Письмо Филимону

Павел Цуман
Из всех посланий, написанных Апостолом Павлом, выделяется  три письма, адресованных для конкретных людей (ими были: Тимофей, Тит, и Филимон), все же остальные направлены для церквей.

Филимон, скорее всего пастор церкви в Колоссах (так говорят некоторые исторические источники) был человеком богатым. Похоже, у него был большой дом, в котором собиралась колосская церковь. Термин "домашняя церковь" -  подразумевает собрания по домам. Только в III-ем веке упоминается первый раз слово «церковь» как отдельное здание.


В Послании к Филимону три действующих лица:
1) Непосредственно Филимон, как главное д.л. Обладал определенным имуществом, кстати рабы считались в то время ИМУЩЕСТВОМ. От Филимона много чего зависит.
2) Онисим – собственность адресата письма. Законная собственность! Он его купил.
3) Павел – посредник, пытающийся урегулировать конфликт.


Отношение ранней церкви к рабству, которое было очень рапространено в Римской империи. Примерно 1/3 населения были рабами. Рабы носили на своих шеях таблички с именем хозяина. Позже перестали это делать, т.к. боялись, чтоб подневольные не знали, сколько их много. Они (рабы) считались имуществом хозяев и не имели никакой юридической защиты. Раб никому ничего не должен и ему никто не должен ничего. Если он умудрялся что-то натворить, ответственность ложилась на хозяина. Среди рабов были: врачи, музыканты, брадобреи, пекари, философы...
В Новом Завете рабство нигде прямо не осуждается. В противном случае Евангелие было бы не эффективно: оно привело бы рабов к восстаниям, а их господ - к жестоким подавлениям.

Поговорим об убедительных аргументах, описанных в письме Апостолом Павлом -  Филимону, для принятия Онисима.

  Стих 4. «Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих»
 «Вспоминая в молитвах...»
Павел делает это с благодарным и радостным сердцем. И я, подобно как и апостол Павел, благодарю Бога моего за то что в моей жизни встречались люди похожие на Филимона. Бывает просто телефонный разговор может поднять дух уставшему по жизни человеку и вдохнуть сил для покорения новых вершин.


  Стих 5. «слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым»
  О Филимоне было слышно. Если человек ведет себя правильно и поступает хорошо, о нем будут говорить. Мало того, Павел пишет: «благодарю Бога моего».


  Стих 6. «дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе»
"общение" - не просто в интерестной компании, но личное участие каждого в проблемах других.
"Оказалось деятельным". Есть много людей верующих, грамотных, изучающих Писание и много чего знающих, но не у всех замечается вера с делами, т.е. деятельная вера.


  Стих 7. "успокоены сердца". Не много людей, могущих успокоить других. Вокруг нас много людей с покалечаными судьбами, много проблем и пережеваний... И все они нуждаются в добром слове. Эти слова Павел говорит не только для того чтобы приобрести благоволение адресата, так сказать не "подкидывает" Филимона, - он (Филимон) действительно был таким.
Вообще, Апостол, для того чтобы убедить Филимона, сначала его хвалит. Это очень важный момент в общении с людьми. 

Петько о педсовете на курсах ОРНИ: но хорошее быстро закончилось...

Чухонцев: однажды мне и еще одному служителю пришлось крестить частично парализованную женщину.  Крестили мы ее в ванной, поскольку ее неверующий муж, переживая о здоровье супруги, никак не соглашался выпускать ее из дому. Она была очень полной (примерно 120 кг) и мы никак не могли погрузить ее полностью. Ложили и на спину и на бок, но ничего  не получалось. Муж сестры смотрел на наши усилия, а потом вдруг сказал: «Бог же видит, что вы сделали все, что смогли…» Эти слова меня сразу успокоили. Действительно, больше уже ничего нельзя было сделать – воды не дольешь, ванну не расширишь, сестру не уменьшишь. Так Господь ободрил меня в той ситуации через неверующего  человека.


  Стихи 8-9. «Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, 9. по любви лучше прошу…»
Ап. Павел имел очень большой авторитет, но любовь больше.
"Приказывать" - иногда это нужно, даже необходимо, но без  "доброго имени" никак.


  Стих 10. «прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих…» 
Как легче родить: духовно или физически? И то и другое не легко. Представьте, на сколько это сложно: носить перед собою ношу девять месяцев. Ладно носить, ребенок же может шевельнуться. Мне кажется, от этого может случиться инфаркт...
«Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!»
(Послание к Галатам 4:19)


  Стих 11. «он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его…»
 Братья продали церковный бус в ушатанном состоянии. Через времья они на авторынке купили такой же, только в отличном состоянии. Позже, оказалось, что это их бус...
Был не нужен и стал нужен!
Онисим в свое время был попросту говоря негодяем, дерзил, теперь же стал незаменимым и нужным человеком, хотя его имя буквально означало "полезный".
Игра слов: "негоден", "годен" тоже имеет значение. Фактически Павел говорит: "Полезный был раньше бесполезным". Кстати, некоторые исторические источники дают информацию о том, якобы Онисим, мало того что сбежал, но успел и прихватить с собой кое-что из имущества Филимона.


  Стих 12. Сердце это что-то очень близкое. Павел, как-будто отрывает Онисима от себя.


  Стих 14. "Не вынужденно, а добровольно". Для того чтоб дело совершалось успешно нужно согласие и радостная отдача.


  Стих 15. «Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда»
"Может быть"... Филимон в данном случае понес утрату, он потерял раба, но на это была воля Божья. Если у нас происходят потери, возможно, это для того, чтоб в будущем приобрести больше.


  Стих 17. Другими словами: если ты мне друг...


  Стих 19. "Я заплачу". Поручительство. Как же здесь Апостол Павел мне напоминает Христа! Это было для Павла дополнительной нагрузкой, но он сильно полюбил этого раба.               
Человек всегда чего-то просит у Бога. И если даже не просит, Бог все равно дает, потому что Он даятель, потому что Он любовь. Поручительство – обязательство отвечать перед кредитором за исполнение последним его основного обязательства полностью или частично. (Википедия). Это старо банковское слово.
Как похож Павел с Иисусом!
Дело в том, что грех поработил лицо творенья. Хочет того человек или нет, он рождается в рабстве греха. Кстати, если у рабов рождались дети, они автоматически становились рабами. Первый человек, вкусив грех стал подвластным ему. Желая что-то сделать хорошее, индивидум не находит в себе для этого силы; и наоборот, не желая зла - не может воздержаться от него. О чем это говорит!? О ВЛАСТИ ГРЕХА! Каину Бог говорит: «грех лежит у дверей сердца твоего, но ты господствуй над ним.»

«Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью. 15. Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак. 16. Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? 17. Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. 18. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.»
(Послание к Римлянам 6:14-18) Только Христос освобождает от ужасного рабства греха.
«зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, 19. но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца…   
(Первое послание Петра 1:18,19)
«Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.»
(Первое послание к Коринфянам 6:20)

Итак: Иисус Христос, на Голгофском кресте, платит высокую цену за тебя и меня, чтобы Бог Отец, мог принять уже тебя не как раба, но как домочадца. Это возможно только по просьбе Сына.
«не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе. 17. Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня.»
(Послание к Филимону 16,17)