Лек. 5 по воц. фантастики Стругацкие Извне

Николай Москвитин
   Данная повесть состоит из рассказов трёх лиц, участвовавших в двух разных экпедициях: альпинистской и археологической экспедиции. Но повествование ведётся нелинейно: сначала описывается настоящее, а затем прошлое. Данное обстоятельство следует особо отметить: так как Церковь (Православная) трактует время линейно, следует не делать таких манёвров.
   В первой (по времени) экспедиции участвуют три человека. Кто они? Один--начальник, другие два подчинённых, есть ещё второстепенные герои--группа из двух рабочих. Фамилия начальника--Лозовский. Вторая экспедиция описана в начале, но она появилась позже--это экспедиция альпинистов.
  Лозовский попадает в корабль пришельцев, управляемый какими-то паукообразными машинами. Они совершают странные, но размеренные действия, и не обращают внимания на людей, где-то неожиданно повляются, исчезают, "воруют". Но могут ли машины воровать? И здесь следует заметить: даже для машин это должно быть нарушение заповеди, потому что этот дурной пример наблюдает человек, могущий совершить такое же действие. Поэтому заповеди должны быть прописаны и для машин.
  Лозовский очень хотел пить. В корабле. оказавшемся похожим на лабораторию и напоминавшем музей, не было воды для людей. Запасы бутялки с водой, по его словам, закончились за одиннадцать дней. Он искал воду и еду, всё идя и идя по огромному движущемуся лабиринту. Хозяева этого лабиринта ему неизвестны, но он постоянно думает о них, потому что хочет создать контакт с инопланетянами. Как предполагают позднее, они прилетели на Землю с исследовательскими целями и более гуманны к людям.
  Лозовский знал только о машинах. Вторая экспедиция нашла его дневник, о чём говорится во втором рассказе (в первом описана вторая экспедиция, мы выровянем линию времени в силу обстоятельства, указанного в начале лекции). В этом дневнике записаны предположении о странных больших чёрных паукообразных существах, с особыми глазами, что они как машины и что они прилетели с чёрных вертолётов.
  Особенный акцент делается на позе инопланетян. Она неественна, как и их поведение. Но машины как будто человечны. Они могут разбирать и собирать друг друга, но они не делают ничего плохого с людьми. Они даже возвращают Лозовского, правда, в совсем измученном состоянии, на Землю.
  Следует здесь отметить, что создание Божие не должно быть отвратительно. Создание человека тоже, ибо он подобен Богу. И создание самого человека тоже, ибо он должен творить подобно Богу. Поэтому в случае отступления от совершенства надо найти серьёзные причины, связав их с православными ценностями.
  Первая экспедиция взбирается на сопку, начальник по дороге всё время хвастается, и можно провести параллель с начальником первой экспедиции. Они встречают огромную бездну, начинающуюся с верха сопки, на которую они поднялись, и всё там без воды. Возможно, Стругацкие использовали четырёхмерную трактовку событий для стилистического эффекта. но всё равно надо лучше обосновать этот приём.
  Итак, Первая экспедиция спускается, встречается с лыжником,  с пауками машинами. чёрными и десятиногими, эти пауки у них что-то вороют, что-то про них выверяют, не особо интересуются самими людьми. И потом лыжника отвозят в больницу.
  заводится целое дело о Лозовском, делаются необоснованные предположения, но, как пишут авторы, состав преступления не обнаружен. Вот здесь нужно сказать: очень важно зрения своих грехов, то есть нужно обязательно всё же отметить, какие преступления совершил герой. Может быть словесные. может быть мысленные. Но отметить.
   В этом произведении заметен элемент милосердия. И это очень хорошо. Также нет обычной жестокости героев Стругацких, они не ведут себя, как переодетые зомби, а просто исследуют и нервничают, и даже сострадают Лозовскому. Из всех четырёх прочтённых романов (вернее, Извне--повесть) мне Извне нравится больше всего.
   Напоследок хотелось затронуть фамилию Лозовский. Она однозвучна с фамилией переводчика Максима Лозовского. Но скорее всего дело не в этом. Скорее всего дело в том, что Лозовский любит лозы науки, процесса открывания научного знания. А для православных важно, чтобы лозой был всё же Христос. Но эта повесть могла бы понравиться и Ему. Достаточно добрая.