Дорогами жизни Глава 2 Часть 10 Работа Виктора

Дудко 3
СЛУШАТЕЛИ    ИНСТИТУТА    ПОВЫШЕНИЯ    КВАЛИФИКАЦИИ   СТАНКИНПРОМА
ГРУППА, КОТОРАЯ  ПРОХОДИЛА  ОБУЧЕНИЕ  НА  КАФЕДРЕ  В, А, ДУДКО

Нижний ряд:
1.  Сальков Виктор Михайлович – доцент Воронежского филиала ИПК,
2.  Тюрищев Александр Юрьевич – инженер – конструктор II категории,
Московское особое конструкторское бюро метал. Станков,
3.  Кретинин Евгений Леонидович -  инженер – конструктор КБ нестандартного
оборудования МЗХ,
4.  Файн Илья Львович – инженер – конструктор КБ штампов и пресформ Минского  завода холодильников,
5.  Одесскист Борис Аврумович – инженер-технолог Минского завода
холодильников,
6.  Гетманский Анатолий Дмитриевич – инженер – технолог ИТ Краснодарский
станкостроительный завод им Седина,
7.  Шамов Владимир Леонидович – инженер ЭНИКМАША, г. Воронеж,
8.  Бурлака Владимир Иванович – ведущий конструктор ГКБ Азовского ПО КПО,
9.  Шапиро Семён Исакович – МСКБ  АЛ и АС, Москва, Подъёмная ул. 12,
10..Лиховецкий Игорь Осипович – зам. нач. отдела АСУП Одесского завода
производства станков, ул. Промышленная 37,
11. ?

Средний ряд:
1.  Бочковский Владимир Григорьевич – нач. отд. автоматизации. Харьковский
СКБ  АС и АЛ,
2.  Кривов Алек. Валентинович – зав. сектором инжен. – расчётов, Московск. ОКБ   МС3,
3.  ?
4.  Прохорова Татьяна Юрьевна – инженер - программист Днепропетровского
ПО по выпуску тех. прессов,
5.  Христолюбова Лариса Викторовна  - ведущий инженер Ульяновского ГСКВ фрезерных станков, отд. № 47,
6.  Гришина Наталья Николаевна – инженер – программист Азовского СКБ КО (Ростовский филиал),
7. Самофалова Вера Фёдоровна – инж. – конструктор I ктег. Харьковского СКБ АС,
8.  Дудко Виктор Анатольевич – зав. кафедрой АСУ и  вычислительной техники
 МИНСТАНКИНПРОМА
9. Левин - доцент кафедры (ЭНИМС) 
10.  Поляк Олег Овсеевич – инженр-констр. II катег. Хмельницкого По «ТЕРМОПЛАСТАВТОМАТ» им. XXVI съезда КПСС.

Верхний ряд:
1.  Соболев Александр Иванович – главный конструктор проекта Азовского ГКБ
По вып. ГПО,
2.  Мороз Юрий Николаевич – зав. отделом эл. Оборудования Сосовского СКТБ стакостроения,
3.  Фадеев Геннадий Николаевич – главный конструктор  I ктег. Ульяновского ГСКБФС,
4.  Кретов Анатолий Дмитриевич – ст. преподаватель Воронежского филиала ИПК,
5.  Оксененко Пётр Самойлович – ст. преподаватель Воронежского филиала ИПК,
6.  Базалий Виталий Николаевич - нач. бюро Краснодарского завода им. Седина.
7.  Ткачук Александр Павлович – инженер – конструктор II катег., Равенский радиотехнический завод,
8.  Марчук Богдан Дмитриевич – инженер – конструктор  II катег. Ивано – Франковский И/О «КАРПАТПРЕССМАШ»,
9.  Тимкеев  Роман Евстафьевич – инженер – технолог Ивано – Франковский И/О «КАРПАТПРЕССМАШ»,
10.  Панченко Михаил Алексеевич -  г. Краснодар, инженер – технолог  СКБ АЛ КСПО им. М.И. Калинина,
11.  Крынкин Владимир  Николаевич - зав. лаборатории автоматизированного проектирования ВНИПП, (подшипниковый пр.),
12.  Савенко Сусанна Валентиновна – конструктор – расчетчик II ГКБ Азовского ПО КПО
13.  Говтищева Ольга Петровна – инженер – конструктор Николаевского
 катег. ПО ГСКТБ СФО.




