Соколик

Алексей Решетняк
  Слышали Вы, когда- либо историю про маленький катер? Она не то чтобы так уж необычная, но прочесть ее и задуматься не мешает. Так вот, в декабре месяце 2011 года нам , по приказу директора пришлось поднять с воды на ремонт  небольшой катер «Соколик», длина его17 метров, ширина3,35 метра, осадка 1,38 метра. Трудовой путь он начал в 1903 г. в городе Риге. Опустил я трансбордер в воду. Смотрю,  катер отошел от причальной стенки и своим ходом подошел на указанное ему место в ковше.  Швартовая команда поставила его на растяжки, береговыми лебедками. Вижу на катере  докместер  Дзюняк А. С. и Титов А. А.. Управляя лебедками, установили катер над кильблоками и подали мне команду выбирать трансбордер из воды. Вокруг нас бушевала стихия. Дул сильный ветер ,шел дождь. Ветер толкал меня в спину, дождь намочил куртку, брюки. Капли стекали с одежды и попадали в ботинки. Стихия касаясь водной глади Невы, отталкивалась от нее, а капли дождя не успевали касаться воды поднимались снова в верх и подлетая к причальной стене разбивались о нее. Трансбордер поднимался с воды, вдруг  катер качнуло, и он тихо замер в кильблоках, не обращая внимание на буйство природы. Трансбордер с катером вышел из воды. Я остановил трансбордер, осмотровая команда сошла на берег.
Ко мне подошел зам. капитана завода по плавсредствам – Малков Сергей Евгеньевич. Он облегченно вздохнул, и как мне показалось, с любовью посмотрел на "Соколика", их совместный труд сблизил их духовно. Я дал команду на движение трансбордера по слипу. Сергей Евгеньевич тихо заговорил: « Дошел до директора, упросил сделать "Соколику" ремонт корпуса. В 2013 году ему будет 110 лет, он на 9 лет старше нашего завода, а еще на ходу». Я посмотрел на "Соколика". Вид у него был как у пенсионера, который  шел к  проходной, в последний день своего трудового дня, зная, что завтра он будет всеми забыт. Я  понимал, завтрашний день страшил старого моряка, он должен был быть осмотрен комиссией. И он не знал, какое решение примут люди. Годен он, или его разрежут, отдадут в переплавку. И тогда не известно, что из него получится. А главное, это мысль, сохранит ли он воспоминания, что он был когда-то катером.  Я подумал, команда на "Соколике" не раз менялась, сменившие своих предшественников, знали, кого они сменили. А "Соколику", старому катеру, не известно кто придет, к нему на смену и будет делать его работу. И он не сможет ему рассказать о дожде, ни о том, как солнце и мороз жгут его борта. Как ветер гонит волны, и они заливают его водой. Как в 1942 году осенью он с командой шел на правый берег Невы за рабочими завода. Борясь с течением, и сильным боковым ветром,  катер замедлил движение. Паровые машины, на которых он раньше работал, выпускали черные клубы дыма с катальной. Все это стало хорошим ориентиром для немцев. Они открыли артиллерийский огонь. И тут рядом с правым бортом, на небольшой глубине  упал снаряд. Он взорвался. Ударной волной катер перевернуло, и он лег на грунт. Когда к ним  подбежали люди. Они нашли двух убитых, двух раненых членов команды катера. Так "Соколик" первый раз вышел из строя. Его тогда не бросили, подняли, отремонтировали. Трансбордер подошел к 2 пролету 3 цеха. Я остановил трансбордер. Такелажники освободили поезд от талрепов, которыми "Соколик" был закреплен к трансбордеру. Натравили канат и лебедкой стали заводить "Соколик" в БКЦ- 3 цеха. Я смотрел на корпус "Соколика". Заплатки и вмятины на его корпусе говорили мне о нелегком трудовом пути этого маленького катера. Из – за лебедочной, на нас налетел ветер. И  как мне показалось, шепнул "Соколику": « Ну что, говорят, ты уходишь в отставку?». 
