Жизнь поэта. книга 3-я. стр 1-20. начало

Иван Капцов
        ГЛАВА  I. ДНЕВНИК ЧАСТЬ 3
-Привет, Поэт!
-Привет, Лира! Ты, как всегда прилетела бабочкой. 
-Может, ты желаешь, чтобы я прилетела к тебе мухой,
прямо со свежего человеческого дерьма? Или приползла
ядовитой гадюкой?
-Нет, нет и нет! Лучше прилетай бабочкой. Красивой
бабочкой, как сейчас. Или красивой женщиной.
-Вот, то-то. Как успехи? Сочиняешь?
-Пытаюсь. Но об успехах не мне судить, критикам.
-Главный критик я, твоя Лира. На остальных не обра-
щай внимания. Плевать не надо. Критики, ведь – люди.
-Но...
-Никаких но! Покажи последний сочиненный стих!
-Их несколько.
-На все у меня нет времени. Выбери самый плохой.
-Почему самый плохой? Может, самый лучший?
-Глупец, если мне понравится самый плохой, значит,
и остальные хорошие. Логично?
-Убедила. Сейчас посмотрю. Этот, хороший, этот то-
же, этот, вроде, мне нравится. Этот плохой, этот
хуже, а этот – говно! Вот нашёл.
-Читай!
-Слушай:
Ты красишь крылья золотом печали,
1
        Чтобы поднявшись в воздух улететь,
Сплошным весельем ты была вначале,
Но отлюбила, чтобы умереть.
Ах, бабочка любви, как ты прекрасна!
Ты украшение природы всей,
В своей любви совсем ты не опасна,
Не думаешь, красавица, о ней.
Ты улетела. Больше не вернёшься.
Ты улетела. Может, умерла?
Ты надо мною, может быть, смеёшься?
Но я страдаю! Душу отняла.
* * *
-Однако, ты хитёр, Поэт! Выбрал стих, который ты на-
писал о бабочке, значит, обо мне. Подхалимничаешь?
-Нет, выбрал самый плохой, как ты рекомендовала.
-Это прекрасный стих, тем более обо мне. Прочитай
ещё один.
-Этот мне тоже не нравится. Слушай:
Горят огнём-пожаром листья клёна,
За золотой берёзовой листвой,
А я хожу, гляжу на всё влюблено,
И в мыслях мчусь за розовой мечтой.
А в той мечте ты птицей улетаешь,
Стремишься в небо белым журавлём,
И в небе синем, с облачками таешь,
И ангелом становишься вдруг в нём.
Мой ангел, белый стерх, красавица,
Куда же ты умчалась от меня?
Тебе уже любить меня не нравится
И ты стремишься в дальние края.
Не покидай, вернись! Нам лучше вместе,
Останься здесь, в осеней красоте,
Забудь ты, наконец, о глупой мести,
Сгорим с тобою в клёновой листве.
* * *
-Понравился?
2
-И этот хорош. Он тоже обо мне, Лире, но в образе птицы.
У меня ещё пять минут свободного времени. Давай,
прочитай ещё один.
-В этом тоже о птицах. О ласточках. Моих друзьях. Читать?
-Ласточки и мои друзья. Когда я пьяная или влюблён-
ная, то ношусь вместе с ними за комарами, хотя комаров
не люблю.
-Влюблённой ты бываешь часто, как и пьяной. Я, порой,
не могу понять, ты пьяная или влюблённая?
-Все влюблённые ходят опьяненными. Но не все пьяные –
влюблённые. Ты должен это всегда различать.
-Я обо всех знать не хочу! Только о тебе, Лира. Но как
мне различить, когда ты пьяная, когда влюблённая?
-Когда я заявляюсь к тебе трезвая, но счастливая и у
меня блестят глаза, значит я влюблённая в своего очеред-
ного поэта, которому я дала вдохновение, а взамен полу-
чила его ласки.
-То есть, взамен он тебя оттрахал.
-Можешь считать и так. Ты – вульгарен, но я тебя про-
щаю, потому, что ты пишешь хорошие стихи обо мне. И даже
иногда, даю тебе своё вдохновение, то есть сплю с тобой.
-Потому, что у тебя нет сил, лететь к летучим мышам и
спать головой вниз.
-Ты меня утомил. Читай дальше.
-Понял. Читаю:
Улетели ласточки. Печально!
Сверху прокричали мне: - Прощай!
Мы друзья, а это изначально,
Наша дружба льётся через край.
