Жанр сказки

Тамара Мизина
Жанр Сказки.
Почему он считается одним из самых трудных?

Во-первых, из-за богатого сказочного наследия. Причём каждая народная сказка прошла многовековую обкатку сюжета, языка, образов – типажей героев и персонажей.
Во-вторых, каждый человек в той или иной степени попробовал себя в этом жанре и потому, пусть и интуитивно разбирается в особенностях именно этого жанра.
Каждый? Да. Именно каждый.

Изначально сказка жанр устный. Запись её производится на последнем, завершающем этапе формирования. Если производится вообще. Процесс создания протосказки прост: ребёнок берёт игрушку. Обычно – любимую. Например, лисичку. И начинает разговаривать:
– Я – лисичка, – повествует он сам себе, постукивая игрушкой по полу (любое движение на для ребёнка необходимо) – Я умею прыгать, у меня есть хвостик, есть глазки…
– Пойдём к зайчику, – предлагает он игрушке, переходя к роли рассказчика. – Топ, топ, топ. Здравствуй, зайчик…

Знакомо? Конечно. Все так играли. Вместо лисички и зайчика могли быть кукла, машинка, кубик, мячик. Главное, чтобы игрушку можно было взять в руку и куда-то вести. Обычно к другой игрушке. Далее следуют диалог, какое-то действие: игрушки здороваются, гуляют, ругаются, дерутся, мирятся, пьют чай, ложатся спать или идут в гости к третьей игрушке. Три – предельное число, с которым «работает» ребёнок: две руки и одна игрушка с запасе.

Скажете, что это не сказка? Неужели. А как же «Вини-Пух и все, все, все»? Игрушка идёт в гости к игрушке, диалоги, бытовые сценки. Взрослый подсмотрел за игрой ребёнка и создал шедевр. Кажется, что может быть проще, но… Секрет обаяния подобных сказок скрыт в слове «игра».

Стандартные по сути диалоги «зайчиков» и «лисичек» с огромным удовольствием проговаривает сам ребёнок – игрок. Но наблюдать за подобными действиями в качестве зрителя он не способен. Скучно. Это сказки для соучастника, для творца, но не для читателя или зрителя. Нулевая фаза творчества, как никак. Только абсолютный гений может сделать зрителя-читателя соучастником своей игры в сказку. Остальным – лучше даже не пытаться. Глупо взрослому учить ребёнка быть ребёнком. Он умеет это намного лучше любого учителя.

Следующая, она же «Первая ступень сказкосложения» – Сказка масок. Пример: народные сказки про лису, волка, кота, медведя и так далее. Всем понятно, что «медведь» в такой сказке – не совсем медведь, «лиса» – не совсем лиса. Все они – маски, которые примеряют на себя и рассказчик, и слушатели, как участники игры. Маска освобождает их всех от привязки к времени-пространству, даёт определённую свободу. Но этой стадии в детских историях появляется сюжет. Часто незаконченный.

Ловушкой для писателя в таком типе сказок становится однотипность или «картонность» персонажей. Вроде бы действующих лиц много, вроде бы они разные, но стоит чуть-чуть прислушаться и услышишь за каждой маской голос одного и того-же человека, вещающего на разные голоса, с разных трибун одни и те же мысли. А ведь маска – это не только другое лицо, но и возможность посмотреть на мир другими глазами. Что, кстати, с успехом делается в народных сказках.

Особое место здесь занимают авторские сказки про животных, кои именно животными и являются. Их герои не ходят друг к другу в гости, не ведут долгих, «человеческих» и «поучительных» разговоров. Воробей Бианки – настоящий воробей, а Чарушинский Тюпа –– обыкновенный котёнок. Единственное допущение автора в том, что мысли животных озвучиваются человеческим языком.
 
Дети тоже способны создавать такие сказки-наблюдения. В них кошка пытается кормить мышами хозяев, хомяк обустраивает кладовую под шкафом, а собака проявляет чудеса сообразительности, чтобы перебраться из прихожей в хозяйскую спальню.

Ну и Волшебные сказки, вплотную примыкающие к сказкам Авторским.
Именно на этой ступени и заканчивается для большинства игра с сказкотворение. Сравнив свои ученические опусы с оточенными временем и народом шедеврами ребёнок уже стесняется своего творчества. И не только.

Сказка – устный жанр. Рассказчик и слушатель равно необходимы для неё. Потому-то и возвращаются к ней взрослые, именно тогда, когда у них появляются слушатели: дети или внуки.

Так что, уважаемые сказочники, не спешите записывать ваши сказки, «покатайте» их на языке, как камешки, поиграйте с сюжетом. Отсейте сор и шелуху пустых слов. Тогда то и засверкают они, как обкатанный волнами драгоценный камень.
02.03.17