ДОРОГАМИ  ЖИЗНИ

ГЛАВА  2  ЖИЗНЬ  ПРОДОЛЖАЕТСЯ

ЧАСТЬ 10  РАБОТА  ВИКТОРА

 
  Я вовсю развернулся на новой работе. Готовил или корректировал планы занятий в своих группах. Причём группы по безотрывному обучению в Москве мне не приходилось выбивать, так как декан по безотрывному обучению, обычно ставил меня в известность, а группы организовывались, исходя из потребностей предприятий.

 Да и, как правило, само предприятие подбирало преподавателей. А мы, как институт, соглашались с учебным планом, или частично переделывали его, включая обязательные разделы, а также проводили оплату занятий всех почасовиков. Естественно, мы участвовали в открытии занятий, в проведении части плановых занятиях, и обязательно - в заключительных занятиях. То есть, для кафедры они давали незначительный "навар" нагрузки, но для института увеличивали "объём" слушателей.

 Правда, когда такие группы организовывали мы сами, то нагрузка по курсу шла кафедре почти полностью. Обычно за такими группами закреплялся решением кафедры куратор - один из преподавателей, которому эта работа приплюсовывалась к его основной нагрузке. Зато он был обязан не только следить за соблюдением плана этой группы, но и заниматься этой группой вплотную.

 Так как в мои обязанности входило в то время обучение программистов языкам, то у нас в институте вначале были группы, изучающие язык ПЛ-1, в ЭНИМСе, с безотрывной формой обучения.

 В этой группе мы привлекли к обучению инженеров Ратновского и ещё одну женщину Мешкову. Они вели занятия хорошо, и слушатели были ими довольны. Но так как у них была ещё и своя работа, то для групп, обучающихся с отрывом от производства, привлечение их на месяц не всегда было для них удобно, да и начальство на это смотрело "косо".

 Поэтому мы стали искать постоянного преподавателя по языку ПЛ-1. И, со временем, нашли такого. Им стала постоянная наша преподавательница кандидат технических наук Малютина Л.В. Она не только знала язык, но ещё её муж, тоже кандидат и тоже преподаватель ИПК Минчермета, владел языком ПЛ-1. Она могла привлекать, при необходимости, мужа к проведению занятий. Поэтому, с приходом Малютиной, эта ниша была закрыта, и мне никогда не приходилось заботиться об этих группах, вплоть до моего ухода из института.
   
 Готовиться к проведению занятий мне приходилось в эти первые годы довольно много. Я ещё не стал настоящим лектором. Кроме того, я в тот момент не знал многих вещей, которые знать был обязан.

 Мне пришлось налаживать связи с ГКНТ (Госкомитетом по науке и технике), который располагался на улице Горького рядом с мэрией Москвы. Сначала я бывал в отделах АСУ, а чуть попозже и - в отделе САПР.

 Это знакомство позволило позже участвовать в заседаниях Комитета по указанным вопросам, с участием Главных Конструкторов страны, и почти всех известных учёных страны. Обсуждение насущных вопросов, проблем и трудностей в реализации различных АС, давало пищу для того, чтобы доносить до слушателей состояние дел в стране и за рубежом. Можно было давать мягкую критику на несогласованность различных министерств и ведомств в вопросах разработки и внедрения АС и применения средств ВТ. (Таким образом, я тоже продолжал учиться, давая всему свою оценку).

 После переезда в новое помещение, мы получили для кафедры свою комнату на пятом этаже, и своего постоянного методиста - Разорёнову М.В. На этом же этаже находился и ВЦ института.

 Инфорционно-вычислительный центр (ИВЦ) института был создан на базе ЭВМ ЕС-1022 расширенной конфигурации. При ИВЦ был создан дисплейный класс, оснащённый 14 видеотерминалами ЕС-7927-01 (дисплеев ЕС-7920). Кроме того, создан класс мини ЭВМ и класс АРМ-М, в котором имелись графопостроители, а впоследствии и персональные компьютеры.

