Письма большим детям

Игорь Киршин
*    *    *

   Я верю в вас. На вас вся моя надежда.
Дети могут изменить многое в этом мире.
Не знаю, с чего я это взял. Может, потому что я сам был мальчишкой. И я был лучше, чем сейчас,  – чувствовал ярче, любил больше, думал глубже. Действовал смелее.
И я хочу вернуться туда, в то состояние.
Плевать, сколько мне лет, плешив я или бородат – дело в состоянии души.
В шестом классе я мечтал послужить человечеству. Мне очень хотелось сделать что-то прекрасное, очень важное. Без чего люди не могут обойтись.  Я мечтал стать великим писателем, представлял, как сочиню прекрасные книги. Они сами у меня сочинялись тогда в голове, эти книги. Я видел себя великим героем, поворачивающим историю человечества. Я поворачивал её своей огненой мыслью – прекрасной, как солнце в горах.
И сейчас я по-прежнему хочу делать именно это. Я возвращаюсь на родину – к себе двенадцатилетнему, влюблённому в лужи и девочку за соседней партой.
Я мечтал в детстве о славе – хотел, чтобы все люди меня любили. Как Пушкина или Андерсена.
Сейчас мне не надо славы. Но я не перехотел быть Андерсеном! И я буду им. Просто по-своему.
Более того, я уверен, что каждый из вас – Вернадский, Цветаева или Крапивин.
Ещё никто этого не знает. А я – знаю.
И вы все увидите, что я – прав.


*    *    *

     Дорогой мой! Больше всего на свете я хотел бы, чтобы ты нашёл свой настоящий путь. Только на этом пути ты будешь счастлив. Ты очень способен к счастью. Я помню тебя малышом - ты был таким счастливым. Ты всё время смеялся, звенел, как серебряный колокольчик. Ты всему радовался. Но в детстве это происходит само собой, а взрослому нужно искать своё счастье. Так устроена жизнь. И найти свой путь, своё счастье - трудно. Множество людей живут чужую жизнь. Вроде бы у них даже всё есть - и деньги, и успех, но счастья нет. Но через всё - я хочу, чтобы ты был счастливым! Не просто успешным, а именно - счастливым! Чтобы у тебя душа пела от радости. Душа поёт, если ты делаешь то, что больше всего любишь. Это и есть твоё предназначение. Твой смысл жизни.
Я не могу тебе подсказать - в чём твой смысл жизни. Только ты сам можешь его почувствовать. Ты почувствуешь его по огромной повторяющейся радости. Живи, как жил, делай всё, что требуется, но параллельно начни исследование. Это значит: наблюдать за своим сердцем, осознавать - что ты сейчас чувствуешь. И запоминать - в каких ситуациях ты был счастлив. Именно - счастлив высоко, чисто и бескорыстно. Не надо путать это чувство с удовольствиями.
Ещё надо наблюдать - куда тебя тянет, в каких ситуациях в тебе просыпается любовь. По этим знакам ты можешь нащупать свой путь. Но, чтобы не ошибиться, надо наблюдать долго.   И не предрекать результат. Потому что он может оказаться совершенно неожиданным, неудобным. Если ты заметишь повторяющуюся радость - можно будет начать проверять: так ли это. Чтобы понять - когда ты чувствуешь любовь и огонь в сердце.
И если ты будешь жить с любовью - ты будешь счастлив. Но - не перепутай, исследуй честно и долго.

*     *     *

     В Грузии всё было очень хорошо, кроме одного, - не было тебя. Я скучал. И тогда я придумал такую игру: стал представлять себе, как будто ты рядом. Вот мы идём вокруг озера, а ты скачешь рядом. Вот перед нами открывается поляна, и ты говоришь: "А давайте в тарелку сыграем!" И я отвечаю: "Давайте!" И мы режемся под соснами до седьмого пота. А потом я кричу: "Купаться!" И ты кричишь: "Ура!" И мы ныряем в эту чистую зеленоватую воду горного озера. И брызгаемся.
    Тут меня зовут:
      - О чём задумались, Игорь Александрович?
     - О вечном, - отвечаю я.
А ты снова скачешь рядом, невидимый и классный. Скоро возле тебя стали скакать другие наши ребята. И постепенно собрались  мы все.
    Правда, хорошая игра?
   С ней никогда скучно не будет!



*   *   *


     Веду у первоклассников словесное творчество. Пришёл к ним со своей игрушечной обезьяной. Дети в восторге: обезьяна оказалась говорящая! Вот тебе на! Ругалась и воображала, как большая. Потом играли в тарелку. Снова восторг. Читали стихи Олега Григорьева! Сочиняли смешные стишки! Рисовали Оранжевого Верблюда!
Мне дети страшно понравились. Такие чуткие, отзывчивые, непосредственные. Очень живые.
В конце концов все влюбились: они в меня, я в них.
На следующий день обедаю в школьной столовой. Вводят этих первоклассников. Они видят меня и восхищённо ахают: "Игорь Александрович!" Любуются, не могут наглядеться. Я ими - тоже. Дети показывают на меня пальцами: "Видишь? Он ест!" Посадили их за столы, они едят меня глазами, в тарелки не смотрят. Я тоже забыл про тарелку. Разглядываю их. Что может быть лучше первоклассников!
 
         *       *       *

Что же дальше будет?
Да будет свет!
Чувствую ветер в лицо.
Прошлое, как льдина,  откололось позади.
Сердце замирает в предчувствии.
Всё будет стремительно меняться в мире.
Будут самые неожиданные повороты.
Повороты будут крутые!
Но среди распада – тянутся к солнцу ростки новой жизни.
Там любят дарить, а не захватывать.
Там рады сотрудничать, а не соперничать.
Там живут сердцем, а не голым рассудком.
Там чувствуют дыхание вечного Неба.
Попытка такой жизни - Солнечный Сад.
Но наш Сад – лишь травинка в бескрайнем Божьем Саду.
Божий Сад неистребим, прекрасен и вечно юн.
Вот что у нас впереди.


*     *     *