Агроном и армия

Анатолий Шашуков
     Теорию стрельбы на военной кафедре нам преподавал майор Крещёнов. На одном из первых занятий ему задали вопрос: «Правда ли мы сможем стать настоящими офицерами?» Он немного подумал и ответил: «Да, действительно! Какие вы офицеры? Ну, у вас-то хоть подходящая специальность – мы удивились, откуда он знает. Обычно все морду кривят. А он продолжил – но есть у вас агрономы. Ну что это за офицеры?» Потом заметил реакцию аудитории и посмотрел журнал: «А, а вы и есть агрономы. Ну не обижайтесь, мужчина должен работать с техникой» и продолжил лекцию.
     Военная кафедра, конечно хороший способ избежать службы. Как говорят: «Армия хорошая школа, но лучше пройти её заочно». Чем мы и занимались. Но, заниматься там было интересно. Один день в неделю по восемь часов мы постигали военную науку в теории, лишь изредка выходя на тактическое поле. В комбинезонах и с оружием мы пугали туристов прошедших насквозь парк одного из дворцовых пригородов Ленинграда.
     После института мы, как положено, три месяца провели на сборах в воинской части. Там отработали на практике то, что прошли в теории. Делали всё, что соответствует военной службе: наряды, караулы, стрельбы, вождение, марш-броски и прочие прелести. Даже жрать ужасно хотелось. А кое-кто и на губе побывал.
     Приколы тоже случались. Боевая машина очень удобна в управлении и все с ней легко управлялись. Но на вождении выявились дровосеки и немного расширили дорогу. Причём они даже не заметили, что свалили толстые деревья. Меняем рекордсмена: «Ну! ты и дровосек!» «Не ври, я ничего не свалил!» «А смотри щепки под волноотражающим щитком!» «Это не мои!» Механик-водитель: «Двоечник! Я устал в люк нырять!» Ну! Трудно без  привычки ездить по-боевому, когда смотришь в тримплекс. Видишь то небо, то землю перед собой, а в долю секунды мелькает дорога. А машина бронированная, деревья ломает, как спички. А самый прикол случился с экономистом. Сидим у костра, ждём очереди или проехали. Он возвращается на исходный рубеж, разворачивается и прёт на нас. Мне показалось, что видел в тримплексе вытаращенные от испуга глаза. Механик стучит кулаком по шлемофону, крутит ему голову. Когда машина прошла по костру и начала давить ольшаник, механик нырнул в командирский люк и перекрыл топливо. Заодно отработали эвакуацию раненого из машины. Сидел бледный, сжав штурвал, так что костяшки побелели. Еле пальцы по одному разогнули. Ремнями вытащили из люка, привели в чувство. Оказалось, при развороте увидел перед машиной людей и застопорился. А поворачивать-то можно одним пальцем.
     Многие считают, что военная кафедра это бесполезное времяпрепровождение и даже не считают окончивших её защитниками отечества. После Ельцинской революции их закрыли. Тогда и армию-то почти разорили. Пора кафедры возрождать. Ведь на них обучают запас армии, который воюет после потерь офицеров в начале любой войны. Именно такие офицеры победили в Великой Отечественной. А в мирное время они пополняли дефицит офицеров, служа два года или становясь кадровыми военными. Причём с небольшими затратами. А обучение не такое уж и слабое. В любом университете большую часть учёбы занимают общеобразовательные предметы, общие для всех. А часть предметов имеет так называемое двойное применение. На сборах идёт активная боевая подготовка. Солдаты-срочники такой не видят.
     Единственное чего нет на военной кафедре, так это военного дебилизма. Ну не заставишь студента монеткой сортир драить и не заставишь маршировать перед столовой, тренируясь шапку «ломать». Да и на плацу часами носок тянуть времени нет. Есть время научить строем ходить и приёмам с оружием. И дедовщине там места нет. Начальник сборов (подполковник из части) пытался приучить нас к военным порядкам. Построит и, стараясь держать вертикальное положение, рычит: «У-у! Развели самостийную Украину! Я с вами и здороваться не хочу!» Потом попытается выяснить, кто сказал хором: «А нам это надо?», плюнет и уйдёт спать.
На выпускных стрельбах он метался позади огневого рубежа и орал: «Почему мишени падают? Не могут эти разъе-и так стрелять! А! Это операторы кладут! Ну, я им!» - и побежал на вышку. Естественно стрелять пошли лучшие стрелки. Это было четвёртое упражнение. Ты идёшь вперёд, поднимается мишень, стреляешь. Если не попал, она через 10 секунд упадёт и встанет ещё раз тоже на десять. Самую крупную бьешь с ходу, пулемёт или гранатомет, стоя или с колена. А две бегущие можно лёжа или как хочешь. Бегущие встали, когда я шёл по низине. Попробовал с колена, не видно. Встал, выстрелил в первую, а упали обе. Потому что 10 секунд прошло. Добежал до бугорка, лёг, прицелился. Встала одна. Значит в первую попал. Выстрел. Упала, даже побежать не успела. Собрался возвращаться, да вижу, у Лёши патроны кончились. Мишень упала. Лёша в надежде, что могла быть задержка и есть патрон, передёргивает затвор. Говорю сопровождающему: «Я товарищу помогу!», встаю, чтобы из-за сопровождающего меня не видели с вышки. Встаёт мишень, Леша целится и щёлкает спуском, а я навскидку валю мишень. Лейтенанту понравилось. Просит: «Походи за меня!?» А чего не походить, если человеку до ветру надо. Когда возвращались с четвёртым, из вышки вышел начальник сборов, посмотрел в нашу сторону, поднял плечи, хлопнул себя по ляжкам. Пошёл вниз и на каждой площадке лестницы повторял этот жест удивления. Сел в машину и уехал. А с ним мой летёха, зараза. И я как олух целый день по стрельбищу туда – обратно.
      Когда сдавали последний госэкзамен, подошёл Крещёнов, поинтересовался, как сдаём. Ответили: «Да, нормально. Тактика всё равно, что организация полевых работ». Он оценил: «Удивляете вы нас. И отстрелялись отлично, и техники вас хвалят, и тактика для вас нормально!» Вспомнился давний разговор: «А, Вы, товарищ подполковник, зря агрономов не любите!» «Почему это я агрономов не люблю?» Все хором: «А-а-а! Точно!» «Ну, наверно, не по злому умыслу, а по незнанию!» «Незнанию чего?» «А что такое агроном». «А что такое агроном?» Объяснили научно-популярно: «Агроном это руководитель отрасли растениеводство в сельском хозяйстве. Не отдавать же целую отрасль женщинам. Агроном это человек, с которого сельское хозяйство и начинается. Ведь кроме хлеба, картошки, овощей, льна и других растениеводческих продуктов он выращивает корма для животных. А руководство, инженерная служба, гараж, электрики, строители, бухгалтера и другие обеспечивают работу растениеводства и животноводства, которые выдают продукцию. Знания ему нужны очень разнообразные. Помимо кучи биологических дисциплин, общеобразовательных и политических предметов, изучаемых во всех вузах, агрономы изучают шесть разных химий, экономику, организацию производства, трактора, автомобили, сельхозмашины и электротехнику». Подполковник прервал: «А техника-то вам зачем?» «Как это зачем? Всё в полях делается техникой. И ни в одной отрасли нет такого её разнообразия, как в с/х. Как по назначению, так и по сложности. Например, у бороны всего две регулировки, а у зерноуборочного комбайна больше сотни. Правда, наша задача не заставить её работать, а отрегулировать, чтобы она выполняла технологические операции», «Ух ты! А у нас тоже!» «Ну и кроме техники и растений мы работаем с людьми, как на любом производстве»,
     Он сделал вывод: «Так, что получается? Вы готовые офицеры?» «Ну а мы про что? После ваших военных дисциплин, конечно. Да и топографию нам учить не надо», «А топографию-то почему?» Все хором: Геодезия!» «Да мы изучали геодезию. А там как делать съёмку, обрабатывать, чертить карты и прочее». «А карты-то вам зачем?» Все задумались. А действительно зачем? «Так много чего у нас на картах: мелиорация, севообороты, агрохимические контура. Да и всё внутрихозяйственное землеустройство на картах».
     Тут же в разговор вступили экономисты и объяснили, что они учатся, чтобы стать руководителями предприятий. Они объяснили, что сельское хозяйство поставляет сырьё промышленности. А самое главное. Сырьё для всех сфер деятельности человека. Ведь без пищи не будет ни заводов, ни домов, ни даже стихов.
Поудивлялся подполковник и пошёл. Пошёл с ускорением. К офицерской палатке уже подбежал. Смотрим: рассказывает, руками размахивает. Теперь он любит агрономов. Но если не любит, то уважает.