 От нас ушёл Коновальцев - в дневной институт, куда он последнее время стремился попасть. Всё-таки там можно, не обновляя материал, несколько лет студентам читать один и тот же курс. А здесь надо постоянно обновлять материал.

 Зато в этом учебном году пришёл Кучумов, специалист по современным ЭВМ. Зная хорошо английский язык, он во-первых был в курсе современной ВТ, а во-вторых постоянно занимался переводом книг по ВТ для издания в печати. Кроме того, он отменно проводил занятия в группах, в том числе и по алгоритмическому языку АЛГОЛ.
   
 У меня сохранился буклет ИПК, в котором приведены данные по ИПК, даются фотографии самого института и его подразделений, а также перечислены почти все руководители института и кафедр.

   
         МИНИСТЕРСТВО СТАНКОСТРОИТЕЛЬНОЙ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ 
                ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР
              УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВ И УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
   
  ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
  РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ
  СТАНКОСТРОИТЕЛЬНОЙ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ
  ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР
  Г. МОСКВА
   
   
   И П К

  Институт располагает четырьмя филиалами, которые расположены в крупных промышленных регионах страны, и осуществляет методическое руководство ими. С целью повышения эффективности обучения введена специализация института и его филиалов по профессиональным категориям слушателей.

  г. Москва
  Руководители предприятий и организаций, резерв на эти должности, главные специалисты, начальники цехов и отделов, а также специалисты по станкам с ЧПУ, АСУ, вычислительной технике.
   
   
  Воронежский филиал
  Специалисты кузнечно-прессового производства, руководители подразделений предприятий, а также ИТР различных категорий предприятий и организаций зоны филиала.
   
  Горьковский филиал
  Специалисты по станкам с ЧПУ, руководители подразделений предприятий, а также ИТР различных категорий предприятий и организаций зоны филиала.
   
  Рязанский филиал
  Специалисты литейного производства, руководители подразделений предприятий, а также ИТР различных категорий предприятий и организаций зоны филиала.
   
  Новосибирский филиал
  Специалисты инструментального и абразивного производства, инженеры системотехники по АСУП, а также руководители подразделений предприятий, ИТР различных категорий предприятий и организаций зоны филиала. (Дополнение: Кстати, этот филиал готовит операторов по двух месячной программе для ЕС ЭВМ).
   
  Тбилисский филиал
  Специалисты по микропроцессорной технике, а также руководители подразделений предприятий, ИТР различных категорий предприятий и организаций зоны филиала.
   
   
  Адреса головного института и его филиалов:
   
  1. Институт - 105203, Москва, 15-я Парковая, д. 3, тел. 464-50-78.
  2. Горьковский филиал - 603146, Горький, Кузнечихинская, 73, тел. 62-11-44.
  3. Воронежский филиал - 394060, Воронеж, ул. Солнечная, 31 - а,
  Тел. 1- 20-73.
  4. Новосибирский филиал - 630087, Ново-Сибирск, Проспект К. Маркса, 30,
  Тел. 46-37-87.
  5. Рязанский филиал - 390000, Рязань, Первомайский пр., 27, тел.
  6. Тбилисский филиал - 3801119, Тбилиси, Глданский массив, Керченский пер., 5, в помещении ПТУ Љ 126. –


 

  В буклете приведен перечень филиалов ИПК и перечень специалистов, которые должны были проходить обучение в данном филиале ИПК, характерных для предприятий данной области.
   
  Поскольку с момента учреждения моей кафедры АСУ, ряд проблем перешли в мое ведение, я понял, что взамен действовавшего до сих пор буклета, должен быть разработан документ, который бы отражал специфику тематики, которой занималась моя кафедра. Причем, такой документ должен включать в себя подробную детализацию перечня специалистов, которые должны проходить обучение по данному направлению работ, связанных с проблемами разработки и внедрения вычислительной техники и различных систем АСУ.

  В качестве помощников и разработчиков такого документа, я привлек тех, кто вместе со мной входил в секцию АСУ и ВТ.

  В Минвузе СССР на секции АСУ и ВТ, мы постоянно обсуждали вопрос - кого и как учить. Я предложил всех слушателей представить в виде потенциальных пользователей систем АС. Причем все они делились на две неравные группы: конечные пользователи систем и специалисты по этим системам. Естественно, что планы и программы этих категорий должны быть разными.

