Портреты сестер Любомирских. Изабелла Гагарина

Нина Ершова
1. МРАМОРНЫЕ БЮСТЫ ИЗ УСАДЬБЫ СЕРГИЕВСКОЕ.

   В Тульском музее изобразительных искусств хранятся два мраморных бюста, поступившие после революции из усадьбы Сергиевское. Эта усадьба, а теперь город Плавск, принадлежала князьям Гагариным. Тут будет уместно немного рассказать о Сергиевском, вотчине Гагариных.
   Историческая справка:
" Усадьба Сергиевское.
С середины XVII в. – вотчина кн. Гагариных. Во второй половине XVIII в. усадьбой владел управляющий имениями Бобрики и Богородицк, президент Коллегии экономии, сенатор кн. С.В. Гагарин (1713–1782), женатый на гр. П.П. Ягужинской (ум. 1775), и затем их сын гофмейстер кн. С.С. Гагарин (1745–1798), женатый на кнж. В.Н. Голицыной (1762–1802); наследовал сын последних директор Императорских театров, гофмейстер кн. С.С. Гагарин (1795–1852), женатый на И.А. Валевской (1800–1890); во второй половине XIX в. владел их сын почётный член Академии художеств, гв. полковник кн. С.С. Гагарин (1832–1890) и до 1917 г. его вдова В.Ф. Гагарина (урожд. гр. Пален, 1832–1924).
Сохранились Сергиевская церковь 1774 г., построенная кн. С.В. Гагариным вместо прежней деревянной, и капитально перестроенная в 1860–70-х гг.; двухэтажный "Терем" 1880-х гг. в русском стиле; одноэтажный дом садовника 1890 г. (ул. Орлова, 12); здание электростанции 1869 г., перестроенное в 1895 г. (ул. Свободы, 7); остатки парка, в основном, дубового. Главный дом начала XIX в. снесён в 1980 г. Некоторые картины из усадебной коллекции представлены в экспозиции Тульского музея изобразительных искусств."

 Добавлю, что в экспозиции Тульского музея представлены не только картины, но и мраморные бюсты из усадьбы Сергиевское.
А вот кого они изображают, долгое время было неизвестно, но эту загадку в какой-то степени удалось разгадать  Черезовой Л.Г.:

" ВЕНЕВСКИЙ УЕЗД
Сокровища тульских усадеб

находки и открытия

Л.Г. Черезова, тульский музей изобразительных искусств
статья из газеты "На службе отечеству", март 2003г.

    Собрание Тульского музея изобразительных искусств (ТМИИ) формировалось с 1919 года преимущественно из художественных коллекций тульских усадеб. Большинство этих усадеб в первые годы после революции было превращено в музей: Богучаровский музей  дворянской культуры и быта, Урусовский музей, Музей коневодства в Прилепах и другие. Однако в середине 1920-х гг; практически все эти музеи были ликвидированы, а коллекции переданы Тульскому художественно-историческому музею. В 1939г. Музеи (к этому времени – Тульский краеведческий музей) был реорганизован в два самостоятельных музея: Тульский областной краеведческий и Тульский областной художественный музей. Единые коллекции были разделены в соответствии с профилем музеев. Учетные документы (акты поступления, инвентарные описи коллекций уездных музеев) остались в архиве краеведческого музея, в результате чего возникла большая путаница в определении происхождения экспонатов нашего музея.

    Приведу небольшой пример: в экспозиции ТМИИ представлены скульптурные бюсты графа и графини Бобринских и бюст графа Орлова. Логично предположить, что они поступили в музей из дворца Бобринских в Богородицке. Однако при исследовании этих портретов, изучении старых учетных номеров и инвентарных книг обнаружилось, что к Бобринским относится только один портрет, причем в книге он назван «Портретом старика Бобринского» (подчеркнуто мной - Ч.Л.). Представлен же не старик, а мужчина средних лет. Что касается портрета графини Бобринской, то оказалось, что это графиня Любомирская, во втором браке Валевская. Этот бюст поступил из усадьбы Гагариных в Сергиевском (ныне г. Плавск). Выяснилось, что граф Орлов на самом деле - граф Любомирский. Бюст поступил также из Сергиевского и является, вероятно, портретом супруга графини Любомирской. Как и когда графы Любомирские превратились в графов Бобринских, пока узнать не удалось."