 Установив катер в 3 цехе. На стапельное место. Я с уважением посмотрел на "Соколика" и тихо, только ему сказал: « До отставки еще далеко. Мы еще поработаем!»
Выходя из завода, я встретил ветерана завода Аветина  Николая Александровича. Он родился в Усть – Ижоре в 1925 году, и весь трудовой путь прошел  на Средне- Невском судостроительном  заводе.   
-Ну, как дела на заводе ?- спокойно спросил Николай Александрович.
-Сегодня поднял "Соколика" на ремонт. Николай Александрович вдруг оживился.
-Он еще в строю. С какой-то душевной радостью  сказал он. С волнением в голосе продолжил.
-С декабря 1941 года до 28 апреля 1942 года я колол лед на реке Ижоре.  Мы с бригадой 7 человек вырубали изо льда плоты с бревнами. Для нужд обороны города требовалось много лесоматериалов. А с 23 мая 1942 года по 28 августа 1942 года работал матросом на "Соколике". Капитаном "Соколика" тогда был Строганов Павел Петрович. Мы перевозили рабочих на правый берег Невы. Материалы. Прокладывали кабель по дну реки. За эту работу в 1990 году был награжден медалью – За оборону Ленинграда. Потом с группой рабочих был эвакуирован на судостроительный завод в город Балаково.  Во время войны было принято, если родственники, служили в каком то роде войск. А у меня брат служил в артиллерии. Он погиб. Во время призыва в армию я попросился в артиллерию. И 13 января 1943 года был направлен в 123 запасной артиллерийский полк. После учебы был направлен в 181 артиллерийский полк, затем воевал  в 148 пушечной армейской артиллерийской Брестской  ордена Суворова бригаде. Участвовал в боях на 1Белорусском и 2 Белорусском фронтах. Об интенсивности боев можно было судить, что над передним краем образовывались свинцовые тучи, они показывали изогнутую линию фронта. От струи газа и огня  из дульного тормоза выверчивалась земля и летела направо и налево. Грязь впитывалась в кожу. Лицо черное и закопченное. Николай Александрович замолчал. В своих мыслях он словно перебирал пожелтевшие страницы своей жизни, боясь чтобы они не стерлись,  с его памяти. Потом без подробностей сказал: « В августе 1944года меня наградили медалью - За отвагу». « В феврале 1945 года наградили орденом Красной Звезды». Демебилезовался в 1946году.  И сразу поступил на Средне-Невский судостроительный завод работать. Сначала младшим конструктором в конструкторском бюро. Поступил учиться в Колпинский техникум, окончил. Работал мастером на 3 позиции 1 цеха. С приобретением опыта с 1963 года был назначен начальником технического бюро стапельно-монтажных работ ОГТ. В бюро было 7 человек инженеров и техников. Кораблей строили много, объем  работы был  очень большой. Так что мы с "Соколиком" и многими другими людьми вместе трудились и в годы войны и в мирное время. Николай Анатольевич улыбнулся : « Нам есть что вспомнить и рассказать, только он молчит об этом»
-Я думаю к 100 летию завода у проходной завода надо установить доску почета. Где отметить лучших работников. Николай Александрович помолчав, продолжил. 
-Например: бригадир, сборщик корпусов металлических судов Савельев Александр Павлович. За освоение новых методов работы ему присвоено звание «Лауреата Ленинской премии». Бригадир рубщиков Казачек Алексей Степанович. Бригада из 4 человек рубщиков формировала корпуса судов с такой точностью обрубки и разделки фасок. При предъявлении работы ОТК зазоры соответствовали ГОСТУ под сварку. Это люди высокой трудовой квалификации и  дисциплины. Их много, но забывать их нельзя. 
Я посмотрел  на стены завода и подумал люди, "Соколик", завод, труженица Нева,  это часть совместного труда природы и человека. Завод как застывшее слово нашей истории.