  Конечных пользователей системы можно было подразделить на две большие категории: пассивные и активные. Пассивные пользователи должны получать сведения о работающих системах АС и ВТ, перспективах их развития, необходимости и неизбежности их применения в практике работы пользователей. А, главное, все (или часть) - трудности их разработки и внедрения в практику работы. Мне казалось на этом этапе внедрения ВТ и АС, желательно было сломить сопротивление внедрению нового в практику работы. Тем более, что было прямое указание ЦК и СМ СССР о всемерном применении ВТ и АС.

  Активные пользователи систем АС и ВТ уже широко применяли различные ВТ и АС в своей работе, но не имели представления о наработках в других отраслях и даже на родственных предприятиях. И эти недоработки надо было, по возможности, устранять с помощью ИПК. А также - акцентировать внимание слушателей на новейших и прогрессивных разработках в стране и за рубежом. Наиболее продвинутые активные пользователи со временем должны были переходить в категорию специалистов, становясь постановщиками проблем и задач.

  Категория специалистов, в свою очередь, могла подразделяться на разработчиков АС (разработчиков ВТ, которых мы не включали в список), внедренцев и эксплуатационщиков систем АС различного назначения. Причём, это деление достаточно условное, так как в этот момент эти группы ещё окончательно не сформировались.

  Мы долго и упорно спорили, и в конце концов пришли к какому-то выводу, которое секция выдала в качестве рекомендаций, подлежащих обсуждению.
   
  В секции АСУ мной и рядом товарищей была предпринята попытка определиться в вопросе - какие категории слушателей могут повышать квалификацию в системе ИПК. Наше исследование вылилось в следующий документ:
   
  Проект.
  Номенклатура специалистов, повышающих квалификацию в области АС (автоматизированных систем).
   
  Укрупнённый перечень категорий специалистов:
   
  1. Специалисты по разработке АСУ - специалисты, разрабатывающие общую идеологию построения систем, структуру и состав проектируемой системы, а также конкретные подсистемы, комплексы задач и т.п.
   2. Специалисты по внедрению АСУ - специалисты, внедряющие типовые проекты, отдельные подсистемы и комплексы задач, конкретные задачи, отрабатывающие технологию обработки информации, налаживающие и внедряющие КТС различного типа и т.п.
  3. Специалисты по эксплуатации АСУ - специалисты и обслуживающий персонал, занятые эксплуатацией технических, программных и информационных средств систем АСУ.
  4. Специалисты по использованию АСУ - руководители и специалисты предприятий, использующих в своей работе информацию, полученную при функционировании АСУ и САПР.
   
  Номенклатурный перечень категорий специалистов.
   
   Специалисты по разработке АСУ.
  1. Руководители работ по АСУ (главные или генеральные конструктора).
   
  2. Руководители служб АСУ.
  3. Заместители руководителей служб АСУ по проектированию и программированию.
  4. Системные проектировщики АСУ на базе ЕС ЭВМ и ППП.
  5. Специалисты по проектированию функциональных подсистем АСУ и задач АСУ на базе ППП.
  6. Системные программисты АСУ.
  7. Проблемные программисты АСУ.
  8. Специалисты по разработке телеобработки данных на ЕС ЭВМ.
  9. Специалисты по разработке банков данных и баз данных.
  10. Специалисты по оценке технической и экономической эффективности систем.
  11. Специалисты по разработке САПР. 
 
  Специалисты по внедрению АСУ.

  12. Руководители служб АСУ предприятий.
  13. Заместители руководителей служб АСУ по проектированию и программированию.
  14. Начальники (руководители) ВЦ и ИВЦ.
  15. Начальники (руководители) АИП.
  16. Специалисты по внедрению функциональных подсистем и задач АСУ.
  17. Специалисты по внедрению систем телеобработки данных.
  18. Специалисты по внедрению КТС АСУ.
  19. Специалисты по внедрению систем сбора, регистрации и отображения информации АСУ.
  20. Специалисты по применению экономико-мамематических методов и моделей АСУ.
  21. Системные программисты АСУ.
  22. Специалисты по внедрению технических средств САПР.
   по ведению информационных массивов на предприятии.
  24. Специалисты по внедрению баз данных на предприятии (администраторы баз данных).
   
