологий. Нельзя сказать, что считал себя ретроградом, просто не видел особых перспектив у изделий, составляющих конкуренцию живым существам.
- И сколько это барахло стоит? – задумчиво спросил он, снимая очки. – Надеюсь, не переплатил? Обычно ты делаешь поспешные покупки.
Я опешил:
- О чем ты, дружок! Это классная игрушка! «Кибертроник Машинен»! Модель КМС-23В, только что выпущена в серийное производство. Самые высокие оценки тех хозяев, у которых тестировался прототип!
На самом деле, я часто делал ненужные покупки. Но не сейчас. Сегодня посылка была правильным моим решением.
- Да ну, серьезно?
Зубастик обошел робота, критически осмотрел его, а потом, найдя щиток, открыл его и нажал на кнопку, приводящий механизмы в состояние работоспособности. И кибернетический дракон ожил: его глаза загорелись, внутри зажужжали севромоторы, хвост изогнулся, видимо, там был локатор, сканирующий окружающий мир, а встроенный компьютер начал анализировать обстановку.
- Ну, кастрюля, что скажешь? – ехидным голосом спросил мой домашний питомец, щелкнув когтем по панцирю.
Робот, как мне показалось, презрительно посмотрел на своего живого собрата и ответил, издавая металл в голосе:
- Я перспективная модель дракона! Превосхожу живые аналоги по многим параметрам, о которых не стоит обсуждать в среде примитивных существ.
Почему-то я не понял, кого имеет ввиду дракон-киборг. Но Зубастик оскалился:
- Да, ну... Проверим твои способности. Так... э-э-э, что ты знаешь о космической сингулярности? – дракон пытался поймать робота на незнании физических законов мироздания.
Однако тот на удивление выдал:
- Под этим термином следует понимать состояние той Вселенной, в которой мы находимся, причем в определенный момент времени в прошлом, когда плотность материи и кривизна пространства и времени были на уровне планковских значений. Иначе говоря, эволюция Вселенной была порождена так называемым Большим Взрывом 14 миллиардов лет назад, и эта теория укладывается в рамки Общей теории относительности. Сингулярность также рассматривается в сфере квантовой гравитации и энергодоминантности...
Мне оставалось только развести руками: такое раньше и слышать не приходилось. Что-что, а в железной башке этого монстра были плотные знания. Я заметил, что робот посмотрел на нас с превосходством, типа, ну что, подловить хотели?
- Хм, тут ты имеешь кое-какие знания, - немного расстерянно пробурчал Зубастик, который был удовлетворен услышанным; он протер очки, снова нацепил на морду. Потом несколько минут обходил робота, который вращал голову на 360 градусов, не спуская настороженного взгляда с дракона. Есло бы механические существа чувствовали, то я мог поклясться, что этот выражал крайнюю степень неприязни и недоверия к тестировавшему его. То есть Зубастика не хотел признавать вровень себе.
- Так, проверим твои знания биологии. Что такое филогенез? – снова вопросил мой питомец.
Меня аж передернуло – я не знал, что это такое. И снова дракон-киборг выстучал лаконичный и правильный ответ:
- Филогенез или, как еще говорят, филогения – это историко-биологическое развитие организмов во времени и в пространстве. При этом эволюция рассматривается как процесс передачи генетической информации от предка к потомкам, однако этот процесс может иметь ответвления в дискретном значении, и эти ответвления могут как дать толчек в появлении новых изменений и видов, так и исчезнуть, не выдержав борьбы за существование, - , - говоря это, робот легко и беззвучно махал крыльями, которые складывались и развевались как веер, и я завороженно смотрел на это. Киборг приметил это и стал более изщнее шевелить телом, чем вызвал ухмылку у Зубастика. – Но для полного понимания филогенеза требуется больше данных о всех живых видах на Земле, что позволит классифицировать виды и понять общее между ними...