   Итак, выяснилось, что это бюсты графов Любомирских, а не Бобринских, как утверждалось раньше. Но тут опять небольшая загадка : Любомирские это или Валевские? То есть, родители Изабеллы.
   На мой взгляд логичнее второе. Скорее всего, один из этих бюстов -портрет матери Изабеллы Адамовны Валевской, жены князя Сергея Сергеевича Гагарина. Родителями Изабеллы ( Елизаветы ) Гагариной, урожденной Валевской, были Адам Валевский - племянник Анастазия Валевского и Юзефина Валевская, урожденная Любомирская. Юзефина вторым браком была за генералом Виттом, а в первом браке у нее было три дочери от Валевского. Одна из них - Изабелла, которую часто ошибочно называют дочерью генерала Витта, но своих детей у генерала никогда не было. С Юзефиной, или Жозефиной, он расстался в 1813 году, переключившись на новую любовную связь с красавицей Каролиной Собаньской.
Логично предположить, что и второй  мраморный бюст - мужской, принадлежит Адаму Валевскому, а не Любомирскому, как утверждалось ранее. В то время принято было заказывать парные портреты супругов.


2. ЖЕНА  КНЯЗЯ ГАГАРИНА.

    Что же известно об Изабелле Валевской, жене князя Гагарина? Читаем в Википедии статью о князе Гагарине:

" Князь Сергей Сергеевич Гагарин (24 ноября 1795 — 5 сентября 1852) — обер-гофмейстер из рода Гагариных, заведующий императорскими театрами в 1829—1833 гг. Внук С. В. Гагарина, брат Н. С. Гагарина.
Сергей Гагарин родился в семье первых хозяев усадьбы Никольское-Гагарино — князя Сергея Сергеевича (1745-98) и княгини Варвары Николаевны (1762—1802), урождённой Голицыной, известной красавицы. Служил сначала в министерстве иностранных дел, потом в министерстве императорского двора советником придворной конюшенной конторы.

В качестве директора императорских театров князь Гагарин приложил много труда для приведения в порядок театрального дела: ввёл поспектакльную плату вместо абонементов, преобразовал Театральное училище, открыл в 1831 Александринский театр. В то время как его предшественники занимались волокитством и жили с актрисами, Гагарин из любви к жене не подчинился этому обыкновению. Чтобы не давать повода для толков, он принимал всегда актрис стоя и не приглашал их садиться.

По словам М.Пыляева, князь Гагарин был человеком в высшей степени добрым, благородным и приветливым, хотя и имел наружность довольно гордую и суровую. Но под этой наружной оболочкой скрывалось самое доброе и великодушное сердце. Всем он делал добро, зла — никому и никогда. В то же время некоторые современники сетовали на его вспыльчивость и недоступность, а знаменитый балетмейстер Дидло при нём вынужден был оставить сцену. Долли Фикельмон писала о Гагарине, как о человеке надменном, с нелюбезным характером и наглой физиономией.

Имел чин действительного статского советника и придворное звание «в должности гофмейстера».

После того, как министр двора отказался увеличить сумму, отпускаемую из казны на содержание театров, князь Гагарин вспылил и вышел в отставку. В 1835 году был пожалован чином гофмейстера, в 1844 году — обер-гофмейстера. Занимал должности вице-президента (1838-40) и (с 1849) президента гоф-интендантской конторы.

