Кофе

Римский
Я знал этот магазин еще с тех времен, когда бегал в него по поручению своей мамы, за сметаной. Было это в далеком 19…году. И учился я тогда в четвертом классе. От дома до магазина было порядочно. Одна остановка. Остановка называлась «Фрегат», а магазин – «Гастроном».  Сейчас магазин носит такое же имя, как и остановка – «Фрегат». 
 
Заведующей в 20…году там была Ольга Васильевна. Старой закалки товаровед. Имевшая образование и опыт в торговле. Невысокого роста, полноватая, далеко не молодая женщина со светлыми волосами. Очки на цепочке, взгляд поверх этих самых очков, повергал в трепет торговых представителей. К слову сказать, Ольга Васильевна была строга, но справедлива. Работать с ней было одно удовольствие. Вот только начать нужно было работать…

«Фрегат» был лакомым для меня кусочком. Большой магазин, с хорошей проходимостью. Сок стоял в двух отделах. Рядом – остановка. В спальном районе. Супермаркеты (магазины самообслуживания) были тогда еще в диковинку.  «Фрегат» был настоящим Гастрономом, с большой буквы. Торговля в нем шла бойко. Мечта, одним словом.
Но Ольга Васильевна, в первую нашу встречу, изучая мой прас-лист выдала вердикт:
- Так, цена у тебя, какая? Правильно – плохая. Сама ответила на свой вопрос товаровед. И вернула мне прайс.
- И вовсе не так это, Ольга Васильевна. Я же не мог просто уйти после этих ее слов про цену.
- Так, так. Вот гляди: она повернулась к шкафу со стеклянными дверцами, и, покопавшись, представила мне доказательства своей правоты.
- Сколько стоит литровка (это сок в упаковке тетрапак емкостью 1 литр)?
Смотрю в фактуру.
- 18 рублей 50 копеек, как то неожиданно тихо и совсем упавшим голосом говорю я.
- Ну, а у тебя сколько цена?
- 19 рублей по факту.
- Вот! Ольга Васильевна прячет фактуру за стеклянными дверцами и снимает очки.
- Разговор окончен.
- Подождите, как окончен? Вы где берете сок то?
- Где, где… на Росбакалее (знаменитая и отравляющая мне жизнь оптовая база «Росбакалея»)
- Так, значит, сами ездите за товаром?
- Ну а откуда он думаешь берется? Сам что ли появляется по ночам?
- Вот, а я вам буду привозить. Никуда ездить не нужно!
Конечно, аргумент уже раньше срабатывал, но, положа руку на сердце, очень редко. И в этот раз был как раз тот случай, когда он не сработал.
- Все, иди отсель. Не мешай. Есть дела.
И пошел я вон из подсобки «Фрегата».

Так продолжалось каждую среду, на протяжении полутора месяцев.
Я приходил утром, часиков в 10 к Ольге Васильевне с новыми аргументами. Излагал их, получал отказ, и уходил. Я уже даже расставлял товар на полке, налепил туда фирменные ценники и водрузил флажок. Меня знал уже весь персонал магазина, начиная от заведующей и заканчивая уборщицей. Каждый раз, Ольга Васильевна выслушивала мои доводы и аргументы в пользу нашей совместной работы и…неизменно выходила победителем в нашем разговоре.
Каждый раз, рассматривая мой прайс, и сравнивая со своими накладными, клала меня на обе лопатки. И все же, каждую среду вела со мной разговор. Мы даже вместе ходили смотреть и считать остатки в святая святых – на склад. Но договор Ольга Васильевна не подписывала и заявку не делала. Торговая точка по-прежнему оставалась неприступной и не открытой.
 
Я перепробовал все что знал и все что мог придумать. Безрезультатно. И вот…
В очередную среду, Ольга Васильевна смотрела через очки на мой прайс, а я недоумевая, что же она там может высмотреть нового, смотрел на шкаф за ее спиной. Да, на тот шкаф со стеклянными дверцами. А на шкафу стоял цветок. Достаточно необычный, надо сказать для комнатных растений. Такие цветы я видел только в цветочном магазине в виде букетов.
- Ольга Васильевна, цветок у вас необычный.
- Да что же в нем необычного?
- Уж не помню, как он называется, с осторожничал я, вроде не растут они в горшках, не комнатные растения.
- Называется он калла и прекрасно растет в горшке.
- Я и не знал. Красивый цветок, у меня девушка такие любит. А как вырастить?
- Да вырастить не сложно. Он луковицами размножается. Гладиолусы знаешь? Вот, точно так же все. На даче прекрасно растет. Хочешь дам тебе попозже осенью луковицу.
- Интересно будет попробовать вырастить. А вы цветы любите, Ольга Васильевна, столько знаете про них?
- Не только цветы. Дома много растений живых.
Тут конечно последовал рассказ небольшой и экскурс в ботанику и отчасти в биологию. И в конце своего монолога, Ольга Васильевна чуть грустно говорит:
- Есть вот у меня мечта вырастить кофе. Никак не могу достать.
Это сейчас в каждом цветочном магазине можно купить что угодно. В то время еще так не было.
- Ну, иди, чемпион. Цены я посмотрела, все у тебя по-прежнему.

