Четвёртое ноября или седьмое

Тов Краснов
Праздник, которого не было.

Глядя в далёкий 1612 год, мы с удивлением обнаруживаем, что если переводить даты старого стиля на новый стиль, то войска народного ополчения достигли Москвы 1 ноября (22 октября по старому стилю). В этот же день – 22 октября живущая по юлианскому календарю церковь отмечает праздник Казанской иконы Божьей Матери, установленный в честь взятия ополчением Китай-города. Акт о капитуляции гарнизона был подписан 5-го ноября, а реализованы положения этого договора были на следующий день, 6-го ноября. Именно 6-го Москва была полностью освобождена от интервентов. Откуда же взялась тогда дата 4 ноября?
Дело в том, что в закон о празднике писался, рассматривался и подписывался в авральном порядке в 2005-м году, лишь бы успеть подмахнуть и тут же отпраздновать. И в жуткой спешке авторы закона о новом празднике всё перепутали. Разница дней между «старым стилем» и «новым» - величина непостоянная. Она увеличивается с каждым столетием, сейчас она составляет 13 дней, а на 1612 год составляла 10. Но законотворцы по вопиющему невежеству вместо 10 дней (как положено для событий XVII века) прибавили к дате церковного праздника (22 октября) 13. Вот и получилось, что во всех учебниках войска Пожарского вошли в Москву 1 ноября, а годовщину этого события мы отмечаем 4-го. Абсурд? Да. Посмешище? Безусловно. Но в верноподданническом раже едросовская дума на такие «мелочи» не обращала внимания. Было велено быстренько проштамповать закон, – и проштамповали. Так и живём мы уже 9 лет, отмечая не известно что.

Праздник, которого нет

Мы уже поняли, что праздник выдуман наскоро, лишь бы заменить 7 ноября. Но если годовщина Октябрьской Революции – это вполне понятная вещь, то чем пытаются его заменить сейчас? Иными словами, какой идеологией пытаются заменить идеологию советского государства?
«Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру» - гласит одна из официальных формулировок. Политкорректность прямо-таки тошнотворная. Тут тебе и «россияне», и гражданский мир, и толерантный гимн многонациональному народу... И вот понеслось. То, что Кузьму Минина упорно именуют «этническим татарином» - ещё полбеды. Но почему на всех праздниках между батюшкой и муллой красуется раввин? Удивляет отсутствие ламы и шамана, но это, кажется, явление временное, появятся. Сказать о том, что в этот день русские (ну что поделать, исторические факты таковы, что именно русские, а не «многонациональный российский народ во главе с «единой Россией») выгнали из Москвы поляков, тоже слабо. С поляками ссориться нехорошо, мы им благодаря Путину теперь за Катынь по гроб жизни должны. Кого победили – лучше не напоминать. Кто победил – тоже сказать боязно. Вот и возникают общие фразы типа «Россияне разных вер победили недруга». Правительство боится напомнить и о том, что это в первую очередь русский праздник, до которого иным народам России дела нет.
Интернациональный праздник 7-го ноября заменили национальным русским праздником 4-го ноября, обозвали это «днём единства» и теперь не знают, что делать с «профессиональными русскими», которые кроме политических провокаций больше ничем отметится не в состоянии. И шляются толпами в день единства карикатурные нацики, провозглашая лозунги о России пусть и в границах от Ладожского до Онежского озера, но зато белой и европейской.
Вместо задуманного «единства» в очередной раз получился постмодерн. На практике лишь ведущий к разъединению. И многонациональный народ России (который совсем не такой идиот, как властям хотелось бы) кретинизм этого праздника осознаёт прекрасно. А тот, кто не понимает этого сознанием, - тот «чует нутром».

Праздник, которого не будет

А что собственно за праздник? От кого освободили Минин и Пожарский Москву? Что это за такой «грозный недруг»? Это отнюдь не какое-то абстрактное зло, а вполне конкретная воровская боярская олигархия, захватившая страну, и рапродавшая её польским соседям. Причём приход к власти их был абсолютно легитимен с точки зрения права. И поляки сидели в Кремле абсолютно законно, и польский королевич Владислав (уже ставший законным русским государем) собирался выехать в свою новую страну под аплодисменты присягнувшего ему московского боярства. В конце Смутного Времени казалось, что гибель России уже неизбежна. И лишь простой мужик Минин вместе с худородным князем Пожарским – очевидные смутьяны, «раскачиватили лодок» и противники «России, которую начинали поднимать с колен», спасли страну и народ. Именно они, опасные «экстремисты», возглавляющие незаконные «банд-формирования», и спасли Россию от гибели, к которой привела её законная власть.
Конечно же, создатели праздника не ведали, что творили. Но аналогия между сегодняшнем режимом, уверенно ведущим страну к новой Смуте, и тогдашней компрадорской семибоярской ворократией,– более чем прозрачна.
Вот потому-то власть сегодня и стремиться вытравить суть праздника – спасение страны от врагов внутренних и внешних с помощью народного восстания. Этот глубинный смысл игриво подменяется невзрачным «Днём народного единства». Приживётся ли такой праздник в народе? Конечно, нет.

