Мария Якунчикова (1870-1902). Москва в зимний период. Вид из окна на Среднюю Кисловку. Холст, масло. 36,8 х 32,7 см. Картина написана в 1889 году
Якунчикова-Вебер Мария Васильевна — русская художница, график, аппликатор, одна из провозвестниц символизма и модерна в русском искусстве.
Родилась 19 января 1870 г. в немецком городе Висбадене, где в то время отдыхала семья Якунчиковых. Отец — Василий Иванович Якунчиков, известный предприниматель и меценат; мать — Зинаида Николаевна, урождённая Мамонтова.
Семья была связана родственными узами с Третьяковыми, Мамонтовыми, Алексеевыми, Поленовыми, Мария Якунчикова с детских лет росла в высокоинтеллектуальной, художественной среде. Её родители – Василий Иванович и Зинаида Николаевна (урождённая Мамонтова) - были страстными меломанами: отец прекрасно играл на скрипке, мать – на рояле.
Маше было двенадцать лет, когда ее сестра Наталья вышла замуж за художника Поленова. Бывая в доме сестры в кругу людей, близких художнику, Маша особенно подружилась с сестрой Поленова Еленой. Хотя разница между ними была почти в десять лет, девушки очень привязались друг другу и сохраняли эту привязанность практически до гробовой доски (как ни печально, в прямом смысле этого слова). Маша и прежде любила рисовать, а новая подруга сумела пробудить в ней серьезный интерес к творчеству.
Заметив тягу дочери к живописи, Якунчиков пригласил к ней хороших преподавателей, а в 15 лет Маша, как вольнослушательница, стала посещать занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Просвещенные люди, Якунчиковы собирали у себя весь цвет московской творческой интеллигенции - композиторов, художников, актеров, составлявших славу русского искусства. Скрябин, Чайковский, Рубинштейны, Левитан, Поленов (женатый на дочери Василия Ивановича Наталье Якунчиковой), Коровин, Серов, Нестеров были в их доме своими людьми.
Якунчиковы оказались в числе главных жертвователей на организацию Московской консерватории, были пайщиками Художественного театра, входили в Комитет по строительству Музея изящных искусств (ныне Музея изобразительных искусств им. Пушкина); они помогали художникам и даже приглашали их пожить в своем доме, когда творческим людям была нужна поддержка.
Как художница, Мария формировалась под влиянием Московской школы живописи с ее элегичностью и вниманием к русским мотивам. Именно русский пейзаж стал любимой темой молодой художницы. Ей прочили блестящее будущее...
В начале зимы 1888 года врачи обнаружили у Марии Якунчиковой туберкулёз и порекомендовали сменить климат. Мария оставила занятия в училище уехала на лечение в Европу — через Вену в Италию (Биарриц). Летом 1889 года вернулась в Россию, а осенью вместе с семьёй приехала во Францию, на Всемирную выставку в Париже.
Осенью 1889 года Якунчикова поступила в парижскую академию Жюлиана, где обучалась на протяжении четырёх лет. В последующие годы она жила в Париже, приезжая на лето в Россию. В России Мария Васильевна работала в имениях отца, у Мамонтовых в Абрамцево и вблизи Звенигорода. В Абрамцево Якунчикова принимала участие в работе керамической мастерской; её панно «Молчание» находилось на въездных воротах завода «Абрамцево» в Бутырках.
В 1894 году Якунчикова оставила академию, сняла мастерскую и начала работать самостоятельно, выставляя свои произведения в Парижском салоне.
В 1895 году начался особый период в ее творчестве. Мария Якунчикова много и плодотворно работала, особенно в области декоративно-прикладного искусства, занималась деревянной игрушкой, вышивкой, гобеленом, аппликацией. Активно работала в технике выжигания по дереву. Художница исполняла декоративные панно в особой технике, совмещающей выжигание по дереву и масляную живопись, Якунчикова увлекалась народным искусством, собирала его образцы.
В 1896 году Мария Якунчикова вышла замуж за студента медицинского факультета в Сорбонне Леона Вебер-Баулера — русского по паспорту, большую часть своей жизни проведшего за пределами России и позднее получившего французское гражданство. В 1898 году у них родился сын Степан.
Эти годы — кульминация творческого развития Якунчиковой, время создания таких шедевров, как «Из окна старого дома. Введенское», «Чехлы», «Церковь в старой усадьбе. Черемушки близ Москвы», «Свеча. Задувает». Её имя называли в числе имен лучших русских художников тех лет. Кроме живописи, она пробовала свои силы в майолике и графике.
То, что ее маленький сын Степан тоже заболел туберкулезом, стало для Марии Васильевны страшным ударом. Самоотверженным уходом и заботой Марии удалось спасти сына, но ее собственное состояние ухудшалось день ото дня. Мария с мужем и сыном поселяются в Шамони; близкие надеются, что там, на природе ей будет легче, чем в Париже. В то время лучшим местом для людей, страдающих туберкулезом, считались горы Швейцарии. Муж Марии решил приобрести шале в горах и перевезти туда семью.
Мария Васильевна согласилась на переезд, понимая, что это может спасти ее и сына, хотя всегда очень тосковала по родине.
К тридцати годам художница была уже широко известна. Ее творчество было признано ведущими авторитетами. В 1901 году Александр Николаевич Бенуа издал книгу "История живописи в 19 веке: Русская живопись", в которой оставил очень теплый отзыв о Марии Якунчиковой-Вебер:
"М.В. Якунчикова-Вебер - удивительно симпатичная художественная личность. Она одна из тех, весьма немногих, женщин, которые сумели вложить всю прелесть женственности в свое искусство, неуловимый нежный и поэтический аромат, не впадая при этом ни в дилетантизм, ни в приторность... М.В. Якунчикова не только большой поэт, но и большой мастер. С этой стороны она до сих пор не достаточно оценена, а между тем мало найдется среди современных художников - и не только у нас, но и на Западе, - кто владел бы такой свежей, благородной палитрой, таким широким, бодрым мастерством".
Весной 1901 года Мария рожает второго ребенка. Роды окончательно подрывают ее здоровье. Начинается медленное угасание. Ни любовь и забота мужа, ни целительный воздух Швейцарии, ни консультации светил медицины не смогли совершить чудо и спасти обреченную женщину. В конце 1902 года Мария умирает.
Ей было всего 32 года, и она только достигла расцвета творческих сил. Сергей Дягилев опубликовал проникновенный некролог в журнале "Мир искусства", но в целом трагически ранняя смерть художницы на ее родине была многими не замечена. Зато в Швейцарии проходили ее посмертные выставки. Там же, в музеях и частных коллекциях, прежде всего, коллекциях потомков семьи Вебер, осталась и большая часть ее наследия.
Швейцарцы считают художницу своей; в сети можно найти сайт на французском языке, посвященный ее творчеству. В России работы Марии Якунчиковой-Вебер можно увидеть в Третьяковской галерее, музее Поленова, Русском музее и в музеях Смоленска и Нижнего Новгорода.
Значительная часть произведений художницы находится в частных коллекциях наследников семьи Вебер в Швейцарии. Работы Якунчиковой-Вебер, навеянные образами древнерусской архитектуры, или посвященные теме усадебной культуры, окрашены ностальгическим настроением. Художник русского Серебряного века, Якунчикова-Вебер стала одной из провозвестниц символизма и модерна в русском искусстве.