1. Симфонический оркестр Академгородка

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Один из руководителей симфонического оркестра (директор и учитель духовой группы) и его дирижер в 1968-1970 гг. Эдуард Михайлович Левин (снимок 2007 г.)


Говоря о культурной жизни в Академгородке, нельзя обойтись без упоминания Симфонического оркестра – то, что у нас возник симфонический оркестр, свой, самодеятельный – есть высший показатель культурного уровня жителей Академгородка.

В 1963-1964 году симфоническим оркестром дирижировал Анатолий Синицкий. Именно при нём произошло преобразование струнной группы в симфонический оркестр, когда один за другим в оркестре появилась духовая группа инструментов: одни музыканты пришли, других выучили и воспитали.

16 ноября 1964 г. в газете «За науку в Сибири» (№44) появилась статья Анатолия Синицкого «Наш симфонический». Он пишет:

«17 февраля прошлого года в кинотеатре «Москва» встретились четыре любителя-музыканта. Это и была первая репетиция самодеятельного симфонического оркестра СО АН. И вот весной закончился наш первый концертный сезон. Что же стало с оркестром за это время?

Сейчас в нем играет 35 любителей. Здесь и научные сотрудники институтов, и лаборанты, студенты НГУ, рабочие, ученики старших классов школ. За сезон они дали 5 концертов полным составом. Двенадцать раз участвовала в смешанных концертах струнная группа оркестра. Однажды выступили по радио, а струнная группа снималась для телевидения.

За год коллектив приобрёл известный опыт. Сейчас оркестру уже под силу исполнение отдельных симфоний или их частей. В его программе «Неоконченная симфония» Шуберта, финал 104 симфонии Гайдна, «Вальс-фантазия» Глинки, части из концертов Листа, Генделя, Вивальди и другие произведения.

Наибольшей сыгранностью отличается струнная группа. Здесь более подготовленные музыканты: В. Башкатов, С. Шелепов, А. Трегубов, И. Волков, Л. Графова, г. Ливчак, А Пустыльников и другие. С этой группой очень хорошо поработали студенты консерватории Е. Сокольская и А. Бороздин. Они многому научили самодеятельных музыкантов. Правда качество инструментов оставляет желать много лучшего. Зато у духовиков оснащение отличное.

Президиум СО АН приобрёл для нашего оркестра полный комплект духовых инструментов, сделанных одной из фирм ГДР. Обладание инструментами, подготовленными одной фирмой и одними настройщиками, – явление редкое даже в профессиональных оркестрах. Это очень помогает в работе».

Здесь я вынужден прервать изложение статьи Анатолия Синицкого. Президиум СО АН понятия не имел о закупке инструментов. Когда мне сказали о том, что увидели набор инструментов на выставке, и играть на них почти несбыточная мечта, мы организовали покупку за счет капитальных вложений с В.Я. Каргальцевым. У УКСа СО АН были средства на закупку импортного (из соцстран) оборудования для строящихся институтов СО АН. За счет этих средств в общем списке проскочил и комплект музыкальных инструментов. Как сказал мне Каргальцев, слово «музыкальных» в этом списке было пропущено.

Разумеется, мы не афишировали метод покупки. Но теперь-то об этом можно и рассказать.

Если бы с просьбой о покупке я бы обратился к руководителям СО АН, инструменты не были бы куплены, а на меня бы посмотрели, как на сумасшедшего.
Продолжаю цитировать статью Анатолия Синицкого.

«В духовой группе также есть неплохо подготовленные музыканты: Ромащенко (кларнет), А. Гришин и А. Беккер (флейта), Г. Белоглазов (труба), В. Воронин (валторна), Н. Ивченко (литавры) и другие. В комплектовании духовой группы нам встречались определённые трудности. В самодеятельности почти не встречаются музыканты, играющие на таких, например, инструментах, как гобой, фагот, валторна. Их приходится готовить с самых азов.

Хорошо в прошлом сезоне поработали и солисты. Несколько раз удачно выступили В. Башкатов (скрипка), А. Трегубов (альт), И. Лосева (виолончель). Эти люди заняты и научной работой, и учёбой, и семейными заботами, однако, они занимаются в оркестре с большим увлечением. Взять хотя бы Игоря Александровича Волкова.

Старший научный сотрудник института геологии и геофизики, кандидат наук, Игорь Александрович играет в оркестре с самой первой репетиции. Он вместе с сотрудником того же института Аскольдом Трегубовым играл в составе скрипичного дуэта, выступал и как солист. Вениамин Андреевич Башкатов заведующий лабораторией Института геологии и геофизики, кандидат технических наук, хотя и недавно в оркестре, но уже несколько раз выступал в концертах как солист (скрипка).

Разумеется, год – очень маленький срок для такого коллектива, как симфонический оркестр. Нужно еще очень многое, чтобы наш симфонический стал большим крепким коллективом, которому будет под силу исполнение самых разнообразных программ. И хочется обратиться ко всем жителям городка, имеющим отношение к музыке, любящим её: приходите в оркестр! Вы научитесь многому полезному и прекрасному, научитесь ещё больше любить музыку, приносящую человеку наслаждение, радость, удовлетворение».

Анатолий Синицкий вскоре, в этом же году покинет Симфонический оркестр, и у пульта дирижёра встанет Евгений Вартанович Иоанесян, выпускник Московской консерватории по классу скрипки, артист Новосибирского филармонического
оркестра и аспирант (дирижирование) Ленинградской консерватории. Е.В. Иоанесян был дирижером оркестра в 12964-1968 гг.

Оркестр на протяжении 4-х лет занимался «…в очень тесном помещении, гостеприимно предоставленном кинотеатром «Москва», – напишет в своих воспоминаниях Наталья Яковлевна Вайсман, кандидат биологических наук, в 1963-1968 гг. студентка НГУ, а затем сотрудница Института цитологии и генетики. Она в оркестре с 1964 года.

Об оркестре можно говорить и говорить, поскольку такого феномена за Уралом в стране не было и, вероятно, и сейчас нет. Но лучше, чем написала о нём в своих воспоминаниях Н.Я. Вайсман, не скажешь (Сборник воспоминаний старожилов Академгородка «И забыть по-прежнему нельзя»).

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/02/685