В «Старой записной книжке» Вяземский приводит следующую историю о встрече князя Сергея со своим кузеном князем Григорием:

« Двоюродные братья, князья Гагарины, оба красавцы в свое время, встретились после двадцатилетней разлуки в постороннем доме. Они, разумеется, постарели и друг друга не узнали. Хозяин должен был назвать их по имени. Тут бросились они во взаимные объятия. «Грустно, князь Григорий, — сказал один из них, — но судя по впечатлению, которое ты на меня производишь, должен я казаться тебе очень гадок». »
Похоронен в Сергиевой пустыни.

Семья
 
Подобно многим наиболее блестящим вельможам своего поколения, Сергей Гагарин взял в жёны польскую аристократку — графиню Изабеллу Валевскую (1800—1886), падчерицу генерала Витта и племянницу знаменитой красавицы Марии Любомирской. «Изабелла ездит в шляпе салопницы. Гагарин так скуп, что дает ей на туалеты всего 3000 руб. в год, но у неё 2000 крестьян на Волыни, так что это ей всё равно. Но она ревнива, как тигрица», — писала про неё А. О. Смирнова. Будучи женщиной красивой и изысканной, она редко выезжала в свет. С годами впала в мистицизм, по свидетельству П. А. Вяземского, рассказывала в обществе «чудеса о вертящихся, говорящих и пишущих столах дочери её». В браке имела двоих сыновей и шесть дочерей:

Сергей Сергеевич (1824—1828)
Варвара Сергеевна (1825—1893)
Александра Сергеевна (1826—1908)
Ольга Сергеевна (1827—1851)
Мария Сергеевна (1829—1906)
Софья Сергеевна (1830—1832)
Сергей Сергеевич (1832—1890), почётный член Академии художеств, знаток искусств и коллекционер
Татьяна Сергеевна (1834—1920)
Наталья Сергеевна (183.—18..) "

   Итак, прекрасная семья, в которой муж из уважения к жене принимает актрис стоя, чтобы не возбуждать толков. Жена изысканна и красива, но не любит посещать светское общество и, по мнению мемуаристки Александры Смирновой Россет, недостаточно внимания уделяет  своим нарядам. Добавим еще и то, что Изабелла Адамовна была директрисой католического приюта для бедных.      Бесприданница Смирнова Россет не упустила возможности упомянуть о богатстве Изабеллы, но деньги та тратила на благотворительность, а не на пустые развлечения. Судя по всему, любила своего красавца мужа, если была " ревнива, как тигрица".
  Но и сама Изабелла была красива в молодые годы, как свидетельствует в своем Дневнике  за 1829 год Долли Фикельмон:

" Познакомилась с княгиней Гагариной, женой директора театров, — красивая особа не первой молодости. Хорошая погода испортилась, несколько дней были очень холодными. Это окончательно лишило меня каких-либо иллюзий насчет петербургского лета."

    Итак, летом 1829 года Долли познакомилась с Изабеллой Гагариной и признала ее красивой, но не слишком молодой. Изабелле было в ту пору 29 лет и у нее уже было пять детей, в отличие от самой Долли, бывшей всего на четыре года моложе и имевшей единственную дочь.
    Замуж Изабелла вышла, судя по рождению первого сына Сергея в 1823 или в 1822 году.
  Это интересно, поскольку она могла бы выйти замуж за ухаживавшего за ней Павла Пестеля и ее судьба сложилась бы совсем по-другому...

3. НЕСОСТОЯВШАЯСЯ ЖЕНА ПАВЛА ПЕСТЕЛЯ.

    С легкой руки филолога  Юрия Лотмана часто цитируется фраза о несостоявшейся невесте будущего декабриста Павла Пестеля :
 
" Витт, личность, грязная во всех отношениях, лелеял далеко идущие честолюбивые замыслы. Зная о существовании тайного общества (Пестель даже надеялся привлечь его на сторону заговорщиков и одно время был готов жениться на рябой старой деве, его дочери), он взвешивал, кого будет выгоднее продать: декабристов правительству или, в случае их победы (что он не исключал), правительство — декабристам ".

