Крепость, Собачья слобода, Чеховка

Сергей Шило 4
Фрагмент административного плана гор. Новороссийска, составленный землемерами Тюменевым В.И. и Журавлевым А.К. по данным съемки «Гипрога» . 1923-24 г.

[;IMG]На карте обозначено:
Красным-деревня Мефодиевка
Синим-Крепость
Желтым-Чеховка
Зеленым-Мефодиевский поселок
Фиолетовым-Стандарт


Крепость

С южной стороны за стеной отчуждения, воздвигнутой Владикавказской железной дорогой, находился небольшой рабочий посёлочек. Весь поселок состоял из восьми небольших улочек и в обиходе назывался « Крепостью». Это же название получила и местность, на которой он располагался. Здесь жили рабочие железной дороги: они работали на железнодорожной станции, в вагонных механических мастерских, в депо подвижного состава и тяги. Своему примечательному названию, сохранившемуся до нынешних дней, посёлочек обязан стене отчуждения, которая и отделяла его от деревни Мефодиевки, Чеховки и Мефодиевского поселка. Железнодорожная территория шла по пересеченной местности, так, в районе Стандарта железной дороге пришлось строить высоченную стену (эстакаду), ставшею границей между железнодорожной и частновладельческой территорией « Русского стандарта». В районе Мефодиевского поселка граница территории, наоборот, падала глубоким обрывом вниз, а за территорией элеватора выходила в низину, которая упиралась в скалу. Для того, чтобы проложить здесь железнодорожную ветку, Владикавказской железной дороге пришлось пробить эту скалу и одновременно огораживать свою территорию высоким каменным  забором.
Скалу пробили, отчего получился глубокий ров, напоминающий тоннель, а сверху, чтобы не дай Бог, никто не свалился в этот ров, огородили всё той же стеной. Через ров были построены два моста. Один для пешеходного и грузового движения, другой для железнодорожного. Таким образом, поселение рабочих действительно находилось за рвом и каменной стеной, как в крепости. Стена была сложена из грубо обработанного желтого дикаря, через небольшие пространства имела опорные колонны с красивыми оголовками – башенками, отчего действительно и походила на старинные крепостные стены. Стена «отчуждения» территории Владикавказской железной дорогой. Такое застенное расположение посёлочка отразилось и на названии главной улицы. Самая широкая улица шла прямо за стеной и поэтому получила название Крепостной (ныне ул. Пирожного) далее от неё расходились узкие улочки Лесовая, Литейная, Перовская, Колодезная, Глухая, Веселая, а Межевая охватывала и завершала поселение с южной стороны. Далее от «Крепости» грунтовая дорога, петляя среди неровностей заросшей мелким кустарником местности, уходила к Собачьей слободе.

Собачья слобода

    Заканчивалась Мефодиевка отдаленной от всех остальных поселений слободой. Здесь, выкопав землянки на свободной земле, селились самые бедные рабочие. Иметь свой собственный земельный участок, а тем более выстроить дом на Мефодиевском поселке для многих из них было несбыточной мечтой. Местность здесь была дикая, болотистая, переходящая в пойму реки Цемес, по обоим берегам которой шли бесконечные заросшие камышом плавни. В народе место это называлось «Собачья слобода».
    Заселение этой части Мефодиевки началось с открытия механических мастерских по устройству приспособлений на станции Новороссийск. В то время (1893) начальником механических мастерских был инженер путей сообщения Н. Никитин. В первые годы своего существования механические мастерские выполняли разные заказы для строящейся станции, а затем и для начавшего строиться элеватора. С возрастанием объема пассажирских и грузовых перевозок появилась необходимость ремонтировать вагоны на месте. В 1896 году механические мастерские были преобразованы в Новороссийские железнодорожные мастерские Владикавказской железной дороги.
    Жизнь поселян слободки была трудная. Из благ цивилизации здесь не было ничего: ни керосинового освещения, ни питьевой воды. Все хозяйственные надобности хозяйки слободки справляли у речки, стирали и полоскали белье, мыли и чистили речным песком посуду. За всем нужным в обиходе ходили на базар, на Мефодиевский поселок. Выбраться из нужды не было никакой возможности, и поэтому на слободке процветали пьянство, неустроенность и антисанитария. Попасть сюда даже для рабочих значило опуститься на самое дно жизни. Жители Мефодиевки стали именовать слободку «Собачьей». Может быть, потому, что здешнюю жизнь в сердцах называли собачьей, а может быть, по- тому, что тут водилось много бездомных собак. Как бы там ни было, название прижилось, пристало, закрепилось, да так и осталось на века.
    Присоединение к городу Мефодиевских отрезков  в 1900 году  положительно коснулось и «Собачей слободы». Сам министр земледелия и государственных имуществ Российской империи  А.С. Ермолов вспомнил о Богом забытой местности. В служебном письме он пишет « кроме того присоединение 2-го Мефодиевского отрезка необходимо и в том отношении, что при присоединении всей сказанной земли явилась бы возможность упорядочить особенно неблагоприятную часть находящегося здесь поселения под названием « Собачья слободка» в коей на пространстве 900 кв. саженей скучено до 40 семейств рабочих железнодорожных мастерских» [5].