Не унывай, дружок! Ещё вернёмся,
Мы весною снова прилетим,
Воздухом сиреневым напьёмся
И под небо синее взлетим.
Там, под небом, рифмы с комарами,
3
Тех, да и других будем ловить,
Там Пегас и Лира будут с нами,
Будут вдохновением поить.
Снег идёт. Я греюсь у камина,
В мыслях в небе ласточкой лечу,
Смерть же, как заложенная мина,
Притулилась, гадина, к плечу.
         * * *
-Это стихотворение мне тоже понравилось. Ты уже,
почти на высоте. Вдохновения сегодня я тебе не дам.
Можно, я у тебя переоденусь?
-Ты хочешь надеть платье ядовитой гадюки?
-Дурак! Разве ты не видишь, что я опьянена любовью?
-Ко мне?
-Как бы, не так! К тебе я начинаю охладевать. Ты стал
писать хорошо и у тебя есть любимая. Людмила. А я вст-
ретила его. Своего принца. Правда, пишет он так, как
ты танцуешь. Хреново. Но зато красавец. Когда я
сажусь на его ху...
-Ты уже садилась на его член?
-Идиот! Как тебе не стыдно? Циник! Когда я сажусь на
его художественное произведение, то меня сразу бро-
сает в дрожь. Я вся горю огнём и млею от страсти. Я
сейчас лечу к нему и хочу надеть лучшее своё платье.
-Тогда, переодевайся.         
-Не отворачивайся! Ты видел меня обнажённой.
4
-Ты в этом платье очень красивая!
-Как кто?
-Как бабочка.
-Я без тебя знаю, что я бабочка. Всё я полетела.
Тебя не целую. Все поцелуи предназначены ему.
-Не садись на его ху...  дожественное произведение!
-Если посадит, то сяду, с условием, что он будет твё-
рдым, как у тебя. Пока, милый. Я полетела.
  Она взмыла вверх и послала мне воздушный поцелуй.
  А я принялся за дневник.
........................................................
  20 марта. Воскресенье.
  Был мартовский холодный вечер. Мы занимались пре-
дметом «сопротивление материалов», сокращёно – соп-
роматом. Бытовало мнение: студент, сдавший этот пред-
мет – мог жениться. Трудный и нудный предмет, как и его
преподаватель – Азаров. Некоторые студенты ходили к нему
сдавать предмет по несколько раз. Лучше всех разбиралась
в эпюрах и решала их – Алка. Даже мы, Вадим, Марат и я,
не имевшие троек, не совсем хорошо понимали  решение
эпюр. Поэтому вечерами занимались у нас. Приходили
студенты и с параллельной группы. В общем, в последнее
время, с 7 до 10 вечера, у нас была не жилая комната, а
вокзал.
  Вано пришёл одним из первых. Сел в стороне и читал
книгу Эриха Марии Ремарка «триумфальная арка», которую у
кого-то взяла Лорка.
  Но до этого он успел написать записку на грузинском
языке, но русскими словами:
Людочка - ме шен узомот миквархар, что в переводе на
русский означало – я тебя очень сильно люблю. Эти
слова я выучила и знала наизусть. Если какой нибудь
красивый грузин скажет мне такие слова, я может, его
за это расцелую.
  Я спрятала записку, чтобы потом выбросить, потому что,
их он мне писал каждый раз, как приходил к нам.  Од-
5
ну я сохранила, а остальные выбрасывала. На них можно
было бы что-нибудь покупать, если бы они ценились, как
деньги. Может, когда-нибудь они станут дорогими, бесцен-
ными для меня, а сейчас были обычными клочками раз-
номастных бумажек.
  Комната постепенно заполнялась, и вскоре желающих
заниматься сопроматом набралось достаточно много. Ми-
нут пятнадцать восьмого ввалилась группа городских дев-
чонок, с группы, во главе с Маратом и Вадимом.
  Все стали рассаживаться. Мы сидели на моей кровати, с
Нелкой, так как стульев на всех не хватало. Вадим подо-
шёл ко мне, небрежным жестом отодвинул Нелку, уселся
между нами, обнял меня и прошептал:
-Ты мне ночью приснилась.
-В плаще?- шёпотом спросила я.
-В трусиках.
-И ты их пытался снять с меня?
-Смелости не хватило.
  Я слушала Вадима, а сама смотрела на Вано. Глаза его
стали страшными. Рот перекосился в ухмылке. Рука потя-
нулась к увесистой пробке графина, стоявшего перед ним.