Праздник, который будет

Как бы не относились к большевикам в разных кругах нашего общества (всё более разобщаемого такими вот «днями единства»), но у большевиков были настоящие праздники. Они вызывали ощущение сопричастности со всей страной, всем народом, всей историей своей страны, всей её индустриальной, духовной и интеллектуальной мощью. Красные праздники обладали мощным сакральным зарядом. Что дали взамен? Просто очередной выходной с непонятным названием, которое большинство «россиян» даже не помнит.
Уже сам факт этой подмены много говорит о большевиках, руководивших СССР с одной стороны и о временщиках, руководящих Россией сегодня с другой. У тех был сакральный праздник, у этих – выходной для лежания на диване. Теми двигала великая идея, идеология этих – нажива и личное благополучие. Те были вооружены мощной социальной теорией, эти руководствуются указаниями из-за рубежа и желаниями отечественного бизнеса, сросшегося с чиновничеством.
И вот именно таких, – воровавших и приведших к гибели свою страну, – и уничтожали «экстремисты» как в 1612 году, так и в 1917 году.
Минин с Пожарским не пошли бы в рядах семибоярщины под голубыми знамёнами 4-го. Их место в красной колонне 7-го ноября.
И как знать. Может быть, именно в этом году на демонстрации в честь 7-го ноября познакомятся мелкий бизнесмен Минин и отставной полковник Пожарский…

Хронологическая справка

Хронология освобождения Москвы (старый стиль):
22-24 августа – разгром войска гетмана Ходкевича.
22 октября – освобождение Китай-города.
26 октября – Договор о капитуляции польского гарнизона в Кремле, освобождение членов Семибоярщины.
27 октября – Капитуляция вступает в силу, поляки сдаются.
1 ноября – торжественное вступление войск Пожарского в Кремль.

Во всех пособиях и справочниках (и дореволюционных, и советских и постсоветских) написанных до 2004-го года, днём освобождения Москвы считается 26 октября 1612 г. Что, согласитесь, вполне логично. Более того, другую дату указывать было бы странно.

Однако РПЦ начиная с 1649 года отмечает день Казанской иконы Божией Матери не 26 октября, а 22 «в благодарение за Её чудесное вспомоществование в освобождении града Москвы от иноземных захватчиков». Почему? По очень простой причине. 22 октября 1648-го у царя Алексея Михайловича родился наследник, первенец Дмитрий. И счастливый отец кое-как увязал день рождения сына с годовщиной вступления освободительных войск в Москву и днём чудотворной иконы. Объявив это общенародным праздником. Поступок очень в духе допетровских Романовых, рассматривающих всю страну (вместе с народом) как сырьё для удовлетворения личных нужд. Впрочем, царевич помер, не прожив и года. А церковный праздник – день Казанской иконы Божией Матери – остался. И вяло отмечался до 1917-го года среди прочих многочисленных аналогичных церковных праздников.

Для нас важно здесь только одно обстоятельство. Это был церковный праздник, отмечавшийся по юлианскому календарю. Здесь придётся сделать отступление о календарях. Мы сегодня живём, как известно, по григорианскому календарю. Причиной перехода с календаря юлианского на григорианский стала неточность первого. С каждым столетием юлианский календарь «убегает» от астрономического, и эта погрешность постоянно нарастает. Поэтому римский Папа Григорий и создал комиссию, разработавшую новый календарь. Из этой особенности юлианского календаря вытекает малоизвестный обывателю факт. Разница между григорианским и  юлианским календарями – величина непостоянная, она нарастает со временем. Для XVIIв. (т.е. на момент взятия Мининым и Пожарским Москвы) она составляла 10 дней, сейчас составляет 13. А в XXII в. – начиная с 1 января 2101г. – будет составлять уже 14 дней.

Чтобы перевести даты 1612-го года а григорианский календарь к ним надо прибавить 10 дней, именно на столько в XVIIв. юлианский отставал от григорианского.

Таким образом, по новому стилю хронология освобождения Москвы выглядит так:
1-3 сентября – разгром войска гетмана Ходкевича.
1 ноября – освобождение Китай-города.
5 ноября – Договор о капитуляции польского гарнизона в Кремле, освобождение членов Семибоярщины.
6 ноября – Капитуляция вступает в силу, поляки сдаются.
11 ноября – торжественное вступление войск Пожарского в Кремль.

Поэтому, привязав гражданский светский праздник к празднику церковному, отмечаемому по православному церковному календарю (что само по себе абсурд), наши законотворцы совершили деяние глупое до чрезвычайности. Вместо того чтобы отмечать правильную дату по григорианскому календарю, мы отмечаем изначально неправильную дату, погрешность который нарастает примерно на 1 день в сто лет.

Таким образом, если уж принято высочайшее решение заменить 7 ноября на какой-то другой день, и этот какой-то другой день было высочайше указано искать в 1612-м году, то здесь было лишь 2 варианта. Либо 1 ноября, либо 5. Но выбрано было… 4. День, в который по григорианскому календарю вообще ничего не произошло.

Однако в конце 2004-го года Дума приняло решение именно о 4 числе. Почему? Причина очень проста. Дело в том, что в 2005-м, когда новый «праздник» впервые стал бы отмечаться, 4 ноября приходилось на пятницу, что делало очень удобным приплюсовать «праздник» к законным выходным вместо приходящегося на понедельник 7 ноября. И никого, таким образом не обидеть. «День согласия и примирения» (так день Революции официально назывался с 96-го года) упразднили, новый праздник ввели. Всё нормально, вместо двух выходных по-прежнему три.

Иными словами, ничего не значащий день был выбран по двум причинам. Во-первых, законы в стране разрабатываются людьми, которые не могут разобраться в календарях. Во-вторых, тем, кто эти законы принимает, по большому счёту наплевать, что именно они принимают. Велено проголосовать – проголосовали, а разбираться, за что именно проголосовали, – не досуг.