   Но тут допущено несколько ошибок : Пестель собирался жениться на ПАДЧЕРИЦЕ Витта, дочери его жены Юзефины, с которой он давно расстался. Во-вторых, в момент ухаживания за девушкой и даже представления ее своей семье как невесты, Изабелле было всего 21 год. Возможно, это не юная невеста 16 лет, но далеко и не старая дева. Как мы знаем, Изабелла совсем скоро после неудавшегося сватовства выйдет замуж за князя Гагарина, в браке с которым счастливо проживет всю жизнь.
  А в третьих, по свидетельству многих источников, Изабелла была красива, что подтверждает ее портрет, написанный известным художником Сергеем Зарянко в 1850 году. Конечно,в то время  ей уже за пятьдесят, и она уже действительно "особа не первой молодости", как пишет Долли в 1829 году, но черты лица весьма приятны и выглядит Изабелла весьма  достойно.

    А вот что пишет Шигин в своей интересной работе " Тайный сыск генерала де Витта " :

" Относительно романа с Изабеллой де Витт Павла Пестеля подозревали в корыстных намерениях все: и его товарищи по заговору, и начальники, и следователи, и историки. В данном случае корысти быть просто не могло: семейственность в армии никогда особо не поощрялась, и Пестель не мог надеяться на получение какой-нибудь мало-мальски значимой должности у де Витта. Разумеется, полностью такого варианта исключать нельзя, зная амбициозность Пестеля и его наполеоновские планы относительно захвата власти в России.

Возможно, что причина, по которой брак расстроился, была другой: невеста и её родственники были категорически отвергнуты родителями жениха. Познакомившись с Изабеллой и её семьей, Иван Пестель написал сыну: «Я увидал, что эта особа довольно красива, но которая должна была быть прежде ещё более красивой. Её поведение показалось мне робким, но очень осторожным, и даже более осторожным, чем я желал бы в особе её возраста. Её мать — совершенная дура, которая постоянно болтает и говорит то, что ей взбредет в голову, не размышляя много. Она мне совсем не понравилась: муж её, граф Витт, низкий интриган». И добавил в другом письме: «Я во многих отношениях держусь мнения совершенно противоположного твоему. Образ жизни нашей семьи не имеет никакого отношения к твоей женитьбе».

Разумеется, оценки матери и дочери де Витт, данные Иваном Пестелем, достаточно субъективны. Что же не устраивало Пестеля-старшего? Он отмечает, что невеста сына красива, но не так, как хотелось бы отцу (это, согласитесь, уже самодурство!). Пестеля-отца не устраивает «робость», т. е. скромность невесты, её осторожность, т. е. тактичность. Странно, что отец желал видеть рядом с сыном бой-бабу или прожженную светскую львицу, а не скромную девушку. Относительно ума матери невесты, может быть, Иван Пестель и прав. Юзефа Любомирская, возможно, не блистала интеллектом, и именно поэтому её в своё время использовал в интересах русской разведки де Витт. Но какое отношение имеет интеллект тёщи для зятя и тем более для свекра? Это уже придирки. Пестель-отец нелицеприятно отзывается о де Витте. Этот отзыв тоже весьма субъективен, учитывая мрачную славу самого Ивана Пестеля, отличившегося в период своего губернаторства в Сибири не только фантастическим взяточничеством, но и поистине чудовищной жестокостью, пытая и казня всех, кто был ему неугоден, за что, собственно, и был снят с должности. Разумеется, такой человек не мог проникнуться любовью к тому, кто занимался тайным сыском.

К тому же Пестель-старший не мог не знать, что сам де Витт со своей женой к этому времени уже фактически не жил, а это значит, что женитьба сына на приёмной дочери отвергнутой матери никакой особой пользы Павлу Пестелю принести не могла.