Прошло несколько дней, и после работы я заехал к своей знакомой в гости, на чашку кофе. Вера Андриановна была прекрасным человеком, отличным собеседником и вызывала всяческие симпатии своей жизненной позицией и ценностями, которым была привержена. К тому же работала она директором в продуктовом магазине. Не на моем районе конечно. И мурыжила торгового представителя нашей компании - Софью всеми известными ей способами, о которых мне и рассказывала иногда. Мурыжила она, конечно, всех торговых. Причем как то добро у нее это получалось и естественно. И я, сидя иногда при этом в ее кабинете, мотал на ус: слушал во все уши и смотрел во все глаза.
Захожу в магазин (точнее – магазинчик) и вижу такую картину: к выходу продавец волоком тащит по полу здоровый горшок. А в горшке растение. Деревце. Достаточно большое, чем то похожее на лимон.
Прохожу в кабинет, сидим, пьем кофе, болтаем в перерывах между «мурыжиньем» торговых представителей.
- Вера Андриановна, а что за деревце это в торговом зале возле выхода?
- А, кофе. Выкинуть вечером нужно. Места нет, никто не забирает домой. Куда его деть?
Ёшкин кот! Кофе! Ну, надо же!
Прихлебываю кофе из чашки, и так равнодушно:
- Вера Андриановна, я бы, пожалуй, пристроил кофейное деревце. Вы до среды не выставляйте его вон, если возможно. Приеду в среду утром и заберу его.
- Да хорошо. Скажу девчонкам, оставят.
Сидим дальше, пьем кофе.  Беседуем. Приходят и уходят торговые представители. Начинают опускаться сумерки за окном. Хорошо я зашел сегодня в гости.

В среду, я приехал к Вере Андриановне и забрал деревце. С трудом втиснул, не сломав в свою легковую машину и отправился, конечно же, во «Фрегат». В хорошем расположении духа и уверенный в окончательной и безоговорочной капитуляции Ольги Васильевны. В самое ближайшее время. Заветный договор поставки был приготовлен и лежал самым первым. Он был даже уже заполнен, собственно как и карточка клиента. Оставалось только поставить подпись и печать и взять первую заявку.
Ольга Васильевна было совсем не в настроении. Не успел я зайти в дверь, как она, подняв голову от своих бумаг, бросила:
- Нет времени у меня сегодня.
Кофе то я не мог возить с собой!
- Я сегодня и не по этому поводу вовсе, Ольга Васильевна. Прошу, отвлекитесь на минуту. И исчезаю.
Дверь в кабинет была рядом с дверью в подсобку, которая в свою очередь вела на улицу. Торец здания.
Я в машину, вытаскивать кофейное деревце. Вытащил, поставил возле входа, на улице. Открыл дверь, жду Ольгу Васильевну.
- Так, ты приволок мне кофе. Это такая реакция у Ольги Васильевны. Конечно совсем не такая, как я ожидал. Делать все равно уже не чего. Я тут. Кофе тут. И Ольга Васильевна вместе с нами.
- И ты думаешь, что я стану с тобой работать по этому?
- Нет. Я так не думаю. Я просто привез вам кофе. Вы сказали в прошлый раз, что есть у вас мечта: вырастить кофе. Вот ваша мечта. Мне за нее ничего не нужно. Деревце досталось мне совершенно даром. Вы можете забрать деревце себе, а можете отказаться, и я увезу его.
- Спасибо за кофе. Занеси, пожалуйста, ко мне в кабинет. И, мне, правда, сегодня некогда.

Я ехал в машине в следующий магазин и размышлял о том, что никогда нельзя заранее заполнять карты клиента и договора. И нужно появляться в торговых точках в нужное время. А если момент неподходящий, то прощаться и уезжать ни с чем.

Ольга Васильевна позвонила сама и попросила приехать, заключить договор и привезти ей товар. Было это еще спустя месяц, когда я уже передавал район и увольнялся, получив более выгодное предложение от другой компании. По иронии судьбы, это был мой последний договор и моя последняя заявка. Еще более странным оказалось, что эту заявку не привезли по какой-то причине во «Фрегат» в следующий четверг. По этому поводу, Ольга Васильевна разговаривала, почему то со мной, а не с новым торговым представителем, хотя я к тому моменту уже продавал колбасу и к сокам не имел никакого отношения. Может из-за кофе. А может потому, что район у меня остался тот же и я, как было мной заведено в предыдущей компании, так же появился у нее в среду и сказал: Здравствуйте Ольга Васильевна!