  Специалисты по эксплуатации АСУ.

  25. Руководители служб АСУ.
  26. Начальники (руководители) ВЦ и ИВЦ.
  27. Заместители руководителей служб АСУ и ИВЦ по эксплуатации КТС.
  28. Начальники (руководители) АИП.
  29. Специалисты по ведению баз данных (администраторы баз данных).
  30. Системные программисты ЭВМ.
  31. Специалисты по  эксплуатации  ППП.
  32. Специалисты по технологии обработки информации в АСУ.
  33. Специалисты диспетчерских служб АСУ (ИВЦ).
  34. Специалисты по техническому обслуживанию ЭВМ.
  35. Механики по обслуживанию КТС.
  36. Операторы ЭВМ.
  37. Операторы периферийных устройств ЭВМ и КТС.
  38. Специалисты диспетчерских служб предприятия.
  39. Специалисты по обслуживанию АРМ.
   
  Специалисты по использованию АСУ.

  40. Директора (руководители предприятий и организаций).
  41. Главные инженеры предприятий (организаций).
  42. Заместители директоров предприятий (организаций)
  43. Главные специалисты предприятий.
  44. Начальники отделов и служб предприятий.
  45.Начальники цехов.
  46. Ведущие специалисты отделов, служб, бюро предприятиё и цехов.
  47. Специалисты функциональных служб предприятий.
  48. Специалисты (конструкторы, технологи) по использованию САПР и АРМ.
   

  Матрицу расчасовки планов по категория здесь мы не приводим.

   
   
  От Управления повышения квалификации за подписью его начальника Полтева М.К. всем директорам ИПК было разослано -
   письмо следующего содержания:
   
  В соответствии с планом работы секции АСУ при Научно-методическом Совете по проблемам повышения квалификации Минвуза СССР на 1978 г. по пункту 10 разработан предлагаемый для обсуждения проект номенклатуры специалистов для повышения квалификации в области разработки АСУ.

  Предлагаемый проект является результатом обобщения опыта повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области АСУ в таких отраслях: как Минприбор, Минсудпром, Минлегпром и Минстанкопром.

  В этой работе авторы поставили перед собой цель определить не только номенклатуру специалистов, но и типовые укрупнённые блоки учебных планов и программ с дальнейшей расчасовкой для всех категорий слушателей. Результатом работы является матрица распределения объёма учебных часов по каждому типовому блоку для каждой категории слушателей (в долях единицы, если за единицу принять общий объём часов по учебному плану для данной специальности).

  Сложность этой работы заключается в том, что она использует интуицию и опыт профессорско-преподавательского состава кафедр АСУ ряда отраслевых ИПК. Поэтому возникла необходимость в широком обсуждении этой работы, как по номенклатуре специальностей, так и по типовым блокам учебных планов, с указанием соответствия между курсами.

  Просим Вас дать свои предложения по предлагаемому проекту для дальнейшего его обсуждения.
 
  Над проектом работали:

  1. Сухов А.Н., к.т.н. - зам. директора ИПК Минприбора СССР
  2. Стогоненко В.В.,к.т.н. - и.о. зав. кафедрой МФ ИПК Судпрома СССР
  3. Пушкарёв Н.Ф., к.т.н. - зав. кафедрой АСУ Минлегпрома СССР
  4. Дудко В.А., к.т.н. - зав. кафедрой АСУ и ВТ Минстанкопрома СССР.
   
  В письме, направленном в наше ИПК, было добавлено:

  Просим направить на заседание члена секции сотрудника Вашего института тов. Дудко В.А.

  Справки по тел. 200-26-26.

   Приложение: проект номенклатуры специалистов, повышающих квалификацию в области АСУ на 6 листах.

  Начальник Управления...........подпись.....................М.К. Полтев
   

 

 Надо сказать, что много сил уходило на различные организационные мероприятия, не связанные напрямую с лекционным обучением.
  У меня сохранилась запись выступления на НТС Министерства, часть которого я приведу здесь:

  "Я нахожусь в особо трудном положении. Мне постоянно приходиться встречаться с одной стороны с руководителями наших предприятий - директорами, главными инженерами и резервом на эти должности, которых нужно убедить в необходимости и неизбежности разработки и создании систем АС (здесь об этом говорил Смирнов). А с другой стороны - со специалистами в области АС (в частности и АСУ), которых нужно поддерживать в их недостаточно большой вере в целесообразности их работы в области АСУ.

  Для последней категории нам практически никакой помощи, особенно в области техдокументации, не оказывают разработчики этих систем, да и сами не приезжают к нам на занятия для ознакомления с перспективами разработок (кроме одного случая). Так в мае у нас собрались начальники отделов АСУП - 20 чел. из 25, к которым мы просили приехать представителей НИИАП и РФ Оргстанкинпрома. А они отказались приехать, ссылаясь на загруженность, и не встретились со своими коллегами по совместной работе.

  А, ведь, мне удалось пригласить в эту группу следующих высших специалистов:

  Зам. начальника подотдела сводного планирования Отдела Вычислительной техники Госплана СССР тов. Князева Анатолия Дмитриевича, который дал обзор состояния перспективы развития ВТ в СССР с учётом работы стран СЭВ;
  Зам. начальника Главного Управления ВТ ГКНТ СССР тов. Чешенко Николая Ивановича - давшего обзор состояния применения АСУ в СССР и осветил подход к оценке экономической эффективности АСУ;
  Начальника Отдела САПР того же Главка Бойко Виталия Васильевича - давшего обзор состояния и перспективы дальнейшего развития САПР и АСНИ в СССР;
  Начальника Отдела программирования ВЦ одного из центров космонавтов - рассказавшего о системе телеобработки данных и о диалоге, а вот наших разработчиков на этих занятиях не было;
  Специалиста, работавшего у Голованова, рассказавшего о работе ИБМ-360 и действующих в Химпроме банке данных".


 

 Но, несмотря на все имевшиеся трудности, сопротивления некоторых больших руководителей и самонадеянных специалистов-разработчиков идти на поводу наших настоятельных призывов к обучению, всё-таки определенные успехи были. И это было приятно.
   
  Среди многих важных направлений работ по разработке и внедрению различных автоматизированных систем, особенно интересным для меня была тема - САПР. На заседании подсекции организации управления и вычислительной техники по вопросу "Автоматизация проектно-конструкторских работ на заводах и КБ ВПО "Союзтяжстанкопром" и ВПО "Союзстанколиния"" было приняты - РЕШЕНИЕ и РЕКОМЕНДАЦИИ по дальнейшему успешному ведению разработок в области создания и внедрения САПР на предприятиях отрасли.
   
   
  Резалюция зам. директора: ....................................................4-3/1223
  т. Серебряному
  т. Дудко В.А.
  т. Плужникову А.И.
  Лапшин
  22/8 -78
   
  УТВЕРЖДАЮ:
  И. О. Председателя Научно-технического Совета Минстанкопрома
  ............................................................Б. А. КУРЕНКОВ
  " 10 " августа 1978 г.
  Г. Москва.
  ............................................РЕШЕНИЕ № 35

  заседания подсекции организации управления и вычислительной техники по вопросу "Автоматизация проектно-конструкторских работ на заводах и КБ ВПО "Союзтяжстанкопром" и ВПО "Союзстанколиния""
  г. Москва................................................... 7 июня 1978 г.
   
  Заслушав и обсудив доклады зам. директора ЭНИМС т. Татура О.Н., главного инженера Ульяновского ГСКБ т. Бессольцева А.М. и зав. отделом Московского СКБ АЛ и АС т. Губанова В.В. по рассматриваемому вопросу подсекция НТС отмечает, что в современных условиях задачи дальнейшего совершенствования и развития проектно-конструкторских, расчетных и технологических работ, повышения их пороизводительности и качества, должны решаться прежде всего на основе рационального и широкого использования математических методов, ЭВМ, вычислительной, проектной и множительной техники.

  Высокой эффективности возможно достигнуть при разработке и внедрении комплексных систем автоматизированного проектирования - САПР, в которых взаимосвязаны функции конструкторской разработки и технологической подготовки производства, включая выдачу необходимой документации. Например, по программе ГКНТ Московское СКБ АЛ и АС разрабатывает автоматизированную систему конструирования и расчета шпиндельных коробок агрегатных станков с автоматическим вычерчиванием чертежей и выдачей управляющей программы для обработки корпуса коробки на станке с ЧПУ.

  Отечественный и зарубежный опыт применения в проектных работах математических методов, ЭВМ и другой оргтехники свидетельствует, что при этом:

  - повышается производительность труда при выполнении проектных, расчетных, конструкторских и технологических работ;
  - возрастает оптимизация решений и улучшается качество документации;
  - изменяются условия труда конструкторов и технологов, поскольку они освобождаются от значительной доли простых операций и переключаются на творческую деятельность.
 
  Подсекция одобряет инициативу разработки САПР, проявленную Московским СКБ Али АС, Ульяновским ГСКБ, ЭНИМСом и другими организациями, считает своевременной подготовку Техническим управлением проекта приказа Министра "О мерах по развитию автоматизации проектно-конструкторских, технологических и проектных работ в отрасли" и
   
               
                Р Е К О М Е Н Д У Е Т:
   
  1. Техническому управлению ускорить выход в свет упомянутого приказа и предусмотреть в нем:
  1.1. Организацию рабочей группы из специалистов отрасли для изучения, анализа и оценки имеющегося в отраслях промышленности страны опыта автоматизации проектно-конструкторских и технологических работ, с плследующей разработкой конкретных предложений по максимальному использованию в станкоинструментальной промышленности имеющихся достижений.
  1.2. Разработку комплексной программы развития и применения сисем автоматизированного проектирования - САПР на предприятиях и в организациях Министерства, с выделением 4-5 кустовых точек, на которых автоматизаця проектно-конструкторских, расчетных и технологических работ должна быть осуществлена в самые сжатые сроки, чтобы стать наглядной школой для других и, базой для накопления опыта работ по САПР.
  1. 3. Разработку предложений по упрощению ЕСКТД в целях снижения трудоемкости этапов проектирования.
  1. 4. Набор и подготовку специалистов по разработке САПР, с максимальной концентрацией их в наименьшем количестве организаций Минстанкопрома, с расчетом на создание в них типовых решений, пригодных для использования на других родственных предприятиях и организациях.
  1. 5. Создание в ведущих конструкторских организациях Министерства банков данных на имеющиеся патенты и изобретения на элементы, узлы и проектируемые объекты в целом, с включением в последующем в САПР в виде инфомационно-поисковой подсистемы.
  1.6. Поручение НИИмашу вести систематически подборку публикаций по теме САПР, их анализ и отбор ценных сведений для последующей информации предприятий и организаций Минстанкопрома.
  1. 7. Широкое использование имеющейся оргтехники, в том числе средств размножения различной технической документации.
  1. 8. Установление систематической отчетности (не реже одного раза в квартал) о ходе работ по комплексной программе САПР и действенного оперативного контроля за их выполнением.
  2. Начальникам ВПО т.т. Глухареву, Сачкову, Тарановичу, Карпову, Приходченко, Гришкову и Семёнову:
  2. 1. Обязать аппарат ВПО систематически вести контроль за ходом работ по САПР, выполняемых на подчиненных предприятиях и организациях;
  2.2. Обеспечивать подчиненные предприятия и организации, ведущие работы по САПР, техническими средствами, помещениями и персоналом, необходимыми для успешного выполнения заданий;
  2.3. Всемерно содействовать распространению и практическому использованию передового опыта по применению математических методов, ЭВМ, вычислительной, множительной и другой оргтехники, содействующей повышению производительности, качества и содержания труда конструкторов и технологов.
  Председатель подсекции НТС...............................М. З. Олевский.


 
 Хотелось бы отметить, что по вопросам демонстрации действующей системы САПР, нам просто повезло. На СКБ АЛ и АС работала одна из лучших САПР машиностроения в открытых отраслях. Рядом находился завод по производству АЛ и АС (автоматических линий и агрегатных станков), в котором применялись современные мини ЭВМ и микропроцессоры, в том числе и зарубежные. А головная организация по САПР - ЭНИМС находился через дорогу. Поэтому я привлекал для занятий из ЭНИМСа ЛЕВИНА А.И., а из СКБ начальника отдела АС - ГУБАНОВА В.В. Причём, первого я оформил на полставки. И он у нас работал постоянно.