- Ладно, ладно, убедил, - прервал я его, потому что ничего не понял из услышанного. Не любил я в школе биологию, и сейчас чувствовал себя полным болваном. Нельзя сказать, что ответом был удовлетворен Зубастик, да только спорить он не стал, махнул лапой, типа, хорошо, в этом вопросе у робота имеется информационный задел. – Пройдемся в несколько иной области знаний. Гм, что скажешь об эмпириокритицизме?
Я почесал репу: что слышать приходилось, но из какой сферы – не помню. Может, это кулинария? Или иностранные языки? Оказались мои предположения неверными. Дракон-киборг произнес:
- Это философское течение, основателем которого считают Рихарда Авенариуса. Эмпириокритицизм предполагает точкой познания так называемый «чистый опыт», а мышление или субъект, не материя или объект. Иначе говоря, каждый индивидуум получает информационные потоки через опыт как свой личный, так и других людей, методически это рассматривается как отношение между...
- Бррр, все, я понял, что слишком мало информирован о философских идеях, - сердито произнес я, косо посмотрев на Зубастика – он-то знал все о том, что мы услышали. Конечно, я не корпел над книгами так, как он, однако тыкать меня мордой в грязь не следовало. Теперь оба дракона глядели на меня с некоторым превосходством.
И было видно, что питомец не намерен терпеть машину в доме.
- Так для чего ты купил этого Всезнайку? Чтобы постоянно указывал, что твой разум не столь значителен?
Я расстерялся:
- Ну, дружище... Это же игрушка! Можно давать ему всякие задания... Например, двор подмести или мясо погриллить...
- Это мог делать и я, - заметил Зубастик. – И не стоило ради этого тратить такие деньги! Изделия «Кибертроник Машинен» стоят далеко не дешево. Купил в кредит?
- Да... Но, дружище, он и тебе будет собеседником...
На что я получил взрыв возмущения:
- Мне собеседником? Эта машина может стать мне собеседником? Хозяин, ты за кого меня принимаешь? Может мне еще с утюгом разговаривать? Или с холодильником вести научные дискуссии о генетических кодах?
Мне нечего было возразить. Однако на этом не закончилось все, дракон поставил категоричный вопрос, аж рубанул лапой воздух, словно хотел поделить мир на части:
- Или я, или он! – и вторая лапа указала на робота, который неподвижно наблюдал за истерикой моего питомца. Наверное, ему нравился этот драматический сюжет. Что разворачивался в моем доме. – Иного не дано!
Прозвучал угрожающе этот ультиматум. Мне же не хотелось сдаваться. Я так долго мечтал об этой штуке, и настроение домашнего питомца меня раздражало.
- Ну, Зубастик, прекрати! Я хочу играться с ним!
Спорить со мной дракон не стал. Он щелкнул пальцем, и перед ним появился большой чемодан. Все драконы – мистические существа – обладают даром колдовства. Вот и сейчас мой питомец заполнял чемодан своими вещами, которые выскакивали из его шкафов и комодов, даже из чердака и подвала, и залетали в бездонную емкость. Я изумлении наблюдал, как Зубастик собирался меня покинуть.
- Ты что! – выдохнул я. – Прекрати, Зубастик! Это несолидно! И не серьезно!
- Увы, я так не думаю, - лаконично произнес дракон, взмахнул крыльями и вылетел в окно. Оттуда он сделал прощальный круг и исчез в синеве неба, унесся с собой все свое, даже книги и зубную щетку.
Нельзя сказать, что я не расстроился. Да, у Зубастика был сложный характер. Привиредливый он, ворчун, зазнайка, порой высокомерен и нуден, однако добрый и отзывчивый, верный товарищ, таких драконов еще поискать нужно. И его демонстративный демарш вызвал у меня некую тоску в душе. Я понимал, что без него мне будет и скучно, и неинтересно что-то делать, и вообще окажусь в некой мрачной среде.
