Тот, кто союз развалил

Валерий Степанов 2
ТОТ, КТО СОЮЗ РАЗВАЛИЛ
Когда-то давно на львовской пересылке в этапной камере повстречался мне майор (по свободе он майором был, так я его и буду называть, чтобы данные его не светить). Сидел он двенадцатый год за убийство собственной жены. Вины не признал. Труп не нашли. Так и сидел он срок по прокурорскому беспределу.
Рассказал он о том, как у него пропала жена. Гуляла она. Вот он первые три дня не пошел подавать заявление. Думал образумится, вернется. Чтобы хотя бы вещи собрать. Все к разводу шло. Почти, как в фильме «Сибирский роман». Менты в первую очередь на него подозрения. Недавно он с прокурором поссорился, да и в части с начальством отношения не ладились. Потом, слухи завистников сделали свое дело. Жена то у него красавица была. Он в 28 лет дырки в погонах пробивал уже на подполковника. Жизнь удалась! Значит завистников много. Труп не нашли. Но дело состряпали. Может что подкинули, сам он об этом не распространялся. Напрасно он твердил, что убежала она с одним из любовников. Суд во внимание его слова не принял. Получи майор свои 15 лет!
То, что мужик умный не было сомнения, но о том насколько он многосторонний комбинатор, я узнал, только тогда, когда в шахматы с ним три партии сыграл. Первую партию он мне, как и положено, поддался. А вторую начал всерьез. Хотя вторая партия тоже на поддавки была похожа. Я забирал у него фигуру за фигурой, иногда рассчитываясь пешкой, а иногда просто даром. Он отдал мне ферзь! Я прекрасно понимал, что такая расстановка сил может быть только выигрышной с моей стороны. Не все оказалось так просто. Мои фигуры оказались запертыми, иногда собственными пешками и требовалось не менее трех ходов, чтобы развернуть хоть одну из них, даже с огромными жертвами. Его ладья и конь оказались на просторе и стали эффективно воздействовать на ситуацию. Не успел я вывести слона. Как мне был поставлен мат. Причем переигрывать ситуацию на 3 хода назад не имело никакого смысла. Это была его хорошо продуманная многосторонняя комбинация.
Третья партия шла по плану второй и я имея качество в два раза с неразвернутыми фигурами пошел на серьезные жертвы для того, чтобы их развернуть. В итоге я просто остался без фигур и игра становилась бессмысленной. Эти две шахматные победы заставили меня посмотреть на него по другому.
--Я развалю эту страну!—громко сказал он. Его действительно можно было принять за сумасшедшего, если заранее не знать, что таковым он не был. Многие скажут, что есть сумасшедшие гении: в уме считают огромные числа, в шахматы играют и вообще мудрецы. Сейчас я не согласен  с этими утверждениями. Я знаю только один признак шизофрении: неспособность овладевать новыми навыками и знаниями, не зависимо от того, какие навыки и знания сохранились у объекта до сумасшествия. Он может быть гением в одном, но полным профаном в другом. Этого о майоре нельзя было сказать. А игра в шахматы полностью развеяла мои сомнения.   

Конечным его пунктом был Днепропетровск (психиатрическая больница специального типа). Но идиотом он безусловно не был. Поэтому его дальнейший «бред» я воспринимал как истину. Он очень четко аргументировал и доказывал каждый пункт. От воздействия через СМИ и ТВ, от литературы, кино, живописи и других сфер культуры до утренней зарядки, пропаганды секса, увлечение оккультизмом и сектами. От подрыва отношений с развивающимися странами и разрывов внутри СЭВ и национализма на территории СССР до коррупции и мафиозных структур, которые начинают рекетировать не только подпольных цеховиков, но и любой легализованный бизнес. Это было уму непостижимо в то время, когда Союз был мощным высокоразвитым государством с огромным экономическим потенциалом и непобедимой Советской Армией. Все это было похоже на план Даллеса. Только майор пошел далеко вперед, расписав все по цепочке, какие реплики должны подкидывать дикторы в новостях, какие фильмы и в какой последовательности запускать в показ, какую литературу издавать и как вызвать резкий интерес к подобной литературе. Дальше он говорил о перестройке государства, об обновлении Союза, которое приведет к его распаду и кровопролитию на национальной почве. О том, как можно опустить рубль ниже плинтуса, разрешить выезд. Сначала в соцстраны, легализовать мелкий и средний бизнес, что неизбежно приведет к созданию монополий, олигархии и коррупции. Слушать это и при этом знать, куда он едет было интересно и увлекательно. Более суток без сна и  отдыха, начиная с трех партий в шахматы, я слушал грандиозный план по развалу Советского Союза в мельчайших деталях. Окончив свою речь он произнес: Но не пройдет и 30-ти лет с момента развала СССР, я развалю штаты. Это будет грандиознейший план, который я тоже готов передать одному из руководителей СССР. Тому, кто заинтересуется этим планом. Они мне уже подали сигнал…--он значительно поднял палец вверх. В фильме о Ленине Ленин спрашивает: А согласится он с нами сотрудничать? И пальцем прямо в меня тычет. Я смотрел этот фильм на бараке перед самым этапом.
