600 Барк Товарищ 23 07 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 600. Гдыня (Польша). Барк «Товарищ». 23.07.1974.

Фотоиллюстрация из третьего тома ДМБовского альбома автора: Польша. Гдыня. Морская гавань «Марина». Начальник РТС БПК «Свирепый», капитан-лейтенант К.Д. Васильев и командир отделения ПИП РЭБ, старшина 1 статьи А.С. Суворов. Фото на память перед советским барком «Товарищ» - победителем гонки на регате «Операция «Парус-74» в Балтийском море. 23.07.1974.


В предыдущем:

Пока мы только сфотографировались на фоне нашего советского парусного учебного судна «Товарищ». Странно, но я сейчас всё больше и больше ощущал товарищеские чувства и даже ощущения дружбы с капитан-лейтенантом Константином Дмитриевичем Васильевым, начальником РТС БПК «Свирепый».

Мне опять нужно было сменить плёнку в фотоаппарате. Я представился вахтенному на трапе барка «Товарищ» со всеми регалиями должности, звания, фамилии, имени и отчества и попросил его разрешить мне «подняться на корабль и воспользоваться чьим-нибудь бушлатом». Магия моей фамилии сработала, а упоминание барка «Товарищ» в ранге «корабля» открыло путь по трапу, минуя дежурных, регулирующих поток туристов и любопытствующих.

Дежурный матрос привёл меня в матросский кубрик. Пока я под одеялом менял плёнку в фотоаппарате, мы разговорились. Славные ребята эти курсанты морских училищ. Всего за три месяца они учатся лазить по вантам и реям, ставить паруса, вести парусный корабль. Здесь даже запах не такой, как на нашем стальном военном корабле БПК «Свирепый». Здесь пахнет морем, ветром, рыбой, парусами и солёным крепким матросским потом…

За короткое время, перемежая рассказ курсантов о барке «Товарищ» сравнительными сведениями о БПК «Свирепый» пр.1135 типа «Буревестник», я узнал почти всю историю нашего советского учебного парусного корабля – барка «Товарищ».

Трёхмачтовый барк «Товарищ» ранее назывался «Горх Фок» (нем. Gorch Fock) и был построен в учебных целях по заказу немецкого флота на верфи «Blohm und Voss» (Гамбург, Германия). Название барк получил по имени известного немецкого писателя-мариниста Ганса Кинау (нем. Johann Wilhelm Kinau), псевдоним «Горх Фок».

Барк «Горх Фок» был спущен на воду 3 мая 1933 года, он имел «стальной клёпанный корпус, двухостровного типа с удлинённым баком и ютом и двумя непрерывными палубами». Длина барка 82,1 метра, ширина 12 метров, осадка 5,2 метра, грузовместимость 1510 тонн. Высота главной мачты с 23-я парусами - 41,3 метра.

По образцу и подобию барка «Горх Фок» были построена «серия из пяти немецких парусников: «Horst Wessel» (1936, ныне в США), «Albert Leo Schlageter» (1937, ныне в Португалии), «Mircea» (1938, ныне в Румынии), «Herbert Norkus» (1939, не окончен), «Горх Фок II» (1958, Германия), а также серия латиноамериканских парусников».

Барк «Горх Фок» в конце Второй Мировой войны 1939-1945 гг. «был затоплен своей командой близ острова Рюген». После подъёма, ремонта и модернизации в 1948-1951 годах на судоремонтном заводе в Висмаре (ГДР) барк был переименован в «Товарищ» и стал советским учебным парусным судном.

В 1951 году, под командованием капитана И.В. Трескина, барк «Товарищ» совершил «первое под советским флагом плавание вокруг Европы, заходя по пути в Плимут, Гибралтар и Стамбул». 28 августа 1951 года барк «Товарищ» прибыл в Одессу и был передан Херсонскому мореходному училищу им. Шмидта. С этого времени барк «Товарищ» стал «базой для прохождения судовой практики курсантов мореходных училищ Одессы и Херсона».

В 1957 году барк «Товарищ» совершил кругосветное плавание, а 12 июля 1972 года вышел из Одессы в трансатлантический рейс - до Бермудских островов (с заходом на остров Тенерифе), стоянкой в порту Гамильтон, а оттуда в Балтимор. На обратном пути барк «Товарищ» пережил жестокий шторм урагана «Кери».

В июле 1974 барк «Товарищ» выиграл регату «Операция Парус-74» (англ. «Operation Sail») и «в гонке по маршруту маяк Дрогден - Гдыня опередил своего ближайшего соперника – немецкий барк аналогичной конструкции «Горх Фок II» - на 16 часов 15 минут».

Курсантской практикой на учебном парусном судне «Товарищ» во время Балтийской регаты «Операция «Парус-74» руководил Леонид Родионович Аксютин – начальник судоводительского факультета Одесского высшего инженерного морского училища. Команду барка «Товарищ» составили курсанты Одесского высшего инженерного училища, а команду другого советского учебного парусного корабля – четырёхмачтового барка «Крузенштерна» - курсанты нескольких мореходных училищ Министерства рыбного хозяйства СССР.

В парусной регате 1972 года победу одержал польский парусник «Дар Поможа», поэтому в честь победителя и в связи с 30-летием образования Польской Народной Республики, Международный Союз парусного флота принял решение провести регату «Операция «Парус-74» на Балтике с финишем в Гдыне.

Все данные о барках «Товарищ» и «Крузенштерн», а также о польском паруснике «Дар Поможа» и о регате «Операция «Парус-74» изложены автором по книге И.Г. Шнейдера: «Операция «Парус». Наследники «Катти Сарк», «СУДОСТРОЕНИЕ», Ленинград, 1977.