И чтобы как-то унять дрожь в теле и поднять настроение, я решил отвлечься и с этой целью обратился к стоявшему рядом роботу, приказав несколько торжественным голосом:
- Так, дракон, сваргань мне обед. Побольше мяса, овощей... ну, из мексиканской кухни, наверное, у тебя рецептов в мозге куча...
Послышался странный ответ:
- Такая примитивная работа считается недостойной для кибернетических организмов. Пускай человек сам займется приготовлением для себя пищей!
Это меня покоробило:
- Слушай, я тебе хозяин, и изволь меня так называть!
На что дракон-киборг ответил вызывающим тоном:
- Я не могу называть хозяином того, кто физически слабее меня, а интеллектом не превосходит даже самые примитивные компьютеры, что выпускались два столетия назад!
У меня аж дыхание сперло: никогда никто не говорил мне такие гадости. Услышать такое от машины – это предел наглости.
- Ну, ты, консервная банка, прикуси язык! Я человек – и это звучит гордо!
- Так я и называю тебя человеком!
- Но я твой хозяин! Ты не можешь меня называть иначе! Я главнее тебя! Ты – моя вещь! Я купил тебя у «Кибертроник Машинен»!
Дракон-киборг покрутил головой вокруг оси и вдруг спросил:
- А хозяин знает, что такое инфразвук?
Словно обухом по голове – откуда мне знать? Я же садовник по образованию, а не физик, университетов не заканчивал. Пришлось признаваться:
- Нет, не знаю. Однако это не дает тебе права, машине, разговаривать со мной в таком тоне!
Дракон-киборг пропустил мое замечание мимо ушей и вновь осведомился:
- Ага, понятно. Может, хозяин имеет представление о дробных числах? Или на каком расстоянии от Солнца находится Тау Кита? А какова химическая формула солянной кислоты? Чему равен один парсек?
Я мотал головой, находясь в прострации. Увидев это, робот хмыкнул:
- И что же человек хочет от меня, если глуп, туп, упрям? Нет, это я твой хозяин и ты должен мне подчиняться!
Такого исхода я никак не ожидал. Обнаглевшая машина считала, что вправе подчинить себя человека? Я топнул ногой по двери и рявкнул:
- Отключи свой громкоговоритель! Ты обязан мне подчинятся. Быстро склонись перед хозяином! Иначе я переплавлю тебя в детскую коляску!
Мой приказной тон вызвал обратную реакцию: внутри дракона-киборга что-то включилось, глаза зажглись страшным красным светом и послышалось:
- Внимание – угроза существованию кибернетическому организму и неподчинение высочайшему существу! Принимается решение уничтожить примитивный вид живого существа! Немедленно к исполнению! – видимо, машина сама себе отдала такой приказ.
Я слышал, что раньше «Кибертроник Машинен» работал на оборону, и возможно, этот робот был боевым, просто профилировали на гражданские интересы. И теперь у него включилась программа уничтожения, а объектом такого действия стал я. В моей голове пролетели ураганом мысли, что же делать, и было принято одно решение – бежать.
Ругаясь, я бросился из дома, однако дракон-киборг оказался более проворным, чем можно было ожидать при его массе. Пять тонн легко вспорхнули в воздух, лапы с присосками схватили меня за руку и ногу и стремительно подлняли на высоту пяти километров. У меня дыхание сперло от перегрузки, а также от холода и разреженного воздуха.
Плазменно-реактивные двигатели работали мягко, что робот летел плавно, не сотрясаясь от турбулентности. Его ноги-лапы втянулись внутрь тела, как шасси у самолета, и теперь его тело было аэродинамичным, весьма устойчивым в полете. Что-что, а конструкторы в «Кибертроник Машинен» были не идиотами, знали толк в своем ремесле.
- Отпусти меня! – орал я, в тот момент даже не осознавая, что приказываю. Мне было противно находится во власти этого механического монстра.
- Твое желание и мое намерение совпадают – исполняю! – ехидство так и разило в речи дракона, и он разжал механические захваты-лапы.