Однако думается, что инициатива разрыва в данном случае принадлежала не Павлу Пестелю. Если бы это обстояло именно так, тогда, согласно традициям эпохи, следовало ждать дуэли между ним и де Виттом. Несмотря на его фактический разрыв с матерью Изабеллы и отсутствие прямого родства с ней, объявление о женитьбе и последующий отказ были слишком большим оскорблением. Между тем отношения между Пестелем и де Виттом остались после этой истории вполне доброжелательными. Скорее всего, на разрыв решилась сама Изабелла, каким-то образом узнавшая о негативном отношении к себе родителей жениха. Гордая полячка, она, конечно же, не смогла примириться с этим. В общем, Пестель-отец был доволен исходом дела. Как этот разрыв пережил его сын, мы не знаем."
 
     Во всяком случае Павел Пестель не был женат, полностью отдавшись деятельности заговорщика. Как известно, судьба Павла Пестеля  сложилась трагически, он был казнен после подавления восстания декабристов.

4. ПОРТРЕТ ИЗАБЕЛЛЫ РАБОТЫ  ХУДОЖНИКА ЗАРЯНКО СЕРГЕЯ КОНСТАНТИНОВИЧА.

   Благодаря сохранившемуся портрету работы известного русского художника Зарянко мы знаем, как  выглядела Изабелла. Немного о художнике.

   Зарянко Сергей Константинович.

— живописец-портретист (1818—1870); воспитывался в 3-й СПб. гимназии и с детства выказывал художественные способности. Начальными познаниями своими был обязан весьма посредственному живописцу Аврорину. А. Венецианов способствовал определению З. в вольноприходящие ученики Имп. акд. художеств и сделался сам руководителем его в живописи. Своею специальностью З. избрал вначале перспективную живопись. Получив в продолжение академического курса две серебряные медали, малую и большую, он был удостоен в 1838 г. звания неклассного художника, после чего продолжал писать преимущественно перспективные виды. В 1843 г. за картину "Внутренность Морского Никольского собора" получил звание академика. Переселившись вскоре за тем в Москву, занимался так исполнением образов для разных церквей и преподаванием рисования. Перейдя в СПб., впервые серьезно принялся за портретную живопись. На академической выставке 1849 г. явились два великолепных портрета его работы, ген. Ломновского и певца О. Петрова, доставившие ему сразу громкую известность в публике. В 1850 г. за портреты гр. Ф. П. Толстого и ротмистра Хвостова Академия присудила ему звание профессора. В 1856 г. он поступил в Моск. училище живописи, ваяния и зодчества инспектором и старшим проф. живописи — должности эти З. занимал до смерти. Вышедшие из-под его кисти портреты замечательны по необычайно сильной лепке, превосходной передаче освещения, тщательной разработке подробностей даже в аксессуарах и по точному воспроизведению физиономий, хотя и более с внешней стороны, чем в отношении внутренней характеристики и выражения. Всего написано им до сотни портретов, из которых, сверх вышеупомянутых четырех, наиболее достойны внимания несколько портретов цесаревича Николая Александровича и государя императора в бытность его вел. князем, портреты ДСС. Турчанинова, г. Доливо-Добровольского, кн. и княг. Абамелик, г-жи Лапиковой, гр. А. А. Закревского, гр. И. М. Толстого, кн. С. М. Голицына, П. А. Тучкова, гр. С. Г. Строганова, гр. П. А. Шувалова и гр. В. А. Адлерберга. Из перспективных картин З. образцовыми в своем роде могут считаться, кроме вида Никольского собора, доставившего ему степень академика, виды тронной залы в Зимнем дворце и залы училища правоведения, с портретами проф. и воспитанников этого заведения. Как наставник в Моск. училище живописи и ваяния, З. много способствовал развитию молодых художников, из которых некоторые достигли потом почетной известности, каковы, напр., В. Перов, И. Прянишников, В. Пукирев, В. Шервуд и Л. Жодейко. Замечательно, что он с давних пор видел только одним глазом, так как в другом вследствие болезни образовалась темная вода.
{Брокгауз}
    
