Цыганское счастье

Светлана Чернецова
             
      Жил  некогда в одном селении парень по имени  Трифан.  Собой  справный, руки -ноги при нём, а доли счастливой не имел.  Когда его родителей не стало  начал он жить один. Постепенно обветшало его хозяйство, поразбрелась  какая-никакая живность.  Мыши и те на постой к соседям перебрались. Никого рядом нет.  - Эх несчастливый я,-пригорюнился парень. - У всех всё хорошо, и только у меня ладу нет,-приговаривает  он  и  смотрит,  как солнечные лучи сквозь дыры на крыше у него светят.  - А ведь где-то есть счастье на свете.  Пойду его  искать!-крикнул он и вскочил с лежанки.    Пошарил по полкам, нашёл сухарь и сунул его в мешок.    Вышел во двор и стал  думать:  -Закрывать дверь или нет?  Подумал и вспомнил, что замка то  на  двери  нет.   Махнул рукой и пошёл со двора.    Обернулся  на  последок на дом, а он обветшалый,  кособокий,  рамы выпали и крыша как решето.  -Не жалко такой дом и бросить,-решил парень и пошёл куда глаза глядят.
   Долго шёл он  так , а через  некоторое время ,  в широком поле,  повстречал парень цыгана.
-Куда  молодец  идёшь?- поинтересовался  цыган после приветствия.
-Куда ноги несут,  туда и иду,-отвечает  Трифан.
-Так ты выходит нашего рода-племени, цыганского?  Мы всегда идём куда ноги несут,- засмеялся цыган. - И обязательно приносят или на базар или на ярмарку.   Не хочешь туда со мной идти? 
-А мне всё одно куда.    Я иду счастье искать.  Да на базаре его вряд ли найдёшь. 
-А вот здесь ты не прав.  Его везде найти можно и с собой взять.   А расскажи мне, зачем ты его ищешь?
-Горемычный я,- жалуется парень.  -Живу один, дом развалился, хозяйки нет, одно несчастье.  У других всё по-иному.  Видно счастье  есть.  Захотелось и мне его найти,  вот и пошёл  с сумой по  свету. 
Расхохотался цыган:  - Давно я таких людей,  как ты,  не встречал.  Может помочь тебе?   
-Как ты мне поможешь,- махнул парень рукой. - Вы всегда  счастливые,  когда  ни  посмотришь,  знай хохочете. 
  Насмеялся цыган от души и усадил парня на траву. 
-Помогу я тебе,- говорит он. - Дам тебе счастье цыганское.
-Своё отдашь?-вскочил на ноги его собеседник.
-Нет,- опять засмеялся цыган,- моё всегда со мной будет.  Другое дам.  Сунул руку себе в карман, пошарил там и вытянул зажатый кулак. -Раскрывай свою суму.
Парень мешок развязал и цыган туда кулак засунул.
-Вот теперь счастье с тобой будет. Завязывай мешок и носи не развязывая, чтобы не упустил.   Живи с ним сколько  хочешь.   Если опять встретимся,   расскажешь какой счастливый стал.   Цыган пошёл,  а парень ещё долго смех его слышал.  Счастливый видно цыган был если так громко смеялся.
    Поднял Трифан свой мешок и стал его тихонько трясти.  А в мешке  его счастье  потихоньку стучит:   тук-тук-тук.   Тогда обрадованный  парень  повесил мешок себе на плечо  и тоже  дальше пошёл, счастье своё понёс.   Идёт и песенку насвистывает.
   Через некоторое  время приходит парень к большому городу.  И только подошёл к городской стене как вы шли ему навстречу горожане. Все разодеты в праздничные  платья, в руках цветы. И сразу к парню бегут.
-Правитель  наш!- начали на разные голоса кричать горожане. – Мы уже  много дней тебя ждём.
Подумал Трифан,  что они его с кем то перепутали.- Я не правитель, я обычный путник,-говорит он.
  Но горожане закричали:   -  Мы решили,  что  нашим правителем будет  тот,  кто сегодня первым войдёт в город.    И им оказался ты!