И я, кувыркаясь, устремился вниз. Это было страшное мгновения, было ясно, что мое тело расшибется в лепешку при соприкосновении с землей. Ничто не могло спасти меня. От страха я закрыл глаза и стал молится, правда, не знаю кому.
И тут...
- Ладно, ладно, не плачь. Я услышал твои молитвы, - послышался голос над головой.
Я открыл глаза и увидел Зубастика, который планировал рядом со мной. Он улыбался.
- О-о-о, дружище! – радостно воскликнул я. – Ты не представляешь, что я ощущаю, видя тебя! Давай, спасай меня!
Мой питомец схватил меня за шкирку, расправил крылья так, чтобы начать торможение как парашют. Мы вышли из облаков, до зеленой поверхности было чуть больше километра. Однако мое спасение не оказалось незамеченным – робот издал дикий рев:
- Система опознавания «свой-чужой» не распознала в драконе «своего»! Принимаю решение уничтожить воздушную цель! – и начал пикировать на нас.
- Ах, блин! – воскликнул Зубастик, сильнее сжал меня, и сделал «бочку» в воздухе. Конечно, он много читал о воздушных боях и знал немало приемов, но и ему противостояла машина, обученная уничтожать и воевать. Спустя некоторое время стало ясно, что нам не уйти от этого врага, и дракон-киборг собьет нас на землю.
- Придется поступить нестандартно, - вздохнул мой питомец и что-то сделал. Вначале я не понял, что именно, так как робот отлетел от нас, и я услышал:
- Вижу новую цель! Принимаю решение уничтожить!
Рев двигателей, выстрелы из лазерной пушки, а затем из ракетной установки – дракон-киборг палил из всего оружия по новому противнику, который был точной его копией. Он даже повторял движение моей «игрушки».
- Что это? – не понял я.
Зубастик презрительно махнул лапой:
- Этот робот – тупой как пень, несмотря на террабайты информации. Я поколдовал немного и создал его зеркальную копию. Дракон-киборг сражается со своим отражением, вот и все! Он даже не понимает, насколько это бесполезно и глупо, тьфу! – в голосе Зубастика, однако, звучали нотки превосходства и самоудовлетворения.
Действительно, робот и его неотличимое зеркальное отражение обстреливали друг друга, уходили на развороты, увиливали от снарядов и пуль, контратаковали, и все было бессмысленно.
- И долго так будет продолжаться? – спросил я, когда мы опустились возле моего дома. Мой питомец взглянул на небо, криво усмехнулся:
- Скоро закончится – аккумуляторы при таком режиме быстро разрядятся.
Не прошло и часа, как машина рухнула на землю. Его зеркальная копия расстаяла как дым на ветру. Посвистывая, мы с Зубастиком подошли к месту падения робота. Было видно, что механизмы серьезно пострадали, хотя голова пыталась еще «соображать»:
- Я... все равно... сильнее... умнее!.. – в агонии хвост бился о камни, высекая искры.
Зубастик достал из чемодана большой молот и размножил металлический череп робота. Внутри искореженного тела все утихло.
- Я же говорил – барахло! – хмыкнул домашний дракон и надел свои большие очки. – Ладно, хозяин, помогу тебе с этим металлоломом!
- Ты итак мне помог, дружище, - с облегчением сказал я и обнял дракона. Тот расчувствовался, похлопал меня по спине:
- Ладно, ладно, не распускай нюни. А то и я начню слезу выдавливать!
И Зубастик помог мне. Он хорошо знал юриспруденцию, и поэтому мы написали такое письмо в «Кибертроник Машимнен», что там решили с нами не спорить, и не только вернули деньги, но и выплатили сразу крупную сумму за моральный и физический ущерб. Свою неудачную конструкцию они уволокли в тот же день, и больше никогда не предлагали мне свои изделия.
А я купил на эти деньги новый садовый инвентарь и сажал цветы, тогда как Зубастик приобрел новый телескоп и разглядывал далекие галактики.
(3 марта 2017 года, Винтертур)