Он вытащил пробку и как мне, показалось, готов был за-
махнуться, чтобы швырнуть в меня или Вадима.
  Не  знаю, что было бы дальше, если бы, не заговорила
Алла:
-Мальчики, кто ни будь, принесите стулья от соседей!
  Несколько ребят вышло.
  Вано поднялся и тоже пошел,  Больше он не вернулся.
Его уход остался бы незамеченным. Но Марат и здесь по-
казал своё змеиное жало. Через некоторое  время  громко 
произнёс:  -  Что-то  Капцова  нет! Может, подождём? А
Нелли подпела: - А куртка вон лежит!
  После занятий все ушли. Нелка открыла все окна и за-
ставила нас выйти вместе с ней, чтобы проветрить поме-
щение. Дул мартовский холодный ветер. Я смотрела на окно
комнаты, где жил Вано. Мелькали силуэты всех пар-
6
ней, с кем он жил, а его силуэт я так и не увидела. Навер-
но спит, решила я. А утром спросила у Виктора:
-Вить, ты вчера, когда пришёл от нас, после занятий,
Капцов уже спал?
-Он пришёл около полуночи пьяный, в одной рубашке.
-Конечно, куртку же он оставил в нашей комнате. А ты не
знаешь, почему он ушёл?
-Люд, тебе виднее. Он тебя любит, а не меня.
  На следующий день вид у Капцова был помятый, это,
видимо, заметил и Назаров и вызвал к доске решать эпюру
по сопромату. Капцов отказался отвечать и получил двойку.
  Я в этот день ходила радостная от того, что Вадим да-
рил мне свои улыбки. После занятий сходила в парикма-
херскую и сделала новую причёску. Вечером хотела уди-
вить Вадима, но он не пришёл заниматься. Марат сказал,
что он снова помирился со своей девушкой. Вано тоже не 
пришёл и не написал мне записку на грузинском языке,
но русскими буквами: - ме шен узомот миквархар.
  На душе было гадко.
  Надо перестать быть плохим охотником и бегать за всеми
зайцами одновременно. Зайцы все разбегаются в разные
стороны, а охотник остаётся ни с чем.
  В пятницу мы с Алкой уехали домой.
..........................................................
  В понедельник Вадим пришёл в новом плаще, костюме,
и шляпе. Если он так же меняет женщин, то значит –
Донжуан. Хотя это на него не похоже. Тогда, когда из-за
него убежал Вано, и мы сидели на моей кровати, несколь-
ко человек, из-за тесноты, у него была возможность
положить свою руку на моё бедро, но он даже, ни сделал
попытку. Мне самой хотелось положить свою руку ему на
ширинку и расшевелить его дружка. А, может, он импотент?
Сегодня он сиял. Мне не дарил улыбки и даже не обратил
внимание на мою  причёску.  Перед  началом  пары,
7
на перемене, проходя мимо их стола, я услышала обрывок
его фразы, которую он говорил Марату: - Она плакала,
просила прощения и говорила, что тоже любит меня.
  Значит, у него любовь с другой! Почему так устроено
в жизни? Кто нравится тебе – любит другую, а кто любит
тебя – безразличен тебе. Хотя, Вано не совсем мне  безра-
зличен, но я, не видя его, забываю о нём. Он сегодня, по-
хоже снова с похмелья. Бросил пару раз взгляд в мою сто-
рону и делает вид, что не замечает меня. Ну, и дурак! Та-
ким он мне совсем не нравится. Надо или порвать с ним все
отношения, чтобы не подавать надежды, или причалить к
нему, но тогда совсем забыть об остальных. Этот грузин-
ский ишак очень ревнив. Но зато отходчив. Стоит мне
сейчас поманить его пальчиком, и он прибежит, как пёсик
Бобик. Вадим больше так и не смотрел на меня. На пред-
последней паре, в конце первого урока, решила по-
мириться с Вано. Сломала грифели у двух карандашей и
на перемене  подошла к нему, где он читал конспект.
-Ванечка, заточи карандаши, у тебя хорошо получается!?
  Он, молча, стал точить карандаш, а я, постояв неско-
лько секунд вышла в коридор, а затем спустилась на пер-
вый этаж в туалет. Когда, после звонка, вернулась в ауди-
торию, то увидела на своём столе заточенные карандаши.
Обычной записки, что он оставлял мне на грузинском языке,
но русскими буквами не было. И его тоже не было. С этого
времени он стал прогуливать занятия и избегать меня.