  Как портретист, Зарянко стал знаменит с 1849 года. Именно тогда он писал портреты самых знатных людей своего времени. В 1850 году он написал и портрет Изабеллы Адамовны Гагариной, который первоначально хранился в коллекции князя Гагарина. До 1917 года...
   Дальнейшая судьба портрета связана с аукционами. Вот один из них, Сотбис 2006 года:

" Сергей Константинович ZARIANKO (русский 1818-1870)
Портрет Принцесса Изабелла Адамовна Гагарина, в конце 1850-х годов, холст, масло, акрил, 58.2 х 50.2 см (23 х 19 1/4 дюйма). Кириллической надписью на подрамнике С. К. Зарянко Morzenkova 1848

Происхождение: Коллекция князя в. Н. Гагарина, Москва, до 1917 года;Художественный салон  Мос-культура, Москва,  Сотбис в Нью-Йорке, 26 апреля, лот 2006 16
Литература: время собирать: Русское искусство из Зарубежных частных коллекций (Русский музей, Дворцовое издание: 2007), стр. 68

В юности Принцесса Изабелла Адамовна Гагарина (1800-1886, урожденная графиня Валевская), была знаменита своей красотой.Замужем за обер-камергером  князем Сергем Сергеевичем Гагариным, директор императорских театров, и сама знаменитый филантроп и кавалер ордена св. Екатерины 2-й степени, Гагарина, являлась членом высшей Российской знати. Сергей Константинович Зарянко, ученик Венецианова Алексея Гавриловича, был одним из ведущих портретистов XIX века и  ему было даже поручено написать портреты членов императорской семьи в Зимнем дворце.
Дата в конце 1850-х годов."
    Известен еще и аукцион 2013 года, на котором портрет представлен по описи Русского Музея:

      Аукцион Шапиро в Нью-Йорке 2013 года:

 " Огромное количество предметов, предоставленных аукционному дому Шапиро коллекционерами со всего мира, выделяется разнообразием не только отдельно взятых работ, но и видов искусств. Среди живописи XIX века представлены три небольшие картины Ивана Айвазовского; портрет княгини Изабеллы Адамовны Гагариной кисти Сергея Зарянко (картина недавно была опубликована в каталоге, изданном Русским музеем в Санкт-Петербурге); изображение броненосца «Минин» кисти Леонида Блинова; живописный вид на озеро Севан, написанный армянским художником Геворком Башинджагяном. В дополнение — пейзаж Исаака Левитана, изображающий вид Ялты (эта картина была выставлена на VI выставке Московского общества любителей художеств в 1886–1887 годах, а также на Выставке русских художников общины Св. Евгении в Санкт-Петербурге в 1913 году)."

    Видимо, портрет Изабеллы Гагариной был продан в частную коллекцию, хотя по праву мог бы находиться в Русском музее...

5. ПОРТРЕТЫ СЕСТЕР ЛЮБОМИРСКИХ.

   Но вернемся к мраморным бюстам из Тульского музея изобразительных искусств, о которых я писала в  начале данной работы. Как я предположила, это вполне могли быть портреты Юзефины Любомирской Валевской и Адама Валевского, т.е. родителей Изабеллы. Их нахождение в усадьбе мужа Изабеллы Сергиевское более чем оправдано. Если это так, то мы можем увидеть, как выглядела Юзефина Валевская, во втором браке Витт, так критично воспринятая отцом несостоявшегося жениха Изабеллы Павла Пестеля. Родственница ( по мужу) знаменитой красавицы Марии Валевской, гражданской жены самого Наполеона Бонапарта, она много времени провела рядом с ней. И в поместье Валевицы, и во Франции, где вместе с другими родственницами семьи Валевских окружала Марию заботой и вниманием, надеясь оказать через нее влияние на императора в политических интересах Польши.