  - Вот  счастье то какое,-  обрадовался  Трифан.  - Буду теперь богатый.   
- Только я раньше никем не правил, не знаю как это делать,- поясняет он горожанам.
-А что там уметь,- успокаивают его.  -Отдыхай целыми днями и приказы отдавай.
     Привели его во дворец,  нарядили в нарядные одежды и  стал он править.    Целый день счастливый ходит.  Рассматривает свои покои,  приказы советникам отдаёт.  И первым приказом повелел в своей спальне  сундук со стеклянной крышкой поставить.  Спрятал в него свою суму с цыганским счастьем  и  замок новый повесил.
   Так прошло немало времени.   Трифан  привык быть правителем,  только стал  он вдруг  замечать, что счастье его каное- то  незаметное становится.  Словно уменьшается.   Днём,  пока  он  гуляет и приказы отдаёт оно вроде есть, а как темнеет и во дворце пусто становится,   уходит оно.   И стало Трифану скучно  одному,  одиноко.   Захотел он на других посмотреть: - Как они живут,  счастливы ли?   
Одним  вечером,  когда опустел дворе,  Трифан оделся потемней и пошёл  город.  Смотрит,  а кругом молодёжь  гуляет  , везде смех,  дети бегают.    Подкрался  правитель к окнам домов и смотрит в них.  А в домах семьи  большие:  и старики, и взрослые,  и дети  вместе сидят, пироги едят.  Кошки на печках греются.  И везде  смех  счастливый.
Призадумался Трифан.  -Странно  получается , я на серебре ем и пью, на перине сплю, а радовался только вначале.  И вдруг с ужасом  понял,  что давно уже не смеётся,  не радуется  ничему.
-Неужели  украли счастье цыганское?- испугался Трифан и побежал к сундуку.  Открыл замок, скинул крышку и взял в руки суму.  Потряс её  и услышал: тук-тук-тук .  -На месте счастье,- успокоился он.  А на серце всё  равно   тоскливо,  ничего кругом не мило.   
   Следующие  несколько  дней так же прошли.   Все вокруг  довольные,  смеються,  а он один  невесёлый.    И решил Трифан  уйти отсюда,  в другом месте  со своим счастьем  жить.    Ночью  одел свою   прежнюю одежду,  взял суму с цыганским  счастьем и пошёл.
   Снова идёт он по дороге  куда ноги несут. Кругом просторно,  люди разговаривают,  смеются.   И парню легко и радостно.   Идёт и напевает.    -Опять  счастье со мной, - радуется Трифан.   Пришёл опять в  незнакомый  город.     А там нужен судья.    Смотрят на него и говорять:
-Ты человек у нас новый.   Сможешь по справедливости все споры решать.  Будь нашим  судьёй.   Подумал Трифан  и согласился.    Поселили  его в большом доме, работников дали.
- Счастливый я,-  радуется парень. - Всё у меня есть.   Стал он споры по совести  решать.  Все довольны.    Выйдут от него  помиряться, обнимутся, поцелуются и рядом пойдут.  И вновь кругом все веселяться  и смеются, а Трифан   один  скучает.  И опять тоска  на него навалилась,  смеяться не хочется.    Выходит он по вечерам  на улицу и  завидует жителям.  Заботятся они друг о дружке.  Живут дружно, все вместе.   Как говорится  :  в тесноте, да не в  обиде.  И все  счастливы. 
-Почему у меня счастье не  такое?-удивляется  Трифан.     И ушёл он  из этого города куда глаза глядят.   Пошёл по широкой дороге, по   просторам. Полной  грудью  вольным  ветром  дышит.
   Пришёл к реке и на  переправу встал. Погрузились на паром люди и Трифан с ними.   Смотрит на паромщика и удивляется:    канат толстый,  паром тянуть  тяжело, а он  смеётся,  песни  поёт и с народом шутит.   Когда все выгрузились и ушли  подошёл Трифан к паромщику.