--«Кремлевские куранты» что ли?—спросил я.
--Не важно. Важно, что пришел к власти тот, кто возьмет у меня эту программу. Не даром. За свободу и компенсацию.
--Всего лишь?—удивился я.
--Нет, ты еще не знаешь, какие счеты я смогу им предъявить!
Поезд остановился. Солдаты начали суетиться, бегая по «столыпину». Станция Днепропетровск. Мы распрощались и мой новый знакомый пошел в воронок, который повез его в закрытую психушку. Днепр—самая страшная психбольница закрытого типа в СССР для диссидентов и убийц-маньяков из пяти республик: УССР, МолдССР, Грузия, Армения, Азербайджан. Из России туда помещали только «политических». Степень обработки психотропными средствами и пичканье нейролептиками, превращало человека в говорящее (определенные фразы, набор слов) животное.
Через год. После возвращения из Москвы, я спросил на этапе пацанов из его зоны: «А где Майор сейчас?»
--Освободился…
--Как? Ему же еще больше двух лет сидеть? Статья звонковая… На поселок, что ли?
--Какой поселок? Освободили под чистую. Что и почему никому не объясняли. А на свободе в это время началась «перестройка». Новое телевидение, новые публикации в прессе! Гласность! Зарядка в купальнике под марш «Квантунской армии»… Что ни говори. Под галоперидолом на Днепре, когда пели американский марш «Мэри, Мэри, аллилуйя…», тот самый, с которым янки Ла-Манш пересекали, то припевом получалась мелодия из «Интернационала6 «Это есть наш последний…»
Подкормили либеральную интеллигенцию. Их хлебом не корми—дай свободу слова! Пи-деть не мешки ворочать. Вот и начали они пи-деть все, что в голову придет. А что может прийти в голову антиллегента, к тому же либерального. Много говна в этой голове… Начались издания детективов и эротических романов, магии, астрологии, мистики и «священных» писаниях новых сект. Стали показывать сериалы «Рабыня Изаура» и «Богатые тоже плачут», параллельно фильмы Тарковского и Соловьева. Появились «Интердевочка» и «Маленькая Вера». Мы тогда коллективно ушли из кинотеатра, когда начали показывать откровенную порнуху. Мы—это молодежь. Молодежь не так это поддерживала, как вшивая антиллегенция. Солженицина вернули стали его публиковать. Это не писатель. Уровень его стиля—рабселькор, а вранья короп. Начали возникать вопросы, а не слишком ли мы с немцами нехорошо в 45-м обошлись. А на Украине возрождался культ Бандеры. Будто бы он тоже против Гитлера воевал…  Сначала так, а потом и вообще всю историю изуродовать можно!
Дальше и вовсе пошло по плану Майора. Бизнесмены, рэкетиры, биржи, поездки за границу, челноки—базары—туда-сюда товары, сухой закон и вырубка виноградников, сближение с Америкой и дружба с НАТО, вывод войск из Афганистана и начало Карабаха, ваучеры, впрочем ваучеры позднее. А пока я сидел уже гавкнул реактор на ЧАЭС, вместе с «Челлинджером». Закончилось все ГКЧП и августом 91-го года.
Я бы не поверил, что это он Союз развалил. Но ведь он поставил меня перед фактом. Ему сейчас около 80-ти. Что у него на уме? Жив ли? И готовится ли развал США по его второму проекту «Вариант Б»?