Замкнулся. Его простые хлопчатобумажные брюки раньше
всегда были наглажены, а в последнее время, видимо, утюг
потерял любовь к ним и они стали сморщенными, как
старый дед, без бабки.
  Так и прошёл почти целый месяц. По серому. Буднично.
Хотя весна уже бушевала и вовсю цвела сирень. Я, иногда,
ходила в сквер и вспоминала Флорина. Вано  не подходил
ко мне  и, слава богу. Я бы послала его куда-нибудь,
подальше.
8
  16 апреля. Воскресенье.
  12 апреля, в среду, в конце второго урока первой пары,
в аудиторию начертательной геометрии, заскочил парень с
шахтного отделения и с бешеными глазами заорал:
-Все бегом в актовый зал! Будет митинг. Первый человек
в космосе.
  Все сидели не шелохнувшись.
-Вы что не слышите? Директор приказал!
  Первой соскочила с места и ринулась в актовый зал Нелька.
Разве кто-нибудь, кроме неё, мог узнать первым о проис-
шедшем событии? Все разом зашумели, вскочили и ринулись
за ней.
  Зал быстро заполнялся. Никто толком ничего не знал.
Техникумовский электрик возился с динамиками и что-то
подключал.
Вскоре из динамика раздался голос диктора Левитана.
- На корабле «Восток» 12 апреля 1961 года лётчик-ко-
смонавт СССР Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый
в мире полёт в космическое пространство. Старт корабля
состоялся с космодрома Байконур в 9 часов 7 минут
московского времени. Корабль выполнил один оборот
вокруг Земли и совершил посадку в 10 часов 55 минут
в районе деревни Смеловка, Саратовской области.
  Все заорали  - ура! Мы ещё минут десять слушали ра-
дио, а затем директор техникума с трибуны поздравил
всех и сказал:
-В связи с этим  событием,  занятия  на  сегодня  отме-
няютя.
  На этот раз ура, прозвучавшее в зале было намного си-
льнее, чем в первый раз. Валя Шестак подняла руку. Ди-
ректор, видимо, подумал, что она хочет выступить, и при-
гласил её к микрофону. Поднявшись на сцену, подошла к
микрофону, постучав по нему, и с наглой мордой сказала:
-А нельзя ли так сделать, чтобы людей каждый день за-
пускали в космос, тогда каждый день мы бы не учились?!
Было бы здорово.
9
  В зале раздался гомерический хохот. В другое время
за эту выходку её бы наказали, а тут, до коликов,
хохотал сам директор. Она стала героиней дня, не менее,
чем сам Юрий Гагарин.
  Все были радостные и весёлые. Все друг другу улы-
бались.
  Я загадала, что если Вано посмотрит на меня и улыб-
нётся, я первая подойду к нему и скажу:
-Милый, давай мириться, хотя мы не ссорились.
  Но он так и не посмотрел в мою сторону. Мне стало
грустно, и я пошла в парк, любоваться, той сиренью,
где у меня были счастливые минуты с Флорином.
  Я ходила по парку и сочиняла стихотворение:
Хожу по скверу и грущу,
Сегодня вновь я одинока,
Приди, любимый, всё прощу
И поцелую, как сирокко.
Горячим ветром обниму,
Коли замёрз, тебя согрею,
Влюблён в другую, всё пойму,
Несчастен, тотчас -  пожалею.
Но ты не хочешь приходить!
И не желаешь появляться,
Ты перестал меня любить?
Решил с другою обвенчаться?
Пусть вас венчают соловьи,
Они в любви большие доки,
Поют вам вечно о любви,
А эту весть несут сороки.
Ты напиши мне пару строк,
Пошли волшебную записку,
Чтоб я усвоила урок,
  Дальше ничего не получалось. Слово «записка» риф-
мовалось с такими словами: редиска, киска, писька, мис-
ка. Тогда я отбросила его и написала «послание». И сра-
зу всё получилось. Как просто в жизни  можно  что-то  изме-
10
нить одним росчерком пера, одним решением!
Ты напиши мне пару строк,
Пошли волшебное послание,
Чтоб я усвоила урок,
И стала для тебя желаннее.
Лети ко мне орлом, несись,
Я стану для тебя орлицей,
Не хочешь? Только оглянись!
И стану я твоей жар-птицей.
  Жар-птица, это же самец, красавец - павлин, -стала
я вспоминать скудные данные из школьного урока по зоо-
логии. А его женщина пава – неприметная, но с гордым
взглядом, самочка. Джон, тогда, всех рассмешил, когда
сказал некрасивой, учительнице на её уроке зоологии:
-И стоило такому красавцу распускать хвост, ради та-
кой уродины, лучше бы запрыгнул на индюшку. Все хо-
хотали, а учительница, молча, стояла, покраснев.
  Переделывать не стану. Я же написала стихотворение
для себя, а не на всеобщее обозрение. Но желание сочи-
нять – пропало.
  Я втиснулась в то пространство, меж двух деревьев
сирени, где мы прятались с Флорином, и тихо стояла не
шевелясь, чтобы не заметили, гуляющие по аллеям, сту-
денты. Прилетел соловей и завёл свою рапсодию. Это не
соловей, а Флорин играл для меня на саксофоне.
11
  Я стояла, слушала и плакала. И тут подошёл Вано,
высушил мои слёзы своими губами и сказал по-грузински:
ме шен узомот миквархар, а затем эти же слова сказал
по-русски: Людочка, любимая – я тебя очень сильно люблю.
Не плачь. Мы теперь всегда будем вместе!
  Но это был не Вано, а моя буйная фантазия. Я поше-
велилась. Соловей исчез и только саксофон продолжал
исполнять для меня любимую мелодию «серебряная гитара».
  Вечером, мы, с девчонками скинулись и купили сухое
красное вино, но оно не было таким вкусным, как приво-
зил Вано.
  Уже поздно. Морфей нежно, как он умеет это делать,
обнял меня утомленную, и стал целовать всё тело. От удо-
вольствия я, вначале закрыла дневник, а затем глаза и по-
грузилась в безмятежность.
.........................................................
  Всё-таки она немного любила меня, сказал я себе и
закрыл дневник.
  В понедельник, на планёрке, управляющий сказал, что
главный сварщик, звонил из Москвы, о том, что нам вы-
делили с Ново-Каховского завода электросварочного обо-
рудования два сварочных агрегата для сварки труб боль-
шого, от 529 до 1420 мм, диаметра. Сам он сейчас поехать
туда не может, нужно кому-то ехать.
  Ново-Каховка рядом с Херсоном! –молнией мелькнуло в
голове. Пошлют кого-то из снабженцев.
  Мы сидели рядом с начальником снабжения, не любившего
командировки.
-Поликарпыч, если будут посылать тебя – откажись!
Порекомендуй меня. –он удивлённо посмотрел на меня,
и, сообразив, сказал:
-У меня нет возможности послать кого-либо. Сам зав-
тра собираюсь на магнитогорский металлургический за-
вод. Может, Капцов съездит?
12
-Это не его профиль!
-Вольдемар Алексеевич, какая разница, что выкола-
чивать! Электроды или сварочное оборудование.
Главное решён вопрос в Москве.
-Ты, что готов поехать? Только недавно ныл, что ус-
тал от командировок.
-Отдохнул. Около двух месяцев дома. Тем более мне
нужно ехать на кураховский завод по проходкам. Всё
равно Украина. Расстояние между ними около пятисот
километров.
-Как хочешь. Оформляй командировку.
  Я пожал руку Поликарпыча. -Спасибо! С меня пузырь,
сегодня.
-Сегодня не могу! Идём с женой на День Рождения.
Лучше по приезду –прошептал он.
.....................................................
-Собирайся! Мы едем в командировку. Будем у неё в
Херсоне.
-Я давно готов. Чемодана у меня нет. Помещусь в твой.
Ты хочешь меня вернуть ей?
-Пока, не знаю. За дорогу, может, дочитаю тебя.
-Не успеешь. Ты прочитал только половину, даже меньше.
Дальше самое интересное.
-Не рекламируй! Ты не рекламное бюро.
-Знаю.
-Ну, что поехали?
-Поехали.
...................................................
  Я приехал в Херсон вечером, в пятницу. Сразу поз-
вонил на домашний телефон, который прислала в оче-
редном письме Люда. Трубку сразу взяла она.
-Здравствуй, Люда! Извини, что побеспокоил. Приехал
в командировку. Большое желание встретиться с тобой.
-Здравствуй, Ванечка! Ты звонишь из гостиницы?
-Ещё не успел устроиться.
13
-Извини, я не могу пригласить тебя домой. Какие у те-
бя планы на завтра?
-Свободен весь день.
-Давай встретимся вечером, часов в шесть у универ-
мага в центре города. Ты знаешь, где это?
-Найду.
-Я созвонюсь с Аллой, и мы придём вместе.
-Может, мне заказать столик в ресторане?
-Я не люблю рестораны. Там, недалеко есть маленькое
уютное кафе. Не против?
-Договорились.
-Извини, не могу долго говорить. До завтра.
-До завтра.
  Настроение сразу испортилось. Я мечтал побывать у
неё дома, провести вечер в домашней уютной обстановке,
почувствовать себя на час султаном в своём гареме, с еди-
нственной женой, то есть временно стать её мужем. Не
получилось. А если бы она приехала в Челны в команди-
ровку и позвонила мне, я бы тоже, наверно, не стал приг-
лашать её домой. Возможно в её доме сейчас любовник или
мужчина, с кем она живёт? Я пошёл устраиваться в гостиницу.
  Перед встречей купил два больших, красочных букета
цветов и стал ждать у входа в универмаг. Они заметили
меня первыми. Я вручил им букеты. Они поцеловали меня
в щёки с двух сторон. Прохожие могли  подумать, что я
встретился одновременно с двумя любовницами.
  Пошли в кафе, о котором говорила Люда, но там сво-
бодных мест не было. Второе было закрыто. В третьем,
большом, было много народа, стоял шум и дым столбом.
  Хотел заказать шампанского или другого, какого напитка,
но они отказались. Пили только кофе. Встреча прошла как
в следственном изоляторе. Вопрос- ответ. В десять часов
они стали прощаться. Хотел проводить, отказались. Я
проводил их до автобусной остановки.
-Алла, я хочу сказать кое-что Людмиле наедине.
14
-Вано, не надо ничего говорить. Оставь его себе. Считай,
что я тебе его подарила.
  Краска залила моё лицо, хорошо, что на остановке было
темно. Слово «дневник» не было произнесено, но каждый
понял, о чём идёт речь. Алка, наверно, тоже  знала,
не могла Люда, не поделиться с ней о пропаже днев-
ника, в день прошлого моего приезда. Я промолчал, тем
самым признавая себя вором. Может, быть, меня, поэтому
не пригласили в дом, боялись, что я утащу золотою цепо-
чку, будильник или пару чайных ложечек.
  Я до утра почти не спал, то ли от расстройства, что
всё получилось не так, как предполагал, то ли от несколь-
ких чашек крепкого кофе, а скорее и от того и от другого.
  На следующий день, в воскресенье делать было нечего.
  Я поспал до десяти. Позавтракал и сразу пообедал в
ресторане при гостинице и стал читать дневник.
...........................................................
  14 мая. Воскресенье.
  1 Мая были на демонстрации. Вадим был всё время с
Маратом, но подошёл и поздравил всех девчонок. Вано
сразу подошёл к парням. К девчонкам не подходил, толь-
ко по ходу движения колонны о чём-то переговаривался с
Крапоткиной Нелкой. Они были в крайнем левом ряду, а я
в правом. Я даже немного приревновала. Вспомнила, как
в прошлый первомай, подошла к нему и шутливо сказала
ему, что мы были в бане. Тогда у него были удивлённые
глаза. Как бы он отреагировал сейчас на подобные слова.
  После демонстрации он сразу исчез, растворился.
  4го мая, в четверг, мне Алла, сказала, что завтра на ко-
мсомольском собрании будет решаться вопрос дальней-
шего пребывания Капцова в комсомоле, а заодно и в тех-
никуме. Если решат исключить из комсомола, то сразу же
после этого, вышвырнут из техникума.
-Алл, тебе не жаль его?
-Нисколечко!
-Ты же угощалась его мандаринами и  грузинским  вином?
15
-Это не даёт мне право перестать бороться с отбросами
нашего советского общества.
-С каких пор он стал отбросом?
-Он мне не нравился с самого начала.
-А вдруг он станет твоим родственником?
-С какого бока?
-С моего. Вот возьму и выйду за него замуж.
-Тебе было мало нашего отца? Он отравил матери жизнь!
-Но мать и сейчас отзывается о нём хорошо.
-Очень хорошо. Поэтому всё время вдалбливает нам в мозги,
чтобы мы избегали пьяниц. Я не стану настаивать, чтобы
Капцова исключили из комсомола, но буду рада, если это
произойдёт. Ты будешь ограждена от вредного его влияния.
-На меня никто не влияет. А я завтра обязательно вы-
ступлю в его защиту.
-Дело твоё, что хочешь, то и делай.
  Я сидела в предпоследнем ряду в актовом зале, где
проходило собрание. Алку избрали председателем пре-
зидиума и она вела собрание.
-На повестке дня второй  вопрос. Разбор  аморального
поведения  нашего студента  четвертого  курса,  группы 
4о4, Капцова.  Капцов, пройдите вперёд!
  Кто-то из остряков, пока он  шёл,  прокомментировал:
-На лобное место.
-Товарищи комсомольцы, - как всегда  Алла говорила
ровным,  спокойным,  уверенным  голосом, - в  последнее
время  Капцов  ведёт  себя  отвратительно: грубит, полу-
чает двойки, пропускает занятия и  даже  несколько раз
являлся в общежитие в пьяном виде, а на лекции – с пох-
мелья, от него чувствовался  алкогольный  душок. Я рас-
сказала вам в общих чертах о  поведении Капцова, а тепе-
рь пусть  выступят  комсомольцы  из группы, которые об-
щаются с ним более  близко  и  детально  расскажут  о  его
16
поведении и как они думают на него повлиять.
-Кто хочет выступить? Поживее, поживее! Не будем
же мы играть в молчанки.
-Чья это там рука? Смелее, смелее!
-Хочет высказаться  Камнев  Виктор.  Можете  гово-
рить с места. Прошу тишины, товарищи.
-Капцова я знаю с самого начала учёбы в  техникуме,
когда он ещё учился на шахтном  отделении. Мы  с  ним
жили, да и сейчас живём  в  одной  комнате. Капцов  па-
рень  хороший,  добрый,  отзывчивый,   всегда   готовый
прийти на выручку. Учился он тоже неплохо.  На  треть-
ем курсе у него двоек не было.  Он  много  времени  уде-
лял занятиям. Да и на четвёртом, в первом семестре бы-
ла всего одна, которую он исправил.
-Что касается последнего времени,  действительно  у
него начались завихрения: прогулы и двойки. Были  мо-
менты, приходил домой  поздно,  поддавшим. Когда  мы
интересовались, где он  был,  отвечал: «на  похоронах  у
тётушки» или «на свадьбе у бабушки».
  В зале смех.
-Тише, тише, товарищи! Продолжайте, Камнев.
-Капцов, парень с сильной волей - продолжил Виктор
и думаю исправится. Надо дать  ему  строгий  выговор,
без занесения в личное дело и взять его на поруки. У ме-
ня всё! Может другой кто больше знает о нём.
  Слово просит Марат. Это мне уже не нравится. Этот
змеёныш кусает очень больно.
-У меня  есть  предложение. Пусть  Капцов  сам  скажет,
что с ним происходит,  что  у  него  творится  в  его
внутреннем мире? Какая причина  заставляет  его  выпи-
вать?
  Марат сел.
  До этого Вано стоял с гордо поднятой головой, как насто-
ящий кавказский джигит, а после слов Марата, голова  стала 
невольно  втягиваться  в плечи, как будто ожидая удара.
Куда делась  его  спесь? Он  опустил глаза, чувствуя,  что
17
действительно  виноват перед собравшимися и теперь из
кавказского джигита превратился в кавказского ишака, с
поджатым хвостом. А ведь это всё из-за меня. Мне стало
жаль его, хотя жалость противное чувство, особенно к тому,
кто хоть немного тебе дорог.
-Мне нечего сказать!  Зная, что  буду  выступать  отсюда я
подготовил  бы  речь. Что  случилось,  то  случилось.
Постараюсь исправиться. А  как  быть  дальше  решать вам.
  Его нахальством многие стали возмущаться. Кто-то выкрикнул:
«- Есть предложение  исключить из комсомола!»
  А что он мог ещё сказать? Это виновна Грищенко, что
шепталась с Вадимом, а я психанул, потому что её люблю и
пошёл в загул. Судите её! Он правильно ответил. Я све-
рнула два кукиша, держа руки спрятанными. Это, говорят, 
помогает в трудных ситуациях.
  Поднялся второкурсник, двухметрового роста, баскет-
болист Саня.
-Моё предложение дать ему выговор и месячный срок на
исправление.
  Встала невзрачная девица в очках, даже не знаю с како-
го курса, которые поступают после восьмилетки на пе-
рвый курс:
-А я думаю, таких, как он, нужно  гнать  из  комсомола
метлой. Он позорит весь комсомол. Не место ему и в тех-
никуме. Надо просить руководство исключить его из тех-
никума.
  Кто-нибудь  из  преподавателей  всегда  присутствовал
на комсомольских собраниях. На  этот  раз  был  Горюнов,
Константин Константинович, преподаватель электротехники.
