601 Регата Операция Парус-74 23 07 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 601. Гдыня (Польша). Регата «Операция «Парус-74». 23.07.1974.

Фотоиллюстрация из третьего тома ДМБовского альбома автора: Польша. Гдыня. Барк «Товарищ» - победитель гонки на регате «Операция «Парус-74» и другие парусные суда в Гданьской бухте 16 июля 1974 года.


В предыдущем:

Все данные о барках «Товарищ» и «Крузенштерн», а также о польском паруснике «Дар Поможа» и о регате «Операция «Парус-74» изложены автором по книге И.Г. Шнейдера: «Операция «Парус». Наследники «Катти Сарк», «СУДОСТРОЕНИЕ», Ленинград, 1977.

Далее большой отрывок из воспоминаний Леонида Родионовича Аксютина – начальника судоводительского факультета Одесского высшего инженерного морского училища, руководителя курсантской практикой на учебном парусном судне «Товарищ» во время Балтийской регаты «Операции «Парус-74»:

«Сосед и соперник барка «Товарищ» - четырёхмачтовый барк «Крузенштерн» - самое крупное судно этой регаты, а все парусники, участвующие в регате «Операция «Парус-74», согласно положению, делятся на два класса: «А» и «В». Класс «В» в свою очередь подразделяется на I и II подгруппы. В классе «А», состоящем из больших учебных судов, в соревнованиях участвовало 6 парусников. Всего же в регате приняло участие 57 судов из 12 стран.

Сбор участников происходил в Копенгагене с 10 по 14 июля 1974 года. Эти дни стали настоящим праздником, как для участников гонок, так и для жителей датской столицы. Был организован торжественный марш экипажей через весь город в парк Тиволи, устроен большой летний бал. 14 июля 1974 года состоялся парад лучших парусных судов мира, который приветствовала с борта своей прогулочной яхты королева Дании Маргарита II.

Прямо с парада участники регаты направились к месту старта в район маяка Дрогден, у выхода из Зундского пролива в Балтийское море. Порядок старта капитаны судов согласовали на собрании, проведённом накануне на борту датского учебного судна «Данмарк».

Было принято решение стартовать по выстрелу из пушки, имея ход с парусами, взятыми на горденя и гитовы. Машиной разрешалось работать до старта и в течение 10 минут после стартового сигнала. Места на старте распределялись жеребьёвкой.

Трасса гонок, протяжённостью около 300 миль, с навигационной точки зрения была сложной, так как пролегала по узким фарватерам, среди отмелей и старых минных полей, в районе с интенсивным судоходством.

От Дрогдена суда должны были пройти мимо маяка Фолстербудс, оставив его слева, затем обогнуть с юга остров Борнхольм, подняться на север до острова Эланд и, повернув у маяка Эланд-Сёрдре-Грунд, идти в Гданьский залив, где располагался финиш.

Острая борьба началась сразу со старта. Призёр гонок 1972 года – польское парусное судно «Дар Поможа» — взял старт преждевременно. Ему пришлось разворачиваться и стартовать повторно, на что ушло около часа.

Дул сильный ветер, достигавший семи баллов. Несмотря на это, суда несли все паруса, включая бом-брамсели. Барк «Товарищ» шёл с креном 28-30°, палуба у левого борта ушла в воду. В таких условиях было нелегко работать со снастями, но экипаж судна делал все возможное для форсирования хода.

Благодаря хорошим мореходным качествам судна, самоотверженной и умелой работе курсантов, мастерству капитана О.П. Ванденко барк «Товарищ» сразу со старта захватил лидирующее положение и сохранил его на всё время гонок. К моменту поворота у Эланд-Сёрдре-Грунд ближайший наш соперник немецкий парусник «Горх Фок» (ГДР) отставал на 1 час 35 мин. Следом за ним с интервалом в 1 час 05 мин точку поворота прошёл польский парусник «Дар Поможа» (ПНР).

К концу гонки ветер значительно ослабел, а затем наступил штиль. Однако барку «Товарищ» удалось избежать штилевой полосы и финишировать утром 16 июля 1974 года, пройдя дистанцию за 42 часа 08 мин. 10 сек.

Вторым через 16 час. 45 мин. финишную линию пересёк «Горх Фок» (ГДР). Затем вперемежку стали финишировать суда классов «А» и «В». В 00 часов 18 июля 1974 года финиш был закрыт. Из класса «А» в контрольное время не уложились парусники «Вильгельм Пик» (ГДР) и «Георг Стейдж» (Дания).

После того как судейская коллегия ввела в результаты гонок коэффициенты, учитывающие разницу в технических характеристиках соревновавшихся судов и штрафное время за допущенные нарушения, время прохождения дистанции у некоторых судов изменилось. Однако это не повлияло на конечный результат — советскому учебному парусному судну «Товарищ» присудили два первых места: за победу в классе «А» и за общее первое место в регате.