 Вот что пишет по этому поводу польский писатель Брандыс в своей книге "Мария Валевская" :

" Эта общая неприязнь к Валевской, что я отчетливо ощутил во время моего краткого пребывания в Валевицах, по закону контраста усилила во мне доброжелательность и сочувствие к легендарной камергерше. Бедная «малютка с грустными глазами»! И тогда – в 1805–1806 годах – ей не очень-то хорошо здесь жилось.
В имении пана Анастазия обитала в то время целая орава разных Валевских – преимущественно женщин. Правила домом единственная сестра камергера пани Ядвига, которая, разведясь с мужем, самым видным представителем этого рода, Серадзским воеводой Михалом, некогда маршалом Барской конфедерации, а потом и Тарговицкой, вернулась в родное гнездо и навсегда поселилась у брата. С нею находились три ее дочери от разных браков: княгиня Теодора Яблоновская, Тереза Бежиньская и Каролина Ходкевич, и еще целый рой племянниц и внучек во главе с Юзефиной, урожденной Любомирской, женой Адама Валевского (впоследствии жена генерала Яна Витта).
Все это бабье царство принялось энергично опекать растерянную блондиночку из Кернози. Старая пани Валевская захватила в свое ведение маленького племянника, остальные дамы занялись «светским воспитанием» его матери. А в этой области они могли дать ей много ценных уроков, особенно пани Ходкевич, Яблоновская и жена Адама Валевского, которые своими романами уже сумели заполнить не одну страницу тогдашней «скандальной хроники». Сам пан Анастазий играл в доме незначительную роль и мало уделял внимания светской жизни. Поскольку человек он был весьма тучный и плохо переносил жару, то большую часть времени проводил в подвальной части дворца, где, лежа, потягивал холодное пиво, а слуги обмахивали его опахалами."

   А вот еще материал о деятельности тех же родственниц Марии Валевской, но уже во Франции:

" Тут уместно припомнить имена дам из так называемой миссии Брентиньи - свойственниц возлюбленной Императора, которые с 1809 по 1814 годы пытались роман молодой жены камергера с повелителем Европы превратить в политический фактор, своего рода - группа влияния, сложившаяся вокруг растерянной Марии: три сестры Колонна-Валевские, племянницы ее законного мужа - княгиня Теодора Яблоновская, графиня Тереза Бержиньская и графиня Каролина Ходкевич, а также Жозефина Колонна-Валевская, урожденная княжна Любомирская.
Все основные переговоры в 1824-25 годах с Южным обществом вели два агента Патриотического Общества: князь Антоний Яблоновский, сын Теодоры, и граф Александр Ходкевич, бывший муж Каролины.
Этот родственный круг - Валевские, Бежиньские, Любомирские, Яблоновские, - владел огромными имениями на Волыни, в Подольской и Киевской губерниях. И стоял во главе вечно мятежного католического дворянства."

    Не стоял в стороне от всего этого и генерал Витт, второй супруг Юзефины с 1809 года. Пребывая вместе с ней во Франции, он использовал  жену  в политических целях. Пользуясь близкими родственными  отношениями Юзефины и Марии, он даже имел доступ к переписке Марии с императором!
   Когда же Юзефина стала ему не нужна, он запросто расстался с ней в 1813 году. Но, как стало известно, в своем завещании генерал Витт упомянул Юзефину Валевскую, оставив ей определенную сумму денег.
   Итак, это о Юзефине (Жозефине) Валевской Витт, портретом которой является, по моему предположению, мраморный бюст из Сергиевского. Это предположение усиливается благодаря сохранившимся портретам ее родной сестры Марианны Потоцкой Зубовой Шуваловой, урожденной Любомирской.