-Ребята! Исключить, выгнать, затоптать упавшего…
Как вы быстро решаете судьбу человека? Разве комсомол   
карающая  организация? Ну, оступился человек, значит, надо
ему  помочь! И  это  должна  сделать  комсомольская
18
организация и вы, его однокурсники.
-По моему'  предмету  у  него  всегда  твёрдая  пятёрка.
Учиться он может. Решайте!
-Поступило несколько предложений. Будем выносить на
голосование или кто-то ещё хочет  высказаться?
  Молчание длилось несколько секунд и тогда, с места
поднялась я.
-Вот одни предложили дать строгий  выговор,  другие -
и того хуже – совсем исключить и  выгнать из  техникума.
Я хочу спросить: Хоть  один из   нас  сказал  Капцову,  да-
вай, я тебе помогу? Наша вина,  вина всей группы - в част-
ности  и  моя – тоже  есть.  Я  предлагаю,  дать  ему  выго-
вор и помочь  подогнать  весь запущенный  им материал. Берусь
помочь ему в  решении  эпюр  по  сопромату.
  Были ещё разговоры и споры, но мои кукиши, которые я
продолжала держать, сыграли свою роль. Пронесло. Ему
влепили строгий выговор, без занесения в учётную карточку.
Он сошёл  со  сцены, как успешный актёр  и уселся в первом
ряду. Жаль, что не было всеобщих ова-ций. Но мои были. Я
аплодировала ему. Надо будет, при случае, сказать ему, что
это я спасла его и потребовать вознаграждения – спелую и
сочную хурму. А лучше ананас, чтобы узнать какие губы у
Вадима. Говорил же Вано, что буржуи жрут ананасы. А Вадим –
богатый буржуй.
  Но скорее всего мне уже не придётся целоваться, ни с тем
и, ни с другим. Не знаю, какие губы у Вадима, а у Вано
вкусные. Может, дождаться окончания собрания и позвать
Воно к нам, в комнату, чтобы вечером начать занятия. В
субботу мы учились за 9 Мая – День Победы, который
выпадал на вторник.
  Но после окончания собрания я его не нашла. У него
странная способность исчезать, растворяться моментально.
Я дождалась Виктора Камнева и передала через него, чтобы
Вано вечером зашёл. Но он не пришёл. На следующий день,
он однажды мельком глянул на меня и сразу же отвёл взгляд
и больше не смотрел в мою сторону.
19
  В субботу, мы с Алкой уехали домой.
  В понедельник, вечером, Вано тоже не пришёл. А во
вторник, прождав его целый час, пошла к нему в общежи-
тие. Вход для девушек и женщин был свободен в любое
время дня и ночи. Полнейшая дискриминация. Пару раз я
была у Вано в комнате с девчонками и парнями, когда
мы приходили слушать игру на аккордеоне  Коренькова.
  Я постучала в дверь.
-Входите! Открыто! – заорал он.
-Можно войти?  Он встал и уставился на меня.
-Я пройду?
-Да, да, пожалуйста, входи.
  Он снова сел. Затем встал. Руки опустились  по  швам,
как у солдата, хотя он ещё не служил в армии. Как же глу-
по  и  смешно  он выглядел в ту минуту. Он изменился.
Внешне выглядел так, как и раньше, даже его брюки были
наглажены, но внутренне он стал другим.
-Можно я сяду? Чем ты занимаешься?
  Он  настолько  был  растерян,  что  даже  не  сообразил
предложить мне стул.  Влюблённые,  видимо,  так  сильно
подвержены  флюидами,  идущими  от  кумира, что  сразу
становятся беспомощными кроликами перед пастью пито-
на или удава.
-Садись,  пожалуйста,  садись  –  он  раболепски  подо-
двинул мне  стул. -Грызу эпюры по сопромату. Начинаю
моментом, а кончаю силой. (Момент  и  сила – произ-
водные эпюры.) Но всё  равно  фраза  получилась  дурацкой.
-Хватает ли силёнки?
-Не знаю! Трудно! Там, где у  эпюры  одна   сила,  мне
приходится   прикладывать  две,  и   потихоньку  пробира-
ться вперёд.
  Я улыбнулась  каламбуру, и этим немного разрядила 
напряжённую  обстановку.
-Ещё бы не  трудно? Мы  сообща  разбирали  материал
и  то – тяжело,  а  одному вообще не под силу. Но  почему
20
Продолжение 1 следует.