   
                ПЛУЖНИКОВ А. И.
   
  Я уже упоминал, что в нашем институте работал заведующим кафедрой конструирования всемирно известный экстрасенс - Плужников Александр Иванович кандидат технических наук, доцент. До работы в ИПК, он руководил лабораторией инженерной биолокации в центре "ЭНИОН" федерации инженерии СССР.
   
   Он обладал необыкновенными способностями в области биолокации. Работая у нас в ИПК, он, кроме этой официальной работы, являлся заместителем Председателя Межведомственной комиссии по биолокационному эффекту при Всесоюзном научно-техническом ОБВЕ радиотехники, электроники и связи (ВНТО РЭС) имени А. С. Попова.

  Как раз, когда я уже работал в ИПК, в 1978 году, Александр Иванович получил поручение от правления ОБВА - попытаться применить биолокационный метод для поиска и исследования зоны посадок НЛО.

  С тех пор началось применение инженерной биолокации в советской уфологии.

   И, хотя специально он никогда сам не обращался к разговорам на эти темы, слава бежала впереди него.

   В начале второго учебного года в институте, по просьбе некоторых сотрудников была организована группа по ознакомлению с основами лозоходства. Причём посещение занятий было добровольным. В группу входили преподаватели различных кафедр и методисты учебного отдела и кафедр. Занятия проводились после работы. Проводил занятия сам Александр Иванович Плужников.

  А.И. Плужников много рассказывал об участии в разных экспедициях по поиску полезных ископаемых: нефти, газа, воды и некоторых руд, а также по поиску следов посадки НЛО. Тогда я не знал, что он участник многих экспедиций официальных и не официальных.
   
  Он нам много рассказывал об исследованиях, в которых ему приходилось принимать участие.

  В целом его рассказы имели успех у нашей непростой публики.
   
  Он рассказывал, как ему приходилось исследовать фундаменты зданий, находящиеся на глубине до 25 метров под землёй.

  Особенно интересными были опыты с определением нахождения больших судов в морских условиях, когда эти суда находились вне зоны видимости, на расстоянии - до 40 километров.

   Он вспомнил свой круиз по Средиземному морю, когда он, правда, с помощью рамок, находясь на капитанском мостике, за много километров, смог определять нахождение встречных кораблей за горизонтом, когда этого ещё не определяли корабельные локаторы. Он также определял - наличие проложенных по дну кабелей или трубопроводов (что особенно ценно!).

   Он рассказывал нам о многом. Сейчас в интернете пользуется успехом его статья - "Биолокация - не миф!". Там все эти случаи описаны подробно им самим.

  В конце концов, он сказал, что каждый человек, может научиться проблеме поиска потерянных вещей. И это тут же продемонстрировал слушателям. Мы стали постепенно этому учиться почти на каждом занятии.

   Он же продемонстрировал П-образные и Г-образные рамки. И почти все слушатели сделали такие рамки для себя. Он обращал наше внимание на то, что поиск вещей не обязательно должен вестись с помощью вспомогательных вещей. И он показал, что просто через кисти рук, может определить предмет и найти его.

  Я тоже немного научился владеть рамками. Мне и раньше приходилось искать какие-то утерянные дома вещи. Я всегда правильно находил направление поиска, а после обучения - у меня это стало получаться намного лучше. Мне, кажется, что во мне это было заложено когда-то раньше. Правда, с течением времени это качество постепенно стало уменьшаться, а в последнее время мне его не нужно было применять.

   
  ДОБАВЛЯЕТ ИРАИДА.

  В данном случае, Виктор скромничает. До сих пор, если дома что-нибудь пропадает, я всегда прошу его отыскать - пропавшую вещь. У него практически, это всегда получается, особенно, если он остается один, и может спокойно сосредоточиться. А причину пропавших вещей, мы всегда сваливаем на домового. Ему скучно, вот он и играет с нами в прятки...


  С Алексанром Ивановичем Плужниковым мне пришлось в жизни ещё раз встретиться, когда я работал заместителем директора в Люберцах. Его, наверное, заставили уйти из ИПК Станкопрома и мне пришлось его рекомендовать директору Акбашеву принять его на кафедру конструирования к Новикову. Так наши дороги ещё раз пересеклись.