Чеховка

Находилась Чеховка рядом с деревней Мефодиевкой с северной стороны за узкой полосой земли отчуждения Владикавказской железной дороги. Железнодорожная ветка, шедшая к вокзалу, являлась границей этих двух поселений. Параллельно ей и повторяя её изгибы, шла длинная и широкая улица Ремесленная, ныне Краснодарская. От нее, разбегаясь вверх по горным склонам, шли крутые улицы Чеховки. Район Чеховки начинался от границы Мефодиевского поселка, которой служила глубокая балка, называемая Мефодиевским ручьем (ныне ул. Васенко). Далее до железнодорожного переезда, затем, огибая деревню Мефодиевку по верху железной дороги, заканчивался Саманной балкой.
В отличие от крестьянской деревни Мефодиевки, население Чеховки в основной массе состояло из рабочих и мастеровых Владикавказской железной дороги: станции, паровозного депо, механических вагонных мастерских, элеватора.
Здесь жили слесари, смазчики, стрелочники, столяры и плотники, кузнецы и каменщики. Не имеющие специальности работали чернорабочими поденными рабочими, нанимаясь на любую работу.
Железнодорожные предприятия давали людям постоянную и надёжную работу. Поэтому на «железку» шли работать охотно, в надежде получить рабочую квалификацию и стабильный заработок. Семьи были большие и вслед за отцом на работу шли старшие сыновья. Самая востребованная среди молодежи тех лет специальность была – слесарь.
Когда в Новороссийске в 1897 году открылась Ремесленная школа,
то многие мефодиевские мальчишки мечтали попасть в неё. Школа была маленькая и не удовлетворяла возможности учиться всем желающим. Поэтому поступившим в неё мальчишкам очень завидовали. На слесаря нужно было учиться три года. По окончании курса ребята выходили из стен школы квалифицированными рабочими, которых охотно брали на любое предприятие.
Шли годы, железнодорожные предприятия развивались, объемы работ с каждым годом увеличивались, требуя все большее количество квалифицированных рабочих.
Исходя из этой потребности, в 1913 году в Чеховке началось строительство здания профессионального училища – отделения Новороссийской ремесленной школы, ориентированной на выпуск специалистов - железнодорожников. Место постройки училища было выбрано не случайно. Население Мефодиевского поселка и Чеховки более чем на 50 процентов состояло из рабочих железной дороги.
На возвышенном месте, выбранном в центре поселка, возвели красивое двухэтажное здание, ставшее на долгие годы украшением этого района. Оно было самое большое и высокое и хорошо просматривалось среди преобладающей одноэтажной застройки. Фасадом училище выходило на широкую улицу, соединяющую Чеховку с Мефодиевским поселком. Улица эта долгое время носила название улицы Ремесленной и только в 1938 году по решению горисполкома была переименована и стала улицей Краснодарской [4]. Здание старого Ремесленного училища сохранилось до наших дней. Ныне это профессиональное училище № 36 , как и много лет назад, оно и сейчас выполняет свою прямую роль – выпускает квалифицированных специалистов.