-Открой мне свой секрет,  отчего ты такой счастливый?   Трудишься  тяжело,  а поёшь?
Потянулся  паромщик,  раскинул руки и вскрикнул: -  Для людей живу, а они мне за это добром  платят.  А домой  приду,  меня Любавушка  встречает и пострелята   ко мне бегут, на шею карабкаются.     Вечером все вместе  за столом сидим,  оттого  и счастливый  я .   
  -Уступи мне своё место хоть  на несколько дней,- просит   Трифан.  -  Тоже хочу счастливым  быть.
-Давай,-соглашается  паромщик.  - мне несколько дней надо, чтобы крыльцо новое в доме сделать. Уступил  паромщик своё место и стал Трифан людей перевозить.   Те  на берег сойдут и каждый к своему дому спешит,  волнуется, не случилось ли чего, пока хозяева отсутствовали.   И Трифан вдруг вспомнил свой кособокий домишко.   И заболело  у  него сердце по нему. – Как же мог я бросить  его.  Меня в нём родители  растили, ходить учили, в стужу и жару укрывали, а я бросил  дом.  И когда паромщик вернулся Трифан поклонился ему в пояс.
- За что ты мне кланяешься?- удивился  тот.
-А за то, что  показал ты мне, как надо любить свой дом, беречь его и всегда возвращаться туда, где этот мир узнал.  Вот за это и кланяюсь.     Принимай свой паром, а мне  в дорогу пора.    Повесил на плечо мешок и поспешил по широкой дороге обратно, в свой   дом.
   Вернулся Трифан в своё селение и первым делом поклонился  родительскому дому.  А потом  вошёл внутрь, положил суму с цыганским счастьем  в уголок и принялся за работу.   Целыми днями  стучал  молотком, рубил топором и звенел пилой.   Работа тяжёлая, а Трифан во всё горло песни распевает.     И замечает, что мимо его забора то и дело девицы бегают.  Вроде по делу, а сами глазами в его сторону посматривают и хохочут.   А Трифан и сам на них смотрит и посмеивается.   Тогда девицы стали возле его забора останавливаться и шутками с ним перебрасываться.   И так с утра до вечера то одна то другая  смеются. Только Трифан одну приметил  Всех больше она ему милей была.  Усмотрел он когда других рядом не было, подошёл к девице и спрашивает её:
-Пойдёшь хозяйкой в мой дом?
-Пойду,- отвечает  девушка, а сама глаза  от смущения не поднимает.  На землю смотрит.
-А тебе больше мой дом нравится или я? - спрашивает  Трифан.
-Ты, - ответила  девица.  Я тебя и раньше знала, только ты совсем другой был.  Дикий какой-то, нелюдимый.  Тогда бы я за тебя не пошла.  А сейчас возле тебя словно возле солнца стоишь. От твоей улыбки и смеха счастливого всем хорошо.
 -Ну тогда сватов жди, - засмеялся парень.  – Мой дом без хозяйки соскучился.
 Вечером, когда солнце село  вернулся он домой и  взял в руки мешок с  цыганским счастьем.   Тряхнул его и услышал стук.   - Надо счастье достать,  чтобы оно  одно не скучало, - подумал парень и развязал мешок.  Сунул руку и достал   оттуда три сливовые косточки.
-Вот тебе и счастье,- ахнул  Трифан. – Выходит я всё время носил с собой косточки.   Ловко же меня цыган обманул.   А потом подумаль немного и покачал головой. – Нет , не обманул он меня.   Он мне сказал, что счастье всегда с человеком вместе бывает, только надо жить  радостно, а не ходить за ним  за тридевять земель.   Утром Трифан вышел на дорогу и посадил  сливовые косточки и место огородил, чтобы кто-нибудь случайно не затоптал. – Через несколько лет вырастут на этом месте сливовые деревья и будут радовать прохожих своими  плодами,- сказал он. -   И каждый , кто съест эти сливы,  получит частичку  счастья, которое когда- то  дал мне цыган. 
  .