Таким образом, впервые судно класса «А» заняло общее первое место в «Операции «Парус». В классе «В» (группа I) первое место заняла двухмачтовая шхуна «Америка» (США), а в группе II — яхта «Карин» (ФРГ). Причём американская шхуна – это копия знаменитой «Америки», победительницы гонок на «Кубок ста гиней» 1851 г., её построили в 1967 году. 

Торжественное вручение наград регаты «Операция «Парус-74» состоялось 20 июля в Гдыне. На церемонии присутствовал Председатель Государственного Совета ПНР доктор Генрик Яблонски, почётный председатель судейской коллегии «Операции «Парус-74».

Все суда класса «А» и победители в классе «В» получили колокола, отлитые из металла судна XVII века, поднятого со дна Гданьского залива.

Крупнейшее парусное судно мира четырёхмачтовый барк «Крузенштерн» «Товарищ» наградили двумя переходящими призами: за общее первое место в регате флорентийским кубком и за первое место в классе «А» гранитным камнем с мыса Горн. Кроме того, были вручены памятная медаль и диплом.

Организаторы «Операции «Парус-74» постарались сделать пребывание участников регаты в Польше запоминающимся. Для них организовали большой концерт в Лесной опере (Сопот), молодёжный бал, экскурсии. Всем раздали специально отпечатанные карточки, дававшие право бесплатного проезда во всех видах общественного транспорта, включая электричку между городами Гдыня, Сопот и Гданьск, а также посещения всех музеев и выставок.

В честь «Операции «Парус-74» в Польше выпущена серия почтовых марок с изображением некоторых парусников, участвовавших в регате, и много сувениров, посвящённых соревнованиям и вообще парусному спорту.

В заключение праздничной программы в Гданьском заливе 23-24 июля 1974 года состоялся парад 600 парусных судов различных классов. Первым в парадной колонне шло самое крупное судно — «Крузенштерн». За ним следовал победитель регаты «Товарищ» и остальные суда в порядке занятых мест на регате.

Одновременно с Балтийской проводилась Атлантическая регата между портами Англии и Испании. Она оказалась менее представительной. Так, в гонках на трассе Дартмут – Корунья участвовали только 19 судов класса «В», а в Коруныо из Портсмута стартовало одно судно класса «А» и 27 судов класса «В».

В период с 31 июля по 4 августа 1974 года в Портсмуте состоялась встреча участников Атлантической и Балтийской регат. Барк «Товарищ» прибыл в Портсмут 2 августа 1974 года. На следующий день команды парусников собрались на Саутси-Арене – месте народных гуляний, где состоялась церемония награждения победителей обеих регат. Призы вручал принц Филипп, герцог Эдинбургский.

До начала награждения был устроен воздушный парад «Красных стрел»: девять истребителей Британских ВВС демонстрировали фигуры высшего пилотажа. Вечером на площади перед замком Саутси состоялся фейерверк.

В полдень 4 августа 1974 года суда, участвовавшие в регатах, и множество местных яхт и катеров вышли из гавани Портсмута и близлежащих портов в пролив Солент для участия в параде. Парад происходил у северного берега острова Уайт, где в сопровождении двух военных кораблей парусники встречала королевская яхта «Британия». С её борта парусники приветствовал принц Филипп.

Возглавлял парад победитель регаты советский парусник – барк «Товарищ». Праздник на воде продолжался до вечера и несмотря па пасмурную погоду оставил незабываемые впечатления, как у участников, так и у многочисленных зрителей, запрудивших набережные Портсмута и острова Уайт.

После окончания парада некоторые суда, частично поменяв друг с другом экипажи, совершили заключительный переход до Сен-Мало (Франция). Барк «Товарищ» же взял курс на Одессу, чтобы принять на борт очередную смену курсантов-практикантов.

Итоги «Операции «Парус-74» убедительно доказывают — советские парусные суда могут успешно выступать на самых представительных международных регатах. В Балтийской регате приняли участие наши суда только класса «А», но, вероятно, если бы на неё пришли и суда класса «В», которые имеются в СССР, они также смогли бы показать достойные результаты.

Мы с К.Д. Васильевым и нашими ребятами, моряками-свиреповцами, с большим интересом рассматривали парусники. Некоторые яхты были совсем маленькие, некоторые – огромные, крейсерские. Был один катамаран, красивый, стремительный, как реактивный самолёт под парусами. Было очень много было разнообразных катеров - от рыбацких до морских, а также прогулочных и круизных катеров-яхт миллионеров.

А вот и бригантина «Диана» из Гамбурга! Она перебазировалась сюда от стенки Морского бульвара и одиноко стояла у причала «Марины». Её паруса были тесно уложены под реями и гиками.

Как и та девушка-Рыжевласка у лотка с открытками, это парусное судно «Диана» из Гамбурга взволновало меня. Это было именно то, что я искал!