6. ПОРТРЕТЫ МАРИАННЫ ПОТОЦКОЙ ЗУБОВОЙ ШУВАЛОВОЙ.

   Эта красавица - полька оставила много воспоминаний о себе за свою короткую (36 лет) жизнь.
   Но здесь мне интересно то, что она была родной теткой Изабеллы. Ее сохранившиеся портреты указывают на сходство с мраморными бюстами из Сергиевского, на мой взгляд.
  Особенно похож ее портрет работы Иосифа  Марии Грасси, запечатлевший Марианну в молодости, когда она еще была женой Потоцкого. Брак, правда, продлился недолго,  хотя Марианна успела родить дочь Эмилию.
   Но любовная связь с красавцем Зубовым прервала его. Кажется, Потоцкий вынужден был уступить жену любимцу Екатерины II. После смерти Зубова Марианна выходит замуж за Шувалова.
   В 1806 году чешский художник Янош Ромбауэр пишет ее портрет, отразивший, на мой взгляд легкомысленный характер Марианны и ее незаурядную красоту. Пишет он также и портрет ее мужа на тот момент - Шувалова.
   И немного об этом талантливом художнике :

Ромбауер (Janos (Johann) Rombauer) Янош (1782-1849) – венгерский живописец-портретист. Родился 28 мая 1782 года в словацком городке Левоч (Locse) в семье резчика по дереву немецкого происхождения, с детства проявил склонность к рисованию и изучал живопись под руководством датского классициста Иоганна Якуба Штундера (Johann Jacob Stunder) (1759-1811). С 1802 по 1805 год работал в Пеште (Pest), где выполнил 15 портретов, отличающихся реалистичностью и эмоциональной выразительностью, в 1805 году принял предложение российского сенатора графа Августа Ивановича Илинского (1761-1844) и в 1806 году прибыл для работы в Санкт-Петербург. Первые портреты петербургского периода исполнены в традиционной манере, но знакомство с творчеством выдающихся русских портретистов Владимира Лукича Боровиковского (1757-1825), Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822) и Ореста Адамовича Кипренского (1782-1836) значительно повлияли на стиль Ромбауера, полностью отказавшегося от сентиментализма. Быстро приобрёл репутацию великолепного рисовальщика, получал заказы от сановников, военных и театральных деятелей, написал более 40 портретов, был приглашён на должность учителя живописи в мужском пансионе реформатского пастора Иоганна фон Муральта (Johann von Muralt) (1780-1850). Активно участвовал в художественной жизни российской столицы, представлял свои работы на Академических выставках 1810 и 1820 годов. В 1824 году возвратился на родину, где продолжал успешно трудиться в области портретной и религиозной живописи. Умер 12 февраля 1849 года в Прешове (Eperjes) в возрасте 66 лет.



НА КОЛЛАЖЕ: ВЕРХНИЙ РЯД ПОТРЕТ ИЗАБЕЛЛЫ ГАГАРИНОЙ РАБОТЫ ЗАРЯНКО, ЖЕНСКИЙ МРАМОРНЫЙ БЮСТ ИЗ ТУЛЬСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ- ПОРТРЕТ ЛЮБОМИРСКОЙ (ВАЛЕВСКОЙ), ПОТРЕТ КНЯЗЯ ГАГАРИНА РАБОТЫ РАЗУМИХИНА.

НИЖНИЙ РЯД: ПОРТРЕТ МАРИАННЫ ЛЮБОМИРСКОЙ ПОТОЦКОЙ РАБОТЫ ИОСИФА ГРАССИ, ПОРТРЕТ МАРИАННЫ ЛЮБОМИРСКОЙ ПОТОЦКОЙ ЗУБОВОЙ ШУВАЛОВОЙ РАБОТЫ ЯНОША РОМБАУЭРА, МУЖСКОЙ МРАМОРНЫЙ БЮСТ ИЗ ТУЛЬСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ.